Режиссёр: Бернардо Бертолуччи
Актеры: Энцо Тарашо, Фоско Джакетти, Хосе Квальо, Милли, Кристиан Алиньи, Карло Гадди, Умберто Сильвестри, Фурио Пеллерани, Луиджи Антонио Гуэрра, Паскуале Фортунато, Антонио Маэстри, Пьеранджело Чивера, Кристиан Белег, Бенедетто Бенедетти, Клаудио Каппели, Романо Коста, Марта Ладо, Лучано Росси, Джино Ваньилука
«Светозвуковые (или светошумовые) боеприпасы — это специальные средства несмертельного действия, оказывающие на человека светозвуковое и осколочное воздействие» (определение из Интернета)
Альберто Моравиа написал роман о конформисте, живущем во времена фашизма в Италии, а Бернардо Бертолуччи снял по этому роману фильм. Наводя справки про этот фильм, я узнал, что режиссер в свое время вступил в коммунистическую партию, что в советском прокате лента вышла в сокращенном виде и черно-белом формате, что кинолента
получила призы и положительные отзывы критиков. Но вопрос, который меня заинтересовал – если фильм антифашистской направленности, то почему он называется «Конформист», а не «Коммунист»? Почему выбран такой литературный источник? Эффект от фильма подобен эффекту световой бомбы – он ослепляет, сбивает с толку и оставляет ощущение легкой контузии. То есть чувства не очень приятные после просмотра, хотя все критики единодушно хвалят операторскую работу и картинку. Фильм отлично снят. Безупречные сцены, совершенная композиция, никакой искусственности. Сравнительно небольшим количеством элементов режиссер добивается высокой реалистичности эпохи. Неожиданные ракурсы, композиции кадров со средними и крупными планами, акцентирующими внимание на конкретном человеке, и с общими планами, когда индивид поглощается пустым пространством - все это создает сильный эстетический эффект - любому поступку человека в картине придается многозначность, и какой-то безотчётный смысл, действительно бессознательное по Фрейду. Поступки главного героя не ясны, они скрыты.
Согласно определению Интернета: конформизм – это социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы; изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма; уровни конформного поведения:
1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;
2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;
3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.
Также согласно теории конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов. Таким образом, подчиняясь воле толпы, человек, тем не менее, осознает, что это неправильно, сознает вину, но все равно подчиняется. Главный герой фильма — это винтик в машине, маленький человек, он не улыбается, не совершает решительных действий, сидит в машине с закрытыми дверьми, даром, что только не занимается каллиграфией как небезызвестный герой Пушкина. Можно только догадываться о причинах, живущих в сердце ключевого персонажа. Страх не дает ему выбрать сторону, и итоге он оказывается среди фашистов. Внутренняя борьба вялая, общественные интересы в итоге побеждают личные, и интересным это не выглядит. Конформист не может ни на что решиться, это скучно. К тому же в рецензируемом фильме с фашизмом соседствуют педофилия, геронтофилия, гомосексуализм обоих видов, детские травмы сексуального характера, что придает всей якобы ведущейся внутренней борьбе героя вообще какой-то запредельно извращенный оттенок. В общем, опять-таки, ощущения неприятные, в фильме есть некая мерзость. Как наблюдение за чем-то склизким, гадким, внезапно вылезшим на свет.
Тем не менее, Бертолуччи написал очень хороший по структуре сценарий: есть пролог, эпилог, путешествия во времени. Воспоминания главного героя, хотя и беспорядочны, но взаимоувязаны, он, к слову, всегда находится в кадре. Структура фильма вкупе с названием подводит к мысли о том, что Бертолуччи снимает фильм не о фашизме, а о ненавистных ему слабохарактерных людях, это трагедия маленького человека, притом поданная гротескно. Семь баллов.
Вы сидите неподвижно в тёмной пещере. Ваши руки и ноги скованы, голова зажата в тисках и повернуть её невозможно. Позади горит костёр, его неровный огонь отбрасывает красноватые блики. Перед костром как будто проходят люди, и их тени причудливым танцем ложатся на стены.
Что можно увидеть в этом танце наверняка? Политическую сатиру на итальянский фашизм, который благополучно закончил своё существование в 1943 году? Или историю человека, который в желании “быть как все” отказывается от бытия и выбирает существование? Выбирает нелюбимую, но очень благообразную жену, которая хороша на кухне и в постели. Выбирает, а, вернее даже, соглашается на предательство. В ненависти к своей сущности, в её неприятии не способен не только другим людям, но и самому себе сказать, чего он хочет на самом деле. Хочет быть обычным и просто жить согласно утверждённому плану.
Или через историю одного человека режиссёр показывает историю целого народа? Тут что-то про молчаливое согласие большинства и про то, что зло - это равнодушие добрых людей. Про то, что иногда патриотизмом удобно прикрыть наготу душевной бедности и отсутствие моральных принципов. Все побежали, и я побежал. Все кричали Eja, Eja, Eja, Alalà! ну и я кричал. “Время было такое”, - и тут нужно беспомощно развести руками в кожаных перчатках.
Или это дядюшка Фрейд приглашает пациента прилечь на уютный диванчик и рассказать про всё на свете, начиная от равнодушия родителей в далёком детстве и попыткой изнасилования в подростковом возрасте? А где любовь, там и смерть, ведь в вечном стремлении быть любимым человек всего лишь пытается отмахнуться от постоянно преследующего ужаса небытия.
А где смерть, там и постоянная попытка избавиться от фигуры отца - начиная с реального отца, завёрнутого в психушке чёрными рукавами смирительной рубашки, и заканчивая профессором (то есть, отцом духовным) и дуче (ну тоже отец нации, как ни крути), чья голова катится по булыжной мостовой.
Или это история про поиски истинной природы своей сексуальности? Или желание быть нормальным это всего лишь бегство от осуждаемого содомского греха? Поэтому и женщина в брюках возбуждает и притягивает с первого взгляда. Поэтому каждый шофёр вызывает страх и ненависть и желание поскорее от него избавиться или убежать. Поэтому и финал фильма такой медленно-томный с красивым юношей.
Но автор, дорогой, почему так много вопросов? Ты что, фильма не понял? Не можешь сказать, о чём он и кому стоит его посмотреть? И где коронное “заставляет задуматься”? Халтуришь, уважаемый. Простите-простите, я сейчас попробую немного реабилитироваться.
Конформист очень стильный с визуальной точки зрения. Оператор Витторио Стораре, трижды оскароносный, в том числе и за копполовский “Апокалипсис сегодня” сделал так, что постоянно следишь за загадками на экране. Графичное, архитектурно-инженерное изображение, идеальное, как золотое сечение. Как в часовом механизме: если одна шестерёнка движется вправо, то другая влево; если груз поднимется, то противовес опускается. Если одна половинка чёрная, то другая белая.
Очень много сцен снято через стекло, через зеркало, постоянные игры в отражение отражения, постоянные танцы света и теней. Многие сцены посторяются, но не буквально, а как бы в перессказе, как отражение в воде. Симметричное построение кадра чередуется с кадрамы под острым углом, с дёрганой камерой на бегу. И если Бертолуччи хочет что-то всем этим сказать, то он не говорит этого в лицо, только намёками и загадками.
Нда, всё равно немного непонятно получилось Но и фильм-то непростой. Можно бы не затрагивать философские материи и представить Конформиста, как историю одного предательства. Поговорить о человеке, который ни холоден, ни горяч, который не имеет своих убеждений а подстраивается под существующую реальность, чтобы выжить. Можно было бы всё, в этом лучшем из миров. Но надстроек так много, что пренебречь ими никак невозможно.
Ещё глоток и мы горим.
На раз два три.
Потом не жди и не тоскуй.
Гори огнём твой третий Рим.
Лови мой ритм.
Танцуй, танцуй, танцуй.
Танцуй, танцуй, танцуй.
(Саша Васильев)
Здесь я постарался собрать фильмы разных жанров,которые обьединяет то,что во время просмотра они заставляют зрителя размышлять, а после просмотра задуматься...
Собраны все экранизации каких-либо произведений, не только книг, но комиксов, пьес, опер и т.д.
Форма заполнения описания:
-Имя Фамилия автора или авторов
-Название произведения или общесобирательное название серии произведений
-Формат произведения: роман, рассказ, повесть, поэма, пьеса, опера, комикс, серия романов, сборник рассказов и т.д.
-Год написания или год публикации, для старых произведений примерный. ?-год неизвестен.
-Степень точности экранизации. Если после года публикации не стоит ничего - значит экранизация это приближе...
Глубокое, философское, смешное, интересное, захватывающее... всё, что зацепило.
Отличный фильм
Великолепный фильм, который принес Бертолуччи мировую славу.
Доверюсь ,, Но судя по фрагменту - фильм снят хорошо.
Лучший фильм Бернардо Бертолуччи, который он поставил по своему же сценарию (по прекрасному роману Альберто Моравиа) в 29 лет. Идеально снятый и сыгранный фильм, сложный, нюансированный, изумительно красивый и по-настоящему страшный. 1970ые были одной из лучших декад в истории кино.
Уже в этом фильме Бертолуччи стал густыми мазками смешивать эротику, социализм и яркие краски и характеры. Строго говоря, недурная смесь, хотя если перебрать с одним из ингредиентов, то может получится полнейшая херня. Он снимал много, долго, потому часто она и получалась. Но здесь всё пока ещё сбалансировано и радует глаз.
Жан-Луи Трентильян прекрасно играет, а Доминик Сандра просто прекрасна.
Не советую,игра слабая.Филбм вообще не цепляеет.1 из 10