Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Кинофорум

ФорумыИнформация, новости, пожелания → FORBES

Сообщения (3446)

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 10:49:00 +0400

16 современных российских мультфильмов, которые нужно показать детям

«Рождество», режиссер Михаил Алдашин, 1996

Как-то режиссер Михаил Алдашин увидел в одной книге средневековый барельф: три короля лежат в одной кровати, а ангел будит их и указывает на огромную, как ромашка, Вифлеемскую звезду. Именно из этой забавной апокрифической сценки, изображавшей королей, ночующих, словно крестьяне, вместе на одних полатях, выросло «Рождество» — один из самых красивых и лиричных российских мультфильмов 1990-х. Евангельская история нарисована в наивной детской манере и рассказана очень просто, даже простодушно. Вот ангел, принесший Марии благую весть, вытирает о рукав упавшую с дерева грушу и с хрустом откусывает кусок. Вот бородатый здоровяк Иосиф починяет крышу и мастерит табурет, а рыжеволосая Мария, перед тем как купать младенца, пробует локтем воду в лохани — не горяча ли? Евангельский сюжет не просто «одомашнивается», но и превращается в добрую сказку: ангел разнимает дерущихся пастухов, словно двух школьников, а потом начинает что-то рассказывать рыбам, показывая им большую интересную книжку. Все это рассказано без единого слова под Баха и Бетховена — величественная музыка, работающая на контрасте с нарочито бытовым визуальным рядом, придает трогательно-нежной истории дополнительную глубину. Впрочем, и музыка тоже одомашнивается и становится чуть ли не народной: оказывается, седьмую симфонию Бетховена можно превратить в колыбельную, а можно водить под нее хоровод, что и делают в финале фильма волхвы, пастухи, зайцы и овечки — а Мария прикладывает палец к губам и просит оркестр ангелов играть потише, чтобы не разбудить малыша.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 10:50:15 +0400

16 современных российских мультфильмов, которые нужно показать детям

«Гагарин», режиссер Алексей Харитиди, 1994

Стоит ли ждать, когда вырастешь, если хочется стать космонавтом (пиратом, полярником) прямо сейчас? Феноменально успешный «Гагарин» (трехминутная дебютная работа Алексея Харитиди, ученика Эдуарда Назарова, получила «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм в Каннах и номинацию на «Оскар») не дает прямого ответа на этот вечный детский вопрос. Главный герой мультфильма — маленькая отважная гусеница — мечтает о небе, наблюдая за птицами и стрекозами, пока остальные набивают брюхо сочными листьями. А потом, когда все прячутся в траве, дрожа от страха при приближении человека, очертя голову бросается в бадминтонный воланчик, словно в капсулу космического корабля. Вот только полет в этом самом воланчике приносит одни разочарования — после нескольких минут страшных перегрузок гусеница с трудом доползает до дома, а на следующий день, после чудесного превращения в бабочку, ее тошнит от одного взгляда на вдруг прорезавшиеся крылья... Трагикомический финал созвучен парадоксальному месседжу фильма: мечты не сбываются, но надо мечтать. Гагарин ведь тоже, наверное, к звездам хотел, а не один виточек вокруг Земли — и назад. Но где бы он был без мечты?

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 10:51:22 +0400

16 современных российских мультфильмов, которые нужно показать детям

«Моя жизнь», режиссер Наталья Березовая, 2000

«Один дядя мне сказал, что я должен стать молодцом. Или холодцом… Нет, по-моему, все-таки молодцом» — так размышляет вслух маленький поросенок, рыльце на ножках, герой «Моей жизни». Надо сказать, что поросята в российской анимации часто становятся участниками (порой невольными) довольно циничных шуток. Например, в «Хаше» Андрея Соколова, классике студии «Пилот», три поросенка по ошибке сварили суп из залетевшего к ним в трубу Санта-Клауса, а в недавней «Правдивой истории о трех поросятах» Константина Бронзита главный герой Александр Волк в качестве оправдания повторяет: «Нехорошо было оставлять такой вкусный кусок ветчины валяться на соломе». Но авторы «Моей жизни» — режиссер Наталья Березовая и художник и сценарист Максим Поляков — перещеголяли всех: наполненная натуралистичными подробностями картинка превращает пионерские восторги наивного поросенка в убийственную иронию. Дедушка, «которого недавно пригласили в гости на праздник, и он был такой нарядный», лежит жареный в яблоках на блюде, а папа, на которого малыш так хочет быть похожим, проводит свои дни в грязной луже, да еще и постоянно портит воздух. Выставка, на которую поросенок ездит по выходным, оборачивается воскресным базаром, где он сидит на прилавке среди свиных голов. Прямо как у Шварца в «Драконе» — рыба смеется от радости, когда ее варят, индюшка начинена собственными индюшатами, а поросята умеют подавать лапку, несмотря на то, что зажарены. Все это очень смешно (недаром «Моя жизнь» получила приз за самый смешной фильм на анимационном фестивале в Аннеси), но и немного жутко — кому охота стать холодцом?

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 10:52:17 +0400

16 современных российских мультфильмов, которые нужно показать детям

«Кошки под дождем», режиссер Алексей Демин, 2001

История этого мультфильма — это история о том, как любовь порождает любовь. Началось все со старушки, которая очень любила своих кошек и каждый день ловила для них рыбу. Ее лет тридцать назад повстречали во время поездки в Воронеж классик советского кино Михаил Швейцер и его жена Софья Милькина. Старушка эта им так полюбилась, что по возвращении в Москву Милькина написала про нее смешную песенку, которую в 1985-м Швейцеры исполнили всей семьей и записали на магнитофон. Тогда же возникла идея сделать из песенки мультфильм (ею даже вроде бы заинтересовался Юрий Норштейн), но как-то не сложилось. Потеряв любимую жену в 1997-м, Швейцер вернулся к мысли о мультфильме по ее песне. Осуществлению замысла помогло знакомство с режиссером-аниматором Алексеем Деминым, который, в свою очередь, так сильно влюбился в эту историю, что взялся за «Кошек под дождем» практически в одиночку, став не только режиссером, но и сценаристом, художником и аниматором. Работа над шестиминутной картиной заняла больше двух лет, но результат того стоил: мультфильм нарисован легкой акварелью, картинка дрожит, словно пленка старого киноаппарата, и как будто дышит: кажется, еще немного, и почувствуешь запах заросшей камышом реки, где на маленьком камне ловит рыбу старушка, а одиннадцать кошек стоят под зонтиками на берегу и не отрываясь смотрят на поплавок.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 11:07:24 +0400

20 мультфильмов из СССР, которые нужно показать детям

Двадцать лет назад граждане сегодняшней России жили в самой идеологизированной стране мира — и смотрели при этом самые аполитичные мультфильмы на свете. Удивительно, но советская анимация прославилась не мультфильмами о Ленине, партии и подвигах трудового народа — хотя были и такие, а историями о заблудившемся в тумане познания ежике, непонятном ушастом существе с говорящим крокодилом в друзьях и дауншифтерах из Простоквашино.

Но кроме этих несомненных хитов советская мультипликация оставила множество гениальных работ, о которых современные дети, избалованные диснеевскими и пиксаровскими шедеврами, часто просто не знают. Forbes решил напомнить о 20 подзабытых советских мультфильмах, которые сегодняшние дети просто обязаны посмотреть. И еще об одном, который нельзя назвать советским, но с которого все началось.

«Баранкин, будь человеком!», режиссер Александра Снежко-Блоцкая, 1963

«Не хочу учиться, а хочу быть птицей!» — под этим лозунгом Баранкина подписались бы все обаятельные оболтусы и двоечники от Буратино до Тома Сойера и Гекльберри Финна. Не желая исправлять двойки по математике и вкалывать на школьном субботнике, два закадычных друга-лентяя, Юра Баранкин и Костя Малинин, с помощью нехитрых заклинаний превращаются сначала в воробьев, потом в бабочек, а напоследок — в муравьев. Однако от субботника, натурально, не спрятаться, не скрыться: воробьев заставляют вить гнезда, бабочки собирают пыльцу по разнарядке, а про муравьев даже вспоминать не хочется: их жизнь — сплошные каторжные работы. Но прошедшие круг чудесных превращений (а главное — приключений!) герои выглядят просветленными, и назначенный подтягивать их по математике отличник Миша смотрится жалко: ведь это они спасли бабочку от стрижа, а своих собратьев муравьев — от страшных мирмиков. Чему он может их научить?

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 11:08:33 +0400

20 мультфильмов из СССР, которые нужно показать детям

«Крылья, ноги и хвосты», режиссер Игорь Ковалев и Александр Татарский, 1986

Четыре минуты абсурдистского юмора от создателей «Пластилиновой вороны» и сериала «Следствие ведут Колобки» под сюрреалистический, не попадающий в ритм действия, джаз Юрия Чернавского. Смысл этого рисованного анекдота ясен и детям (они любят спорить друг с другом в похожем стиле: «У меня вот какая машинка. — А у меня брат боксер. — А я на самокате умею кататься!»), и взрослым, которые увидят здесь притчу на вечную тему «В чем сила, брат?» Да, можно уметь летать, а можно бегать быстрее, чем иные летают, — но если нет крыльев и сильных ног, можно иметь возобновляемый хвост — и чувствовать себя счастливее всех. Ковалев в начале девяностых улетел в Америку, где «столько вкусного», и добился признания и успеха. Татарский остался в России, нарастил мускулы и сделал свою студию «Пилот» лучшей в стране. «Крылья, ноги… Главное — хвост!» — говорит в конце мультфильма ящерка, напоминающая зрителя, который, когда кончается кино, не расстраивается и спокойно переходит к следующему.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 11:13:29 +0400

20 мультфильмов из СССР, которые нужно показать детям

«Путешествие муравья», режиссер Эдуард Назаров, 1983

В этой экранизации рассказа Бианки нет музыки — только пение птиц, шелест, стрекот, жужжание и прочие звуки природы, а также реплики насекомых, все до одной исполненные на разные голоса самим Назаровым. В кадре постоянно видны в расфокусе на ближнем плане то листья, то стебли травы — они как будто лишние, мешают, но на самом деле создают эффект подсматривания. Этому служит также отказ от «макросъемки» и сохранение привычных, человеческих масштабов: на экране самые что ни на есть козявки, которые, кажется, и не подозревают о присутствии сотворившего их режиссера. Жуки собираются поглазеть, как букашка вот-вот соскользнет в челюсти мощного рогача, выкопавшего яму-ловушку. Палочка превращается в гусеницу, а потом, через мгновение, в веточку. Муравьи гонят стадо тлей и отбивают одну из своих кормилиц от божьей коровки. Скользят по воде невесомые хохотушки-водомерки. Чтобы разобраться в этой незамечаемой обычно жизни, надо к ней просто присмотреться. Иными словами — заинтересоваться ею. И тогда обычная история о возвращении муравьишки домой превратится в настоящую одиссею.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 11:14:35 +0400

20 мультфильмов из СССР, которые нужно показать детям

«Приключения Мюнхгаузена», режиссер Анатолий Солин и Натан Лернер, 1973-1974

С книжкой про Мюнхгаузена создатели этого мультсериала обошлись так же, как сам барон обходился с реальностью — много фантазии и вольная трактовка событий: вишневой косточкой здесь стреляют не в оленя, а в белого медведя, охота на уток переносится из России в Африку, а сюжет про джинна Рахата-ибн-Лукума выдуман сценаристом Романом Сефом от начала до конца. Но главное, конечно, это не следование букве Распэ, а верность духу «самого правдивого человека на свете»: Мюнхгаузен шагает по верхушкам пальм, бегает по воде и летает не только на ядре, но и просто пару раз хорошенько затянувшись кальяном. Это очень душевный, очень наш Мюнхгаузен, который, обнявшись с павлином, ласково просит: «Спой, птичка! Спой, рыбка!» — и в этот момент больше всего напоминает героев комедий Гайдая или Данелии. Разошедшаяся на цитаты серия про павлина — безусловно лучшая. А самая смешная сцена в ней — та, в которой обкурившийся барон, паря под потолком, в пятый, кажется, раз интересуется, «не будет ли любезен уважаемый джинн…» И пусть павлины не умеют петь, так что все подвиги оказываются напрасны, все равно «мы скажем раз, мы скажем два и снова-снова повторим: мы от души, Мюнхгаузен, тебя благодарим!»

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 11:16:38 +0400

20 мультфильмов из СССР, которые нужно показать детям

«Шайбу! Шайбу!», режиссер Борис Дежкин, 1964

Каток — главный советский миф 1960-х-70-х. Здесь фигуристы штамповали олимпийское золото, а хоккеисты бились за честь страны с «канадскими профессионалами». В перерывах этих матчей часто показывали мультфильм «Шайбу! Шайбу!» — наверное, поэтому тогда казалось, что зазнавшиеся звезды, носатые «Метеоры», которым противостоят простые ребята из соседнего двора, — это, конечно же, канадцы, и их обязательно надо побить! Так «Шайбу! Шайбу!» стал, наряду с «Неуловимыми», главным фильмом мальчишек 70-х, который они с упоением пересматривали снова и снова, отчаянно поддерживая своих. Впрочем, даже если спорт и болельщики-патриоты вызывают у вас изжогу, все равно этот мультфильм стоит посмотреть и показать детям. Ведь по сути своей, по ритму и пластике, это никакой не хоккей, а настоящий балет на льду — маленькие хоккеисты выделывают такие па, которые не снились ни Протопопову, ни Белоусовой. Если не верите, выключите звук и врубите им Чайковского — хотя бы из «Фантазии» Диснея: под тему феи Драже совершенство мультяшного танца с клюшкой и шайбой становится особенно очевидным.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 04 May 2013 11:17:35 +0400

20 мультфильмов из СССР, которые нужно показать детям

«Шпионские страсти», режиссер Ефим Гамбург, 1967

В этом культовом мультфильме 1970-х все было необычно — и тарабарский «заграничный» язык шпионов Штампфа, Штампса, Штампи и Штампке, и шифровки, выстукиваемые на вставной челюсти, и вражеская подводная лодка, всплывшая на Пионерских прудах. Смотрели «Шпионские страсти» на домашнем кинопроекторе, так как увидеть его по телевизору было практически нереально: официально мультфильм получил категорию «для взрослых». Произошло это потому, что заявленный жанр «пародия на некоторые детективные фильмы» превратился у режиссера Гамбурга и сценариста Лагина (автора «Хоттабыча») в откровенное издевательство над советским «политическим» детективом. Идеологические штампы доведены до абсурда: лейтенант Сидоркин фотографирует шпиона, спрятавшись в унитазе, капитан Сидорин на трехколесном велосипеде легко догоняет поезд, а полковник Сидоров дарит раскаявшемуся стиляге и тунеядцу Колычеву, чуть не продавшему родину за журнал «Стриптиз», картину Шишкина «Утро в сосновом лесу». В финале доблестные контрразведчики слушают концерт для балалайки с оркестром. Но подоспело новое дело: они на цыпочках покидают зал и уезжают в ночь. Впятером на одном мотоцикле.