Это нужно выносить вообще в отдельный раздел и сделать исключение для "Война и Мир" так как этого не увидишь ни в одном док. фильме, это взгляд изнутри, что называется прикоснутся к истории, создания шедевра и истории вообще.( Обойдемся без смайлов, это серьезное кино). Огромное спасибо!!!
Лето 1963 года выдалось уникально сухим и жарким, что было на руку кинематографистам, да и нам, солдатикам, было тепло в палатках. Но оказалось катастрофическим для сельского хозяйства. Ни одного дождя с июня месяца, урожай сгорел или осыпался. Впервые после войны ввели лимиты на выдачу хлеба в одни руки. Впервые стали покупать зерно у США и Канады. Началось это еще при Хрущеве и продолжалось все долгое правление Леонида Ильича. Ну, а мы воевали без выходных каждый день, иногда меняя форму одежды и позиции.
Естественно, исторических костюмов на всю многотысячную армию не хватало. Только кавалеристы были обеспечены форменными комплектами и выезжали по утрам из лагеря то гусарами, то уланами, то казаками. Сегодня синими кирасирами французскими, завтра - белыми кавалергардами, русскими. А пехота шла порой на всякие военные хитрости. Обычная форма, полевое х/б, дополнялась зимним солдатским бельем, извините, белыми кальсонами. Если сегодня мы играем французов, то надеваем их поверх солдатских галифе и заправляем в сапоги. Если мы - русские солдаты, то кальсоны завязываем тесемочками под каблуком. Две ленты пластика - это перевязи. Выдавали нам еще и маленькие зеркальца, которые отбрасывали зайчики. То ли блеск амуниции, то ли выстрелы. Через дым и пыль на дальнем плане наши шеренги выглядели весьма достоверно.
Пока было максимально много народа, снимали панорамы с той самой башни и с вертолетов. Кое-какие кадры снимались для первой серии: бой у Шенграбена и сражение при Аустерлице. С вертолета снимали и конные атаки на наши пехотные карэ. Первый ряд стрелял залпом с колена, второй - стоя. Сзади перезаряжали ружья. Кто-то из нашего строя должен был пасть как бы убитым, и я лежал на спине и видел оператора, привязанного на растяжках в раскрытом люке военного вертолета.
Однажды нас покормили из полевых кухонь, что случалось не часто, и оставили на поле до сумерек. После обеда весь личный состав, более 10 000, раскинулся на обожженной и закопченной земле и, в общем-то, весьма натурально отключился. Снимали Бородинское поле, каким оно было вечером после боя. Валялись перевернутые пушки, кони, которым вкололи лошадиные дозы снотворного. Наполеон (Стржельчик) на белом своем коне тяжело задумался, созерцая весь этот усыпанный трупами мертвый ландшафт. В лагерь возвращались в полной темноте.
С начала сентября дорогобужская армия начала нести потери. Не подумайте ничего плохого, просто солдат отправляли понемногу к местам их дальнейшей постоянной службы. На нашем театре военных действий уже переходили к сценам, где уже не было необходимости в многотысячной массовке.
В сентябре уже снимали атаку на Багратионовы флеши, и мы впервые оделись в полный костюм русского пехотинца: кивер с помпоном и шнурами, темно-зеленый мундир и широкие белые штаны с рядом мелких пуговок по шву. Мы стояли совсем рядом с грузинским актером Гиви Чохонелидзе, который сидел на лошади с непокрытой головой. Он смотрел в подзорную трубу на наступающие цепи французов и восхищенно восклицал: "Браво! Браво!". Забавно, много лет спустя, уже в 90-х, на радио "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов задал вопрос слушателям: «А что кричал Багратион в день Бородинской битвы?» Мне удалось дозвониться тогда, и я ответил, и добавил, что слышал это собственными ушами. «Как?» «Очень просто - я снимался у Бондарчука!» Выиграл пару каких-то книг.
Кстати, о книгах. Вернее об этой великой книге. Как только закончилась наша дорогобужская эпопея, я взял в библиотеке "Войну и мир" и второй раз после школы ее перечитал. Совершенно другое восприятие. Теперь я словно читал, как современник, не Толстого даже, а его персонажей. Как бы изнутри романа. А третий раз я перечитывал книгу уже позже, когда более менее овладел французским языком и старался понять прямую речь, не заглядывая в сноски.
В конце сентября наступила золотая осень, и в один яркий солнечный день наш батальон в полной форме русских егерей изображал резервный полк, которым командовал Андрей Болконский. Вячеслав Тихонов, очень сосредоточенный и бледный, в кивере и мундире ходил между рядами наших сидящих солдат, где то и дело взрывались залетающие шальные ядра и гранаты. Поднятая взрывом земля и песок, падая, гулко стучала по нашим киверам, как по пустым ведрам.
Главный художник-пиротехник, Александр Лихачев (дядя Саша, как все его называли), колдовал над круглой бомбой, которая разорвется у ног князя Андрея. Она должна будет на земле крутиться с дымящимся фитилем. И тут я впервые увидел, что в кино применяли телекамеру. Длинная, тонкая стрела съемочного крана была опущена к тому месту, где будет граната, и обе камеры смонтированы на ее конце. А в сторонке - небольшой черно-белый монитор, у него - Бондарчук и Петрицкий, и телекамера служит как бы видоискателем. Никакой видеозаписи тогда еще не знали. Неожиданно стрела крана резко, с полуоборотом взмывала вертикально, и от травы и листьев панорама распахивалась широким видом на далекие мирные поля и перелески. Таким образом передавались смятенные предсмертные мысли Андрея Болконского. Оператор при этом оставался на земле, а камера летала на высоте 25 метров.
Еще одна интересная задумка творческого коллектива Бондарчука - это съемка камерой, которая на роликах спускалась по тросу. Та самая башня над батареей, которая служила командным пунктом, свой срок уже отыграла и перед ее разборкой камеру несколько раз спустили по натянутому стальному тросу. Мы там "воевали" внизу, пушки стреляли, взрывались гранаты, кто-то падал "убитым", а наискосок сверху вниз со свистом проносилась через огонь и дым закутанная в чехол камера. Кадры получились очень впечатляющие. После этого башню разобрали, и теперь съемочная площадка сузилась до размеров батареи Раевского. Да и наш лагерь значительно опустел. Листья осыпались с берез и далеко просвечивали ряды пустых палаточных гнезд.
Несколько недель в октябре снимали исключительно на батарее. Народу оставалось немного, зато многие уже знали друг друга в лицо. Тогда-то мне и удалось минут 15 побеседовать с самим Сергеем Федоровичем. В тот день он не был в образе Пьера, а ходил в широкополой соломенной шляпе и накинутой на плечи коричневой шубе. Он обратил внимание на меня, когда я делал какие-то наброски в блокноте. Подошел, посмотрел через плечо, поздоровался. «Жаль, не знал, что вы художник. Нам не хватало своих - для работы. Могли бы включить в группу». Посидели, покурили, поговорили о том о сем. Я рассказал ему, что очень интересуюсь этой эпохой, французской революцией, наполеоновскими войнами и вот неожиданно попал в самое пекло. Очень мне этот опыт пригодился в дальнейшем.
На батарее в то время снимался тоненький белокурый офицерик - совсем еще молодой Сергей Никоненко. Он командовал пожилыми пушкарями, которых играли актеры мосфильмовской массовки. Пустотелые пушки изготовлены из латуни. Лафеты, как и положено, деревянные. Канониры накатывали орудия, закрепляли на позиции, совали в ствол банник, загоняли заряды. Собственно, заряды эти заряжали наши же ребята, которые прошли обучение у пиротехников.
Это смешно, но основным снарядом киношной артиллерии оказался обычный презерватив. Это резиновое изделие наполняли черным дымным порохом - получалась такая длинная сарделька. Ее закладывали с дульной части в пушку на глубину около полуметра и прятали от камеры два тонких проводка, которые тянулись к замаскированному пульту управления. Это доска с рядом забитых гвоздей. К ним приматывали другие концы проводов, а в момент залпа замыкали цепь, проводя по гвоздям железным прутом. Из жерла со свистом вылетали языки пламени и клубы белого дыма. Одновременно стреляли от 7 до 10 орудий. Грохот выстрелов наложат потом при озвучивании. Подобные же взрывпакеты использовались и при вспышках фоговых зарядов и просто разрывов гранат. Презервативов истреблено во время съемок Бородинского сражения было немерено!
Осень наступила. Дни в октябре короткие. По вечерам даже в кино ходить не хочется. Холодно. Предпочитали собираться по вечерам у костров. До срока нам уже выдали зимнюю форму - шапки и бушлаты. Но мы пытаемся сооружать из больших консервных банок печурки для палаток. Отсняли уже последние эпизоды штурма и рукопашного боя на бруствере батареи. Весь ров завален «трупами». Это тоже мы. И в конце октября два дня снимали сцены уже для четвертой серии - начало отступления наполеоновской армии из сожженной Москвы. Французы тогда вынуждены были возвращаться в Европу по старой Смоленской дороге и снова проходили через Можайск и Бородино. Символично, что в эти дни пошел первый снег и не надо было сыпать резаные бумажки.
На этом закончилось мое участие в съемках киноэпопеи «Война и мир», а результат нашей работы я увижу на экране только через три года, уже после демобилизации, осенью 1966 года. В первой части есть несколько эпизодов, снятых под Дорогобужем, но третья серия выйдет только через два года, в 1968 году. Приятно было смотреть и вспоминать, как и когда это было. Как интересно смонтированы эпизоды, снятые в самое разное время и в разных местах. И теперь, когда я вижу разные фильмы с показом исторических битв, то невольно представляю себе и саму «кухню», и технологию съемок. Теперь, с использованием компьютерной графики творят сущие чудеса, но я считаю, что мастерство Сергея Бондарчука в постановке батальных сцен до сих пор остается непревзойденным. Международное признание, которое получил наш фильм, подтвердилось позднее постановкой замечательного фильма «Ватерлоо», в котором тоже снимались советские солдаты Закарпатского военного округа.
Блин, даже на работу "забил" , очень увлекает. Может модераторам действительно нужно сделать раздел для рецензий не вписывающихся в общую картину правил, там наверное было бы очень жарко?
Очень познавательно и полезно для общего развития 2Kinoshnik читай в школе пригодится.
Отличнейшая, увлекательнейшая мемуаристика! Вот что значит "старая школа" почти вымершей интеллигенции - смотрите и запоминайте! "Да, были люди в наше время - не то, что нынешнее племя...". Барс, сейчас, конечно, завистники Вам станут говорить, что это - "неформат" для рецензий на "КК", что место сим мемуарам - в лучшем случае на форуме... Да, вполне допускаю - на сайте Вашим грамотно оформленным, дельным и хорошим мыслям таки не место - в полном соответствии с басней о петухе и самоцвете... Не ко двору честь! Хотелось бы видеть их в книге, в прессе, чтобы эту летопись былого оценили не только представители "postgeneration П", но и более близкая по духу аудитория, не спращивающая, как Болконский смог распечатать полученное письмо без принтера...
P.S. Исторической реконструкцией занимаетесь?
Отличнейшая, увлекательнейшая мемуаристика! Вот что значит "старая школа" почти вымершей интеллигенции - смотрите и запоминайте! "Да, были люди в наше время - не то, что нынешнее племя...". Барс, сейчас, конечно, завистники Вам станут говорить, что это - "неформат" для рецензий на "КК", что место сим мемуарам - в лучшем случае на форуме... Да, вполне допускаю - на сайте Вашим грамотно оформленным, дельным и хорошим мыслям таки не место - в полном соответствии с басней о петухе и самоцвете... Не ко двору честь! Хотелось бы видеть их в книге, в прессе, чтобы эту летопись былого оценили не только представители "postgeneration П", но и более близкая по духу аудитория, не спращивающая, как Болконский смог распечатать полученное письмо без принтера...
P.S. Исторической реконструкцией занимаетесь?
Нет, сам не занимаюсь, но уважаю этих энтузиастов. Читать люблю и смотреть историческое кино. Позже доводилось побывать на полях сражений Ватерлоо, Лейпцига, Дрездена и Бородино. Вы можете посмотреть еще мои ролики в ютюбе, я снимал реконструкцию сражения при Малоярославце. Это собственно и подтолкнуло меня к написанию таких мемуаров.
Нет, сам не занимаюсь, но уважаю этих энтузиастов. Читать люблю и смотреть историческое кино. Позже доводилось побывать на полях сражений Ватерлоо, Лейпцига, Дрездена и Бородино. Вы можете посмотреть еще мои ролики в ютюбе, я снимал реконструкцию сражения при Малоярославце. Это собственно и подтолкнуло меня к написанию таких мемуаров.
— Bars2009Да, посмотрю обязательно! Но всё же хотелось бы, чтобы данные воспоминания не сгинули бесследно в дебрях Интернета...
Уважаемый автор! Вы не перестаёте удивлять! Очень интересно и так легко читается. Ролик просто замечательный. Спасибо Вам.
Уважаемый автор! Вы не перестаёте удивлять! Очень интересно и так легко читается. Ролик просто замечательный. Спасибо Вам.
— MyxamorСпасибо, у нас в Вами не в первый раз совпадали точки зрения!
Лев Толстой написал огромный роман «Война и мир». В четырех томах. Сергей Бондарчук экранизировал его в течение почти семи лет. В четырех сериях и пяти частях. Я рискну предложить вашему вниманию тоже довольно длинный текст. Предупреждаю, это не рецензия! Критиковать эпопею Бондарчука, завоевавшую кучу премий и Оскара, не собираюсь, ибо горячо люблю и сам роман Льва Николаевича графа Толстого, и высоко оцениваю его воплощение Сергеем Федоровичем Бондарчуком на экране. Более того, лично принимал скромное участие в его создании. Не по своей воле, а по приказу Министра Обороны, Родиона Малиновского, был досрочно призван летом 1963 года в Советскую Армию и оказался одним из 15 000 стриженных наголо новобранцев, свезенных в летние военные лагеря МВО под городком Дорогобужем, в Смоленской области.
Только тогда нам раскрыли военную тайну - будем разыгрывать здесь Бородинское сражение. Распределили по полкам, батальонам, взводам и отделениям. Расселили по брезентовым палаткам, за неделю наспех прошли курс молодого бойца и стройподготовку, отстреляли по пять патронов из АК - 47, приняли Присягу и получили личное оружие. Моя трехлинейная винтовка системы Мосина образца 1891/30 гг. с четырехгранным игольчатым штыком имела год выпуска 1937-й.
В первые же дни, в лагерном клубе (огромная поляна под открытым звездным небом с рядами дощатых лавок) нам показали американский фильм Кинга Видора с очаровательной Одри Хепберн, предварив показ выступлением одного из помощников Бондарчука: «Мы с вами должны, так сказать, догнать и перегнать Америку!» Мы ответили троекратным ура! Надо сказать, что это, на мой взгляд, единственный в истории случай, когда в СССР претворили в жизнь этот лозунг хрущевской поры. Наша военная составляющая экранизации по размаху не имела себе равных в истории мирового кино. Тогда же, по инициативе Бондарчука, в армии была возрождена кавалерия. Этот кавалерийский полк был приписан к Мосфильму. Туда набирали ребят с Дона, Кавказа и Средней Азии. Специальное подразделение составляли саперы и пиротехники.
Забавно, что в первый день съемок исторического кино, где мы принимали участие, не понадобились исторические костюмы. Никакие костюмы вообще! Снимался эпизод купанья солдат в пруду. Помню, жаркий был денек, и мы с удовольствием плескались и брызгались. С берега брезгливо морщился, глядя на нас, как на пушечное мясо, Вячеслав Тихонов (Андрей Болконский). А в дальнейшем, каждый день мы будем проводить на широком холмистом поле, где построена деревня Семеновское с белой церковью. Должен сказать, что снимаемое поле под Смоленском, на настоящее Бородинское поле очень похоже, но в Бородино теперь полно обелисков и даже позже был выстроен монастырь.
Каждое утро мы совершали двухкилометровый переход из лагеря, который находился в березовом лесу, пересекали долину, где петляла узкая, извилистая, мелкая речушка. Между прочим, речка называется Днепр. Это его верховья. В начале третьей серии эта речка сыграет роль реки Неман, через которую начнет вторжение в пределы Российской империи император французов. Сам Наполеон (Владислав Стржельчик) был от нас далеко, но силуэт его угадывался. Потом я удивился, увидев, во что превратился наш Днепр на экране. Широкая река с наведенными понтонными мостами. Уже тогда, без всяких компьютеров, могли создавать эффектные панорамы при помощи комбинированной съемки.
Нашей роте здорово повезло - на первую неделю съемок мы получили очень удобную форму. Московское ополчение. Не солдаты, а обычные мужики, которых использовали на строительстве полевых укреплений и в качестве санитаров. Оружие - мотыги и лопаты. Одежда - теплый байковый зипун, мягкая высокая шапка, белая посконная рубаха, коричневые порты. Сапоги свои - казенные. Подъем был ранний - в пять утра. Завтрак - в полшестого и, под барабанный бой, мы походной колонной выходим на утопающий в тумане луг. Солнце только встает. Утренняя свежесть. А мы в зипунах, как в пальто! Зато позднее, когда становится жарко, мы в своих распущенных до пупа рубахах тоже чувствуем себя комфортнее других.
Теперь мы мелькаем уже на среднем плане - ополченцы активно ковыряются на строительстве курганной батареи, которую потом назовут батареей Раевского, и среди нас пробирается Пьер Безухов. Мы видим двух плотных господ в одинаковых костюмах и шляпах. Один - Сергей Федорович в круглых очках и гриме, другой - его двойник. Режиссеру необходимо видеть себя в кадре со стороны. Мы перекидываем песок лопатами, таскаем туда сюда носилки и катаем тачки. Киношники недовольны, что все мы стриженые. Приходится тем, кто поближе, надевать парики, клеить усы и бороды. Камера близко от нас, едет на тележке по рельсам, за ней молодой оператор Петрицкий. Каждый эпизод повторяется по три-четыре раза. Два дня снимают это первое появление Пьера Безухова на Бородинском поле, которое все больше заполняется войсками.
Позже я узнаю, каких усилий стоило съёмочной группе решение Министерства культуры СССР - снимать исключительно на отечественной кинопленке Шосткинской фабрики. Тем более, широкий формат - 70 мм. Из-за этого и снималось множество лишних дублей, из них максимум два получались качественно, а часто результат виден был только после проявки. Такой экстенсивный метод работы стоил многих лишних тонн сожженного пороха и взрывчатки, километров пленки, ушедшей в брак, и двух инфарктов режиссера, которому в 1963 было 43 года. Однако Анатолий Петрицкий даже на советской пленке сумел добиться очень качественного изображения.
Еще два дня снимали полевой молебен перед иконой Смоленской Богородицы. Тут нас, комсомольцев, учили правильно осенять себя крестом. Поскольку перед иконой все снимали кивера и шапки, а париков на всех не напасешься, кое-где сверкают наши стриженные головы. Там же впервые появился наш главнокомандующий - Михаил Кутузов (Борис Захава). За это время достроили Багратионовы флеши и батарею Раевского. Первый день съемок собственно боевых эпизодов застал нас, ополченцев, как раз во рву перед этой батареей.
На холме была построена высокая трехэтажная башня из бревен, наверху размещалось киношное и военное командование. Прибывшее утром из лагеря воинство, русских и французов, размещали колоннами и шеренгами по всему полю. Команды с башни транслировались через армейские звукоусилители - такие грузовые фургоны с мощными динамиками. «Подразделение капитана Агафонова, десять шагов вперед!!! Старая гвардия, на тридцать метров левее, шагом - марш!!! Драгуны и кирасиры, Скройтесь за рощей!!!»
А перед началом съемки звучало: «Зажечь дымы!!! Заложить фоговые заряды!!!» По всему горизонту поднимаются облака белого и черного дыма, смешиваются в серую пелену. А фоговые заряды похожи на небольшие атомные взрывы - огненный красно-черный шар. Выплеснутый в воздух, горящий керосин. И начиналась канонада. Гром, треск, выстрелы, топот лошадей, пыль, клубы дыма, запах пороха, керосина и нафталина. Да-да! Нафталин использовался, как горючее для дымовых завес. Кавалерия проносилась по своему маршруту, пехота проходила с оружием наперевес свои тридцать-сорок шагов. Все поле тонет в дыму и пыли. Грохот смолкает. «Стоп, отбой, снято! Кругом! На исходные позиции, шагом марш!!!»
За август месяц, примерно так, были отсняты все сцены, где присутствует максимальное количество людей и лошадей. Каждый эпизод, который на экране длится максимум минуту, повторялся четыре-пять раз, с интервалом в полтора часа, за время которых саперы заново заряжали всякую взрывающуюся и дымящую пиротехнику. Мы либо досыпали свое прямо на земле, либо шатались по соседним подразделениям. Из динамиков в перерыве между дублями иногда звучала хорошая музыка, частенько джаз. В автолавках можно было купить сигареты или пряники…
(продолжение следует)
В качестве иллюстрации к этим мемуарам можете посмотреть на youtubе сделанные мной фильмы. Там мой ник Arbatpodval