Музы Романа
18 августа Роману Полански исполнилось 80 лет. Эту дату мы решили отметить материалом о главных женщинах в жизни великого режиссёра.
Барбара Квятковская-Ласс
Так сложилась, что все жёны Романа Полански принадлежали к миру кино. Первый полноценный служебный роман, вылившийся в серьёзные, задокументированные государством отношения, у режиссёра произошёл в конце пятидесятых. Избранницей стала красавица-танцовщица Барбара Квятковская, с успехом делавшая первые шаги в актёрской профессии. В 1959 году у Полански выходит 20-минутная элегия «Когда падают ангелы» про престарелую работницу общественного туалета (её сыграл сам режиссёр, а Квятковская изображает во флэшбеках её в молодости), чья жизнь проносится у неё перед глазами за один рабочий день. В том же году они связывают себя узами брака, которые окончательно истёрлись к 1962 году.
Барбара вперёд мужа перебирается за рубеж, где с ходу получает роли в заметных проектах — «Тысячном окне» с Жан-Луи Трентиньяном, «Как хорошо жить» с Аленом Делоном и альманахе «Любовь в двадцать лет», где её снимает Анджей Вайда. Квятковская стала первой из женщин Полански, кто получил роль в его фильме. Позже все «официальные» пассии Романа принимали участие в съёмкам его картин. Впрочем, связь здесь, скорее, обратная: большинство романов Романа начинались неподалёку от съёмочной площадки, уже потом прорастая в личную жизнь.
Катрин Денёв
После съёмок «Ножа в воде», прохладно принятого на родине, но прогремевшего на международной арене и заработавшего для Польши номинацию на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, Полански уезжает из страны и обосновывается во Франции. В 1965 году на экраны выходит триллер «Отвращение» с Катрин Денёв в главной роли. Французская красавица играет замкнутую, сомнабулического темперамента блондинку Кэрол, чужую в большом городе (действие происходит в Лондоне, сама героиня - бельгийка), работающую в салоне красоты. До некоторых пор проблемы девушки не выходят за рамки обычного поведения — видали мы нервные тики и посильнее, но к середине фильма в руках у неё оказывается опасная бритва, а потом и роковой канделябр, превращая «Отвращение» в историю одного очень красивого безумия. Фильм, конечно, надо вешать в рамку — хотя бы за образ молодой Денёв в окровавленном пеньюаре и за пронизывающее до костей звуковое и визуальное оформление её паранойи.
Съёмки фильма проходили в Лондоне. Денёв тогда переживала разрыв с Роже Вадимом, от которого в 1963 году родила сына, и очень сблизилась с Полански, который, по её словам, очаровал и захватил своей энергией с самой первой встречи, произошедшей на съёмочной площадке «Шербурских зонтиков». С Романом они ходили по клубам, купаясь в атмосфере «свингующего Лондона». Денёв говорит, что тогда между ними возникла «совершенно особенная связь», продлившаяся, к сожалению, очень недолго. В августе 1965 года актриса выходит замуж за британского фотографа Дэвида Бэйли.
Шэрон Тейт
Самая трагичная и, возможно, самая яркая страничка в личной жизни Романа Полански. С Тейт он познакомился на банкете перед началом съёмок «Бала вампиров». Режиссёру представили актрису, которая должна была играть в картине одну из главных ролей. Тот выбор режиссёров по кастингу он не оценил: для роли ему нужна была рыжая девушка с чётким европейским колоритом, тогда как блондинка Тейт показалась ему очень американской красавицей. Тем не менее её внешность он оценил по достоинству, а Шэрон, продравшись через первую отталкивающую эмоцию (какой-то низкорослый, переполненный цинизмом иностранец с жутким акцентом и сексистскими шутками), прониклась им. Легкомысленный секретный роман (Тейт тогда была помолвлена с голливудским стилистом Джеем Сэбрингом) перерастает в глубокое чувство, и 20 января 1968 года они становятся мужем и женой.
В «Бале вампиров» Полански всё-таки надевает на неё рыжий парик, в котором её и крадёт — обнажённой, прямо из ванны — вампир граф фон Кролок. Себе режиссёр отвёл роль постоянно пялящегося на красоток — благо, посмотреть есть на что — помощника охотника на вампиров доктора Амброзиуса, доехавшего в своих исканиях до трансильванской глуши. Сам фильм больше всего напоминает объевшегося чеснока Гоголя, экранизированного на студии Hammer тандемом Мэла Брукса и кого-то из великих советских киносказочников. Тейт к тому времени подающая большие надежды актриса с номинацией на «Золотой глобус» (за фильм «Долина кукол»). Полански мечтал снимать её в каждом своём фильме, но испытывал неловкость от такого непотизма (потому роль в «Ребёнке Розмари» досталась Мии Фэрроу). В ночь на 9 августа 1969 года Шэрон Тейт, которой до родов их с Романом ребёнка оставалось две недели, была убита людьми из секты Чарльза Мэнсона. Актриса скончалась от многочисленных ножевых ранений.
Настасья Кински
В 1976 году Полански начинает отношения с актрисой Настасьей Кински. Ему на тот момент 43 года, ей исполнилось 15 (Кински и Тейт родились в один день, 24 января, с разницей в 18 лет). Итогом (и окончанием) того трёхлетнего романа становится фильм «Тэсс», экранизация романа Томаса Харди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей». Полански везёт девушку в Америку, чтобы подтянуть её актёрскую технику в академии Ли Страсберга, а потом решает доверить ей центральный образ в «Тэсс». Картину режиссёр посвящает Шэрон Тейт, подарившую ему в их последнюю встречу книгу Харди и сказавшую, что из этого получится великий фильм. Открывающие фильм титры заканчиваются лаконичным посвящением «to Sharon».
Сама Кински то время вспоминает со смущением и сожалением: «В совсем юном возрасте мне представился редкий шанс — быть управляемой гениями. Такими, как Роман Полански и Вим Вендерс. Но я позволяла себе критиковать режиссеров и даже давать им советы, из-за чего очень быстро получила отвратительную репутацию. И по прошествии лет прекрасно понимаю, за что многие меня так ненавидели…». Фильм становится популярным по обе стороны баррикад — и в критическом сообществе и у зрителей. Киноакадемия удостаивает его трёх «Оскаров» (лучшие костюмы, оператор и художник-постановщик), оставляя без наград номинации за лучший фильм, режиссуру и музыку. За роль Тесс Дарбифилд Кински получает «Золотой Глобус».
Эммануэль Сенье
Третий раз Роман Полански женится в 1989 году на французской модели и начинающей актрисе (маэстро себе не изменяет, у них ещё и разница в возрасте — 33 года) Эммануэль Сенье, которая дарит ему двух детей, дочь Морган и сына Элвиса, и остаётся верной спутницей и музой до настоящего момента. Сенье пришла пробоваться на роль в «Неукротимом». В комнате сидели двое — режиссёр Полански и звезда будущего фильма Харрисон Форд — и громко хохотали. Эммануэль отчаянно учила требовавшийся для кастинга монолог, а Полански как-то сразу притих, засуетился, отменил читку и попросил лишь выйти из комнаты и войти ещё раз, теперь с распущенными волосами.
Полански снимает её в четырёх своих картинах: «Неукротимом» (нетрудно заметить, что дело было до их официальной росписи), «Горькой луне», «Девятых вратах» и совсем свежем — «Венера в мехах», который был представлен в этом году в конкурсной программе Каннского фестиваля. Счастливая семейная жизнь продолжается.
Роман Полански написал предисловие к книге о гибели своей жены
Шэрон Тейт
Michael Ochs Archives / Moviepix / Getty Images / Fotobank
Режиссер Роман Полански написал предисловие к книге о своей жене, актрисе и модели Шэрон Тейт, сообщает газета The New York Post.
Автором книги под названием Sharon Tate: Recollection, которая будет опубликована в США в июне 2014 года, выступила сестра Шэрон — Дебра Тейт. В издании собраны воспоминания друзей и коллег актрисы, среди которых Патти Дьюк, с которой они вместе снимались в фильме «Долина кукол», Джоан Коллинз и Джейн Фонда.
«Даже спустя 40 лет мне трудно писать о Шэрон. Сейчас невозможно представить, что было бы, останься Шэрон жива, но эта книга позволяет мне вспомнить о том, что было», — пишет режиссер в предисловии к книге.
26-летняя Шэрон Тейт, номинантка на премию «Золотой глобус» за роль в «Долине кукол», была убита в 1969 году в своем доме членами секты серийного убийцы Чарльза Мэнсона. Актриса находилась на девятом месяце беременности. Жертвами нападения стали также трое ее друзей. Преступники были пойманы и приговорены к смертной казни через полтора года после этих убийств.
LENTA.RU
Роман в Польше
Роман Полански готовится к съёмкам своего нового проекта — исторической драмы «Офицер и шпион» (An Officer and a Spy), посвящённой большому политическому скандалу и одному из самых шумных судебных процессов на сломе XIX и XX веков, так называемому, «делу Дрейфуса». Режиссёр собирается снимать фильм в родной Польше, но хочет официальных гарантий от правительства страны, что не будет арестован и выслан в США, где с него до сих пор не снято обвинение от 1977 года в совращении 13-летней девочки.
Полански не снимал в Польше со времён своей дебютной полнометражной работы «Нож в воде» (варшавское гетто в «Пианисте» было воссоздано в немецком Потсдаме на Babelsberg Studio). В сентябре прошлого года 80-летний классик посетил родину в поисках локаций для «Офицера и шпиона». Был в Кракове и Варшаве (вероятно, съёмки пройдут именно в этих городах) и выдал неожиданный мастер-класс студентам на кинофестивале в Гдыне.
Тогда у Полански не возникло никаких трудностей с пребыванием в стране, но сейчас он хочет официального подтверждения своей неприкосновенности, без которого не начнёт работу. Известно, что режиссёр уже арендовал апартаменты в Кракове и открыл счёт в одном из местных банков.
«Дело Дрейфуса» — это история французского офицера Альфреда Дрейфуса, обвинённого в 1894 году в шпионаже в пользу Германской империи. Судебный процесс проходил при закрытых дверях и с мощным давлением со стороны военных министров и генштаба. Дрейфуса приговорили к пожизненному заключению на основании фальшивых улик и документов, расколов французское общество на два непримиримых лагеря. К делу подключилась вся политическая верхушка государства по главе с президентом. Снять все обвинения с Альфреда Дрейфуса его защите удалось лишь спустя 12 лет, в 1906 году.
KINOMANIA.RU
США попросили Польшу задержать Романа Полански
Роман Полански
Фото: Valery Hache / AFP
Генеральная прокуратура и Министерство юстиции Польши получили запрос от правительства США о задержании польско-французского кинорежиссера Романа Полански, сообщает польское политическое издание Gazeta Wyborcza. Поводом стал визит режиссера в Варшаву на открытие Музея истории польских евреев.
Как отмечает газета, в письме не было прямого требования о выдаче Полански, однако в нем подчеркивалась необходимость заново возбудить приостановленную процедуру экстрадиции режиссера. Варшава отклонила запрос по формальным причинам — он не был переведен на польский язык, как требует протокол, и не был одобрен международным сообществом. «В настоящее время мы ничего не делаем», — отметил источник издания в юридических кругах. Официальное подтверждение о получении письма от польских властей не поступало.
Режиссер Роман Полански является обладателем всех крупных кинонаград за фильмы «Ребенок Розмари», «Китайский квартал», «Пианист» и «Девятые врата». В 1977 году он был обвинен в изнасиловании тринадцатилетней девочки Саманты Геймер. Режиссер признал вину, чтобы получить условное наказание, однако судья сообщил, что не намерен выносить приговор без лишения свободы. Узнав об этом, Полански сбежал из США сначала в Великобританию, а затем во Францию. С этого времени американские власти постоянно добиваются его экстрадиции.
LENTA.RU
Польша отказала США в аресте режиссера Полански
Роман Полански
Фото: Valery Hache / AFP
Польские власти отказались арестовывать режиссера Романа Полански по требованию США. Полански лично явился в прокуратуру Кракова и сообщил свой адрес, а также заверил, что от следствия он скрываться не намерен, передают польские «Ведомости».
Запрос американских властей отклонили, поскольку посчитали его излишним, кроме того — не соответствующим формальным требованиям.
30 октября стало известно, что Вашингтон направил письмо генеральному прокурору Польши, прося его задержать Полански.
Режиссер прибыл в Варшаву несколько дней назад, чтобы присутствовать на открытии Музея истории польских евреев.
В США Полански обвиняется в совращении Саманты Геймер в 1977 году, когда той было 13 лет. Геймер отказалась от претензий к режиссеру еще в 1993 году после получения компенсации и призвала прекратить дело. Тем не менее, ордер Интерпола на арест режиссера действует на территории 188 стран мира до настоящего времени.
LENTA.RU
Oдин из крупнейших кинематографистов послевоенного времени, уроженец Парижа еврейского происхождения, выросший в Польше и работавший преимущественно в Великобритании (1963—1967), США (1968—1976) и Франции (после 1976).
Биография: http://www.kinokopilka.pro/people/3797-roman-polanski
Обладатель важнейших наград в кинематографе: «Золотой пальмовой ветви» в Канне, «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, «Золотого льва» Венецианского фестиваля за достижения в течение карьеры, «Оскара», «Сезара», «Золотого глобуса» и премии BAFTA за лучшую режиссуру, а также «Феликса» за лучший фильм, режиссуру и вклад в развитие кино.