Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Dafafa13 thumb
9/10

Над темной водою куражится ветер

Рецензия на фильм «Полеты во сне и наяву»

8467 thumb

Самым простым было бы заключить, что фильм этот – о кризисе среднего возраста, что Янковский великолепен,  Балаян великолепен, монтаж, блин, – тоже великолепен и поставить точку, по форме напоминающую «это кино про меня».

Но здесь все не так, как кажется. Мир, как мы знаем, от века к веку становится лучше и поэтому «плотнее». У человека же в подкорке заложены только базовые животные инстинкты, интеллектуальные, естественно, отсутствуют, поскольку развитому «телу» сотни тысяч лет, а

развитому головному мозгу – сами понимаете. И трагедия тут в том, что подавляющее большинство людей выбирает из предложенных обществом вариантов – «выбирай жизнь, выбирай работу, выбирай любовь, выбирай будущее…»

Герой Янковского тоже выбрал и побежал на первый круг, I hope you are following an idea*. В конце этого самого первого круга (аккурат к сорока)  силы вышли, поскольку бежать, не понимая самого себя, затея опасная. Тут-то и закончился сон и полет, герой опустошен, его душа стала тонкой, как тончайшая золотая нить. Как все исправить? Начать заново? Но как бежать, когда легкие спались, а мышцы сгорели от напряжения? Даже чужая любовь и чужая молодость не исцеляют, поскольку вопрос самопознания не решен.

Как сыграна подобная драма – тонко и достоверно. Лица обычно резко меняются в сторону старения как раз после сорока лет, что создает еще один невольный подтекст. Как это все снято – так, как на данный момент герой видит свою жизнь. Тягучая череда серых сырых улиц и тесных квартир, зависающая камера и, конечно же – скитание человеческой души, невероятно метко оформленное в эпизоде с попаданием на съемочную площадку.

Балаян не спешит возводить трудности своего героя в абсолют, показывая нам повторяющиеся по ходу фильма сцены с танцующим и счастливым Меньшиковым. В чем их смысл, понятно без дальнейших объяснений.

Смотреть это кино тяжело не из-за сценарной, а именно из-за визуальной составляющей, но в финале зритель получает великолепную, филигранно переданную картину засыпающей природы. Она настолько красива, что можно почувствовать ветер, запах воды и мокрых листьев. А среди всего этого горько плачет человек, который борется с посредником, успешно заменявшим ему самого себя все эти годы. Исход этой борьбы остается неясным, есть тут место и для надежды, и для сочувствия, и даже для насмешки и безысходности. Если в эти моменты думать только о природе, можно уловить намек на нескорую весну.

Картина Балаяна имеет совершенно самобытный и богатый в своей лаконичности микромир, которому однозначно стоит уделить толику размышлений. Это кино не об обязательном жизненном этапе, это кино о прозрении, которого порой не бывает без боли и страданий. А когда наступает первое и заканчивается последнее – не знает никто.

* I hope you are following an idea - я надеюсь, вы понимаете идею

@ Tue, 09 Dec 2014 21:54:11 +0300

Комментарии к рецензии (42)

theghostka
  • К.Модератор
  • Wed, 10 Dec 2014 19:27:40 +0300
Б@н3ай писал:

по мне так очевидно, что тебя тянут поплясать на трупе социализма mrgreen

нет smile
просто хочется ясности... если все завуалировано так, что только автор понимает, о чем речь wink

по мне, так практически каждое предложение тем или иным макаром связано с КСВ, но автор это отрицает...

dafafa13
  • Кинокритик
  • Wed, 10 Dec 2014 19:29:13 +0300
theghostka писал:

нет smile
просто хочется ясности... если все завуалировано так, что только автор понимает, о чем речь wink

по мне, так практически каждое предложение тем или иным макаром связано с КСВ, но автор это отрицает...

вот гранатт, вроде, поняла, "что имел ввиду автор" ))

можно назвать это словом "кризис", но это не КСВ, ибо вот так иного человека может накрыть и в 20 и в 60)))

КСВ, как и пубертат, мало чем интересен), и, к счастью, фильм не пошел на подобный плоский подход

theghostka
  • К.Модератор
  • Wed, 10 Dec 2014 19:36:06 +0300
dafafa13 писал:

вот гранатт, вроде, поняла, "что имел ввиду автор" ))

можно назвать это словом "кризис", но это не КСВ, ибо вот так иного человека может накрыть и в 20 и в 60)))

КСВ, как и пубертат, мало чем интересен), и, к счастью, фильм не пошел на подобный плоский подход

конечно, может... но накрывает в основном, когда жизнь прожита наполовину. когда вроде бы и познал все, а чего то не хватает, когда устаешь от своей же жизни, от ее ритуалов... когда почти уверен, что прожил бы ее по другому, была бы такая возможность...
рецензия говорит именно об этом, в основном... по крайней мере, я ее так понял, и согласен по всем пунктам
я просто не понимаю, о чем она, если не об этом question2

что, спрашивать у Grannatt? confused

dafafa13
  • Кинокритик
  • Wed, 10 Dec 2014 20:50:55 +0300
theghostka писал:

конечно, может... но накрывает в основном, когда жизнь прожита наполовину. когда вроде бы и познал все, а чего то не хватает, когда устаешь от своей же жизни, от ее ритуалов... когда почти уверен, что прожил бы ее по другому, была бы такая возможность...
рецензия говорит именно об этом, в основном... по крайней мере, я ее так понял, и согласен по всем пунктам
я просто не понимаю, о чем она, если не об этом question2

что, спрашивать у Grannatt? confused

как вы правильно сказали, на половине жизни, если человек до сих пор не познал себя и следовал ритуалам, такое и происходит чаще всего

только если это КСВ - то пройдет, а вопрос самопознания останется

в фильме же герой пытается обрести настоящего себя, которого ему заменяла вся эта мура из предыдущих жизненных установок, подсознательно он уже понял, что от этого посредника нужно избавляться, вот и показывает балаян этот болезненный процесс, но до принятия твердого решения(и будет ли оно принято - мы не знаем наверняка)

КСТАТИ, в "настоящем детективе" герой харельсона тоже не знает, кто он до конца и чего хочет(не решен вопрос самопознания), только там об это говорится прямо и без слез в стогу сена)

Grannatt
  • Кинокритик
  • Wed, 10 Dec 2014 21:05:25 +0300
dafafa13 писал:

я рад, что текст дал импульс. фильм-то уже "в возрасте" )

Возраст фильма ни сном ни духом не виноват: сколько картин древнее этой будоражат зрителя и по сей день!
Мне был интересен непривычный ракурс в толковании балаяновской киноклассики. Понравилось наличие идеи в Вашем тексте. Идеи и формы. Мысль о самопознании и внешняя оболочка, в которую она была заключена. Ещё бы чувство впустили! А то…
Прикоснулся и остыл.
Будто целую покаянными губами
в холодных скалах высеченный монастырь.

(Владимир Маяковский)

Ну, вот, снова толкаете меня на стихотворные аргументы. cool
P.S. То, что я «вроде, поняла, "что имел ввиду автор"» улыбнуло. Вот здесь явно говорит не автор, а его юношеский максимализм. Сама таким грешна была, с тех пор знаю в лицо. Первозадачно, чтобы фильм вызвал отклик и работу мысли у зрителя, пресловутый "импульс", а кто и как его интерпретирует – уже глубоко вторично.
P.P.S. Своё понимание фильма когда-то оставила в комментарии на его страничке, повторяться не стану.

dafafa13
  • Кинокритик
  • Wed, 10 Dec 2014 22:11:21 +0300
Grannatt писал:

Возраст фильма ни сном ни духом не виноват: сколько картин древнее этой будоражат зрителя и по сей день!
Мне был интересен непривычный ракурс в толковании балаяновской киноклассики. Понравилось наличие идеи в Вашем тексте. Идеи и формы. Мысль о самопознании и внешняя оболочка, в которую она была заключена. Ещё бы чувство впустили! А то…
Прикоснулся и остыл.
Будто целую покаянными губами
в холодных скалах высеченный монастырь.

(Владимир Маяковский)

Ну, вот, снова толкаете меня на стихотворные аргументы. cool
P.S. То, что я «вроде, поняла, "что имел ввиду автор"» улыбнуло. Вот здесь явно говорит не автор, а его юношеский максимализм. Сама таким грешна была, с тех пор знаю в лицо. Первозадачно, чтобы фильм вызвал отклик и работу мысли у зрителя, пресловутый "импульс", а кто и как его интерпретирует – уже глубоко вторично.
P.P.S. Своё понимание фильма когда-то оставила в комментарии на его страничке, повторяться не стану.

неет, я сказал "вроде", потому что я не могу говорить от вашего лица) это не к тому, что вы что-то не поняли, а к тому, что текст может иметь изьяны, затрудняющие понимание

импульс - к размышлениям и просмотру этого фильма

возраст фильма, конечно, не влияет на его художественную ценность, но с особенным интересом, как правило, обсуждаются недавние картины. о фильмах "постарше", тем более отличных, уже многое и многое сказано (и привлечь к обсуждению сложнее) - я это имел ввиду

читал, кстати, ваше понимание

A0903
  • Р.Модератор
  • Wed, 10 Dec 2014 23:52:10 +0300

А ты посмотри «О́тпуск в сентябре́» он как бы на ту же тему , но жестче в разы!

http://www.kinokopilka.tv/movies/12335-otpusk-v-sentyabre

dafafa13
  • Кинокритик
  • Wed, 10 Dec 2014 23:57:39 +0300
Syrdon писал:

А ты посмотри «О́тпуск в сентябре́» он как бы на ту же тему , но жестче в разы!

http://www.kinokopilka.tv/movies/12335-otpusk-v-sentyabre

Ок, посмотрю на досуге.

theghostka
  • К.Модератор
  • Thu, 11 Dec 2014 04:23:09 +0300
dafafa13 писал:

как вы правильно сказали, на половине жизни, если человек до сих пор не познал себя и следовал ритуалам, такое и происходит чаще всего

только если это КСВ - то пройдет, а вопрос самопознания останется

в фильме же герой пытается обрести настоящего себя, которого ему заменяла вся эта мура из предыдущих жизненных установок, подсознательно он уже понял, что от этого посредника нужно избавляться, вот и показывает балаян этот болезненный процесс, но до принятия твердого решения(и будет ли оно принято - мы не знаем наверняка)

КСТАТИ, в "настоящем детективе" герой харельсона тоже не знает, кто он до конца и чего хочет(не решен вопрос самопознания), только там об это говорится прямо и без слез в стогу сена)

''в фильме же герой пытается обрести настоящего себя, которого ему заменяла вся эта мура из предыдущих жизненных установок, подсознательно он уже понял, что от этого посредника нужно избавляться, вот и показывает балаян этот болезненный процесс, но до принятия твердого решения(и будет ли оно принято - мы не знаем наверняка)''
===========================================================
это и есть кризис среднего возраста!

КСВ явление временное, а самопознание может продолжаться всю жизнь, это верно. Но откуда такая уверенность, что это именно самопознание, а не КСВ? Я о фильме. КСВ и начальные этапы самопознания, особенно если они начались в зрелом возрасте (а именно так чаще всего и бывает) практически не различимы. Где та граница, которая позволяет утверждать, что по эту сторону лежит это, а по ту-- то?

''Настоящий детектив'' не смотрел

dafafa13
  • Кинокритик
  • Thu, 11 Dec 2014 11:15:37 +0300
theghostka писал:

''в фильме же герой пытается обрести настоящего себя, которого ему заменяла вся эта мура из предыдущих жизненных установок, подсознательно он уже понял, что от этого посредника нужно избавляться, вот и показывает балаян этот болезненный процесс, но до принятия твердого решения(и будет ли оно принято - мы не знаем наверняка)''
===========================================================
это и есть кризис среднего возраста!

КСВ явление временное, а самопознание может продолжаться всю жизнь, это верно. Но откуда такая уверенность, что это именно самопознание, а не КСВ? Я о фильме. КСВ и начальные этапы самопознания, особенно если они начались в зрелом возрасте (а именно так чаще всего и бывает) практически не различимы. Где та граница, которая позволяет утверждать, что по эту сторону лежит это, а по ту-- то?

''Настоящий детектив'' не смотрел

худ-приемы в фильме четко дают это понять)

а так вы правы, конечно - граница размыта

''Настоящий детектив'' посмотрите обязательно, если моя просьба не смотивирует - прочтите рец. какапо, тогда точно посмотрите)

Добавить комментарий