Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Grannatt thumb
8/10

«…чтоб не пропали, чтобы подгребали, чтоб им дежурный голубь ветку бросил небесной яблони, сиречь оливы, цветущей, пахнущей, вечновесенней...»

Рецензия на фильм «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии»

27163 thumb

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?
Я тот же, что и был и буду весь мой век.
Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Александр Радищев

     Не верьте названию киноленты и постеру к ней – это наживка. Для разглядывания реалистичных животных лучше сходите в зоопарк, для знакомства с фантастическими – перелистайте бестиарий. «Первый после Бергмана» снимает не о животных – исключительно о людях, об их хрупкости и уязвимости. Его инертные несчастливцы – это слепки с нас самих. Это мы сами

– те, какими зачастую по тем или иным причинам нам удобнее идти по жизни.

     Шведский режиссёр, чей «Голубь…» наподобие сказочного петуха склевал и «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, и доморощенного «Золотого жука», и ещё пятнадцать наград в разных обличьях, мог бы охарактеризовать себя, повторив слово в слово за Вячеславом Бутусовым: «По натуре я пессимист, который очень хочет стать оптимистом». Что он и сделал, поделившись собственным мироощущением в экзистенциальной трилогии о том, как быть человеком («Песни со второго этажа» (2000), «Ты, живущий» (2007) и «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» (2014)).

     Выдержав семилетнюю передышку, самый меланхоличный шутник сегодняшнего киномира и адепт клипового мышления (отголоски рекламного прошлого) снова скомпоновал подборку то ли из скетчей, то ли из новелл, то ли из 39 перемещений из комнаты в комнату. Где они находятся? Господин Андерссон консервативен в своих предпочтениях, а потому «место встречи изменить нельзя». Музей естественных наук – лишь пролог, присказка для внедрения голубя в сюжетную канву. Традиционная кунсткамера, по которой с деревянной поступью зомби блуждают андерссоновские неудачники, на практике – идеально выверенный паноптикум. Стражник-зритель получает там возможность наблюдать за всеми «преступниками», заключёнными в разных камерах цельной кинематографической конструкции.

     А как же голубь? У него всё хорошо, несмотря на финансовые проблемы, о которых в стихотворении со сцены упомянет девочка? Голубю приходится нелегко: перед ним проходит целая череда лиц, пренебрежительно смешиваются эпохи. Наиболее благодатной территорией для путешествий во времени оказываются точки общественного питания. Шведский король Карл XII со свитой отбывает под Полтаву, но по дороге умудряется испить газированной воды и пофлиртовать с официантом в современном кафе. Под песенные куплеты раздаёт пиво и поцелуи трактирщица Лотта, а через пару минут превращается в фата-моргану, «то ли девушку, а то ли видение» глухого завсегдатая заведения.

     Иные картины-фантасмагории доведены до абсурда, как сцена с нагреваемой медной бочкой, сквозь стенки которой издают прощальные трубные звуки горемычные папуасы. Настолько же странны действующие лица, по внешним признакам и внутреннему наполнению – типичные белые клоуны.

Белый клоун плачет – никому не жалко.
Поделом зануду отлупили палкой.
Он такой нелепый, в блёстках, неуклюжий.
Белый скучный клоун никому не нужен.

(Анжелика Игнатова)

     Два коммивояжёра из индустрии развлечений с кармой Ивана Сусанина, твердящие: «Мы хотим, чтобы людям было весело!» - являются квинтэссенцией всеобщей печальной клоунады и монотонности.

     В гостях у Андерссона непозволительно быть скромным – наоборот, заглядывайте повсюду, не забывая о специально распахнутых дверях и густо населённых заоконных пространствах. Именно там порой бурлят эмоции, в то время как прямо перед вами медитирует очередной угрюмый филантроп, повторяющий, будто священную мантру: «Я рад, что у тебя всё хорошо!»

     «В глаз этот, маленькую, округлую шайбочку коричневого цвета с чёрной точкой посередине, было страшно смотреть. Он выглядел словно пришитая на оперенье головки пуговица, без ресниц, без бровей, абсолютно голая, вывернутая наружу безо всякого стыда и до жуткого откровенно; одновременно в этом глазу светилось какое-то скрытое лукавство; и в то же время казалось, что он ни откровенен, ни лукав, а просто-напросто – неживой, словно объектив камеры, вбирающий в себя весь внешний свет и не выпускающий обратно изнутри ни единого луча…» (Патрик Зюскинд)

     С теми же магнетизмом и неподвижностью, что в рассказе немецкого писателя «Голубка», взирает на нас сидящий на ветке и размышляющий о бытии «Голубь…» Роя Андерссона. В его фильмах нет профессиональных актёров и натурных съёмок – есть чёрный юмор, беккетовская театральность и усердно выстроенные мизансцены. Если для трагедии предпочтительны крупные планы, а для комедии – длинные, то в андерссоновском трагифарсовом действе правят бал последние. Снимать принято одним дублем, без монтажных склеек, поэтому декорация строится вокруг статичной камеры, а та высвечивает перспективу и мельчайшие детали скупой, но продуманной композиции, словно прожектор.

     Уникальный стиль работ шведа с его же подачи окрестили «тривиализмом». Обывателей полагается высмеивать, обыденность – клеймить, а вот многие ли их воспевали? Андерссон не способен выступать против человека, каким бы он ни был. Ему милы его сила и особенно – его слабости: «Может, банальности не так уж банальны? Может, всё банальное на самом деле важно?» Именно этой теме посвящены его картины, больше тяготеющие к театральным постановкам, об этом говорят на камеру его герои.

     Перемежая жизнь со смертью, а грусть – с иронией, Андерссон действует от противного и, погружая в депрессию, вручает таблетку от неё же. Его тоскливый, псевдоналаженный мир в оттенках «песка и тумана» с людьми, чьи пастозные лица будто минуту назад окунули в «молочную реку с кисельными берегами», а тела отдали во власть пиквикского синдрома, – призыв к побегу из личного Шоушенка. Нарочно утрированный анабиоз подстрекает вырваться из замкнутого круга. «Только старости недостаёт. Остальное уже совершилось…» После просмотра заключительной части трилогии хочется немедленно поймать и зажарить всех пернатых в округе, послать куда подальше мыслительные процессы и испытать на себе прелесть действия. «Гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, да ещё дышать, смотреть» согласно списку или в произвольном порядке, в среду или в четверг, но как можно скорее!

     Ты, живущий, довольно распевать песни с многоэтажек и размышлять о бытии, останавливая мгновения. Твори новые, дерзай, живи!

@ Sat, 07 Nov 2015 13:51:24 +0300

Комментарии к рецензии (29)

Grannatt
  • Кинокритик
  • Mon, 09 Nov 2015 09:59:41 +0300
shabat2 писал:

Все верно smile

smile

chichal507
  • Киноакадемик
  • Mon, 09 Nov 2015 16:44:47 +0300

не приглянулся фильм, да? ) не согласен про депрессию, я ее там не видел, кино просит посмотреть на человека несколько отдаленно - оно вот такое вот, человек, бывает совершенно отвратительным, например, не считает массовое убийство преступлением (попуасов)... это, в одном журнале мне прочитали про испанскую королеву Изабеллу, автор статьи о ней написал кровавая царица в кавычках, она ввела в Испании инквизицию и в отличии от других инквизиций, ее палачи убили только 10 тыс. человек, тогда как в др. странах цифра убийств доходила до сотен тыс. и это показалось автору статьи, что уж совсем не кровавая она Изабелла.
к чему я это)) пока писал - забыл) короче фильм предлагает такой высокомерный взгляд, вроде - это ж люди, что с них взять, зато они милые и все равно это мы и кого-то из них мы любим. на мой взгляд это не депрессия, это компромис. но вообще мне понравилась рецензия.
кстати это еще очень смешной фильм и грустный и жутко талантливый)

Grannatt
  • Кинокритик
  • Mon, 09 Nov 2015 16:46:34 +0300
Zodiak писал:

не приглянулся фильм, да? ) не согласен про депрессию, я ее там не видел, кино просит посмотреть на человека несколько отдаленно - оно вот такое вот, человек, бывает совершенно отвратительным, например, не считает массовое убийство преступлением (попуасов)... это, в одном журнале мне прочитали про испанскую королеву Изабеллу, автор статьи о ней написал кровавая царица в кавычках, она ввела в Испании инквизицию и в отличии от других инквизиций, ее палачи убили только 10 тыс. человек, тогда как в др. странах цифра убийств доходила до сотен тыс. и это показалось автору статьи, что уж совсем не кровавая она Изабелла.
к чему я это)) пока писал - забыл) короче фильм предлагает такой высокомерный взгляд, вроде - это ж люди, что с них взять, зато они милые и все равно это мы и кого-то из них мы любим. на мой взгляд это не депрессия, это компромис. но вообще мне понравилась рецензия.
кстати это еще очень смешной фильм и грустный и жутко талантливый)

Мерси за отклик, Zodiak!
Если бы фильм не приглянулся, не писала бы о нём. Я разгромных и отрицательных рецензий избегаю. Да и оценка в 8 баллов о чём-то говорит. wink
Тут другое. Сейчас попробую объяснить.
Честно скажу: Андерссона смотреть ох как непросто! Он уныл и монотонен. Но и уникален, и жизнеутверждающ, как ни парадоксально звучит. (Об этом попыталась рассказать в рецензии.)
У меня было так: первый его фильм, "Песни...", меня шокировал; второй, "Ты, живущий", смотрелся уже бодрее (то ли втянулась и попривыкла, то ли действительно такова правда жизни, и он лучше остальных частей трилогии), а вот "Голубь..." показался даже скучнее и слабее предыдущих картин (может, пресытилась знакомой манерой? или маэстро выдохся от 14-летнего марафона и всё так и есть?). В общем, "Ты, живущий" я бы рекомендовала к просмотру более остального. Рецензию же писала с учётом впечатлений от трилогии в целом и от её последней картины – в частности.
Но, положа руку на сердце, должна признать: в "Голубе..." есть какая-то доброта и милота, которых раньше я за Андерссоном не замечала. И да, смешной и грустный. И талантливый. smile

chichal507
  • Киноакадемик
  • Mon, 09 Nov 2015 16:47:28 +0300
Grannatt писал:

Мерси за отклик, Zodiak!
Если бы фильм не приглянулся, не писала бы о нём. Я разгромных и отрицательных рецензий избегаю. Да и оценка в 8 баллов о чём-то говорит. wink
Тут другое. Сейчас попробую объяснить.
Честно скажу: Андерссона смотреть ох как непросто! Он уныл и монотонен. Но и уникален, и жизнеутверждающ, как ни парадоксально звучит. (Об этом попыталась рассказать в рецензии.)
У меня было так: первый его фильм, "Песни...", меня шокировал; второй, "Ты, живущий", смотрелся уже бодрее (то ли втянулась и попривыкла, то ли действительно такова правда жизни, и он лучше остальных частей трилогии), а вот "Голубь..." показался даже скучнее и слабее предыдущих картин (может, пресытилась знакомой манерой? или маэстро выдохся от 14-летнего марафона и всё так и есть?). В общем, "Ты, живущий" я бы рекомендовала к просмотру более остального. Рецензию же писала с учётом впечатлений от трилогии в целом и от её последней картины – в частности.
Но, положа руку на сердце, должна признать: в "Голубе..." есть какая-то доброта и милота, которых раньше я за Андерссоном не замечала. И да, смешной и грустный. И талантливый. smile

я еще Песен не видел) так что здесь вы меня обходите) ничего не могу сказать про всю трилогию. мне кажется Ты, живущий нравится больше, потому как главной темой там являются сны, а данный авторский стиль под сны идеально ложиться. но на мой взгляд - это один и тот же фильм. если перетасовать сценки Голубя и Живущего, то кино от этого станет несколько длиннее, но вряд-ли хуже. наверно и правда, вам просто надоело смотреть одно и то же кино трижды)

Grannatt
  • Кинокритик
  • Mon, 09 Nov 2015 16:50:54 +0300
Zodiak писал:

я еще Песен не видел) так что здесь вы меня обходите) ничего не могу сказать про всю трилогию. мне кажется Ты, живущий нравится больше, потому как главной темой там являются сны, а данный авторский стиль под сны идеально ложиться. но на мой взгляд - это один и тот же фильм. если перетасовать сценки Голубя и Живущего, то кино от этого станет несколько длиннее, но вряд-ли хуже. наверно и правда, вам просто надоело смотреть одно и то же кино трижды)

А вот тут Вы абсолютно уловили! Да, у Гая Ричи, например, его фирменная динамика несёт тебя по волнам повествования, и ты в нём не вязнешь (хотя в сюжете его последней картины я всё-таки увязла). У Роя Андерссона фирменная статика от одной киноленты к другой становится тяжеловатой. Это как высидеть пяти-шестичасовой спектакль, хоть и с перерывами. Постоянство в стиле – это похвально, но его стиль не из лёгких.
Кстати, читала в интервью, что он обещает снять что-то живенькое и с изрядной долей сумасшедшинки (видимо, сам понял, что пора менять лыжню). Будет занятно, если не соврёт. wink

chichal507
  • Киноакадемик
  • Mon, 09 Nov 2015 16:51:22 +0300
Grannatt писал:

А вот тут Вы абсолютно уловили! Да, у Гая Ричи, например, его фирменная динамика несёт тебя по волнам повествования, и ты в нём не вязнешь (хотя в сюжете его последней картины я всё-таки увязла). У Роя Андерссона фирменная статика от одной киноленты к другой становится тяжеловатой. Это как высидеть пяти-шестичасовой спектакль, хоть и с перерывами. Постоянство в стиле – это похвально, но его стиль не из лёгких.
Кстати, читала в интервью, что он обещает снять что-то живенькое и с изрядной долей сумасшедшинки (видимо, сам понял, что пора менять лыжню). Будет занятно, если не соврёт. wink

потому что Гай Ричи - попса)) вот и не увязнешь в нем, но поспать на его фильмах можно просто замечательно)
я ратую за особенность Андерсона, потому что он ни на кого не похож - вообще. он автор из 21 века (хотя и начал значительно раньше, с 70-ых), а авторы 21 века в основном отказываются от своего авторства, добавляя все больше реальной жизни на экран (делая тем самым кино еще более далеким от реальности, это очень крутой парадокс - чем ближе искусство к реальности, тем в результате оно дальше от него). он из другой эпохи и в этом его прелесть, выйдя он с этими фильмами в 60-х, он бы не затерялся среди великих итальянцев и французов (мое мнение, может и затерялся).
а сумасшедшинка - это хорошо)

Grannatt
  • Кинокритик
  • Mon, 09 Nov 2015 16:52:12 +0300
Zodiak писал:

потому что Гай Ричи - попса)) вот и не увязнешь в нем, но поспать на его фильмах можно просто замечательно)
я ратую за особенность Андерсона, потому что он ни на кого не похож - вообще. он автор из 21 века (хотя и начал значительно раньше, с 70-ых), а авторы 21 века в основном отказываются от своего авторства, добавляя все больше реальной жизни на экран (делая тем самым кино еще более далеким от реальности, это очень крутой парадокс - чем ближе искусство к реальности, тем в результате оно дальше от него). он из другой эпохи и в этом его прелесть, выйдя он с этими фильмами в 60-х, он бы не затерялся среди великих итальянцев и французов (мое мнение, может и затерялся).
а сумасшедшинка - это хорошо)

Ой, Ричи вообще попса, а последний, под прессингом Мадонны и после неё, – попса в квадрате или даже в кубе. Хотя техника и стиль есть, жалко: мог бы снимать что-нибудь стоящее. Но, видимо, кроме "как" надо знать и "что".
Насчёт Ваших рассуждений о режиссуре будущего спорно, хотя и интересно. Я тоже за особенность, разумеется, но с учётом украинской пословицы "що занадто, то не здраво" (что чересчур, то нездорОво). Т.е. перебор и в этом вреден. Или передоз. lol

chichal507
  • Киноакадемик
  • Mon, 09 Nov 2015 16:52:35 +0300
Grannatt писал:

Ой, Ричи вообще попса, а последний, под прессингом Мадонны и после неё, – попса в квадрате или даже в кубе. Хотя техника и стиль есть, жалко: мог бы снимать что-нибудь стоящее. Но, видимо, кроме "как" надо знать и "что".
Насчёт Ваших рассуждений о режиссуре будущего спорно, хотя и интересно. Я тоже за особенность, разумеется, но с учётом украинской пословицы "що занадто, то не здраво" (что чересчур, то нездорОво). Т.е. перебор и в этом вреден. Или передоз. lol

о будущности все таки не спорно, посмотрите режиссеров представителей 21-го века Рейгадаса, Цзя Джанке, Кешиша или бельгийцев братьев Дарден - очень любят они соединять документальное и игровое кино. и совсем, кстати, не посмодернисты, без цитирования обходятся) пока не знаю как их назвать, слежу за критиками - может что увидят или придумают)
я За любой перебор, если этот перебор талантливый)

Grannatt
  • Кинокритик
  • Mon, 09 Nov 2015 16:52:54 +0300
Zodiak писал:

о будущности все таки не спорно, посмотрите режиссеров представителей 21-го века Рейгадаса, Цзя Джанке, Кешиша или бельгийцев братьев Дарден - очень любят они соединять документальное и игровое кино. и совсем, кстати, не посмодернисты, без цитирования обходятся) пока не знаю как их назвать, слежу за критиками - может что увидят или придумают)
я За любой перебор, если этот перебор талантливый)

Братья Дарденны? Ну, последний их фильм с Котийяр пресноват, ей-Богу. Не сравнить даже с дебютным по жёсткости. Я хотела было написать рецензию на их "Мальчика с велосипедом", да как-то не сложилось.
Вообще Вы, по-моему, видите будущее за документалистами-художественниками, снимающими социалку в поэтичном ключе. В литературе, кстати, так пишут писатели-журналисты, начиная с Хемингуэя и заканчивая Светланой Алексиевич. Я считаю это неким профессиональным искривлением стиля (я о литературе). К кино я более терпима, но всё-таки не приветствую, когда один человек, сев на любимого конька, делает и делает что-то, ничего не меняя. Пусть и мегагениально.

chichal507
  • Киноакадемик
  • Mon, 09 Nov 2015 16:53:09 +0300
Grannatt писал:

Братья Дарденны? Ну, последний их фильм с Котийяр пресноват, ей-Богу. Не сравнить даже с дебютным по жёсткости. Я хотела было написать рецензию на их "Мальчика с велосипедом", да как-то не сложилось.
Вообще Вы, по-моему, видите будущее за документалистами-художественниками, снимающими социалку в поэтичном ключе. В литературе, кстати, так пишут писатели-журналисты, начиная с Хемингуэя и заканчивая Светланой Алексиевич. Я считаю это неким профессиональным искривлением стиля (я о литературе). К кино я более терпима, но всё-таки не приветствую, когда один человек, сев на любимого конька, делает и делает что-то, ничего не меняя. Пусть и мегагениально.

очень неправильно считать Дарденов социальными режиссерами, просто сейчас уже невозможно на полном серьезе смотреть на дорого одетых людей, живущих в центре Парижа и зарабатывающих на такую одежду и жилье, тем что они делают пластинки (как в "Антуан и Коллет" Трюффо). и потом, я об этом где-то здесь уже писал, сейчас трудно говорить о простых вещах без ухмылок, трудно сказать в кино люблю или трагически "заламывать руки", но оказывается это можно делать, для этого надо отказаться от мысли о существовании до тебя других мега-крутых режиссеров, перестать на них ссылаться, перестать подмигивать зрителю. Дардены и, например, Панахи еще отказываются от каких-либо операторских приемов, Рейгадас и Вирасетакул (не смог сам воспроизвести фамилию, погулил режиссера Дядюшки Бунми) добавляют к обычной истории неожиданно вошедшего в комнату диавола или обезьян-призраков. это вообще не социалки, но да - документалисты-художественники, хотя из известных режиссеров сейчас бывшим (и нынешним) документалистом является по-моему только австриец Зайдль)
а социалки это для плохих режиссеров вроде Быкова или Кен Лоуча)

Добавить комментарий