7 ошибок начинающего коллекционера
РИА Новости
Нежелание демонстрировать коллекцию публично
Петр Авен, член наблюдательного совета директоров консорциума «Альфа-Групп»: Каждые выходные, если я в Москве, у меня дома бывают люди: смотрят картины, фарфор. В прошлом году я выпустил каталог. Коллекцию конечно же надо показывать. Многие коллекционеры держат картины где-то в хранилище — это совершенно бессмысленно. Я считаю, необязательно коллекцию экспонировать (к сожалению, это не всегда возможно по ряду причин), но дом в такой ситуации должен быть всегда открыт, чтобы желающие, в том числе и специалисты, могли ее посмотреть.
Вячеслав Кантор, президент Европейского еврейского конгресса: Все-таки подавляющее число артефактов хранится в запасниках — в беспошлинных зонах, в целых сейфовых сооружениях. Но я считаю, что это неинтересно. Для меня прямое общение с картинами — очень приятное времяпрепровождение.
Стелла Кесаева, основатель фонда Stella Art Foundation: Коллекция должна жить и работать, произведения надо показывать публично и по возможности чаще. Я стараюсь это делать, проводя выставки за рубежом и в России. Например, в этом году часть коллекции Фонда была представлена в Музее истории искусства в Вене и в музее Ка’Реццонико в Венеции.
Игорь Маркин, основатель музея актуального искусства Art4.ru: Жадничать не надо. Я знаю массу коллекционеров, которые накупили шедевров и хранят их в банковских ячейках. Произведения никак не работают — ни для людей, ни для коллекционера. Обычная человеческая жадность у коллекционера развита особенным образом.
Владимир Семенихин, председатель совета директоров Группы компаний «Стройтэкс»: Это важная тема — «открытая» или «закрытая» коллекция. Здесь все зависит от самого человека, от того, насколько он уверен в себе, насколько готов услышать, что о нем и о его вкусе и «глазе» думают окружающие. Нет ничего плохого в том, чтобы хранить коллекции в запасниках. Что делать, если домашних стен не хватает? Но они должны участвовать в выставках, так как это развивает как самого коллекционера, так и зрителей. Количество музейных произведений ограниченно, а выставки как раз и интересны тем, что на них можно увидеть работы из частных собраний. Произведения искусства создаются художниками для того, чтобы их видел зритель, поэтому задача любого нормального коллекционера по возможности показывать свою собственность публике.
10 главных нон-фикшн книг 2012 года
Из списка самых продаваемых нон-фикшн книг-2012 складывается отличная программа самосовершенствования. Биографии Стива Джобса и Павла Дурова вдохновляют на активные действия и заставляют верить в успех. Михаил Ходорковский учит не только побеждать, но и достойно проигрывать, а Владимир Познер — извлекать из происходящего уроки и вовремя расставаться с иллюзиями. Парижанка Инес де ла Фрессанж прививает хороший вкус и чувство стиля, а японец Масару Ибука объясняет, как с рождения развивать в ребенке талант, и уверяет, что гениальность — это просто. Дмитрий Быков формирует круг чтения на ближайшее время и заражает любовью к литературе, Николай Стариков призывает бережно и вдумчиво относиться к истории. А британский астрофизик Стивен Хокинг аргументированно и в то же время просто отвечает на главные вопросы бытия. В общем, все выбранные читателями книги задают правильный вектор движения, как и положено хорошей литературе. Рейтинг самых продаваемых нон-фикшн книг уходящего года* составлен Forbes на основе данных по продажам крупнейших российских издателей**. Результаты мы сравнили с информацией о продажах в ведущих книжных магазинах на основе предоставленных ими данных и сводного рейтинга на сайте Pro-Books.ru.
* При составлении рейтинга собиралась информация о книгах, изданных с конца 2011 по конец 2012 года
** Данные приведены на вторую декаду декабря
Уолтер Айзексон. «Стив Джобс»
М.: Corpus, 2012 — 688 с.
Дата выхода: 30 ноября 2011 г.
Продано: 105 000 экземпляров
Рейтинг: № 4 в итоговом рейтинге нон-фикшн книг магазина «Библио-глобус»; № 9 в сводном (fiction + non-fiction) рейтинге Pro-Books.ru за год
Журналиста Уолтера Айзексона, известного документальными книгами о Франклине и Эйнштейне, своим биографом Стив Джобс выбрал сам. Работа над книгой началась в 2009 году, когда Джобс был уже тяжело болен. В основе биографии — около 40 интервью с «гуру Кремниевой долины» и более сотни разговоров с его близкими, коллегами, соперниками и даже врагами. Это история побед и промахов человека, который еще в 1983 году увлеченно рассказывал о том, что каждый легко сможет пользоваться компьютером и управлять с его помощью другими устройствами. В книге о том, как стартап в родительском гараже превратился в компанию Apple, есть взгляды Джобса и на цензуру в сети, и на защиту интеллектуальной собственности. Еще до выхода в печать «Стив Джобс» побил все рекорды по количеству предварительных продаж на Amazon.com и затем стал супербестселлером, а права на экранизацию более чем за $1 млн уже приобрела Sony Pictures.
10 главных нон-фикшн книг 2012 года
Владимир Познер. «Прощание с иллюзиями»
М.: Астрель, 2012 — 480 с.
Дата выхода: 3 февраля 2012 г.
Продано: 86 500 экземпляров + 10 000 допечатывается
Рейтинг: № 2 в рейтинге магазина «Москва» и «Библио-глобус», №3 в итоговом рейтинге Ozon.ru; № 6 в сводном (fiction + non-fiction) рейтинге Pro-Books.ru за год
«Прощание с иллюзиями» Владимир Познер написал по-английски 21 год назад. В США эта автобиография почти 20 недель была в списке бестселлеров «The New York Times» и принесла автору сумасшедший, по советским меркам, гонорар — $100 000. На русский Познер перевел книгу только в 2008 году и еще три года размышлял, как отразить прошедшие 18 лет в рукописи. «Прощание с иллюзиями» — мемуары человека с невероятной для советского журналиста судьбой: родился в Париже, в пять лет гулял с мамой по Ницце, в семь пошел в школу в Нью-Йорке, в 17 лет закончил учебу в Берлине и только год спустя впервые приехал в Москву. Читая «Прощание с иллюзиями», важно помнить, что она писалась не мэтром российской журналистики, а молодым человеком, который, получив европейское воспитание, попал в советскую действительность и тогда искренне считал Советский Союз лучшей моделью государственного устройства. И современная часть книги — это тоже прощание с иллюзиями.
10 главных нон-фикшн книг 2012 года
Масару Ибука. «После трех уже поздно»
М.: Альпина нон-фикш, 2012 — 224 с.
Дата выхода: 30 ноября 2011 г.
Продано: 47 000 экземпляров
Рейтинг: №2 в разделе «Детская психология» рейтинга магазина «Москва», №4 в итоговом рейтинге Pro-Books.ru в разделе «Детская литература»
Эту удивительную книгу написал основатель фирмы SONY: мало кто знает, что в японской ассоциации раннего развития детей он добился не меньших успехов, чем в бизнесе. Впервые «После трех уже поздно» была издана на русском в 1991 году, переиздана в 2011-м и уже через месяц после выхода победила в Книжной премии Рунета в номинациях «Выбор пользователей Рунета» и «Бестселлер на Озоне». Масару Ибука считает, что маленькие дети обладают способностью играючи научиться чему угодно: автор утверждает, что в течение первых трех лет жизни у ребенка самый высокий потенциал к обучению. По мнению Ибуки, изучение иностранных языков, игра на скрипке или фортепьяно взрослым дается с трудом, а для детей это почти неосознанное усилие. Автор предлагает простые и понятные приемы, способствующие раннему развитию детей. 8 декабря 2012 года специально для пап вышло сокращенное издание, которое можно прочесть за час.
10 главных нон-фикшн книг 2012 года
Михаил Ходорковский, Наталия Геворкян. «Тюрьма и воля»
М.: Говард Рорк, 2012 — 400 с.
Дата выхода: 28 августа 2012 г.
Продано: 43 000 экземпляров
Рейтинг: №3 в итоговом рейтинге нон-фикшн книг магазина «Библио-глобус»; № 3 в разделе «Политические мемуары, журналистские расследования» магазина «Москва»; №6 в сводном (fiction + non-fiction) рейтинге Pro-Books.ru за полгода
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, который был одним из богатейших людей России, а стал самым знаменитым ее заключенным, написал откровенную книгу о том, как из молодежного центра вырос банк МЕНАТЕП, а потом — ЮКОС и как потом все рухнуло. В книге 15 глав с говорящими названиями: «Я хотел быть лучшим», «Политика», «Золотое время банкиров-дилетантов», «Большой бизнес», «После Ельцина» и т. д. В последней главе — «О будущем России» — программа развития страны. «Все же продолжу давать непрошенные советы», — иронично пишет автор. Соавтор Ходорковского, журналист Наталия Геворкян дополняет его рассказ своей точкой зрения на события, связанные с ЮКОСом и новейшей историей России, и отмечает, что книга писалась тяжело и сложно — больше двух лет. Первый тираж — 20 000 экземпляров — издательство «Говард Рорк» продало всего за полторы недели и уже напечатало и выложило на прилавки дополнительный, тридцатитысячный.
10 главных нон-фикшн книг 2012 года
Николай Стариков. «Сталин. Вспоминаем вместе»
СПб.: Питер, 2013 — 416 с.
Дата выхода: 3 августа 2012 г.
Продано: 20 000 экземпляров + 8000 допечатывается
Рейтинг: № 1 в рейтинге нон-фикшн магазина «Библио-Глобус»; № 2 в разделе «История России» рейтинга магазина «Москва»; № 16 в сводном (fiction + non-fiction) рейтинге Pro-Books.ru за полгода
42-летний Николай Стариков закончил Санкт-Петербургский инженерно-экономический институт и по образованию экономист. По его собственному признанию, «увидев закономерности политического и исторического развития России, скрытые пружины катастроф и катаклизмов, случившихся со страной, решил начать писать книги» — сейчас их на его счету 11. В книге «Сталин. Вспоминаем вместе» Николай Стариков пытается разобраться в сложной личности вождя и через его биографию в контексте реальных исторических событий дать понимание мотивов его поступков. Читательский интерес к книге комментирует специалист по связям с общественностью магазина «Библио-Глобус» Елена Николюк: «При составлении рейтинга нас самих удивил обладатель первого места — книга «Сталин. Вспоминаем вместе», которая находится в продаже всего около четырех месяцев. Хотя этому есть объяснение: книги Николая Старикова всегда вызывают интерес у читателей, да и в последние годы мы отмечаем повышенный спрос на книги об истории России».
10 главных нон-фикшн книг 2012 года
Дмитрий Быков. «Советская литература. Краткий курс»
М.: ПРОЗАиК, 2012 — 416 с.
Дата выхода: 12 ноября 2012 г.
Продано: 10 000 экземпляров +5000 допечатывается
Рейтинг: №1 в разделе «Литературоведение. Критика» итогового рейтинга магазина «Москва»; №3 в рейтинге магазина «Книжный клуб 36,6» за год
Дмитрий Быков собрал под одной обложкой свои лекции по литературе для студентов МГИМО и материалы для уроков со старшеклассниками. В кратком курсе литературы от Быкова более тридцати очерков о советских писателях от Максима Горького и Михаила Шолохова до Беллы Ахмадулиной и Бориса Стругацкого. Быков предлагает не сухое исследование, а живые рассказы о ключевых фигурах советской литературы и делает это мастерски, заставляя думать и спорить, а главное — вспоминать или читать произведения, о которых идет речь. И когда Быков с присущим ему публицистическим пылом, с личной вовлеченностью и знанием материала пишет о кумире 1960-х Эдуарде Асадове или незаслуженно забытом Леониде Леонове, о почти незнакомых современному читателю Юрии Олеше или Валентине Катаеве, понимаешь, что преподавание литературы должно быть именно таким: не сухим выбором трех вариантов теста для ЕГЭ, а полемикой, увлекательной лекцией, побуждением читать, обсуждать и думать.
10 главных нон-фикшн книг 2012 года
Инес де ла Фрессанж. «Парижанка и ее стиль»
М.: Corpus — 240 с.
Дата выхода: 19 апреля 2012 г.
Продано: 11 000 экземпляров
Рейтинг: № 1 в разделе «Мода» итогового рейтинга магазина «Москва»; № 19 в итоговом рейтинге нон-фикшн Pro-Books.ru за год
В основе парижского стиля — великолепная семерка самых обыкновенных вещей: мужской пиджак, классический тренч, темно-синий джемпер, майка, маленькое черное платье, джинсы и кожаная куртка. Но как их носить, создавая при этом особенный образ? Чего избегать и как при этом не выглядеть скучно? Знаменитая французская модель Инес де ла Фрессанж предлагает подробную инструкцию к стилю «made in Paris». Инес, за плечами которой не одно десятилетие в индустрии моды, делится личными секретами стиля и учит любую женщину комбинировать вещи и дополнять их нужными аксессуарами. «Путеводитель по стилю» от Фрессанж проиллюстрирован отличными фотографиями и ироничными рисунками автора, причем «французская штучка» преподносится по-доброму карикатурно и стильно. В роли парижанки — Нин, дочь Инес де ла Фрессанж. «Парижанка не спустит зарплату на какой-нибудь «must-have» из последних коллекций. Она считает, что таланта у нее не меньше, чем у всяких там стилистов».
10 главных нон-фикшн книг 2012 года
Стивен Хокинг, Люси Хокинг. «Джордж и большой взрыв»
М.: Розовый жираф, 2012 — 328 с.
Дата выхода: 17 сентября 2012 г.
Продано: 7000 экземпляров (совокупные продажи трилогии о Джордже — 51 000 экземпляров)
Рейтинг: № 5 в разделе «Развивающая и познавательная литература для школьников»
Как вы объясните любопытному сынишке, откуда взялась Вселенная, что такое черная дыра и с чем сравнить скорость света? К счастью, для любопытных детей и их родителей есть научно-приключенческая эпопея астрофизика Стивена Хокинга и его дочери Люси: «Джордж и тайны вселенной», «Джордж и сокровища вселенной» и «Джордж и большой взрыв». Отправляя мальчика Джорджа, девочку Анни и физика Эрика в космические путешествия, сталкивая их с загадками мироздания и подвергая смертельной опасности, Хокинги объясняют происхождение и устройство Вселенной и другие сложные вещи. Трилогию про Джорджа Люси Хокинг задумала, когда на дне рождения ее сына маленькие гости подходили к Стивену Хокингу и задавали ему вопросы об астрофизике. В третьей книге Хокинги отправили Джорджа в Большой адронный коллайдер, где ему предстоит помешать заговору злых ученых, а заодно узнать, как возникла наша Вселенная, что связывает вакуум и пылесосы, есть ли в космосе другие солнечные системы, что такое законы Ньютона и теория относительности и многое-многое другое.
7 ошибок начинающего коллекционера
Приобретение подделок
(На фото — портрет Ивана Щукина, брата знаменитого коллекционера Сергея Щукина. Он собрал большую коллекцию картин, а когда выяснилось, что 90% — фальшивки, застрелился.)
Петр Авен, член наблюдательного совета директоров консорциума «Альфа-Групп»: Когда покупка совершается в ажиотаже, часто веришь продавцу на слово, чего делать никак нельзя. За свою жизнь я купил три или четыре фальшивые вещи. Все они проходили экспертизу в Третьяковской галерее. К сожалению, есть нечестные эксперты, которые за деньги скажут все что угодно, в том числе и в Третьяковке. Хотя основной массе там, конечно, можно безоговорочно доверять. Но кому можно, а кому нельзя, начинаешь разбираться только с годами. Когда меня уверяют, что вещь «из хорошей коллекции», я спрашиваю из какой, а мне отвечают, что не могут сказать, все переговоры сразу прекращаются. Истории о том, что вещь из коллекции из города Еревана или «досталась мне от бабушки», слушать категорически нельзя. Это убережет от ошибок.
Вячеслав Кантор, президент Европейского еврейского конгресса: Когда на рынке появляется новый коллекционер, он становится мишенью для множества как добросовестных, так и недобросовестных операторов. Я несколько раз чуть не стал жертвой. Приехал ко мне как-то один очень известный французский эксперт в области шагаловедения в серьезном возрасте, под 80 лет, и предложил картину Шагала, у которой была какая-то волшебная история. Якобы сестра Шагала хранила ее у себя под кроватью и оставила в наследство своему сыну. Ее атрибутировали все, вплоть до Комитета Шагала (есть такой в Париже). Это был автопортрет Шагала, и его репродукцию привез мне этот эксперт, чью фамилию я не называю из уважения к его возрасту. И вот он стал рассказывать, как сможет осчастливить меня за $30 млн. Одно мне показалось подозрительным: зачем он привез ко мне свою жену? Она сидела напротив меня и сверлила меня глазами. И я стал думать: если это такая хорошая картина, то зачем было везти с собой жену, которая явно проверяет, верю я ее супругу или нет? Это была довольно большая работа, примерно 90х65 см, молодой Шагал с палитрой, стоящий перед холстом, и образы прямо перескакивали с палитры на холст. Вот такая прямая компиляция с других работ Шагала. И вот субъективный момент толкнул меня на раздумья: зачем меня проверять? Ведь коллекционера очень просто проверить: платит или не платит. И я ему сказал: привозите — посмотрим. Через 2-3 дня она появляется у меня в Женеве; красивая картина, хорошая рама. К картине прилагались письма Шагала к сестре, сестры к сыну, письма самого сына. Я подумал: а ведь это все реальные люди, и некоторые из них еще наверняка живы. И, продолжая улыбаться продавцу и не обращая внимания на сертификаты шагаловского комитета, я стал через свою службу безопасности выяснять, где все эти люди сейчас. Их быстро нашли, мы встретились, и они сказали, что это все полная чушь: они никогда этих писем не писали. Получив такие доказательства, я стал присматриваться к самому портрету. Ведь Шагал был человеком, обожавшим свою внешность, — на картине он был написан таким некрасивым! Так что всегда надо быть настороже.
Стелла Кесаева, основатель фонда Stella Art Foundation: Вопросы подделок, скорее, относятся к произведениям старого искусства. У меня же никогда не было задачи собирать работы старых мастеров. Поэтому проблемы мошенничества и атрибуции меня не касались. В современном искусстве подделок очень немного.
Владимир Семенихин, председатель совета директоров Группы компаний «Стройтэкс»: Мошенничество в области атрибуции произведений искусства — это глобальная тема. Ведь эксперт не несет ответственности за неверно данную экспертизу. Это ведь его персональное мнение. Поэтому доверять можно только себе. Мне однажды продали подлинную работу известного художника, всего лишь подделав на ней год — а это сильно изменило ее цену. Я, правда, быстро разобрался в подлоге и заставил мошенников вернуть деньги. Но этот случай заставил меня стать внимательнее к мелочам при покупке картин.