13 главных книг этой осени
фото РИА Новости
Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом — 2»
Издательство: АСТ
Павел Санаев, режиссер, сценарист и автор драматичной и при этом невероятно смешной истории «Похороните меня за плинтусом» написал вторую книгу. На обложке «Хроники Раздолбая» позиционируются как продолжение «Плинтуса» - не верьте! Новый герой - вовсе не повзрослевший Саша Савельев, в котором читатели пытались разглядеть самого Павла Санаева, а собирательный, почти архетипический персонаж, чья юность пришлась на 90-е годы. Не случайно у него нет даже имени, он просто Раздолбай из советской семьи, который считал будущее простым и предопределенным, а попал в 1991-й год. Впрочем, начинаются «Хроники» с путешествия героя в латвийский пансионат, куда родители отправляют его развеяться перед учебным годом.
В поезде он знакомится с ребятами из золотой молодежи, Мартином и Валерой. Вскоре на горизонте возникает и первая любовь — красотка Диана. Искушения и спор с самим собой, и первые серьезные размышления о Боге. Из забавных приключений, неуклюжих ухаживаний и проказ обаятельного советского «недоросля» получился глубокий роман о взрослении, о личном выборе, о любви и о смысле жизни. При этом финал у «Хроник», написанных в ироничном санаевском стиле, открытый. Раздолбай заключает с другом сложнейшее пари, победу в котором один из героев одержит в следующей книге дилогии.
13 главных книг этой осени
фото РИА Новости
Евгений Водолазкин «Лавр. Неисторический роман»
Издательство: АСТ
Специалист по древнерусской литературе, доктор филологических наук, ученик Д. С. Лихачева Евгений Водолазкин в современную литературу буквально ворвался. Его первый роман «Соловьев и Ларионов» в 2010 году вошел в шорт-лист «Большой книги», а недавно вышедший роман-житие «Лавр», по мнению многих критиков и даже писателей, стал главным литературным событием года. Водолазкин хотел рассказать о человеке, способном на «ежедневную, ежечасную жизнь-жертву», жизнь, которую можно противопоставить культу успеха, господствующему в современном обществе. Но искать такого абсолютно положительного героя в современном обществе писатель не стал, боясь, что выйдет фальшиво. Водолазкин обратился к хорошо изученной им форме - к житию — и написал необыкновенно живой современный роман, используя интонации древнерусских текстов и мастерски смешивая разные эпохи и языковые стили, подобно Умберто Эко в бестселлере «Имя розы».Герой «Лавра» — средневековый травник, который обладает даром исцеления. Желая искупить свою невольную, но оттого не менее мучительную вину
за смерть возлюбленной, он проходит сложный путь от лекаря Арсения до отшельника Лавра. Он выхаживает чумных и раненых, убогих и немощных, и чем больше жертвует собой, тем очевиднее крепнет его дар. И жизнь превращается в житие.
13 главных книг этой осени
Герман Кох «Ужин»
Издательство: Иностранка, Азбука
На русском языке эта книга вышла только в конце августа, а Европу взбудоражила еще в 2009 году и вывела автора в десятку самых продаваемых европейских писателей. Голландский сценарист Герман Кох писать начал сравнительно поздно, и пять его романов критика почти не заметила, а вот «Ужин» прогремел на всю Европу и переведен уже на 22 языка. Один вечер, семейный ужин в фешенебельном ресторане, неспешная беседа, банальные фразы, из которых постепенно складывается жуткая семейная история. Два брата — преуспевающий политик и учитель истории — с женами встречаются за ужином, чтобы обсудить будущее их детей-подростков. И с каждой переменой блюд напряжение нарастает, Кох постепенно подводит читателя к тому, что произошло преступление, которое герои
намерены скрыть. Европейские критики назвали «Ужин» аморальным, разрушающим демократические устои и отметили, что Кох радикально отличается от типичного писателя толерантной и политкорректной страны. Он задает неудобные вопросы: должны ли родители защищать своих детей от правосудия? На что готов пойти сегодняшний европеец, чтобы сохранить «благополучие» семьи? Герман Кох не скрывает, что основой романа стала реальная история двух подростков, о которой много писали СМИ. Современное общество он называет пост-толерантным и всерьез подвергает сомнению адекватность его ценностей. Мастерски написанный
саркастический текст ставит перед читателем крайне острые, неудобные вопросы и не дает однозначных ответов, оставляя читателю простор для размышлений.
13 главных книг этой осени
фото Getty Images / Fotobank
Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»
Издательство: Азбука
Скандальный подростковый роман в письмах «Хорошо быть тихоней» на русском опубликован впервые, через 14 с лишним лет после выхода в США. История о взрослении интеллигентного американского школьника, страдающего шизофренией, по которой сам Чбоски в прошлом году снял фильм со звездой поттерианы Эммой Уотсон. По мнению критиков, однако, именно книга, которую окрестили «Над пропастью во ржи» для новых времен», достойна пристального внимания и подростков, и их родителей. У Чарли, которому предстоит первый год обучения в старшей школе, совершенно нет друзей. Есть понимающие родители, стервозная старшая сестра, брат - студент, а вот друзей — нет. В школе он знакомится с Патриком и Сэм, сводными братом и сестрой, крутыми ребятами из выпускного класса — и впереди у Чарли целая эпоха открытий, о которой он и пишет письма вымышленному другу. Первая вечеринка, первый секс, первая драка, пачка сигарет и не только она — словом, все, что может сопутствовать взрослению. Взрослеет Чарли и интеллектуально, открывая для себя Керуака, Сэлинджера, Камю, Фицджеральда и пытаясь, по совету учителя литературы, «быть не губкой, а фильтром».
В Штатах роман год держался в списке бестселлеров по версии New York Times и издан более чем на 30 языках. Чбоски без прикрас показывает все ужасы, которые могут произойти в жизни современного подростка, но вместо нравоучений старается передать дурманящее ощущение юности и объяснить, что в правильной компании — а по Чбоски это как раз Камю с Керуаком - пресловутые подростковые проблемы - всего лишь обязательное условие взросления.
13 главных книг этой осени
фото PhotoXpress
Людмила Улицкая «Детство 45-53. А завтра будет счастье»
Издательство: АСТ
Прошлым летом Улицкая объявила конкурс «После Великой Победы», где предложила тем, кто был ребенком в послевоенные годы — с 1945 по 1953 — написать о своем детстве. Улицкая объединила письма в тематические главы и к каждой написала по предисловию. Получился сборник „Детство 45-53. А завтра будет счастье».
17 разделов с короткими емкими названиями: «Жизнь города», «Жизнь деревни», «Жизнь двора», «Коммуналки и соседи», «Детский дом» - рассказы о том, как «Пили», «Ели», «Одевались», «Мылись», ждали родных из плена или лагеря, как отложилась в детском сознании смерть Сталина. Лепешки из лебеды, хлеб по карточкам, один коммунальный телефон на двадцать человек, страх перед «черными воронками», сшитые из газет школьные тетради, в которых нужно писать между строчками.... Из коротких рассказов о вещах совершенно обыденных для послевоенного времени сложилась по-настоящему народная книга. Искренний рассказ о жизни и о том, как, несмотря ни на что, люди верили, что завтра будет счастье.
В сборник также вошли детские воспоминания самой Улицкой и мемуарный рассказ Александра Кабакова. В прологе Улицкая написала важную вещь: «Если мы не расскажем это своим детям, они не будут знать, что значили слова Сталин, победа, коммуналка, этап, свидание, партсобрание...То, о чем мы не смогли рассказать словами, дополнят потрепанные и выцветшие фотографии из семейных альбомов».
13 главных книг этой осени
фото PhotoXpress
Александр Генис «Уроки чтения. Камасутра книжника»
Издательство: АСТ
Для тех, кто хочет получить от чтения максимум удовольствия, писатель и литературовед Александр Генис наглядно и увлекательно написал 35 уроков литературного гедонизма. Мэтр гарантирует, что освоив их, каждый окончит школу чтения, а это сулит, по словам автора, «общедоступное ежедневное счастье — для всех и даром».
Эта книга - литературный подарок Гениса читателям к собственному шестидесятилетию. Как писатель и критик, он убежден, что «чтению учат, как всему остальному: осваивая азбуку, исследуя связи, понимая цели и оценивая средства, но главное — ставя себя на место автора». Генис убедительно доказывает, что разные книги нужно уметь читать по-разному, и учит, как это делать. Как читать про любовь и как — про Бога. Как справиться с трудными книгами и как — с простыми. Как узнать на странице автора и почему этого не следует делать. Как нащупать нерв книги и отличить его от сюжета. Как войти в книгу и как с ней покончить. Как влюбиться в писателя и как изменить ему. И главное, как получить от чтения максимум наслаждения.
13 главных книг этой осени
фото ИТАР-ТАСС
Светлана Алексиевич «Время секонд хэнд»
Издательство: Время
«Время секонд хэнд» - завершающая часть документального цикла «Голоса Утопии»
белорусского прозаика с мировым именем Светланы Алексиевич. Эту сложную хронику она пишет уже несколько десятилетий, «собирая материал как журналист, а обрабатывая его как поэт». Алексиевич создала особый жанр - полифонический роман-исповедь, в котором из маленьких историй складывается История двадцатого века. Названия ее книг уже стали метафорами: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва»... а писательница стала лауреатом
престижных российских, европейских и американских литературных и политических премий. Во «Времени секонд хенд» Алексиевич прощается с советским временем, «с той нашей жизнью». Монологи, вошедшие в книгу, она десять лет записывала на магнитофон по всему бывшему Советскому Союзу.
«За семьдесят с лишним лет в лаборатории марксизма-ленинизма вывели отдельный человеческий тип — homo soveticus», - пишет автор в предисловии. О нем и история, которая уже вышла в Швеции, Франции и Германии и совершенно поразила западных критиков ностальгией, с которой люди говорят о советском прошлом. «Время сэконд хэнд» - мощный поток живых свидетельств о распаде сверхдержавы, ставший для кого-то крахом, а для кого-то - трамплином. Светлана Алексиевич дала право голоса и челночникам, и малиновым пиджакам, и тем, кто был на танках, и тем, кто продолжал вести пустые разговоры на кухне.
Ожидаемая сенсация: 5 главных фильмов Венецианского кинофестиваля
В субботу вечером жюри юбилейного, 70-го Венецианского фестиваля, под руководством Бернардо Бертолуччи раздало награды. Как всегда, от юбилея чего-то ждали, и хитрый Бертолуччи не обманул — он распределил призы так, что все охнули. Награды в главных номинациях («Золотого льва» за лучший фильм и «Серебряного льва» за лучшую режиссуру) вручили фильмам, о существовании которых все забыли через минуту после финальных титров и никак не подозревали, что те победят. Будем считать, что итоги Венецианского фестиваля – очередная постановка крупного режиссера. Подробнее о пяти неожиданных призерах Венеции-2013 — в нашей галерее.
«Священная римская кольцевая» (Sacra GRA), Джанфранко Рози
«Золотой лев»
Главное не показывать фильм Джанфранко Рози москвичам, живущим вдоль МКАД. Кроме реплик, вроде «Мне бы ваши заботы, господин учитель!», авторы никакой реакции не добьются. Документальная лента итальянского режиссера рассказывает о тех, кто живет вдоль GRA («римской кольцевой автодороги»). Аккуратная такая дорога, по которой неспешно катят автомобили в количестве, известном всякому жителю Москвы. Но для неизбалованной пробками Италии эта дорога – монстр. Причем, до такой степени страшный, что нужно непременно рассказать про людей, которые живут рядом с этим чудищем.
Рассказывает Рози уверенно и интересно. Если этого достаточно, чтобы «Золотой лев» пополнил шкафчик с наградами, тогда, конечно, прав Бернардо Бертолуччи. Но кажется, нужно что-то еще. Например, какой-то особый киноязык. Какой-то особый уровень проблемы. Какой-то неожиданный образ. Или даже – какой-то особый запах фильма. Ничего этого нет. Есть вполне изящный рассказ о разных людях, копошащихся в своих делах. Бригада «Скорой помощи», смешащая своих клиентов до выздоровления. Местный аристократ с женой-украинкой, постигающей итальянский язык. Зарисовки, судьбы… Но когда рядом были «Бродячие псы» Цая Мин-Ляня или «Жена полицейского» Филиппа Гернинга (ленты выдающейся художественной наполненности), главный приз, отданный просто милой картине, выглядит странно. Кстати, именно на Венецианском фестивале обычно так явно виден упадок итальянского кино – в здешнем конкурсе существует квота на итальянские фильмы, и они в Венеции последние годы выглядят обязательной тусклой добавкой к главным пикантным блюдам. Ко всему прочему, вручение «Золотого льва» документальному фильму на Венецианском фестивале – новшество. Правда, оно выглядит просто «галочкой» – надо же было как-то отметить юбилей.
Ожидаемая сенсация: 5 главных фильмов Венецианского кинофестиваля
«Бродячие псы», Цай Мин Лянь
Гран-при
Фильмы тайванца Цай Мин-Ляня надо смотреть только в кино. В них создается настолько непохожая ни на что жизнь, что только полное погружение гарантирует удовольствие. Мин Лян так неповторим, что даже пересказ сюжета любого его фильма только уводит в другую сторону. Но если все же попробовать, в новой истории тайванца есть герой, отец двоих детей. Он в любую погоду стоит на автостраде с громадным объявлением о продаже недвижимости в руках. После работы он идет в полуразрушенный заброшенный дом, где укладывает детей спать, предварительно почистив с ними зубы в общественном туалете. Они – бездомные. Есть три женщины, каждая из которых воплощает какую-то мечту героя. Они по очереди оказываются рядом с героем и его детьми, разделяют его заботы, вступают с ним в конфликты. Они живые и красивые, эти дамы, но существуют лишь в воображении уставшего и отчаявшегося мужчины. Весь фильм – это сгусток отчаяния. Отчаяния одиночества и тоски по любви. Кульминация этого чувства – в колоритном эпизоде, когда герой обнаруживает в своей кровати кочан капусты, завернутый в женские одежды. Сначала он целует его, потом начинает душить, потом принимается грызть капусту с той остервенелостью, с какой, наверное, занимался любовью в страстной молодости.
В этом фильме можно увидеть и социальный пафос, звучащий особенно громко в сценах поисках еды детьми или в бесконечных слезах, катящихся по худым щекам их отца под пронизывающим ветром на автостраде. Но социальный пафос уносится вместе с тем ветром, что вырывает рекламный щит из рук героя, а остается обожженная отчаянием реальность несуществующей любви.
Цай Мин Лянь заявил в Венеции, что больше не будет снимать кино – дескать, сказал все, что хотел. Но ему никто не поверил – ведь он так похож на свое второе «Я» из фильма «Бродячие псы» с его великой тоской, которая не только давит, но и дает выход в новую реальность. Кстати, бродячие псы в этом фильме —полноправные персонажи. Они все время околачиваются рядом с заброшенным домом: чтобы в него войти, нужно приласкать и покормить животных. А что там, в этом доме, каждый пусть решает для себя: то ли другая реальность, то ли прошлое, то ли сны. Путь опасен.
13 главных книг этой осени
фото ИТАР-ТАСС
Александра Маринина «Последний рассвет»
Издательство: ЭКСМО
Александра Маринина продолжает поручать запутанные дела молодому оперативнику с Петровки Антону Сташису. Герой бестселлера прошлого года «Бой тигров в долине», «натасканный» вышедшей в отставку Каменской во время совместного расследования в театральном детективе «Смерть как искусстве» претендует на звание нового любимца королевы детектива. В новом триллере «Последний рассвет», который появился в продаже 29 августа, Сташис с напарниками расследует зверское убийство жены успешного бизнесмена. Накануне вечером женщина появилась на светском приеме в ослепительном колье авторской работы, которое после убийства исчезло. Александра Маринина со свойственной ей скрупулезностью изучила все нюансы ювелирного дела. И в «Последнем рассвете» кроме детективной интриги и череды загадочных убийств, есть секреты мастерства огранщиков и ювелиров, блеск камней и золота и суеверия этого дорогого бизнеса.