Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Михаил Козаков

Михаил Михайлович Козаков

1513 large
  • Средний рейтинг фильмов: 8.06
  • Дата рождения: 14 Oct 1934
  • Дата смерти: 21 Apr 2011
  • Имя при рождении: Михаи́л Миха́йлович Козако́в
  • Место рождения: Ленинград, СССР

В избранном у (16)

Krot06 thumb krot06
Lana 2010 thumb Lana_2010
Tektonic thumb TEKTONIC
Ninanika thumb ninanika
J jackru thumb Джей Джек
Profess thumb Profess
Kanec123 thumb MarkTwenn
Vasyavasya79 thumb Vasyavasya79
Mup thumb Mup
De8ugger thumb Виталичъ
Ptizzasirin thumb Vidjai
0712kari thumb kuku

Советский, российский и израильский режиссёр, актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1967).

Кинопоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/192777
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0440397
Обсуждение на форуме: http://www.kinokopilka.tv/forum_topics/14947

Михаил Козаков родился в Ленинграде в семье известного писателя Михаила Эммануиловича Козакова. Отношение к литературе имела и мама Михаила - она работала, редактором. Свободного времени у родителей было немного, поскольку они были сильно загружены работой. Тем не менее, воспитанию детей они всегда уделяли внимание.

Михаил Козаков вспоминает: «Как меня воспитывали? Общением, разговорами родителей и их друзей, которые велись при мне. Если надо было поговорить на “взрослую” тему или о политике (что было самым опасным в те времена), мама произносила по-французски “Не при детях”, а потом друг родителей, писатель Мариенгоф, обращался ко мне: “Мишка, ну-ка сыпь отсюда”. И я “сыпал”. Слушая взрослых, можно было понять их принципы жизни, представления о порядочности. Это очнулось во мне позже, но западало тогда. Я и по сей день питаюсь тем “волшебным отваром”, что получил в детстве. <…> Родители вели со мной разговоры и споры об искусстве. Не только о том, хорошо ли что-то сыграно, написано, а - про что, зачем это. Меня воспитывали книгами. Отец мог сказать: “Рановато тебе это читать. Подожди, потом больше поймешь”. Но не вырывал книгу из рук...».

По окончании школы Михаил Козаков поступил в школу-студию МХАТ. На последнем курсе состоялся его дебют в кино. Козаков сыграл Шарля Тибо в политической драме Михаила Рома «Убийство на улице Данте», рассказывающей о французской актрисе Мадлен Тибо (ее роль сыграла Евгения Козырева). В этой картине также впервые снялись в кино Валентин Гафт и Иннокентий Смоктуновский.

В 1956 году Михаил Козаков окончил школу-студию МХАТ, и был принят в театр имени Маяковского. Уже в первый год работы на сцене этого театра Михаилу Козакову доверили сыграть Гамлета. Эта роль произвела на актера глубокое впечатление: «Мне было 22 года, когда я выучил роль Гамлета. Там, например, перед дуэлью с Лаэртом Гамлет говорит Горацио такие слова о смерти: «Нас не страшат предвестия, и в гибели воробья есть особый промысел. Если теперь, так, значит, не потом; если не потом, то, значит, теперь; если не теперь, то все равно когда-нибудь... Пусть будет». И этот монолог «запал» в меня, и я всю жизнь, даже когда еще был молод, обдумывал эти слова.... Это один из примеров того, как строчки на тебя воздействуют, и ты меняешься под влиянием ролей, которые играешь».

В 1959 году Козаков покинул театр Маяковского и перешел в «Современник», где проработал более десяти лет – до 1970 года.

Что же касается кино, то в конце 50-х Михаил Козаков снялся в нескольких картинах: в фильме Григория Рошаля «Восемнадцатый год» (второй фильм кинотрилогии по роману Толстого «Хождение по мукам»), мелодраме Александра Столпера «Трудное счастье», героико-приключенческом фильме Ильи Гурина «Золотой эшелон» и других. Но настоящая популярность к актеру пришла чуть позже.

В 1961 году на экраны страны вышел фантастический фильм Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева по одноименному роману Александра Беляева. Михаил Козаков сыграл в нем роль главного отрицательного героя – Зуриту.
Режиссеры внесли существенные изменения в фантастико-приключенческий сюжет Беляева - киновариант романа превратился в романтическую мелодраму, изрядно «сдобренную» экзотикой. И все удачно совпало - любимый зрителями жанр; живая непосредственность молодых актеров (Анастасии Вертинской и Владимира Коренева), казалось, ничего не играющих, а просто органично существующих в этом придуманном мире; азарт режиссеров, с удовольствием осваивающих непривычный материал.
В итоге зрители приняли фильм с небывалым восторгом, а актеры, снимавшиеся в нем, стали необыкновенно популярны.

Однако в последующие годы Михаил Козаков снимался мало. Самой яркой работой 60-х годов является его роль в драме Наума Трахтенберга «Выстрел», поставленной по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина из цикла «Повести Белкина».
В 1972 году Михаил Козаков стал актером театра на Малой Бронной.

Именно в 70-е годы Козаков сыграл свои самые лучшие и известные роли в кино. Он снялся в приключенческом фильме Наума Ардашникова «Вся королевская рать», водевиле Александра Белинского «Лев Гурыч Синичкин», музыкальном телефильме Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка», замечательной комедии Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!» и других картинах.

В середине 70-х состоялся и дебют Михаила Козакова как кинорежиссера. В 1975 году он поставил телеспектакль «Ночь ошибок» по пьесе О. Голдсмита. А в 1978 году вышла его трагикомедия «Безымянная звезда».
Вообще-то именно «Безымянная звезда» (в виде телеспектакля) должна была стать дебютом Козакова-режиссера. Сценарий телеспектакля был написан и запущен в производство еще в 1970 году. Главную роль астронома Марина Мирою должен был сыграть Олег Даль. Уже начались репетиции, но тут на телевидении произошла смена руководства, и съемки телеспектакля были прекращены.
Однако Михаила Козакова не покидала мысль поставить именно этот фильм. Спустя семь лет режиссеру удалось, наконец, пробить постановку на Свердловской киностудии. Правда, к тому времени в жизни Олега Даля наступил тяжелый период: осложнения в театре, травля со стороны руководства в кино… По словам Михаила Козакова: «Улыбаться ему уже было довольно сложно». В итоге Козаков остановил свой выбор на Игоре Костолевском, и не ошибся. Дуэт Игоря Костолевского и Анастасии Вертинской оказался бесподобным. Сам Михаил Козаков также снялся в своей картине, сыграв небольшую, но заметную роль Грига.

Еще в 70-е годы, когда Михаил Козаков работал в театре на Малой Бронной, он дебютировал в качестве театрального режиссера. Для своего дебюта он выбрал пьесу Леонида Зорина «Покровские ворота». Этот выбор был не случаен. Зорин написал самую настоящую автобиографическую пьесу о Москве пятидесятых годов. В главном герое Костике Ромине он воплотил себя молодого. А поскольку Москва пятидесятых – время молодости и Михаила Козакова, то эта тема и объединила двух талантливых людей.
Спектакль продержался в репертуаре театра семь лет и имел большой успех у зрителей. В начале 80-х Михаил Козаков решил перенести пьесу на экран.
Михаил Михайлович вспоминает: «Когда я принес этот сценарий Борису Михайловичу Хейсину, который возглавлял «Экран», начались сложности. Он сказал: «Нет, Миша. Что-то жмет…» Я говорю: «А что жмет, собственно?» Он: «Нет, давайте так: давайте мы повременим». Я говорю: «А что такое?» Очевидно, у него было какое-то совещание, поняли, что пьеса не так проста, как кажется – для тех времен. Для тех времен… Потому что там есть подводные рифы и течения. То есть, рассказываем мы в фильме о времени надежд хрущевской оттепели, и при всем жанре этого… комедии, водевиля – называйте, как хотите… там есть подводные течения».
Не помогло Михаилу Козакову и то, что к тому времени он получил Государственную премию и две премии КГБ СССР за роль Феликса Дзержинского. Первого советского чекиста Козаков сыграл в трех разных фильмах, вышедших в начале 80-х. Рассказывает Сергей Урсуляк: «Надо сказать, сыграл очень хорошо, в чем-то даже новаторски. Например, его Дзержинский впервые в истории кино говорил с польским акцентом. А если учесть еще взгляд этого Дзержинского – холодный и жесткий, то становилось ясно, что Михал Михалыч знает о Дзержинском нечто большее, чем написано в сценарии».
Выручила Козакова актриса МХАТа Софья Пилявская, которая знала Лапина. Она пошла к нему на прием, и разрешение было получено.
Фильм «Покровские ворота» получился необыкновенно искрометным, веселым с легким налетом грусти и окрашенным легкой ностальгической дымкой. «Очень в памяти была Москва 50-х. Ту Москву я очень хорошо помню, 56-ой год. Поэтому и шутки рождались, и грусть рождалась…», - вспоминает Михаил Козаков.
«Покровские ворота» пришлись по душе зрителям. Картину полюбили, она стала по-настоящему культовой. Многим актерам она принесла сумасшедшую популярность. Как бывает в таких случаях, их стали ассоциировать с персонажами. Так Равикович на долгие годы стал Хоботовым, Ульянова – Маргаритой Павловной, Борцов – Саввой Игнатьевичем.

В 80-е годы Михаил Козаков немало снимался в кино. Помимо вышеупомянутых ролей Дзержинского («Двадцатое декабря», «Товарищ Иннокентий»), он также снялся в приключенческом фильме «Шестой», историческом фильме «Демидовы» (роль Бирона), трагикомедии «Невероятное пари», лирической комедии «Герой ее романа» и других картинах.
И все-таки именно в эти годы Михаил Козаков раскрылся, прежде всего, как режиссер. Вслед за «Покровскими воротами» он снял детскую комедию «Если верить Лопотухину». Затем он экранизировал спектакль «Маскарад» по трагедии Михаила Лермонтова. Одной из самых сильных его работ стала картина-трагифарс «Визит дамы» по пьесе Дюрренматта «Визит старой дамы».

Несмотря на различный жанр, все фильмы Козакова объединяло и объединяет его специфический неповторимый режиссерский почерк. Сам же Михаил Михайлович признается: «Я вообще всегда снимаю телепродукцию и никогда не снимал ни одной картины для большого экрана. Заметьте, все, что я поставил на экране, - это пьесы».

В 1992 году Михаил Козаков с семьей уехал в Израиль. До 1996 года он играл в камерном театре в Тель-Авиве. Там же Козаков организовал русскую труппу, с которой выпустил четыре спектакля.
Вернувшись в 1996 году в Россию, Михаил Козаков возглавил собственную антрепризу, которую назвал «Русская антреприза Михаила Козакова». Кроме того, в Петербургском театре имени Комиссаржевской Козаков поставил спектакль «Чествование» по Б. Слейду.
В кино в эти годы Михаил Козаков снимался редко. Самая яркая работа тех лет – роль в фильме Алексея Учителя «Мания Жизели» (1995), рассказывающей о величайшей русской балерине Ольге Спесивцевой. Режиссер собрал в своей картине известных творческих людей Москвы и Петербурга: Михаила Козакова, Галину Тюнину, Алексея Германа, Андрея Смирнова, Александра Хвана, Ивана Охлобыстина, Сергея Виноградова. Люди богемы 90-х годов, снявшиеся в ролях представителей знаменитой театральной богемы ушедших лет – это был действительно красивый ход!

В 1999 году Михаил Козаков экранизировал два своих спектакля, ранее поставленные им в своей антрепризе: драму «Ужин в четыре руки» (по спектаклю «Возможная встреча») и телеспектакль «Чествование».

До 2010 года Михаил Козаков выступал с моноспектаклями (один из таких моноспектаклей — «Пушкин и о нём») и в роли чтеца, в частности записал компакт-диски со стихотворными произведениями И. А. Бродского и А. А. Ахматовой.

В 2011 году у актёра был диагностирован рак лёгких в неоперабельной форме. Лечение проводилось в Израиле. 22 апреля 2011 года Михаил Козаков скончался после продолжительной болезни. Ранее СМИ сообщали, что 76-летний артист находился в израильской клинике недалеко от Тель-Авива.

Фильмография:

1956 — Убийство на улице Данте — Шарль Тибо
1958 — Трудное счастье — Николай Нагорный
1958 — Восемнадцатый год — Валериан Оноли
1959 — Золотой эшелон — Черемисов
1960 — Вдали от Родины — гауптман Заугель
1960 — Евгения Гранде — Шарль Гранде
1960 — Последние залпы — Горбачёв
1960 — 1961 — Балтийское небо — лётчик Байсеитов
1961 — Девять дней одного года — Валерий Иванович
1961 — Суд сумасшедших — Мишель
1961 — Человек-амфибия — Педро Зурита
1965 — Строится мост — Мамедов
1966 — Выстрел — Сильвио
1967 — День солнца и дождя — актёр в роли Мишки-Япончика
1967 — Звёзды и солдаты — Нестор
1969 — Повесть о чекисте — Белов
1970 — Два дня чудес — профессор-экзаменатор института Добрых Волшебств
1970 — Обыкновенная история — Пётр Иванович Адуев
1971 — Вся королевская рать — Джек Бёрден
1971 — Гойя, или Тяжкий путь познания — Жилмард
1972 — Гроссмейстер — Володя
1973 — Детство. Отрочество. Юность — Пётр Александрович
1973 — Исполняющий обязанности — Александр Штерн
1974 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — Скрипка / Бас-гитара / Повар
1974 — Домби и сын
1974 — Записки Пиквикского клуба — Джингль
1974 — Иван да Марья — кассир
1974 — Лев Гурыч Синичкин — Зефиров
1974 — Соломенная шляпка — виконт де Розальба
1974 — Хождение по мукам — Бессонов
1975 — Здравствуйте, я ваша тётя! — полковник Фрэнсис Чесней
1975 — Ярослав Домбровский — Андрей Васильев
1976 — Театр неизвестного актёра — Генрих Генрихович
1978 — Безымянная звезда — Григ
1978 — Жизнь Бетховена — Джоакино Россини
1978 — Комедия ошибок — Антифол
1978 — Красавец-мужчина — Лупачёв
1979 — Дефицит на Мазаева
1980 — Синдикат-2 — Феликс Эдмундович Дзержинский
1981 — Двадцатое декабря — Феликс Эдмундович Дзержинский
1980 — Государственная граница. Фильм 2-й: Мирное лето 21-го года — Феликс Эдмундович Дзержинский
1981 — И с вами снова я — Пётр Яковлевич Чаадаев
1981 — Товарищ Иннокентий — Зубатов
1981 — Шестой — Илларий Данилович Данилевский
1982 — Кто стучится в дверь ко мне? — актёр, играющий Сирано де Бержерака
1982 — Покровские ворота — Константин Ромин в наши дни
1983 — Демидовы — Бирон
1983 — Уникум — Иосиф Тимурович Петров, гипнотизёр
1984 — Герой её романа — Эраст Цыкада
1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад — Дудочка (Дачник Дудников)
1985 — Сцены из трагедии Лермонтова «Маскарад» — Арбенин
1986 — Воительница (короткометражный фильм)
1986 — Храни меня, мой талисман — камео
1988 — Господин оформитель — Грильо
1989 — Это случилось в Виши (фильм-спектакль) — врач
1990 — Дураки умирают по пятницам — Гелий Иванович
1991 — Тень, или Может быть, всё обойдётся — Цезарь Борджиа
1995 — Роковые яйца — Воланд
1996 — Мания Жизели — Аким Волынский
1999 — Ужин в четыре руки — Георг Фридрих Гендель
1999 — Чествование — Скотти Темплтон
2000 — 24 часа — Коста
2000 — В начале было слово — закадровый текст
2002 — Лавина — Лев Борисович
2002 — Игра в модерн — Фризе
2004 — Воры и проститутки. Приз — полёт в космос
2004 — Смерть Таирова — Таиров
2004 — Узкий мост — Якушев
2004 — Чудная долина — дед Саид
2004 — Играем Шекспира — Рассказчик
2005 — Здравствуйте, мы — ваша крыша! — Соломон
2006 — Сдвиг — академик Харитонов
2006 — Сотворение любви — Наум Трахт
2007 — Любовь-морковь — доктор Коган
2008 — Любовь-морковь 2 — доктор Коган
2010 — Зоя — оператор Рапопорт
2011 — Любовь-морковь 3 — доктор Коган (озвучил сын актёра — Кирилл Козаков)

Режиссёрские работы

1974 — Ночь ошибок
1978 — Безымянная звезда
1982 — Покровские ворота
1983 — Если верить Лопотухину
1985 — Сцены из трагедии Лермонтова «Маскарад»
1988 — И свет во тьме светит
1989 — Это случилось в Виши
1989 — Визит дамы — режиссёр, автор сценария.
1991 — Тень, или Может быть, всё обойдётся
1999 — Ужин в четыре руки
1999 — Чествование
2002 — Джокеръ
2004 — Медная бабушка
2004 — Играем Шекспира
2006 — Очарование зла

Сценарные работы

1985 — Сцены из трагедии Лермонтова «Маскарад»
1988 — И свет во тьме светит
1989 — Это случилось в Виши
1989 — Визит дамы
1991 — Тень, или Может быть, всё обойдётся
1999 — Ужин в четыре руки

Озвучание

1976 — «Осьминожки»
1979 — «Д’Артаньян и три мушкетёра» (х/ф) — Кардинал Ришельё
1979 — «Ушастик и его друзья»
1985 — «38 попугаев» — Слонёнок
2007 — «Рататуй» (м/ф) — Антуан Эго

Кинофильмы

Сказка. Есть
Фэнтези
Апельсиновый сок
Мелодрама
Сдвиг
Боевик
24 часа
Драма, Криминал
Роковые яйца
Комедия, Фантастика
Господин оформитель
Драма, Ужасы
Визит дамы
Драма
Государственная граница
Драма, Исторический
Демидовы
Драма, Исторический
Уникум
Комедия, Фантастика
Покровские ворота
Комедия, Мелодрама
Шестой
Боевик, Драма
Красавец-мужчина
Драма, Исторический
Хождение по мукам
Драма, Исторический
38 попугаев
Мультфильм
Осьминожки
Мультфильм
Здравствуйте, я ваша тетя!
Комедия, Приключения
Иван да Марья
Комедия, Мелодрама
Соломенная шляпка
Комедия, Музыка
Мук-скороход
Мультфильм
Выстрел
Драма
Человек-амфибия
Драма, Фантастика
Балтийское небо
Драма, Исторический
Евгения Гранде
Драма, Мелодрама
Золотой эшелон
Боевик, Приключения
Восемнадцатый год
Драма, Исторический
Сестры
Драма, Исторический