Режиссёр: Лукас Мудиссон
Актеры: Эрика Карлсон, Матиас Руст, Стефан Хёрберг, Юсефин Нюберг, Ральф Карлссон, Аксель Вайдгрен, Джилл Унг
Дорогие читатели, задавались ли вы когда-нибудь вопросом, что толкает мальчиков к мальчикам, а девочек к девочкам? За время своих размышлений на эту тему, я пришла к выводу, что в случае мальчиков – это природа человека, а в случае девочек – это скука и, возможно, разочарование в мальчиках.
Итак перед вами невероятно модный для своего времени дебют 29-ти летнего шведского режиссёра Лукаса Мудиссона – фильм «Покажи мне любовь», а точнее «Грёбанный Омоль» (Fuсking Åmål).
Фильм по-шведски грубоват, простоват и откровенен. Ну, то есть, что мы там в 1998ом про школьников ещё не знали? Встречаются, тусуются, спят с друг другом, дерутся на школьном дворе, пьют и курят. В общем, полный набор. Социальные фильмы про подростков снимались и до 1998ого. Здесь можно вспомнить и «Любовную историю» Роя Андершуна (1970), и «Остров детей» Кая Поллака (1980) и «Мою собачью жизнь» Лассе Хальстрёма (1985). Мудиссон снимал в мейнстриме скандинавского кинематографа, добавив туда каплю скандальной любви.
Хотя нельзя же сказать, что фильм режиссёра Лукаса Мудиссона был так уж нов, но все же он был по-своему свеж и непосредственен, полон некой жизненной грубости и пошлости провинции благополучной Швеции. Да и не только Швеции. Эта некая однообразность и бесперспективность характерна для любого другого «узнаваемого» уездного города N. Омоль, в нашем случае, – это маленький провинциальный городишко в Швеции недалеко от Гётеборга с населением чуть меньше 10 тыс. человек (деревня!! ). Здесь бунтарский характер молодости через пару десятков лет съедается скучной семейной рутиной и бытом. И в этом пошлость благополучия, наложенного на ограниченность выбора.
Странноватая 16-ти летняя Агнес в исполнении Ребекки Лильеберг (её мы знаем по “Медвежему поцелую” с Сергеем Бодровым) ни с кем в классе не общается, разве что с Викторией, которая передвигается в инвалидной коляске. Про неё давно ползут слухи, что она предпочитает девочек мальчикам. Она слушает метал и пишет заметки. И её явно тянет к Элин.
14-ти летняя Элин (Александра Дальстрём) – популярная девочка в школе, на неё давно заглядываются мальчики. Она читает девчачьи журналы и мечтает уехать из гадкого Омоля. Уехать в Стокгольм. Ей невероятно скучно в Омоле, скучно с её подругами, скучно с домашними посиделками у телевизора и разговорами ни о чём. Агнес для неё – как вздох, как возможность узнать что-то новое, как человек, который может вырвать её из розового благополучного мира, где вся твоя жизнь предопределена.
Так была ли любовь? Или это был подростковый вызов против провинциального существования? И если была, то даже больше, чем любовь. Это выстраданное чувство, полное терпения, умения дождаться взаимности и признать его в себе.
В фильме стоит обратить внимание на две сцены, которые хорошо описывают вечную проблему «отцов и детей», а в нашем случае – «generation gap» («пропасть между поколениями»). Здесь и трогательная попытка отца (Ральф Карлсон) поговорить с Агнес и объяснить, что если даже в 16-ть её никто не любит и не понимает, то это будет не всегда. На что Агнес возражает, что хочет быть любимой не через 25-ть лет, как её отец, а сейчас. Здесь и разговор мамы с сыном о том, кто такие гомосексуалисты. Исходя из тональности разговоров родителей с детьми, видно, что они с пониманием относятся к вопросам и проблемам детей. У Мудиссона эти две сцены получаются как примеры из учебника «Как надо быть понимающими и заботливыми родителями». Острота и непонимание сглажены. Родители – не враги.
Бесспорно стоит отметить финальную сцену, которая представляет собой настоящий «каминг-аут» (coming-out – процесс добровольного и открытого признания человеком своей гомосексуальности). Финальная сцена сопровождается песней 19-ти летней шведской певицы Робин Карлссон "Show Me Love" («Покажи мне любовь» — отсюда название фильма). Любопытно, что Елена Кипер, один из продюсеров группы «Тату», в одном из своих интервью сообщила, что именно фильм Мудиссона стал причиной того, что для проекта был выбран лесбийский имидж. Влиянием на «Тату» данный фильм не ограничился и три ведущих Института Кино Великобритании, Германии и Дании рекомендовали этот фильм учителям для использования в школьной программе. Стоит ли говорить, что фильм был коммерчески очень успешен и вышел в прокат в более, чем 20-ти странах мира (что уже для шведского фильма успех! ). Также он был отмечен наградами на Международных кинофестивалях в Берлине, Великобритании, Чехии и Голландии.
Вот она какая – «шведская» любовь! : )
ЗЫ: Рецензия написана как благодарность за залитый релиз =)
Фильмы, которые мне больше всего понравились.
Мой любимый фильм это Таксист. Остальные фильмы пополняются по мере просмотра.
В данном плейлисте собраны фильмы, которые поразили, удивили, взволновали меня и вызвали множество разнообразных эмоций. Я хочу поделиться своими ощущениями с Вами. Приятного просмотра.
Фильмы, в которых тем или иным образом затрагивается тема поведения, отличная от гетеронормативной модели.
тема!
Скандальненько прошли показы в нашей губернии. Посморим из-за чего шум.
А мне понравилось!!!
Ставлю 10!
Релиз специально для Вредины.
отличный фильм! местами грустный, умный фильм. очень хорошо сделан по всем параметрам. рекомендую!!!
Фильм отличный, смотрела давным-давно, случайно наткнулась, переключая каналы...не смогла остановится и досмотрела до конца. Очень правдивое подростковое кино. Грустное, но с хорошим и неожиданным финалом.
Очень хороший фильм, правильно показывающий разницу между людьми.
Релиз специально для Вредины.
Спасибо, Сюн!
Посмотрела трейлер на шведском. Прошибло на слезу ))))
Смотрела лет 10 назад.Тогда понравился,очень.Девочка славная(не та,которая школьная красавица).
Отличный фильм...
Смотрел ещё будучи школьником... Помню, большое впечатление произвел на меня этот фильм в то время.