Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Кинофорум

ФорумыОбсуждение фильмов → Шлейф экранного ужаса Фридриха В. Мурнау. Носферату, симфония ужаса /1922 г./ Nosferatu A Symphony of Horror, Носферату симфония ужаса

Сообщения (2)

brovach
  • bro
  • Кинокритик
  • Wed, 06 Oct 2010 23:48:39 +0400

дорогие мои друзья!

предлагаю вместе шагать по историческим кинотропам и делиться друг с другом разного рода информацией, историей/предысторией создания данной картины, ее влияния на другие течения (в ч. на сюрреалистов), моментами съемок и т.д., чтобы проводить время увлекательнее и с бόльшим кпд.

искреннее спасибо.

***
начну первая.

итак, Мурнау решает экранизировать роман Брэма Стокера о вампире Дракуле. и, несмотря на то, что вдова писателя отказывается предоставить права на экранизацию, работа начинает кипеть. /август – октябрь 1921 г./

«Носферату» относится к так называемой второй волне немецкого экспрессионизма, что пришла на смену «ритмов», «этюдов» и «симфоний» в полностью абстрактом киномире. все же, занимательно то, что фильм получился экспрессионистским скорее по сценарию и по духу восприятия, нежели по декорационному оформлению. в основном, были использованы натурные съемки, что для немецкого кино 1920-х нехарактерно.

роль Носферату исполнил Макс Шрек. об актере известно мало. работа в мюнхенском «Каммершпиле». снимался в фильмах «Улица», «На краю света», «Волга-Волга», «Туннель». умер от сердечного приступа, 1936-й г. шлейф экранного образа вампира Носферату, пьющего человеческую кровь и символизирующего «черную смерть», опутал актера и был источником появления множества мрачных легенд вокруг его персоны.

берлинская премьера была назначена на 4 марта 1922 г, однако, не состоялась, т.к. вдова Брэма Стокера через суд добилась уничтожения всех копий картины. только в 1929 г. удалось найти каким-то чудом сохранившуюся копию и после американской премьеры, 3 июня 1922 г., работа Фридриха Мурнау получила признание во все мире и стала первопричиной массового интереса сценаристов/режиссеров к теме «о вампирах».

немцы же говорят о том, что «Носферату» во многом превосходит по своей режиссуре «Калигари» Карла Майера и Роберта Вине, вошедшего в историю кино, как образец немецкого экспрессионизма.

_TasyA_
  • Кинолюбитель
  • Fri, 15 Oct 2010 17:05:39 +0400

Жак Лурселль. Энциклопедия фильмов.

Экранизация "Дракулы", романа Брэма Стокера, не упомянутого в титрах из-за проблем с авторскими правами. Носферату - один из пяти-шести важнейших фильмов в истории кино и, несомненно, главный образец немого кинематографа. Покуда существует кино, покуда публике демонстрируют фильмы, вполне вероятно, что Носферату всегда будет будоражить воображение; им всегда будут восторгаться, его всегда будут изучать и толковать по-разному. Пользуясь любовью всех категорий публики, от массового зрителя до интеллектуалов (во Франции о своем восхищении фильмом во всеуслышание заявили сюрреалисты, и это, учитывая их невероятные рекламные ресурсы, сослужило ему отличную службу), Носферату стоит у истоков фундаментального направления в кинематографе - болезненно-патологического, породившего длинную вереницу шедевров, к которому можно отнести ряд великих голливудских экранизаций фантастических литературных произведений, фильмы Вэла Льютона - Турнёра - Робсона, Эдгара Улмера, ассистента и ученика Мурнау, некоторые нуары, и т.д. Носферату - многогранный фильм и прежде всего - метафизическая поэма, в которой силы смерти призваны неумолимо притягивать к себе, поглощать, высасывать жизненные силы, без вмешательства в эту борьбу какого-либо морализаторского противопоставления добра и зла. Смерть питается смертью, и самопожертвование Эллен необходимо для того, чтобы "неумерший" (этимологическое значение имени Носферату) мог, в свою очередь, умереть, ведь без его смерти невозможно сохранить равновесие в мире. Персонаж Носферату - центр мира, где господствует смерть, и, кроме ужаса, он внушает жалость, сочувствие и чарующее и трагическое оцепенение. Некоторые толкователи видят в Носферату двойника Хуттера. По их мнению, встреча Хуттера и Носферату становится для Хуттера кульминацией познания себя. Ну как тут обвинять Носферату?

На уровне формы самая оригинальная черта фильма в том, что он отдаляется от экспрессионизма и выходит за его рамки. Прежде всего, фильм придает большое значение Природе, которая будет изгнана из системы ценностей экспрессионизма. Сюжет Носферату, напротив, вращается в увлекательном разнообразии реальных экстерьеров, усиливающих его воздействие и магический реализм. При съемке этих экстерьеров часто необычно используется глубина кадра. Затем Мурнау в этом фильме полностью отдается стремлению к полифонии и контрапунктам - как на драматургическом, так и на космическом уровнях. Напр., эпизод с возвращением Хуттера развивается на четырех различных уровнях. Ожидание Эллен. Безумие Кнока. Приближение Хуттера к городу. Путь зачумленного корабля. В результате вампир появляется редко, но его появления ожидаемы, отточены и незабываемы. Действие фильма насыщено метафорами, отступлениями (отнюдь не второстепенными), затрагивающими различные миры: растительный, животный, человеческий и, если можно так выразиться, сверхчеловеческий. Лекции профессора Бульвера о росянке и полупрозрачном полипе, паук, которым любуется Кнок, гиена и лошади, обезумевшие накануне дня Святого Георгия, предвещают, подчеркивают, расцвечивают кровавый путь вампира. Присутствие Природы и эта полифония отражают в Носферату понимание кинематографа как тотального искусства, которое будет только расти и усиливаться в дальнейшем творчестве Мурнау. Актерская игра еще не достигла гениальной зрелости Последнего человека или Восхода солнца, но уже рождает волшебство и заставляет совершенно забыть о том, что под гримом и чертами Носферату скрывается живой актер (Макс Шрек). Героиня Греты Шрёдер сошла на экран прямиком из грез и воображения режиссера.

N.B. Носферату - предок всех экранных Дракул и вампиров, присутствующих в огромном количестве фильмов (согласно журналу "L'Avant-Scène", специалист по фантастическому жанру Жан-Пьер Буиксу в 1978 г. составил список из 6000 фильмов с участиев вампиров). На тему Дракулы в кино см.: Donald F. Glut, The Dracula Book, The Scarecrow Press, Metuchen, New Jersey, 1975. В 1978 г. была снята точная копия фильма Мурнау, безжизненная и словно сама укушенная вампиром: Носферату, призрак ночи с Клаусом Кински и Изабель Аджани. Эта картина снята Вернером Херцогом, выступившим на сей раз гораздо ниже собственного уровня. Тем не менее, фильм содержит несколько красивых кадров, поэтому предпочтительнее ознакомиться с фотографиями из фильма, чем с ним самим.