Любая картина выходящая за грани повседневности, обыденности и предсказуемости, являющаяся для многих неким несуразным представлением действительности, сразу подвергается жесточайшей критике. Некоторые сразу начинают обвинять данное произведение в несуразности и начинают искать заложенные в ней отскоки аморальности и направленности на скрытые элементы, противоречащие ценностям культурного быта. Другие же не пытаются смотреть на данную картину прямо, а пытаются найти и разглядеть в ней скрытый смысл, спрятанный за кулисами художника. Для тех и других, данная частичка искусства навсегда останется объектом для бесконечных споров, распрей и различных умозаключений.
Картина Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» именно и является таковой. Уже название фильма может ввести зрителя в лёгкое недоумение, и не стоит в картине икать значение смысла этих двух слов, вы всё равно напрямую его не найдёте. Это загадочное название, да и имя известного режиссёра, уже должно предупредить зрителя, что перед ним не простое кино, которое с лёгкостью можно «проглотить» поздним вечерком попивая горячий чай. Нет, будьте готовы окунуться в реальный мир, но только не в тот мир, который вы себе можете представить, а тот, который может присниться во сне, и проснувшись ночью весь в поту со скрежетом на зубах, вы мысленно представите его себе и тут же ощутите его реальное, но прикрытое существование.
Для начала своего повествования Кубрик знакомит зрителя с молодым парнем Алексом, который живёт двойной жизнью. Первая жизнь заключена в обыденности и повседневности: надоевшая учёба, бездельничество, домашняя комната, являющаяся местом обитания, милые родители, которые будят тебя на завтрак. Нет места развернуться, дать волю мыслям, идеям и рвущейся наружу молодой энергии, но всё это хорошо компенсирует его вторая жизнь полная приключений, энергии и риска.
Как только заходит солнце, Алекс даёт волю своим мыслям и идеям, а кипящая в жилах кровь придаёт силы на совершение аморальных поступков. Его молодой пыл и бурная фантазия не ограничивает его в простом хулиганстве, он твёрдо переступает за дозволенную черту закона и теряет ценные в человеке, заложенные с детства, моральные ценности. Наружу выбираются все самые скрытные и недозволенные черты этого молодого человека, и его преступления уже больше похожи на плод больного воображения, на страшный кошмар, только это не сон, а реальность, уничтожающая самые ценные черты личности.
Но за всё надо платить и пройдя через тюрьму и нетрадиционное перевоспитание, Алекс уже не может выйти из своей тюрьмы, которую он сам построил для себя и которая будет его преследовать всё снова и снова…
Фильм рассказывает о заложенных аморальных качествах и принципах в людях, а для примера ставит главным героем молодого парня, который изначально пошёл не по тому пути. Но и тут же Кубрик ставит вопрос каждому человеку: как с этим бороться, чем можно пожертвовать, чтобы полностью изгнать из человека стремление к насилию и различным видам преступлениям? Как направить потерянного обществом человека на истинные жизненные устои современного общества?
Лаконичного ответа на поставленные вопросы зритель здесь не найдёт. Следя за судьбой и страданиями молодого человека, можно прийти к выводу, что пытаясь искоренить одни качества личности, можно легко и случайно искоренить другие, без которых жизнь превращается в сущий кошмар. Разве человек является всевышним Богом, чтобы полностью устранять заложенные в человеке принципы, лишая его выбора и превращая его даже не в животное, а в робота?
Кубрик своей картиной взывает именно нас задать в себе эти вопросы и получить правильные ответы. Каждый волен распоряжаться своей судьбой, у каждого есть право выбора, пусть даже, если этот выбор несёт в себе причину страданий другого. Все мы люди и нам свойственно допускать ошибки и никакие искусственные обработки не смогут полностью решить все наши проблемы.
Можно с уверенностью сказать, что эта утончённая картина, такого выдающегося художника как Стэнли Кубрик, останется в памяти зрителя надолго и дело здесь не только в поставленных вопр
и книга замечательная, такие вещи нужно понимать, а не просто так смотреть
Читал в свое время книгу, потом долго искал экранизацию (спасибо!) Все-таки книга понравилась больше.