7 самых примечательных музеев, созданных при киностудиях
фото Flickr.co / / b.
Ghibli Museum (Токио, Япония)
Плата за вход: 1000 иен
Адрес: 1-1-83 Simorenjaku, Mitaka-shi, Токио, Япония
За 25 лет, прошедших с тех пор, как студия Ghibli была основана знаменитым Хаяо Миядзаки, здесь были сняты такие знаменитые мультфильмы как «Порко Россо», «Мой сосед Тоторо», «Унесенные призраками», «Принцесса Мононоке», «Рыбка Поньо на утесе» и десятки других.
Музей при киностудии, дизайн которого разрабатывал сам Миядзаки, был основан в 2001 году, и по сути это не просто музей, но еще и парк развлечений. Здесь есть игровые комнаты, гигантские автобусы, населенные персонажами из мультфильмов, огромные статуи, тематические кафе и сады. Кроме того, здесь можно увидеть реквизит, который использовался для съемок фильмов, студийные макеты, книги с раскадровкой фильмов, эскизы, рисунки, цветовые палитры. Вдобавок ко всему, при музее есть Saturn Theatre, где демонстрируются короткометражные фильмы студии Ghibli.
Подробнее: www.ghibli-museum.jp
7 самых примечательных музеев, созданных при киностудиях
фото DR
Sony Pictures Entertainment Museum (Калвер-сити, США)
Плата за вход: $33
Адрес: 10202 West Washingon Blvd., Culver City, Калифорния, США
Кинокомпания Sony Pictures Entertainment выбрала особый путь: она создала веб-музей. Несмотря на свою виртуальность, музей этот содержит действительно большое количество интересной и полезной информации. Здесь можно обнаружить статьи об истории кинокомпании с момента ее создания в 1919 году. На сайте также есть «сценическая библиотека», где можно найти фильмы, выпускавшиеся на киностудии, с кратким описанием выходных данных и сюжета. Кроме того представлено большое количество документальных фотографий: очередь в студию на кастинг в 1920 году, съемочная площадка в 1936 году, боксерские перчатки, использовавшиеся в фильме «Али» и множество других.
Кроме того, веб-музей предлагает видео о том, как создаются визуальные спецэффекты в фильмах (например, в «Человеке-пауке» и «Хэнкоке») и в мультфильмах («Сезон охоты», «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек», «Лови волну»). Для самых дотошных посетителей есть даже история Калвер-сити в документальных фотографиях и хронике.
Для тех же, кого виртуальный осмотр не устраивает, проводятся туры на места съемок — на киностудии в Калвер-сити в Калифорнии. Воспользовавшись предложением кинокомпании, можно отправиться в тур по местам, где снимались «Человек-паук», «Люди в черном» и другие фильмы Sony Pictures Entertainment. Кстати, помимо общих знаний и впечатлений, посетителей на такие экскурсии заманивают еще и тем, что на территории студии постоянно проходят съемки фильмов или телепередач, поэтому в любой момент там можно столкнуться с какой-нибудь знаменитостью.
Подробнее: www.sonypicturesmuseum.com
7 самых примечательных музеев, созданных при киностудиях
фото DR
Norman Studios Silent Film Museum (Джексонвилль, США)
Адрес: 6327 Arlington Road, Jacksonville, 32211, США
Музей немого кино Norman Studios был основан в 2007 году. Продюсер Ричард Норман, чье имя носит киностудия, сыграл особую роль в становлении американского кинематографа. В 1920 году Норман приобрел в Джексонвилле обанкротившуюся кинокомпанию Eagle Studios и создал на ее базе одну из крупнейших компаний, выпускавших немое кино. Заслуга продюсера состоит в том, что он одним из первых начал снимать в кино чернокожих актеров. Это было уникально на фоне расовой неприязни и политического консерватизма Джексонвилля того времени. Студия Нормана славилась уважительным отношением к афроамериканцам и выпускала ленты, где те выступали не в стереотипных, уничижительных, а в положительных ролях. Благодаря этому фильмы Ричарда Нормана пользовались огромной популярностью у афроамериканской аудитории.
Хотя сейчас восстановлением наследия Нормана активно занимается целая команда, музей пока не является действующим. Для того чтобы он начал работу, потребуется несколько миллионов долларов на восстановление пяти строений студии Нормана. В ближайшем будущем власти Джексонвилля планируют передать музей Службе национальных парков США — этот шаг позволит федеральным властям выделить деньги на восстановление киностудии.
Подробнее: www.normanstudios.org
Что нужно знать собирателю виниловых пластинок
О своей страсти к винилу рассказывает Олег Скворцов, зампредседателя правления банка «Ренессанс Кредит», обладатель 3000 пластинок
Луи Армстронг исполняет композицию Уильяма Хэнди, музыка в небольшой комнате звучит как живой концерт, а не как запись 55-летней давности.
— Послушайте еще вот эту мелодию, — говорит Олег Скворцов и аккуратно передвигает иголку звукоснимателя.
Играет не CD, а именно оригинальная пластинка 1954 года, которую выпустила компания Columbia. Это один из самых любимых дисков Скворцова, меломана и зампредседателя правления банка «Ренессанс Кредит».
Звук чистый, без того привычного потрескивания, с которым всегда слушались пластинки в детстве.
— Это заблуждение, что винил трещит, — говорит Скворцов. — Только многолетняя пыль на пластинке дает такой звук или небрежное использование на плохих проигрывателях.
Сам коллекционер очень бережно относится к пластинкам: аккуратно протирает их черную блестящую поверхность и иголку перед тем, как поставить музыку.
И это притом что виниловых пластинок в коллекции Скворцова более 3000, а с учетом CD — более 5000. Собирает их банкир с середины 1970-х годов.
— Но я скорее не коллекционер, а меломан, — сразу уточняет Скворцов. — Покупаю только то, что слушаю. Коллекция для меня — вещь практичная.
Скворцова интересует именно музыка, а раз музыка, значит звук. Все любители винила обычно жалуются на выхолощенный дискретный холодный звук CD и настаивают, что только винил c его аналоговым звучанием может передать всю глубину и богатство музыки.
— Я слушаю в основном музыку 1950–1970-х годов, — говорит Олег. — А единственный носитель, который передает звук, как он был в то время в оригинале, — это винил. Старые записи, которые хранились на пленках, осыпаются и размагничиваются, и никакой технически самый совершенный ремастеринг не сможет воссоздать настоящий звук того времени.
Пластинки Скворцов слушал с детства — во всех советских семьях было тогда много музыки, родители слушали на грампластинках фирмы «Мелодия» классику, Окуджаву, Высоцкого. Еще в 1970-е годы Олег начал сам покупать записи, но набор разнородных пластинок стал превращаться в полноценную коллекцию лишь в конце 1990-х годов, когда их хозяин получил возможность ездить за границу и активно пользоваться интернетом.
Покупает Скворцов старый оригинальный винил — таких пластинок много на интернет-аукционах и в специализированных магазинах. Всякий раз, когда он бывает в Европе, обязательно заходит в такие магазины. Из последней поездки в Бельгию привез больше двух десятков альбомов. Часто делает заказы через интернет у продавцов в США. Это, кстати, самый распространенный способ приобретения пластинок — многие находят своего постоянного «продавца» (селлера) в Штатах и работают с ним напрямую. Получается дешевле и эффективнее, чем, например, покупать в немногочисленных московских магазинах.
Когда приходит посылка от поставщика, начинается кропотливая работа, которая способна доставить истинное удовольствие только увлеченному коллекционеру. Пластинку надо помыть, внимательно осмотреть, нет ли царапин и сколов, подклеить, если нужно, обложку, занести в компьютерный каталог. И обязательно послушать пару раз, перед тем как убрать в шкаф. Хранятся они в целлофановых конвертах и антистатических пакетах.
Поставить пластинку на проигрыватель тоже таинство: аккуратно достать, держа ладонями за края и ни в коем случае не попадая пальцем на черную поверхность. Потом графитовой кисточкой смахнуть пыль.
Но рука уже набита, и Скворцов с легкостью умелого фокусника переворачивает пластинку Армстронга и ставит новую композицию.
Любовь к винилу объясняется не только качеством звучания. Олег протягивает мне картонный конверт альбома Who’s Afraid of Virginia Woolf? джазового органиста Джимми Смита; на нем — сам джазмен с красоткой в белом облегающем пальто и маске тигра. Конверт уютно пахнет картоном, и его приятно держать в руках — как хорошо изданную книгу.
— Что такое дизайн СD? Что можно разглядеть на этой маленькой поверхности? — рассуждает Скворцов. — А в пластинках есть где развернуться фантазии художника.
На оформление пластинок музыканты и фирмы грамзаписи начали обращать внимание с конца 1960-х годов. Дизайн зависел от года выпуска альбома, лейбла, стиля музыки — и часто выходили настоящие произведения искусства. Есть даже люди, которые собирают пластинки именно ради дизайна или плакатов-вкладышей. Другие пытаются собрать все мировые издания любимого исполнителя, проводя месяцы в поисках филиппинского релиза.
Скворцов же покупает именно музыку, которую любит и слушает: «Я твердо решил, что не буду ничего держать в
двух экземплярах». Дубликат он дарит без сожаления.
А кому подарить пластинку, всегда найдется. Это популярное хобби, в том числе среди бизнесменов. Виниловые пластинки собирают те, кто вырос в СССР: родной и знакомый с детства формат, оптимального качества звук. Скворцов рассказывает, что многие VIP-клиенты, с которыми он имел дело на предыдущих местах работы и в «Ренессанс Кредите», увлекаются винилом. На сайтах, посвященных музыке, Скворцов познакомился с некоторыми из тех, кто стал его банковским клиентом.
— Правда, в форумах люди обычно под никами, а не реальными именами, — уточняет Скворцов, — но когда начинаешь общаться, видно, как много в этой среде известных бизнесменов.
При этом коллекционирование пластинок — хобби демократичное. Винил не современное искусство и не luxury-авто. «Даже небогатые люди могут себе это позволить», — уверяет Скворцов.
Средняя цена подержанной пластинки — $10, что гораздо дешевле, чем CD. Редкая пластинка стоит дороже $100, если заказывать через интернет или покупать за границей. Конечно, есть и дорогой винил: это, прежде всего, ранние альбомы The Beatles, Элвиса Пресли — их цена может доходить до нескольких тысяч долларов. Более внушительные суммы встречаются редко.
Для самого Скворцова особый интерес и ценность представляют пластинки, записанные на лейбле CTI, — банкир собрал практически все релизы.
— Лейбл отличает материал высокого уровня (в стилистике соул-джаза, фьюжн и фанка), — с отеческой гордостью рассказывает Скворцов, — прекрасные исполнители и сайдмены, Джордж Бенсон, Фредди Хаббард, Гровер Вашингтон, узнаваемый дизайн пластинок, отличный звук.
Скворцов оценивает свою коллекцию от $30 000 до $60 000. Но продать ее целиком за эту цену было бы нереально — только за полцены или по частям.
Впрочем, инвестиционная привлекательность винила увеличивается. За последние 10 лет он подорожал в два раза. Изданий хорошего качества становится все меньше, их перестали выпускать, а новодел ценится недорого.
Но пока на рынке есть старые виниловые пластинки, коллекция Скворцова будет пополняться. Не корысти ради. А из любви к музыке.
Семья разделяет увлечение банкира, даже кошка любила посидеть на проигрывателе. Его сын сам начал собирать пластинки, жена слушает классику на виниле. Трех шкафов для музыки уже не хватает. Скворцов мечтает выделить для нее специальную комнату.
— Я домосед, — признается Скворцов. — Люблю копаться в пластинках, разбирать их, искать редкие записи в интернете. После работы приятно послушать музыку хотя бы полчаса — так я расслабляюсь.
10 самых примечательных концертных залов мира
Словари определяют «концертный зал» как «специально оборудованное и акустически приспособленное помещение для проведения публичных концертов». Но помимо оборудования и приспособлений у многих концертных залов есть своя уникальная история и удивительная архитектура. Forbes выбрал 10 самых примечательных концертных залов.
фото Diomedia
Holywell music room (Оксфорд, Великобритания)
Архитектор: Томас Кэмплин 1748 год
Первое в Европе здание концертного зала было создано для нужд четырех музыкальных обществ при музыкальном факультете Оксфордского университета, их членами были профессора факультета музыки, горожане-любители, профессиональные певчие церковных хоров и студенты разных колледжей. Деньги на строительство собраны из пожертвований в общественный фонд: первыми вкладчиками были профессора факультета музыки университета, а вице-ректор колледжа St. Edmund Hall Томас Кэмплин выступил в роли архитектора.
С 1836 года кроме концертов в здании проводились также аукционы и выставки. С 1870-го он — репетиционная и концертная площадка Оксфордского филармонического общества, с 1910 года — концертная площадка Музыкального союза Оксфордского университета. В 1960-м зал реконструировали и передали Wadham College.
В старинном камерном зале на 400 мест с 1986 года почти каждое воскресенье проводятся утренние Oxford Coffee Concerts. Название восходит к традиции середины XVIII века, когда билет на концерт обеспечивал слушателю бесплатную чашку кофе после концерта в ближайших двух–трех кофейнях. В них же, кстати, можно было приобрести билеты и на другие концерты.
Подробнее: http://www.coffeeconcerts.co.uk
10 самых примечательных концертных залов мира
фото Diomedia
Radio City Music Hall (Нью-Йорк, США)
Архитектор: Эдвард Стоун (1932)
Зал на 5930 человек располагается на 10-11 этажах одного из небоскребов Рокфеллер-центра на Манхэттене. Здание поначалу называлось Radio-City: на первых девяти этажах находились офисы и студии Радиовещательной корпорации Америки, а позже — NBC. В 1978 году небоскреб в стиле ар-деко объявлен национальной достопримечательностью, а в 1999 году — существенно перестроен.
Большая сцена Radio City (44 м в ширину и 20 м в глубину) разработана инженером Питером Кларком как система платформ, поднимаемых и опускаемых четырьмя специальными сценическими лифтами, один из которых поднимает всю оркестровую площадку. Гидравлическая конструкция этих подъемников была одним из военных секретов США: она использовалась на авианосцах времен Второй мировой войны.
В Radio City впервые в истории концертных залов применен принцип «тотальной подзвучки». В портал, рампу и под потолок сцены установлены 48 микрофонов (к которым при необходимости можно добавить еще 72), а в сегменты потолка — вплоть до задней стены — встроены узконаправленные акустические системы. Кроме того, это первый зал, еще на стадии проекта просчитанный для проведения прямых трансляций: Radio City Music Hall известен как место проведения церемоний Grammy Awards и MTV Video Music Awards.
Подробнее: http://www.radiocity.com, http://www.radiocitychristmas.com/newyork/index.html
10 самых примечательных концертных залов мира
фото Diomedia
Berliner Philharmonie (Берлин, Германия)
Архитектор: Ханс Шарун (1963)
Berliner Philharmonie расположен на площади Кемперплатц в берлинском районе Тиргартен. Созданный специально для симфонического оркестра Berliner Philharmoniker, с момента открытия и на долгие годы он стал образцом симфонического зала новейшего времени. Модель Philharmonie со сценой в центре зала лежит в основе, например, лейпцигского Гевандхауза, зала Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, оперы Сиднея и Московского международного дома музыки.
Зал неправильной пятиугольной формы, с центральным расположением эстрады; из 2218 слушательских мест 250 находятся позади сцены и 120 — на самой сцене. Инженеры-акустики Лотар Кремер и Иоахим Нутч придумали новаторскую схему рассадки слушателей — блоками, каждый из которых располагается в зоне прямого звука. В проектировании принимал непосредственное участие художественный руководитель и дирижер Philharmoniker Герберт фон Караян. Здание, обшитое в конце 1970-х золотым пластиком, немного смахивает на цирк-шапито, и берлинцы иногда называют его «цирком Караяна».
В 2008 году Берлинская филармония открыла первый в мире цифровой концертный зал, в котором пользователи интернета могут в реальном времени смотреть и слушать концерты. Цена виртуального билета — около €10.
Подробнее: http://www.berliner-philharmoniker.de
Виртуальный концертный зал: http://www.digitalconcerthall.com/en
10 самых примечательных концертных залов мира
фото Diomedia
Sydney Opera House (Сидней, Австралия)
Архитектор: Йорн Утзон (1973)
Узнаваемые с первого же взгляда «паруса» в гавани Беннелонг-пойнт — символ Сиднея. Здание, выдающееся на платформе в залив, опирается на 580 свай, опущенных в воду на глубину почти 25 м, и включает в себя собственно оперную сцену (1507 мест), два концертных зала (2670 и 210 мест), зал для перформансов, драматическую сцену и зал звукозаписи. Кровля покрыта привезенной из Дании плиткой; ее идеально ровная поверхность — излюбленное место для регулярных необычных световых шоу.
Сиднейская опера открылась оперой Сергея Прокофьева «Война и мир». Любопытна конструкция кровли театра: все фрагменты, из которых собраны «паруса», — это фрагменты одного-единственного шара диаметром 147 м. Кровля построена на технологиях «перекрытия-оболочки», разработанной русским инженером Владимиром Шуховым еще в 1896 году. Такие оболочки чрезвычайно сложны в расчетах, что и сказалось на ходе строительства Сиднейской оперы. Ее возводили 10 лет, а в 2009 году в ходе реконструкции все конструкции кровли были пересчитаны на компьютерах и усилены. Попутно была модернизирована и акустика залов.
Подробнее: http://www.sydneyoperahouse.com, http://www.opera-australia.org.au
10 самых примечательных концертных залов мира
Kammermusiksaal mit Beethovenarchiv (Бонн, Германия)
Архитектор: Томас ван ден Валентин (1989)
Зал для исполнения камерной музыки входит в комплекс Мемориального Дома-музея Людвига ван Бетховена в Бонне. В составе музея — дом на Боннгассе, 20, где родился Бетховен, а также несколько соседних зданий, где располагаются научно-исследовательский Архив Бетховена, библиотека, издательский центр и концертный зал. Зал возведен к столетию Ассоциации Дома Бетховена, которая с 1890-х организует концерты камерной музыки и ежегодный Бетховенский фестиваль.
Небольшой — всего на 199 мест — концертный зал спроектирован почти строго по рецептам построенного Андреа Палладио в Виченце театра «Олимпико» (1585 год), с таким же чуть эллипсоидным амфитеатром «римского профиля», но уже с поправками на современную управляемую акустику. Интересно, что зал не имеет задней стены, а отделен от вестибюля лишь рядом колонн.
Подробнее: http://www.beethoven-haus-bonn.de
7 самых примечательных музеев, созданных при киностудиях
Музей киностудии «Мосфильм»
Плата за вход: 140 рублей
Адрес: Мосфильмовская ул., 1, Москва, Россия
Первые экскурсии на «Мосфильме» — кстати, крупнейшей в России киностудии — начали проводить еще в начале 1990-х, а музей при киностудии открылся в 2003 году.
В этом музее посетители могут увидеть костюмы, съемочный реквизит, эскизы декораций, коллекцию ретроавтомобилей, стенды с гримом. Среди экспонатов — «мерседес» Штирлица из «Семнадцати мгновений весны», «Волга» из фильма «Берегись автомобиля», кареты из «Войны и мира», костюмы из фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный», реквизит из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» и многое другое. Однако классикой советского кинематографа экскурсия вовсе не ограничивается и декорации к современным фильмам здесь также можно увидеть. Кстати, экскурсию нужно либо заказывать заранее на удобное время, либо можно просто приехать в определенные дни (вторник и четверг) и присоединиться к экскурсионной группе.
Подробнее: www.mosfilm.ru