Прикольно. Оказывается матрица не набор спецэффектов, а глубоко филосовский фильм.
Ну а ты как думал ))
было очень интересно почитать))) спасибо! вопрос: это Ваши личные наблюдения или информацию где то сами прочитали?
было очень интересно почитать))) спасибо! вопрос: это Ваши личные наблюдения или информацию где то сами прочитали?
— Танюшаhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Матрица_(фильм), раздел: "Интересные факты" !
• На роль Нео претендовали Эван МакГрегор и Леонардо ДиКаприо. В свою очередь, Вэл Килмер претендовал на роль Морфеуса. Уилл Смит также вполне мог сыграть Нео, однако предпочел сняться в неудавшемся «Диком, диком Западе».
• В первый день работы над картиной снималась сцена в офисе, в которой Нео пытается скрыться от преследующих его агентов.
Роль агента Смита по замыслу братьев Вачовски должен был исполнить француз Жан Рено. Однако последний предпочел поработать в другом Голливудском блокбастере «Годзилла».
• Во время съемок одной из сцен актриса Керри-Энн Мосс вывихнула лодыжку, однако решила не ставить в известность съемочную группу, дабы не лишиться знаковой в её карьере роли.
• Перед началом съемок ведущие актеры провели в тренировках целых 4 месяца, изучая основы восточных единоборств. Длилось это обучение с октября 1997 года по март 1998 года. Актеры не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель.
• Как только картина вышла на экраны и поразила зрителей эффектом замирающей камеры, тут же возникло множество людей, утверждающих, что именно они первыми перенесли это изобретение на большой экран. Французский режиссер Мишель Гондри использовал этот эффект в рекламе страховой компании, а чуть позднее в клипе поп-звезды Бьорк. Архитектор Мэттью Банистер подробно описал данную проблему в своей научной работе. Он предположил, что движение и время в кадре могут идти как параллельно, так и отдельно друг от друга. Однако в то время, аппаратура не позволяла провести данный эксперимент. И, наконец, художник, Тим МакМиллан продемонстрировал эту технику на одном из Британских каналов в 1993 году. Возможно, каждый из них изобрел этот эффект по отдельности, возможно кто-то воспользовался идеями других. Так или иначе, для большинства обывателей, революционерами все равно останутся братья Вачовски.
• В картине немало обращений к сказкам Льюиса Кэрола «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье».
• Забавные анаграммы (переставив буквы во фразах можно получить новую фразу) замечены в саундтреке к фильму. Композиции, звучащие во время тренировочного поединка Нео и Морфеуса, под названиями «Bow Whisk Orchestra» и «Switch or Break Show» являются анаграммами к «Wachowski Brothers» (Братья Вачовски — режиссеры картины). Также в картине звучат следующие композиции: «Exit Mr. Hat» и «Threat Mix». Оба этих трека являются анаграммами к названию фильма — «The Matrix». Кроме того, после того как Нео начинают называть избранным (The One), анаграмму можно заметить и здесь — Neo ~ One.
• Номер комнаты ТРИнити — 303 , а номер комнаты «избранного» (The One — «один») — 101.
• Во второй раз в своей актерской карьере Лоуренсу Фишборну довелось сыграть капитана корабля. В 1997 году в картине «Event Horizon» он сыграл капитана Миллера.
• Незадолго до начала съемок Кеану Ривз серьезно повредил шейные позвонки. В течение 4 месяцев подготовительных тренировок он был вынужден носить на шее фиксирующий бандаж.
• К середине 2002 года (спустя 3 года после выхода Матрицы) эффект «медленно летящей пули» был использован в 20 различных фильмах.
• Первоначально, сцену, в которой Нео уклоняется от пуль, выпускаемых в него агентами, хотели снимать по старинке, используя манекенов и различные технические устройства. Однако после того, как было потрачено несколько километров кинопленки и израсходовано множество манекенов, было принято решение прибегнуть к компьютерной графике. Для этого была специально разработана новая компьютерная программа, которая после выхода картины в прокат, стала объектом мечтаний для многих режиссеров высокобюджетных картин.
• Внимательный зритель сможет заметить дату на одном из мониторов в самом начале фильма — 18 февраля 98 года. Ближе к концу картины на экране высвечивается уже иная дата — 18 сентября 99 года. Таким образом, события, описанные в картине, проходят в течение 19 месяцев.
• В конце картины герой Кеану Ривза произносит финальный монолог. Примечателен тот факт, что ранее за всю свою актерскую карьеру Кеану никогда не произносил более 5 предложений подряд.
• Съемки картины полностью проходили в Австралии. Однако, как выяснилось уже в ходе съемочного процесса, в Австралии практически нет мест, походящих на американские гетто. В результате все декорации пришлось изготавливать на месте.
• Съемки сцены драки между Нео и Агентом Смитом в подземке несколько затянулись. Никто из участников группы не ожидал, что на этот эпизод будет затрачено такое количество времени. Сотни неудачных дублей, и в итоге съемки этой битвы заняли на 10 суток больше намеченного.
• Киноделы из Warber Bros. дали зеленый свет проекту уже во время так называемого «post production» (монтаж, наложение эффектов, озвучка). Во время съемок уверенность в конечном успехе была, пожалуй, лишь у самих братьев Вачовски.
• Харизматичные очки главных персонажей картины любезно предоставил лейбл Blinde. В тендере приняли участие 3 компании-производителя солнцезащитных очков. Удивительно, но тендер был проигран такими гигантами рынка как Ray-Ban и Arnette. Узнав результаты тендера, основатель компании Blinde Ричард Уолкер, незамедлительно вылетел в Австралию, чтобы вместе с костюмерами подобрать очки на каждого актера.
• Пружинящие мобильные телефоны были предоставлены одним из лидеров рынка — компанией Nokia. В ходе съемок были использованы две модели — Nokia 8110 и Nokia Stilleto. Эти телефоны были выпущены в ограниченном количестве и поступили в продажу лишь в часть европейских стран и Австралию.
• Кеану Ривз вложил собственные 38 миллионов долларов в производство спецэффектов для двух сиквелов.
• Братья Вачовски уверяют, что их проект задумывался как трилогия ещё в 1993 году.
И ещё. Интересные факты или совпадение:
Дата выпуска фильма - 31 марта 1999 г.
Данные с документов Томаса Андерсона -
... и давайте вспомним что случилось 11.09.2001. Кто-нибудь прокомментирует?
Может это и не случайность. Теории заговора имеют право на существование
Про этот культовый фильм есть статья:
Александр Новиков
06 апреля 2009
Десять лет назад в США вышел нашумевший фильм «Матрица», вслед за этим началась настоящая мода на «другую реальность»… Фильм принёс около миллиарда долларов прибыли, разошёлся многомиллионными тиражами на дисках.
Впоследствии он стал трилогией. В отличие от прочей голливудской фантастики, «Матрица» была вполне серьёзной кинолентой, несущей в себе глубинный смысл. Конечно, фильм неоднократно премировался и за использование новых спецэффектов, и за смелые технические решения, но всё же главное внимание было приковано к нему отнюдь не из-за этого.
В концепции фильма Матрица — это система, которая представляет реальный для нас мир, который в действительности управляется машинами, к ним подключены миллионы людей, и машина получает от них энергию. Код Матрицы мелькает на экране бегущими вниз зелёными символами, похожими на стекающие по стеклу капли дождя. Люди не подозревают, что живут в мире, управляемом, словно компьютерной программой, внешним разумом, который существует за их счёт.
По сюжету некий молодой человек по имени Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. С одной стороны, он программист в крупной компании, с другой — компьютерный хакер Нео. Однажды на его персональный компьютер приходит загадочное сообщение: «Ты увяз в Матрице». Неизвестный, пославший текст, даёт ему странное указание «следовать за белым кроликом». Вскоре молодой человек случайно встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Отправившись за ней, он приходит в ночной клуб, где знакомится с девушкой-хакером Тринити, которая обещает ему раскрыть тайну Матрицы. Для этого Нео должен встретиться с неким Морфеусом. Тринити сразу предупреждает его-. «Будь честен, Нео. Он знает больше, чем ты можешь себе представить».
Таинственный Морфеус предлагает молодому человеку увидеть Матрицу собственными глазами: «Ты хочешь узнать что это? Матрица повсюду. Она окружает нас. Даже сейчас она с нами. Ты видишь её, когда смотришь в окно, или включаешь телевизор. Ты ощущаешь её, когда работаешь, идёшь в церковь, платишь налоги, — это целый мирок, надвинутый на глаза, чтобы скрыть правду». По словам Морфеуса, все люди с рождения являются рабами Матрицы, пребывают «в темнице для разума».
Затем Томас увидел жуткий разрушенный мир, узнал, что привычная ему реальность является всего лишь иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера, чтобы держать людей в подчинении. На самом деле Земля погружена в вечный сумрак, города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами, должны производить для них энергию, необходимую им. Те немногие, что смогли сохранить ясный разум, подняли мятеж, прячутся в подземельях вне Матрицы и ведут борьбу против машин. Последним оплотом мятежников является подземный город Сион, из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы. Воины машин — некие Агенты, которые являются запрограммированными существами Матрицы и преследуют всех, кто ей противостоит.
Главный корабль мятежниов, которым руководит Морфеус, называется «Навуходоносор». Морфеус верит, что Нео — тот самый Избранный, который сможет спасти человечество от власти машин. Но сам Нео, кажется, не совсем в это верит. Именно поэтому его зовут Томас, то есть Фома, о котором упоминается в Евангелии.
Однажды Морфеус попадает в плен к Агентам. Но Нео и Тринити ценой неимоверных усилий удаётся его освободить. Беглецов преследуют по всему пространству Матрицы, и один из Агентов убивает Нео. Но поцелуй Тринити оживляет его, он ощущает в себе новую силу. В конце фильма он звонит по телефону, как бы обращаясь к Матрице:
«Я знаю, вы меня слышите. Я чувствую вас. Я знаю, вы боитесь. Боитесь нас. Боитесь перемен. Я не знаю будущего. Я не стану предсказывать, чем всё кончится. Я скажу лишь, с чего начнётся. Сейчас я повешу трубку и потом покажу людям то, что вы хотели скрыть. Я покажу им мир… без вас. Мир без правил, без контроля, без границ. Мир… где возможно всё. Что будет дальше — решать нам»…
Казалось бы, фильм представляет собой обычный миф о герое, спасающем человечество. Но не всё так просто. Сюжет необычен, его суть является концепцией противостояния двух «реальностей». В произведении переосмыслено не только христианское предание, но также иудейская мистика и философские идеи из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла (помните «белого кролика»?), постмодернизм Жана Бодрийяра.
Не случайно в режиссёрском сценарии, в вырезанной из фильма сцене, Морфеус сообщает Нео: «Ты жил в воображаемом мире, Нео. Как и у Бодрийяра, вся твоя жизнь прошла внутри карты, а не на местности». В данном случае речь идёт о притче, которую рассказывает в одном из своих эссе Хорхе Луис Борхес: «… Картографы Империи составили настолько подробную карту, что, в конечном итоге, она отразила местность с предельной точностью». С течением времени эта карта начинает изнашиваться, от неё остаётся лишь несколько «лоскутов… на которых ещё видны очертания пустынь». Подобно искусителю, Морфеус приглашает Нео «в пустыню реального», когда говорит, что вся его жизнь была иллюзией, созданной Матрицей.
При первой же встрече Морфеус ставит перед Нео вопросы: «Что реально? Как ты определяешь реальность? Если ты говоришь о том, что ты можешь переживать, чувствовать вкус и запах или видеть, тогда реальность — это просто электрические сигналы, истолкованные твоим мозгом». Для самого же Морфеуса реальность представляется сотворённым миром, не миром, созданным Промыслом Божиим, а реальностью разрушения и противостояния, в котором для него и его последователей нет места. Для него есть только собственная реальность и то, что находится за её пределами, то есть Матрица. Морфеус открывает Нео пустынное пространство и провозглашает: «Добро пожаловать в пустыню реального».
Сам Морфеус, конечно, знает об истинном положении дел, но, по его же собственным словам, «знать путь и идти по нему — не одно и то же». Его душа ненавидит сотворённый Богом мир, он для него является чужим: «Матрица это система, Нео. Эта система наш враг. Люди, которых мы пытаемся спасти, но пока они подключены, они всё ещё часть системы, а значит, наши враги. Ты должен понять, что большинство этих людей не готовы к отключению. И множество из них очень привязаны к системе, поэтому они будут бороться за неё… » Морфеус воспринимает ненавистной не только саму Матрицу, но и её население — людей, которых он будто бы намеревается «спасти».
Имя Морфеус напоминает имя древнегреческого покровителя сна Морфея. В «Метаморфозах» Овидия он описывается как мастер создавать для людей иллюзии и обманывать их. Его корабль называется «Навуходоносор» — имя вавилонского царя, терзавшегося тревожными и пророческими сновидениями, которые в конце концов свели его с ума. Морфеус утверждает, что предлагает Нео возможность пробудиться от сна, которым является Матрица. Он лжёт.
К пониманию сюжета с христианской точки зрения приводит символическая надпись на борту «летающей тарелки» Морфеуса: «Маrk III № 11>>. Соответствующий фрагмент Евангелия от Марка гласит: И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали:Ты Сын Божий (Мк.3,11).
В Откровении св. Иоанна Богослова читаем: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7).
Священник Константин Пархоменко очень точно написал, что после падения дьявол и последовавшие за ним духи образовали как бы «царство», противоположное Царству Божию по своему замыслу. Противопоставив себя Богу, дьявол одновременно поставил себя вне Жизни и с тех пор пытается обрести опору в этом мире, паразитируя на созданном Богом бытии. Для этого он старается проникнуть в душу каждого человека, созданного по образу и по¬обию Божию, во всё творение и, таким образом, обрести бытиё, как бы отвоевать для себя часть Божией территории.
Конечно, сотворённый Богом мир должен представляться дьяволу не иначе, как Матрица. Не случайно имя одного из сподвижников Морфеуса — Сайфер — «Lucifer», одно из имён сатаны. Любопытно и то, что мятежная реальность, противостоящая Матрице, называется Сионом.
Морфеус словно передаёт свою силу Нео: «Я пытаюсь освободить твой разум, Нео. Но я могу только указать тебе дверь. Ты сам должен войти в неё». Так кто же этот мессия «другой» реальности,, некто «новый», «избранный», действующий со всей мощью направляющего его мятежного духа?
Это антихрист. Уже в самом начале фильма парень, покупающий у Нео диски, говорит: «Ты мой спаситель!» Настоящая фамилия Нео — Андерсон — дословно переводится как «сын человека». В Апокалипсисе описано явление антихриста: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр.1-3,5). В конце фильма угроза Матрице из уст Нео: «Возможно всё».
По ходу действия постоянно встречаются числа 1 и 3. Само имя Нео (Nео) является анаграммой числа 1 (one). Имя его спутницы — Тринити — как «троица». Она в начале фильма сидит за ноутбуком в комнате под номером 303. Квартира Нео имеет номер 101. В конце фильма Нео, чтобы выйти из Матрицы, должен прийти в ту же комнату 303. Интересно, что, когда агент Смит допрашивает Нео, листая его дело, можно заметить, что паспорт того действителен до 11 сентября 2001 года. Напомним, что это дата взрыва башен Всемирного Торгового Центра. А фильм был выпущен более чем за два года до трагедии.
Кстати, кто же такие агенты Матрицы? Морфеус.рассказывает Нео: «Я не буду лгать тебе. Каждый, кто пытался сразиться с агентом, неизменно погибал. Я видел, как агенты прошибали стены, люди выстреливали в них полные обоймы, но ни разу не попадали. Однако их сила и их скорость так же основаны на законах этого мира, и поэтому они никогда не будут сильнее или быстрее чем ты, если пожелаешь».
Восприятие падшими духами ангелов в полной мере выражается в образе, которым наделены агенты и, в частности, агент Смит. Для дьявола ангелы являются непримиримыми врагами, исполняющими волю Господа. Поэтому агент Смит показан в фильме высокомерным и жестоким существом, ненавидящим людей и стремящимся погубить Нео. Его образ формируется не только с демонической точки зрения, но и по «образу» падших духов. Этот принцип в своё время прекрасно описал Клайв С.Льюис в своих «Письмах Баламута», где бесы представляли ангелов подобными себе, просто сражающимися на другой стороне.
Пожалуй, в этом и заключается главный смысл фильма «Матрица» — в стремлении отвергнуть Божий мир и подменить его иной, собственной «реальностью». Вспоминается, как возмущался один американский ревнитель толерантности по поводу того, что в христианской традиции дьявол именуется «дьяволом» и наделяется негативными чертами. По его мнению, правильнее было бы говорить «другой бог».
А что же говорят о фильме сами его создатели? «Это довольно сложная история о Христе, — считает оператор Билл Поуп, — но для режиссёра и для меня самого одним из лучших видов комиксов является история творения, предсказывающая появление супергероя вроде Сорвиголовы или Человека-паука. «Матрица» — это история творения Нео».
Что ж, сказано вполне откровенно. «Матрица» — это история об антихристе, показанная с точки зрения падших духов, пронизанная их «философией», ненавистью ко всему божественному и гордым неприятием собственной неминуемой гибели.
* Сцена, в которой агенты гонятся за Нео по рынку, напоминает сцену погони за человеком, захваченным Кукольником в Ghost in the Shell.
* В 1999 году было ещё невозможно создать на компьютере реалистично выглядящее пламя, поэтому для съёмки сцены подрыва лифтовой кабины пришлось построить уменьшенный макет холла этого здания, перевернуть его, заполнить пропаном, поджечь и снять на высокоскоростную камеру, после чего добавить медленно летящую дверь и другие детали. Во втором и третьем фильмах пламя уже было цифровым.
* В фильме постоянно встречаются числа 1 и 3. Считается, что Neo — это анаграмма слова «one» (один), также понятие «Избранный» по-английски — «The One», а Trinity означает «троица». В другом фильме братьев Вачовски — «V — значит вендетта» — фигурирует число 5.
* Номера комнат в фильме имеют некоторую закономерность. Тринити в начале фильма сидит за ноутбуком в комнате отеля под номером 303. Квартира Нео имеет номер 101. В конце фильма Нео, чтобы выйти из Матрицы, должен прийти в ту же комнату 303 того же отеля. Возможно, это символизирует связь между Нео и Тринити.
* «Матрица», «Тринити», «Морфеус», 303 и 101 — это названия легендарных музыкальных синтезаторов (Oberheim Matrix, KORG Trinity, E-mu Morpheus, Roland TB-303 и SH-101).
* В фильме главные герои используют мобильный телефон Nokia 8110. В последующих фильмах эта модель заменена на специально созданную для фильма модель телефона Samsung SPH N-270
* Герои, находясь в Матрице передвигаются на автомобиле Lincoln Continental 1965 года.
* Один из чит-кодов в игре Warcraft III на бесконечный запас маны звучит так: thereisnospoon. Что переводится как «ложкинет».
* Neo означает «новый» (произошло от греческого слова).
* Толкователи Торы утверждают, что шесть дней, в которые Бог сотворил мир, символизируют шесть тысячелетий (эпох) «тьмы» на Земле, когда Бог сокрыт от людей и царствует зло, а седьмой день — шабат (суббота) — прообраз седьмого тысячелетия, эпохи «света», явного божественного присутствия во всём (шхина на иврите, или Слава Божия на русском). Исчисление тысячелетий ведётся от сотворения мира, 1999-й год от р.х. соответствует 5759 году от с.м. по еврейскому календарю и относится к последнему, шестому тысячелетию тьмы, после которого (и, согласно новозаветным представлениям, после второго пришествия Спасителя) наступит эпоха света (царствие небесное на земле), описываемое пророками: «И перекуют мечи свои на орала … и не будут больше учиться воевать» (Ис.2:4). В фильме приятель говорит Нео «ты меня спас, ты мой личный Иисус Христос», во второй серии Архитектор сообщает ему, что нынешняя Матрица шестая по счёту, а в третьей серии Нео прекращает войну и добивается для людей свободы выходить из Матрицы (тьмы).
* Многие имена из фильма не только имеют под собой историческую основу, но и символично согласованы в своих сюжетных сочетаниях. Так, например, Морфей — в древнегреческой мифологии бог сновидений, сын Гипноса, бога сна. (Следует заметить, что Гипнос посылает сон, а Морфей уже привносит сновидения). В «Матрице» корабль Морфеуса называется «Навуходоносор», именем царя Вавилонии. По легенде, царь Навуходоносор пытался разобраться в смысле своих сновидений.
* Имена главных героев созвучны с компьютерными терминами:
* Ипок (Epoch) — термин компьютерного мира, обозначающий точку отсчёта от 1 января 1970 года. От этого момента считывается время в секундах в Unix, так называемый формат unixstamp.
* Свич (Switch) — оператор, реализующий в некоторых языках программирования многовариантный выбор; также устройство, позволяющее строить множественно-разветвлённые компьютерные сети.
* Маус (Mouse) — компьютерный манипулятор мышь; используется в основном в системах с графическим интерфейсом пользователя.
* Оракул, Пифия (Oracle) — распространённая система управления базами данных (СУБД), использующая язык запросов SQL.
* Капитан Мифуне — созвучно с названием функции «myfun», иногда используемой программистами аналогично Hello World[17].
* Линк (Link) — название компьютерного соединения.
* «Код матрицы» на мониторах напоминает падающие фигуры в Тетрис, а также один из первых вирусов в среде DOS — «вирус падающих букв», вызывавший «осыпание» символов на экране.
* На борту «Навуходоносора» расположена табличка. На ней отображено имя корабля («Nebuchadnezzar» — на английском) и дата и место его постройки: США, около 2069 года. Около этой надписи имеется ещё одна: «Mark III № 11». Если обратиться к соответствующему стиху Евангелия от Марка, то можно прочесть:
"И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий."
— Мк.3:11
* Название мятежного города Зион образовано от холма Сион, на котором стоит Иерусалим. Для евреев он является символом Земли Обетованной.
* Примерно на четвёртой минуте фильма есть сцена, где Тринити, убегая от агента Брауна, перепрыгивает с одной крыши на другую. На той крыше, куда она приземляется, зритель может видеть рекламный щит с надписью «GUNS» («ПИСТОЛЕТЫ»). Что символично: изображение пистолета под этой надписью соответствует модели «Israeli Military Industries' Desert Eagle» — оружия, которым на протяжении фильма пользуются агенты Матрицы.
* Когда в конце фильма Нео, убегая от агентов, забегает в комнату к пожилой женщине, которая вяжет и смотрит телевизор, на экране телевизора мы видим изображение — мужчину в чёрном пальто. Это отрывок из реально шедшего в 1967 году в Америке телешоу «The Prisoner» («Узник»).
* Немногим раньше, когда Нео только выбежал со станции метро, он звонит оператору и обращается к нему: «Mr. Wizard, get me out of here!» («Эй, Маг и Кудесник, вытаскивай меня отсюда!» — в одном из переводов). Эта фраза является цитатой из мультфильма Tooter Turtle («Черепашка Трубач»), вышедшего на экраны в 1960 году. По сюжету, у этой черепашки был знакомый Маг («Mr. Wizzard») (ящерица, по созвучию слов wizard и lizard), и каждый раз, когда Трубач попадал в очередной переплёт, где ему приходилось уж совсем туго, он произносил эту заветную фразу, после которой обычно Маг «вытаскивал» его домой.
* Все названия перекрёстков (как, например, угол «Wells and Lake», где находится телефон-автомат, через который уходит из Матрицы Тринити в начале фильма) являются реальными и существуют в городе Чикаго, в котором родились братья Вачовски. Станция метро, на которой сражаются Нео и Смит, также существует в Чикаго. Тем не менее, ни одна из сцен в Чикаго не снималась.
* В начале фильма Нео достаёт компьютерный диск из книжки «Simulacra and Simulation» («Симулякры и симуляция») Жана Бодрийяра — эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где «имитация». При этом Нео открывает книгу на главе «On Nihilism» («о нигилизме»). В первом приближении нигилизм — это философская точка зрения, представляющая собой отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
* Джой (парень, покупающий у Нео диск в начале фильма) периодически говорит с Нео «пророческими» фразами: «Ты не существуешь…», «Ты мой спаситель!» и т. п. Также на фразу Нео «У меня всю жизнь такое ощущение, будто я не знаю: сплю я, или нет», — он говорит о мескалине — психоделическом наркотике, одним из эффектов которого является ощущение «пробуждения» от сна, которым кажется вся предыдущая жизнь. Это же, в частности, упоминалось в книге Олдоса Хаксли «The Doors Of Perception» («Двери восприятия»).
* В комнате, где Нео ждёт Оракула, телевизор показывает гигантских кроликов (фильм «Night of the Lepus» 1972 года), так как Нео получил в начале фильма сообщение о том, что он должен (подобно Алисе в стране чудес) следовать за белым кроликом. Это символизирует, что он на правильном пути.
* B папке с личным делом Нео, которую просматривает агент Смит, допрашивая его, можно рассмотреть некоторые пункты биографии Нео:
o Последний раз эта папка обновлялась 22 июля 1998 года.
o Он родился 11 марта 1962 года.
o Он родился в месте под названием «Lower Downtown, Capitol City, FU, USA».
o В девичестве его мать звали Мишель МакГахей (как одного из художественных директоров фильма).
o Его отца звали Джон Андерсон.
o Его паспорт годен до 11 сентября 2001 года
o Он окончил Центральную западную высшую школу и высшую школу Оуэна Патерсона (Оуэн Патерсон — художник-постановщик фильма).
* В фильме «Высшее образование» 1995 года первой фразой Лоренса Фишберна (Морфеус в Матрице) является знакомая нам по «Матрице» фраза: «Добро пожаловать в реальный мир!»
* В 1995 году в телефильме «The Tuskegee Airmen» у персонажа Лоуренса Фишборна уже был член экипажа по имени Тэнк.
* Кэрри-Энн Мосс (Тринити) сыграла роль Лиз Тиил в телесериале «Матрица» 1993 года. Название этого телесериала с фильмом «Матрица» напрямую не связано.
* В фильме Властелин колец играют два актёра, игравших в «Матрице». В роли Углука — Натаниэль Лис (в матрице Мифуне), в роли Элронда — Хьюго Уивинг (в матрице агент Смит). Так как эти два фильма вышли примерно в одно время и Хьюго играл в них совершенно противоположные роли, было выдумано множество анекдотов с участием его персонажей. Так, много шуток подобного рода присутствует в юмористических переводах этих фильмов студией Божья искра («Шматрица», «Братва и Кольцо»).
* Также два актёра из «Матрицы» играют в фильме «Помни». В роли Тедди — Джо Пантолиано (Сайфер), в роли Натали — Кэрри-Энн Мосс (Тринити). Леонарда, главного героя фильма, играет Гай Пирс, по комплекции и возрасту напоминающий Киану Ривза. Герой фильма страдает редкой формой амнезии. Гай Пирс также играл в одном фильме с Хьюго Уивингом: «Приключения Присциллы, королевы пустыни».
* В фильме «Гуд бай, Ленин!» один из главных героев появляется в футболке, рисунок на которой (зелёные буквы и цифры на чёрном фоне) является аллюзией на «Матрицу», снятую, однако, спустя десятилетие после описываемых в кинокартине «Гуд бай, Ленин!» событий.
* В Древней Греции в городе Дельфы находился так называемый Храм Апполона, или Оракул. Это был самый значимый культовый центр Эллады, сюда обращались в разные периоды многие великие мыслители, в том числе Пифагор (назван в честь пифии) и Платон. Главная прорицательница Оракула звалась пифия, а на самом Храме были три надписи, во многом определившие пути философии Древней Греции. Одной из надписей была: «Познай себя». В фильме прорицательницу зовут Пифия, она также женщина, и над входом в место её обитания также есть надпись «Познай себя».
* Жена Меровинга — Персефона, по аналогии с женой Аида (древнегреческого бога подземного мира) из древнегреческой мифологии, также ненавидит его. У Меровинга, как и у Аида, есть перевозчик (у древних греков — Харон), перевозящий другие программы, которые должны быть уничтожены.
* Сцена погони на крыше в начале фильма очень сильно похожа на сцену погони в фильме Тёмный город.
* Имя «Меровинген» созвучно названию первой франкской королевской династии Меровингов и имени её основателя Меровея (Меровига). В фильме Пифия говорит Нео что эта программа очень древняя, а сам Меровинген говорит, что любит французский язык.
* В компьютерной игре Heroes of Might and Magic III: The Shadow of Death в качестве чит-кодов используются различные имена и названия из трилогии. Например nwcfollowthewhiterabbit — максимум удачи, nwczion — постройки во всех городах[18].
* На заключительных титрах фильма «Матрица. Революция» звучит мантра на санскрите: «Асато маа сад гамаят, Тамасо маа джйотир гамаят, Мритйор маа амритам гамаят. Ом шанти шанти шантихии.» Перевод этой мантры: «Веди меня от незнания к знанию. Веди меня от тьмы к свету. Веди меня от смерти к бессмертию. [Мир телу, разуму и духу]».
* В конце Части 3 «Революция» существо говорит «Совершилось!» — аллюзия на (Откровение 21:6).
* Фильм занимает 14-е место в двадцатке лучших фильмов с 1992 года по версии Квентина Тарантино, причем Тарантино заявил, что фильм занимал 2-е место в списке, но вторая и третья части, по мнению режиссёра, «разрушили мифологию картины», поэтому фильм занял лишь 14-ю строчку в рейтинге.
* Когда Нео и Морфиус идут к Пифии, в лифте за спиной Нео можно увидеть надпись "КУМ" на русском языке