Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Кинофорум

ФорумыИнформация, новости, пожелания → FORBES

Сообщения (3446)

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 10:35:29 +0400

16 современных российских мультфильмов, которые нужно показать детям

«Поездка к морю», режиссер Нина Бисярина, 2009

С железной дорогой у многих в нашей стране связаны приятнейшие воспоминания детства, но, как ни странно, не так уж много снято у нас мультфильмов про поезда. «Паровозик из Ромашково». Паровоз, везущий Бонифация из Праги к Африке. Ограбление поезда в «Раз ковбой, два ковбой». «Корова» Александра Петрова. Ну и несуразный состав «Москва — Ялта», с которого ссаживают Крокодила Гену и Чебурашку. Нина Бисярина, автор сказочного фильма «Воробьи — дети голубей», закрыла, что называется, тему, сняв по своим собственным воспоминаниям и впечатлениям своего сына мультипликационное железнодорожное стихотворение. Девочка отправляется с бабушкой из дождливого города к морю, которое лучезарно сияет с цветной открытки, — поэтичная история складывается из самых обыкновенных вещей. Дрожат стаканы в подстаканниках, трепещут занавески в коридоре, мелькают за окном столбы и плюшевые игрушки станционных торговцев — и оживают фантазии о близкой мечте: плещутся на столике золотые рыбки, а светящиеся многоэтажки за окном превращаются в огромный теплоход, плывущий по темным волнам. И ничего, что море в конце путешествия оказывается дождливым, как пункт отправления, — зато оно настоящее.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 10:36:34 +0400

16 современных российских мультфильмов, которые нужно показать детям

«Осторожно, двери открываются», режиссер Анастасия Журавлева, 2005

Однажды, когда Анастасия Журавлева ехала в метро и смотрела на карту линий, ее осенило: станции — это же пуговицы. И она придумала мультфильм, в котором населила сотнями разнокалиберных пуговиц московский метрополитен, сделанный из подручных материалов. Поезда, например, — это молнии, а стилизованный под букву «М» вход на эскалатор — ножницы. Предметная анимация — штука не такая уж необычная, но у Журавлевой получилось не просто оживить фурнитуру, но и наделить ее индивидуальными характерами. В этом ей помогли и свойства самих пуговиц, и музыка, а главное — то, что персонажи попадают в узнаваемые метроситуации. Они стоят на эскалаторе справа, проходят слева, молодежь скачет туда-сюда по ступеням. Стайка бликующих желтых пуговиц — это японские туристы с имманентными фотоаппаратами. Хромающая и падающая пуговица со звездой — ветеран, которому спешат на помощь медбратья-наперстки с носилками-булавками. Есть даже небольшая любовная история про две пуговицы, увидевшие друг друга утром на эскалаторе, а вечером соединившиеся на «Площади Революции», где роль знаменитых статуй играют утюги. Снялись в мультике пуговицы, которые собирали все преподаватели и студенты школы-студии «Шар» («Осторожно, двери открываются» — дипломная работа Анастасии), а снимался пятиминутный фильм целых девять месяцев.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 10:37:34 +0400

16 современных российских мультфильмов, которые нужно показать детям

«Как я ловил человечков», режиссер Софья Кравцова, 2007

Экранизация отличного рассказа Бориса Житкова и лучший, пожалуй, мультфильм из проекта «Русская классика детям», который делает студия «Анимос». Мальчик приезжает в гости к бабушке, у которой оказывается удивительный колесный пароход. Трогать его запрещено, он дорог как память, и внук населяет его таинственной воображаемой командой, члены которой питаются гигантскими (относительно их собственных размеров) леденцами. Устанавливается наружное наблюдение, готовится тряпочка, пропитанная чернилами, чтобы матросы, выйдя на палубу, оставили следы, — так корабль, хоть слежка безрезультатна, становится практически обитаемым благодаря детскому воображению. Но торопливый и непоправимый разбор парохода приводит к трагедии из тех, что переворачивают жизнь, — никого внутри, одни голые борта. История, надо сказать, совершенно мальчиковая: в детстве так хочется, чтобы в машинках, самолетиках и кораблях кто-то жил. Тем удивительнее, что этот немного грустный фильм сняла женщина — с женской, естественно, интонацией, которая делает его только очаровательнее.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 10:39:05 +0400

16 современных российских мультфильмов, которые нужно показать детям

«Как пан конем был…», режиссеры Александр Татарский и Валентин Телегин, 2004

В 1988-м Александр Татарский создал первую в СССР негосударственную анимационную студию «Пилот», в 1990-е, после фактической гибели «Союзмультфильма», собрал вокруг себя и «Пилота» практически всех не уехавших из страны талантливых режиссеров и художников, а в 2000-е стал идеологом и организатором самого масштабного проекта в истории российской анимации — «Горы самоцветов». В рамках задуманной Татарским энциклопедии сказок различных народов и регионов России снято уже 52 фильма по 13 минут, а в будущем их количество планируется довести до ста. При этом создателям «Горы» удалось практически невозможное: грандиозный сериальный проект, требующий поточного производства, сделан как абсолютно авторское, штучное кино — и сделан лучшими мастерами, среди которых Алдашин, Назаров, Бронзит. Сам Татарский в качестве режиссера успел снять для проекта два фильма: татарскую сказку «Толкование сновидений» и белорусскую «Как пан конем был…» (оба в соавторстве с Валентином Телегиным). Последняя по жанру — социальная сатира в форме басни, однако в мультфильме история про злого пана, который был превращен в коня, чтобы на своей шкуре испытать все тяготы работы до седьмого пота, рассказана без всякого пафоса и нравоучения — иронично и в то же время лирично. Все персонажи здесь обаятельные и симпатичные: и находчивые цыгане-конокрады, которые надувают коня, превращая его в воздушный шар, и незадачливый еврей-сапожник, принимающий надутую дохлую клячу за доброго коня, да и сам пан-конь, из которого чуть не вышло «семь, а то и восемь» пар сапог, вызывают сочувствие. А как грустно — совсем как ослик Иа — смотрит конь на свое отражение в пруду! (В этом месте режиссер явно посылает привет своему учителю Федору Хитруку.) Все это снабжено блистательными, как всегда у Татарского, диалогами, готовыми тут же разлететься на цитаты. Взять хотя бы фразу жены сапожника. После того как конь — воздушный шар на ее глазах сдувается и превращается в тощую клячу, она произносит: «И шо мы будем делать с этим счастьем?»

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 10:40:27 +0400

16 современных российских мультфильмов, которые нужно показать детям

«Заяц-слуга», режиссер Елена Чернова, 2007

Один из лучших фильмов проекта «Гора самоцветов» — татарская сказка про находчивого Хакима, продавшего богатым бездельникам костюм зайца («Так ходят в Париже все знатные татары!»), а в придачу и самого зайца как безотказного и быстрого слугу. Искрящийся шутками и гэгами сценарий написали Эдуард Назаров и Александр Татарский (трюк с переодеванием хоть и кукольного, но взрослого мужчины в зайца — его идея), а Елена Чернова придумала для его воплощения необычное и изящное решение. Персонажи, оживленные рижскими кукольниками и озвученные актерами казанского театра имени Камала, не выходят за пределы небольшой сцены с поворотным кругом — но они так оживляют это камерное пространство, что оно выглядит целым миром в миниатюре. Самое удивительное в «Зайце-слуге» то, что до него Чернова работала только с рисованными мультфильмами (сначала как художница, потом были хулиганский режиссерский дебют «Про девочку, которая нашла своего мишку» по стихотворению Саши Черного и две сказки для «Горы самоцветов»), но выглядит эта озорная комедия так, словно Елена только и делала всю жизнь, что играла в куклы.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 10:41:22 +0400

16 современных российских мультфильмов, которые нужно показать детям

«Старик и море», режиссер Александр Петров, 1999

Сделанный в Монреале и на канадские деньги «Старик и море» — единственный мультипликационный фильм русского режиссера, завоевавший «Оскар» (до этого у Петрова уже было две номинации, за «Корову» и «Русалку», а в 2008-м добавилась еще одна за «Мою любовь»). Тридцать месяцев бескомпромиссного упорного труда, уникальная техника (кадры рисуются кистями и пальцами на стекле, а стекла потом закрепляются в несколько слоев на специальном станке), фантастические цвета, которые приводят детей в полный восторг, наконец, недюжинный талант художника — все это сделало петровскую оду человеческому мужеству соответствующей хемингуэевскому оригиналу. Эта картина, снятая к столетнему юбилею знаменитого бородача и ставшая первым в мире мультфильмом, показанным в широкоэкранном формате IMAX, — уже даже не анимация, а живопись в новом смысле слова. Синее море, сильная рыба, упорный старик, списанный Петровым со своего тестя, — все они в этом шедевре не как живые, а просто живые.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 10:42:24 +0400

16 современных российских мультфильмов, которые нужно показать детям

«Дождь сверху вниз», режиссер Иван Максимов, 2007

По большому счету Иван Максимов двадцать с лишним лет снимает разные серии одного и того же фильма в стиле, который можно назвать магическим сюрреализмом. В ранних его работах рассказывается о жизни и удивительных приключениях разнообразных функций, но позднее мультфильмы Максимова, так сказать, очеловечиваются и становятся понятны и ребенку. Тем более что там и понимать нечего. Как и в этом мультике, который получил Гран-при анимационного фестиваля в Суздале. В горной, отрезанной от здравомыслящего мира стране живут странные птички, слоники, девочки на качелях, запряженные в борону четвероногие женщины и прочие максимовские чудики, одноглазики и бобики. И тут случается дождь как в маркесовском Макондо. Отставной моряк нес домой воду, а в доме воды уже по пояс. Скульптор лепит женщину, но формы ее оплывают хуже чем от возраста. От влаги раздувается огромная морковь, ей аплодирует полузаяц — и вместе с морковью ухает вниз: земля не выдержала веса. Слоников и бобика вообще смыло. Но всех спасли, а потом и солнце вышло, конец фильма — и все это под клавирный концерт Баха. Какой здесь смысл? Никакого смысла нет, но он и не нужен. Все эти события могут показаться смешными, могут — трагическими, а на самом деле в них нет даже драмы: забавная игра фантазии, не более. Но фантазия у Максимова просто удивительная.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 10:45:26 +0400

16 современных российских мультфильмов, которые нужно показать детям

«На краю земли», режиссер Константин Бронзит, 1998

Свой первый мультфильм будущий оскаровский номинант Константин Бронзит (номинацию он получил в 2009-м за «Уборную историю — любовную историю», трогательную картину про любовь служащих вокзального туалета) снял, когда работал на студии «Леннаучфильм» завскладом: 1,5-минутная «Карусель», сделанная на списанных расходных материалах, так понравилась начальству, что ее тут же запустили в производство. Затем были учеба у Хитрука, работа на «Пилоте» у Татарского и на «Мельнице» в родном Питере — Бронзит снимал в основном смешные графические скетчи, например «Die Hard» — короткую пародию на «Крепкий орешек», в которой гэги сменяли друг друга со скоростью пулеметной очереди. В 1998-м он на год уехал во Францию, где сделал, пожалуй, свой лучший фильм — «На краю земли», получивший впоследствии не один десяток призов на фестивалях от Чикаго и Оттавы до Кракова и Загреба. В плоском пространстве, ограниченном прямоугольной рамкой, на вершине треугольной горы стоит дом, который постоянно качает то влево, то вправо (раскачивающийся на краю пропасти дом — цитата из «Золотой лихорадки» Чаплина, на фильмы которого Бронзит часто сбегал с уроков в кинотеатр Госфильмофонда на Васильевском острове). Сюжет строится как бесконечный поток гэгов, сцепленных друг с другом, как шестеренки в идеальном часовом механизме: вот огромная корова Машка вышла из дома, и он заваливается влево. Вот пролетавшая мимо ворона, зазевавшись, врезалась в трубу на крыше, и дом качнулся вправо, из него тут же выехали под горочку пес на цепи и старик Никодим на кровати, и ему на голову упала та самая ворона… Получился геометрически и ритмически совершенный мультфильм про смешную и грустную жизнь на самом краю, ту самую, которая качнется вправо, качнувшись влево, и, конечно, про неистребимую надежду на то, что жизнь начнется снова — даже после того, как тупая корова Машка столкнет дом рогами в пропасть, где он неожиданно обретет устойчивое равновесие.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 10:47:12 +0400

16 современных российских мультфильмов, которые нужно показать детям

Цикл «Колыбельные мира», студия «Метроном Фильм», 2006-2011

Все началось в 2003-м: на фестивале PIXEL встретились режиссер Елизавета Скворцова, годом раньше закончившая ВГИК, и продюсер Арсен Готлиб, бывший членом жюри. Взявшая Гран-при дипломная работа Скворцовой «Подожди пожалуй» — наивная и одновременно пронзительная сказка про то, как любовь побеждает смерть, — так понравилась Готлибу, что он предложил молодому режиссеру делать анимационный сериал. За прошедшие 8 лет проект «Колыбельные мира» оброс дюжиной фестивальных призов, десятком режиссеров (все женщины) и двумя десятками художников. Общими усилиями эта команда сделала уже 60 трехминутных колыбельных, которые являются отличной альтернативой поднадоевшей «Спокойной ночи, малыши» в формате «мультик на ночь»: сегодня ребенок засыпает под чукотские напевы, завтра попадает в Африку, а послезавтра переносится в Японию или Камбоджу. Причем это не просто увлекательно, но и познавательно: все песни исполняются на соответствующих языках, а последние серии снабжены еще и заставками, которые весело и доступно рассказывают о культурах разных народов. Среди лучших — немецкая колыбельная, в которой мама — Марлен Дитрих поет свою знаменитую «Sch, kleines Baby, wein nicht mehr» и достает для дочки с неба солнце и луну; португальская, где под душещипательную фаду дочь рыбака мечтает о бесстрашном капитане, и печально-сентиментальная колыбельная на идиш: маленький мальчик мечтает стать птицей, большая еврейская мама боится, что он замерзнет, и под грузом шапки, шарфа, пальто и галош мальчик-птичка падает на пол, а выбравшись из-под вороха одежды большим мальчиком, укачивает на руках свою маленькую маму.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 10:48:04 +0400

16 современных российских мультфильмов, которые нужно показать детям

«Жихарка», режиссер Олег Ужинов, 2006

Ужинов начинал на «Пилоте» аниматором у Максимова и Алдашина, в 2001-м снял «Евстифейку-волка», которого Норштейн назвал «лучшим мультфильмом последних лет», еще через два года — «Нехорошего мальчика», а в 2006-м — мультфильм про очень хорошую, но страшно непослушную девочку Жихарку, ставший настоящим бриллиантом проекта «Гора самоцветов». «Понравится и детям, и взрослым» в случае с «Жихаркой» — не штамп, а чистая правда. Дети в восторге от ярко и сочно нарисованной (художником во всех фильмах Ужинова выступает его жена Елена) уморительной чехарды из догонялок и погонь Жихарки и Лисы, у которых вечно путается под ногами пучеглазый тормознутый заяц. Взрослые же благодарны за возможность вернуться в детство: мультяшная Жихарка совсем не похожа на своего прототипа из русской народной сказки, мальчика-хитрована, который обманывает Лису, закосив под дурачка: «Покажи мне, тетенька, как на лопату садиться, а то я что-то в печку не пролезаю». Это отвязная озорная девчонка, которая больше всего на свете любит играть, никаких возражений не принимает (а если что, заорет так, что на деревьях ветки зашевелятся) и даже страшноватую вроде бы сцену, когда Лиса хочет засунуть ее в печку, превращает в веселую игру «в калачики». В конце концов, каждому взрослому знакома такая маленькая Жихарка, которая, вечно дергая за рукав, умоляет: «Давай поиграем! Ну дава-а-й поиграем!» И мультфильм этот — лучшее напоминание о том, что в такой момент стоит бросить свои важные дела и пуститься в догонялки.