Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Niki60 thumb
9/10

СМЕРТЕЛЬНАЯ РАНА

Рецензия на фильм «Огнем и мечом»

8432 thumb

Когда фильм «Огнем и мечом» только вышел в свет на большой экран, то сразу вызвал негативную реакцию среди обывателей Украины. Самое примечательное то, что зрители Польши встретили его ...тоже не очень. Ну, думаю, раз так, тогда фильм должен быть просто замечательным. Просмотрел я его и не ошибся в своих предчувствиях. Но, обо всем попорядку.

В данном фильме очень четко прослеживаются две сюжетные линии: любовный треугольник Скшетуский-Хелена-Богун и политические перипетии гражданской войны в Речи Посполитой середины XVII века.

Первое я смотрел и отдавал ему должное как художественной составляющей части фильма и особо на нем не зацикливался (хотя следует заметить, что обыграно все было на высочайшем уровне – интрига, будет хеппи-энд или нет, держалась на протяжении всего фильма). А вот второе вызывало у меня просто неподдельное восхищение мастерством как сценариста, который удачно подобрал нужны из книги фразы, так и режиссера, с легкой руки которого они не только остались, но и были использованы так, что бы наиболее сильнее "ударить" по зрителю.  И, самое главное, я очень отчетливо понимал то, КАКАЯ страна сняла этот фильм.

Скажу без обиняков, фильм практически полностью раскрыл ПРИЧИНЫ этой страшной для Речи Посполитой войны, которая потянула за собой непрерывную цепочку событий, что окончились ликвидацией целой страны (об этом прямо заявляется в конце четвертой серии фильма). Устами Богдана Хмельницкого, Яна Казимира, Адама Киселя, Яремы Вишнивецкого, а также некоторых выдуманных казаков и шляхтичей полностью показана трагедия неудачной попытки союза троих народов – поляков, литовцев и украинцев.

«Здесь СТОЛЬКО земли пропадает». «Я ТУТ не СЕБЯ, а Речь Посполитую представляю». «Посмотри, что творится на Украине. Кто здесь счастлив? Магнаты и горстка шляхты – у них земля и золотая вольность. А остальные – быдло!» «Чаплинский убил моего сына, но разве пошли бы за мной тысячи, если бы я думал о себе». «Когда война – казак хорош, а как война закончится – то наша шляхта его колотит как холопа». «Где КАЗАЦКИЕ ПРИВИЛЕГИИ»?!! «Что мне какой-то казак и вся Сечь». «Гетман хотел этот бунт ПЛЕТКАМИ разогнать». «В любой нормальной стране король это король. Там есть казна, есть войско, а у нас?» «Проливается братская кровь». «Возьмешь драгун, княгиню и жидов – отведешь в Замостье». «Куда мне возвращаться?» «Найдешь… нас услышат на Украине...». «Ты эту несчастную землю в крови утопил».

И после всех этих фраз становится понятно неудовлетворение польского зрителя. Тем более, что в фильме обыграны только четыре битвы – Желтые Воды, Корсунь, Пилявцы, Збараж – которые поляки проиграли. Мало того, шляхтичи и магнаты были показаны не в лучшем свете – пьяные, жестокие, самоуверенные, недалекие, как ростовщики и неквалифицированные (Детина, Латина и Перина). Но после этого я не могу понять украинского зрителя, который тоже выставляет свои претензии фильму. Если казаков показали (но не всех!) в лохмотьях, то вы думаете, что это не было правдой. Да, с пьянкой запорожцев режиссер перегнул палку (тут я немного поморщился). Общеизвестно же, что по казацкому обычаю на Сечи и во времена походов запорожцам запрещалось пить спиртное под страхом смерти. Но неужели только за это можно фильм обозвать украинофобским?

Фильм хоть и о событиях на Украине, но не о ней родной. И это не патриотический фильм Польши, как некоторые заявляют. И не историческая мелодрама о бравых шляхтичах и их геройствах. Это фильм-трагедия, в котором жестоко, но правдоподобно показано недальновидность и ошибки польской власти (и военных в том числе). А также почему с политических карт Европы того времени вскоре должна будет исчезнуть Речь Посполитая. Фатальный просчет в казацком вопросе привел к тому, что казаки привели за собой татар и турков, а потом и московское войско в результате чего свои наиболее богатые земли государство уже навсегда потеряет. Хотя еще тогда польские хронисты XVI-XVII вв. рекомендовали властям создать казацкую автономию с правами рыцарского сословия (к примеру, Криштоф Пальчевский). А причины войны показаны именно с позиций Украины, поэтому сетовать на фильм украинскому зрителю нету оснований. Хотя по моей стране могли пройтись по полной программе (некоторые еврейские историки первый холокост связывают именно с казацкими войнами того времени; 21 июня 1648 года день скорби в еврейском календаре). И вот ЭТО надо было УВИДЕТЬ, а не на то, что «плохой Богун желал Хелену против её воли и как благородные шляхтычи её честь пытались защитить».

Тот кто отвечал в фильме за кастинг актеров заслуживает высшей оценки. Более удачно подобранных актеров я не видел ни в одном фильме. Михал Жебровский превосходно справился со своей ролью храброго вояки и влюбленного шляхтича – чувства выказывал неподдельные. Я верю, что Руслана Писанка ведьма не только по фильму, но и в жизни. Ступка неплохо показал Хмельницкого – этакий хитрый, властный, прожженный старый дядька, который верил в своё начинание. Но больше всего меня впечатлил российский актер Домогаров. Настолько первоклассно он сыграл роль вспыльчивого и неустрашимого казака цыганской внешности, что в этой роли представить себе кого-то другого будет трудно. Честно говоря, у меня Домогаров больше вызывает симпатию нежели прилизанный Жебровский. Изабелла Скорупко меня поразила красой (я всегда знал, что славянки самые красивые женщины в мире), но не игрой – кукла, куклой. Могла бы перед зеркалом потренироваться как выражать те или другие эмоции, а то глупо хлопать глазами горазд каждый.

Учитывая бюджет фильма следует отдать должное превосходным костюмам (их разве что слепой не оценит!), декорациям, военной технике и довольно таки массированным съемкам. Это в который раз доказывает, что если деньги не воровать, а использовать по назначению, то получится очень атмосферное кино. Одежда героев была настолько продумана в деталях, что она собой подчеркивала не только национальность, но и статус каждого героя. Батальные сцены (их правда немного) просто поражают своим размахом (и это без компьютерной графики!). Да, хотел бы обратить внимание на то, что украинские хаты вышли какие-то аккуратненькие, ровненькие и новенькие как с иголочки. Могли бы им более реалистичный вид придать.

Музыка в фильме тоже примечательна – где нельзя сказать словами или показать картинкой, она просто создаст внутри вашей головы свое более многогранное видение. Режиссер очень правильно сделал, что подобрал ряд грустных народных украинских песен или мелодий, которые лучше всего демонстрировали отчаянное положение простых обывателей того времени.  Но наиболее всего мне понравилась «Песнь Хелены», которая часто использовалась в фильме (если не ошибаюсь композитором выступил Кшесимира Дебски). Мелодия такаяже грустная и настолько же широкая как украинские бескрайние степи, где проходили все ужасы и зверства этой войны. Когда слушал «Песнь Хелены», то волосы на голове дыбом поднимались, настолько она меня впечатлила.

Режиссер Ежи Гоффман постарался на славу – создал шикарнейший фильм-драму об одном из наиболее трагичных моментов истории Речи Посполитой. Он удачно использовал актерский состав, работу сценариста и операторов, дизайнеров и композиторов, благодаря чему, зритель на «своей шкуре» ощутил XVII век. Равнодушным этот фильм никого не оставил. Толерантность режиссера не дала ему возможность приукрасить польскую сторону и не уменьшить заслуг украинских казаков. Он вылил на нас практически всю жестокую правду ненависти «холопов» и «ляхов», которые могли только огнем и мечем решить свои проблемы, фанатично борясь между собой до последнего.

________________________________________________________

Лозунги тех времен:

1. Селянська чернь виглядає краще плачучи, а найгірше сміючись.

2. Шляхтичі тільки печені добрі.

 

@ Sun, 27 Feb 2011 07:13:54 +0300

Комментарии к рецензии (38)

maximilian62
  • Зритель
  • Sat, 14 May 2011 22:11:08 +0400
NIKI писал:

Отношение украинцев из Западной Украины к россиянам я считаю культивированным стереотипом, который уже несколько лет старательно воспитывается в современном российском обществе. Зачем это делается - другой вопрос, на который здесь нету смысла отвечать. Но вот Вы сейчас говорите именно стереотипами.
Много раз был во Львове по делам и просто так, общался с простыми продавцами, таксистами, охранниками или простыми людьми с улицы на российском языке (ставил эксперимент smile). Никогда никакого негатива к себе я не ощущал - спокойно и толерантно отвечали. Конечно, никто не застрахован от контакта с радикально-настроенными людьми, но разве можно на этом основании обобщать. Кроме этого, надо еще немножко думать о том где ты и понимать что можно говорить, а что нельзя - иначе это посчитается, мягко говоря, неуместным. Последние события накануне 9 мая во Львове лишний раз это подтверждают.

согласен про Западную украину только не пойму причем тут Россия, у меня родствиники живут в Тернопольской области (по материнской ветви) так вот они приезжают в Россию и все нормально но стоит мне туда ехать на машине так просто п-ц извиниясь, тормозят менты, пару раз в Каменец-Подольском слышал о москали приехали пару раз бросали в машину камни как это тоже Россия виновата? а Винице кстати все нармольно в Киеве тоже а Севостополе двое пьяных гордых украинцы пытались избить женщину за то что онапо русски говорила это что тоже Россия виновата

NIKI60
  • Кинокритик
  • Sun, 15 May 2011 00:05:47 +0400
maximilian62 писал:

согласен про Западную украину только не пойму причем тут Россия, у меня родствиники живут в Тернопольской области (по материнской ветви) так вот они приезжают в Россию и все нормально но стоит мне туда ехать на машине так просто п-ц извиниясь, тормозят менты, пару раз в Каменец-Подольском слышал о москали приехали пару раз бросали в машину камни как это тоже Россия виновата? а Винице кстати все нармольно в Киеве тоже а Севостополе двое пьяных гордых украинцы пытались избить женщину за то что онапо русски говорила это что тоже Россия виновата

Давайте на этом остановимся. Вы привели несколько фактов, я могу привести несколько фактов и скатимся к тому что уже есть. Если не можем отвечать за других, то хотя бы будем честны перед собой. Всего наилучшего.

maximilian62
  • Зритель
  • Sun, 15 May 2011 10:07:47 +0400
NIKI писал:

Давайте на этом остановимся. Вы привели несколько фактов, я могу привести несколько фактов и скатимся к тому что уже есть. Если не можем отвечать за других, то хотя бы будем честны перед собой. Всего наилучшего.

хорошо спасибо за литературу!Удачи Вам!!!!

Loft
  • Зритель
  • Sat, 29 Oct 2011 20:37:53 +0400

изумительная рецензия. К изумительному фильму. Хотя, мнится мне, Вы всё же недооцениваете первоисточник. Ведь это в первую очередь экранизация. Оставьте немного славы пану Сенкевичу)

А к славе съёмочной группы хочется добавить невероятную красоту картины. Операторская работа, монтаж, музыка, костюмы создают удивительную гармонию. Это даже больше чем просто красивое кино. Мне так стыдно, что я открыла его для себя только сейчас!

Спасибо за рецензию. Интересную и, что немаловажно, весьма информативную

fjlsdfkvl
NIKI писал:

Отношение украинцев из Западной Украины к россиянам я считаю культивированным стереотипом, который уже несколько лет старательно воспитывается в современном российском обществе. Зачем это делается - другой вопрос, на который здесь нету смысла отвечать. Но вот Вы сейчас говорите именно стереотипами.
Много раз был во Львове по делам и просто так, общался с простыми продавцами, таксистами, охранниками или простыми людьми с улицы на российском языке (ставил эксперимент smile). Никогда никакого негатива к себе я не ощущал - спокойно и толерантно отвечали. Конечно, никто не застрахован от контакта с радикально-настроенными людьми, но разве можно на этом основании обобщать. Кроме этого, надо еще немножко думать о том где ты и понимать что можно говорить, а что нельзя - иначе это посчитается, мягко говоря, неуместным. Последние события накануне 9 мая во Львове лишний раз это подтверждают.

Ваше "ставил эксперимент" с улыбочкой* лишний раз убеждают окружающих, что вы "гребаный наци". В Великороссии даж такого вопроса не стоит - а как к тебе отнесутся, если ты заговоришь на казахском, украинском, китайском? Стереотипы мож и навязываются, однако так ли они совсем уж беспочвенны, ась?? Вы в следующий раз, в преддверии 9 мая с красным знаменем Победы пройдитесь по Львову - вот это будет эксперимент!) А то на русском они заговорили, иш ты!
Однако, не заостряя особо внимания на том, что вы "гребаный наци", рецензию оценил положительно.
PS. По-вашему украинцы, белоруссы и русские не братские народы? Или гегемонские замашки русских испортили весь пирог?

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 31 Oct 2011 02:49:10 +0400
Кржемилек писал:

Ваше "ставил эксперимент" с улыбочкой* лишний раз убеждают окружающих, что вы "гребаный наци". В Великороссии даж такого вопроса не стоит - а как к тебе отнесутся, если ты заговоришь на казахском, украинском, китайском? Стереотипы мож и навязываются, однако так ли они совсем уж беспочвенны, ась?? Вы в следующий раз, в преддверии 9 мая с красным знаменем Победы пройдитесь по Львову - вот это будет эксперимент!) А то на русском они заговорили, иш ты!
Однако, не заостряя особо внимания на том, что вы "гребаный наци", рецензию оценил положительно.
PS. По-вашему украинцы, белоруссы и русские не братские народы? Или гегемонские замашки русских испортили весь пирог?

Мой ответ на твой коммент убрали модеры. Если хочешь его почитать - попроси их об одолжении. Писать еще раз не хочу. "Приятно" осознать о двойных стандартах. Хотя что там, какое там осознать. Уже не первый раз с этим сталкиваюсь. Повезло тебе под таким "крылышком".

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 31 Oct 2011 14:43:49 +0400
Loft писал:

изумительная рецензия. К изумительному фильму. Хотя, мнится мне, Вы всё же недооцениваете первоисточник. Ведь это в первую очередь экранизация. Оставьте немного славы пану Сенкевичу)

А к славе съёмочной группы хочется добавить невероятную красоту картины. Операторская работа, монтаж, музыка, костюмы создают удивительную гармонию. Это даже больше чем просто красивое кино. Мне так стыдно, что я открыла его для себя только сейчас!

Спасибо за рецензию. Интересную и, что немаловажно, весьма информативную

Только сейчас заметил коммент. Спасибо за позитивный отзыв. А славу у Сенкевича я не отбираю: я просто понимаю, что и у его книги были первоисточники (в первую очередь летописи тех времён). smile

TEKTONIC
  • Киновед
  • Mon, 31 Oct 2011 14:46:14 +0400
NIKI писал:

Только сейчас заметил коммент. Спасибо за позитивный отзыв. А славу у Сенкевича я не отбираю: я просто понимаю, что и у его книги были первоисточники (в первую очередь летописи тех времён). smile

NIKI - летописец Сенкевича. mrgreen

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 31 Oct 2011 14:47:22 +0400
TEKTONIC писал:

NIKI - летописец Сенкевича. mrgreen

Я свой собственный летоПисец! razz

TEKTONIC
  • Киновед
  • Mon, 31 Oct 2011 14:50:08 +0400
NIKI писал:

Я свой собственный летоПисец! razz

Значит ты - историческая личность, которая "прячется" за своими рецензиями. mrgreen

Добавить комментарий