Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Кинофорум

ФорумыИнформация, новости, пожелания → FORBES

Сообщения (3446)

TEKTONIC
  • Киновед
  • Wed, 12 Jun 2013 11:08:52 +0400

Обломов и Штольц: почему россияне любят Брежнева и не любят Горбачева

Фото РИА Новости

Когда-нибудь в России поставят памятник Михаилу Горбачеву, но пока граждане предпочитают вспоминать «Голубой огонек» и колбасу за 2.20

Ни одной другой страсти в России не предаются с таким увлечением, как борьбе с собственным прошлым. Снос и восстановление памятников, переименование улиц и городов, ретуширование фотографий и вымарывание имен в учебниках истории: все это любимые национальные забавы. Вот и теперь. В Москве в известном доме №26 по Кутузовскому проспекту собираются восстановить памятную доску Леониду Брежневу. Доска висела там лет десять после смерти генсека в 1982 году по соседству с такой же доской Юрию Андропову, но в иконоборческие девяностые была снята, и долго еще на стене оставалось темное пятно и четыре дырки, пока фасад не покрасили при ремонте (андроповскую доску, кстати, не демонтировали).

Теперь историческую несправедливость решено загладить. Видимо, будет торжественное открытие с пионерами, ветеранами, гвоздиками и дежурными речами о том, что у нас была прекрасная эпоха. Впрочем, в условиях брежневского ренессанса нельзя исключать и того, что Леониду Ильичу отольют памятник, назовут его именем площадь в новом микрорайоне и переиздадут к Дню победы «Малую землю» в качестве духоподъемного чтения для юношества.

Почти одновременно с этой новостью стало известно, что группа товарищей левого толка, ведомых бывшим диссидентом Борисом Кагарлицким, при участии бывшего кремлевского чиновника Модеста Колерова выступила с инициативой лишить Михаила Горбачева ордена Андрея Первозванного, который ему в связи 80-летием вручил Дмитрий Медведев в начале мая 2012-го.

Эта акция привлекла внимание, но не получила сколько-либо значимой общественной поддержки, если не считать таковой россыпь в соцсетях привычных проклятий Горбачеву, который «продал Родину американцам». Впрочем, в рамках показательного демонтажа наследия Медведева (разгром Сколково, отказ от либерализации уголовного законодательства и т. п.) нельзя исключать того, что эта постыдная инициатива получит-таки поддержку власти.

Социология подтверждает: народ тоскует по Брежневу и не любит Горбачева.

Согласно опросу, проведенному в апреле Левада-Центром, лучшим правителем России в XX веке россияне назвали именно Брежнева (56% относятся к нему положительно и 28% отрицательно). Антирейтинг же возглавил Горбачев: 20% отозвались о нем положительно и 66% отрицательно.

Вспомним также, что на президентских выборах 1996-го, где баллотировался Горбачев, он получил лишь унизительные полпроцента голосов.

Причины народной любви к Брежневу очевидны. Он попадает в архетип доброго дедушки на печи, который и шалость простит, и конфетой угостит: «дедушка старый, ему все равно». Брежнев — это воплощение русской мечты о халяве, чтобы жить, не напрягаясь, ничего не меняя, не раскачивая лодку. Так страна и жила: проматывая проценты от имперского наследия, занимая в долг у следующих поколений (да так щедро, что мы по сей день расплачиваемся за иллюзорное брежневское благополучие), меланхолично отрывая листки календаря: День шахтера, День милиции, День Парижской коммуны. Помню глубокомысленную надпись на парте в школьном кабинете химии году в 1981-м:

Зима прошла, наступило лето,

И все осталось по-прежнему.

Спасибо этой парте за это

И лично товарищу Брежневу.

Популярность Брежнева в фольклоре и даже некоторая симпатия, которую проявляют анекдоты к его слабостям, ко всем этим «сиськам-масиськам», «дорохой Индире Ханди» и «широко шагает Азербайджан», — свидетельство его глубокого резонанса с народной стихией, с неизбывной энтропией российского пространства.

Горбачев, напротив, был нерусский типаж: недаром он сразу понравился Маргарет Тэтчер. Непьющий, обходительный, говорливый (в России красноречие сразу вызывает подозрение в неискренности) и, главное, непривычно живой по контрасту с чугунными лицами, которые мы видели в президиумах и на первых страницах газет. Горбачев ломал стереотипы и обладал необъяснимой и непривычной в России волей к переменам. Ведь мог бы сидеть на кресле ровно, быть может, и по сей день оставаясь генсеком, принимая делегации и вручая себе самому ордена, но зачем-то это кресло ему надо было расшатать, а с ним и все здание власти. Может быть потому, что он понимал: и этот трон, и весь дворец советской власти выглядят нелепым анахронизмом в ускоряющемся и усложняющемся мире, где перемены являются единственным способом выживания.

Брежнев и Горбачев — это Обломов и Штольц, два лица русской власти, неподвижно-патриархальное и петровско-реформаторское, бритое, иноземное. Антропологи утверждают, что есть два типа наций: те, которые приспосабливаются к окружающим обстоятельствам, и те, которые их меняют. К первым относится большинство азиатских стран и, очевидно, Россия. Второй тип — западный, фаустовский, по преимуществу протестантский с его жаждой деятельности и перемен. Брежнев отвечал традиционалистским чаяниям населения: лишь бы все было по-старому. Горбачев, как и немногие русские модернизаторы, представлял другой тип и не был принят народом.

Горбачева не любят за то, что он был другим, за то, что дал нам свободу, и теперь мы не знаем, что с ней делать.

Сегодня мы снова живем в брежневском царстве симуляции и самообмана, впадая в маразм, упуская годы, а теперь уже и десятилетия, вызывая духов сталинской и позднесоветской эпохи. Путин-реформатор, Путин-немец, Путин-Штольц, который представлял себя не царем, а менеджером («оказание услуг населению», как он определил свой род занятий в переписи 2002 года) закончился десять лет тому назад, на деле Михаила Ходорковского. Наступило привычное российское безвременье, и над страной взошло круглое ботоксное лицо власти, которое выражает даже не обломовское добродушие, а безразличие китайского богдыхана, нежелание что-либо изменить. Как признает в своем последнем докладе Станислав Белковский, «от Путина можно ожидать всего чего угодно, только не радикальных реформ. Доминирующая идея его правления — «не расплескать», сделать так, чтобы при нем Россия по некоему набору формальных признаков выглядела не хуже, чем прежде. [...] Путин — властелин инерции. [...] Нельзя требовать от такого человека, чтобы он двигал историю вперед».

При Путине, как и при Брежневе, страна стоит на месте, а история движется вперед. Чем кончается подобное, мы все хорошо помним.

Брежнев, наверное, заслуживает памятной доски: при нем выросло целое поколение, и эту память не сотрешь. Но Горбачев достоин памятника — как человек, который решился на перемены. Он первым распахнул окна в огромном затхлом курятнике под названием Советский Союз. При свете дня оказалось, что курятник построен криво, нескладно, и в последовавшей панике рухнул. В том, что он обрушился, вина не Горбачева, а тех, кто этот курятник проектировал и строил. Но заслуга Горбачева в том, что этот убогий, нежизнеспособный проект закрылся, распался на множество национальных историй при минимальном количестве жертв (если сравнивать, к примеру, с распадом Югославии), без крупных войн, бунтов, голода и ядерных инцидентов.

И еще важнее в Горбачеве то, что он до конца остался человеком, не пошел путем авторитарных перемен и не устроил нам советский Тяньаньмынь. Танки ввели в город уже против него, в августе 1991-го, но они оказались столь же бутафорскими и бессильными, как и умирающая система, которая их послала. Горбачев вошел в историю не как жесткий реформатор типа Пиночета или Пака, а как мечтатель-глобалист. Его попытка сохранить систему, построив «социализм с человеческим лицом» в духе «пражской весны» провалилась. Но парадоксальным образом этот провал расчистил площадку для всего того нового, в котором мы сейчас живем, позволил нам войти в XXI век. Без Горбачева не было бы ни Ельцина, ни Путина, ни новой России, ни того публичного пространства, в котором мы сейчас все это обсуждаем.

Когда-нибудь Россия это осознает и поставит Горбачеву памятник, назовет его именем улицы, школы, аэропорты. Но это будет не сегодня. А пока большинство сограждан предпочитают жить в гостях у сказки про доброго дедушку с густыми бровями, про «сиськи-масиськи», «Голубой огонек» и колбасу за 2.20.

Балабанова на них нет.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Thu, 13 Jun 2013 15:28:27 +0400

Кортеж Барака Обамы попал в ДТП

Кортеж Барака Обамы оказался в центре очередного неприятного происшествия. Как сообщает издание Huffington Post, на этот раз в ДТП попали два мотоциклиста, сопровождавших американского президента во время его поездки по штату Флорида.

Как показало предварительное расследование, полицейские столкнулись с автомобилем, припаркованным на обочине. По имеющимся сведениям, машина была брошенной и не использовалась владельцем. На шоссе, где произошла авария, было перекрыто движение, а сами полицейские из кортежа доставлены в больницу. Об их состоянии не сообщается.

В Майами американский президент прибыл с частным визитом: он был на встрече с одним из бизнесменов-спонсоров демократической партии. Стоит отметить, что это — далеко не первое происшествие с кортежем Барака Обамы. Весной 2013 года официальный автомобиль главы государства сломался, поскольку его заправили не тем топливом, а два года назад машина «села на брюхо» при выезде из посольства США в Дублине.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Thu, 13 Jun 2013 18:01:56 +0400

Вся президентская рать

20 мая 1961 года из ворот американского кузовного ателье Hess&Eisenhardt выехал очень необычный автомобиль. Огромный шестиметровый кабрио-лимузин, построенный на базе Lincoln Continental, предназначался для гаража особого назначения президента Соединенных Штатов. Этому эффектному темно-синему красавцу судьба уготовила трагическую славу. Через два с половиной года на Lincoln с индексом SS-100-X Джон Фитцджеральд Кеннеди отправится в ту самую поездку по Далласу...

На этой фотографии оригинальная версия Lincoln Continental SS-100-Х — без бронезащиты. К сожалению, на черно-белом снимке нельзя увидеть эффектный темно-синий колер элегантного кабрио-лимузина

TEKTONIC
  • Киновед
  • Thu, 13 Jun 2013 21:15:59 +0400

Колеса номер один

Впрочем, сегодня мы не станем вспоминать подробности громкого покушения на президента. Пусть с загадочными событиями трагедии полувековой давности разбираются историки, политики и прочие любители конспирологических теорий. Нам же показалось, что пятидесятилетие последнего автомобиля Кеннеди — достойный повод вспомнить другие весьма замечательные модели из гаража особого назначения президентской администрации США.

Первыми машинами, заказанными в президентский гараж Уильяма Тафта, стали два Pierce Arrow, среди которых была и изображенная на снимке модель 48 Suburban

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 14 Jun 2013 20:48:36 +0400

Вообще-то говоря, преимущества нового вида транспорта еще в конце 19-го века успел оценить Уильям МакКинли. Достоверно известно, что 25-й президент США в качестве пассажира прокатился на паровом автомобиле Locomobile, причем за рулем сидел главный конструктор машины Фрилан Стенли. Предпочтение паровикам другой известной в свое время марки — White отдавал и следующий законный обитатель Капитолия — Теодор Рузвельт. Но все же по-настоящему автомобильная эра для американских президентов началась в 1909-м, когда вновь избранный Уильям Тафт заменил конюшни Белого дома на гараж особого назначения. Причем как истинный новатор, открытый всему новому, мистер Тафт поочередно эксплуатировал то паровой White M, то электрический двухместный Baker, то пару бензиновых моделей забытого ныне бренда Pierce Arrow.

Еще одно транспортное средство президента Тафта — 40-сильный паровик White модели M. Обратите внимание на американский герб, красующийся на задней боковой двери

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 14 Jun 2013 21:22:03 +0400

В начале 20-го века автомобиль считался фантастической роскошью, доступной лишь избранным богатеям и счастливчикам. Неудивительно, что многие политики называли машины ярчайшим символом классового расслоения. В годы политической молодости 28-й президент США Вудроу Уилсон публично обличал «самобеглые экипажи» как «главных виновников роста социалистических настроений в обществе». Однако же, въехав в Белый дом, мистер Уилсон быстро позабыл про патетику, обзаведясь сразу несколькими автомобилями. В гараже правившего страной с 1913-го по 1921-й президента числился не только довольно дорогой лимузин Pierce Arrow 1919 года, но и феноменально дорогой Rolls-Royce 40/50 h. p.

Президент Кулидж рядом с Buick 24, оснащенным радиоаппаратурой. Хорошо видны антенны и громкоговоритель на подножке

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 14 Jun 2013 22:11:55 +0400

При всем при этом первых хозяев гаража особого назначения никак не назовешь автомобильными фанатами. Ведь только пришедший к власти в 1921-м Уоррен Хардинг умел водить. Любопытнее, что лишь во второй половине 20-х машины гаража номер 1 становятся транспортом особого назначения в полном смысле этого понятия. До сих пор президентские модели по сути не отличались от своих цивильных братьев, за исключением разве что декоративных звездно-полосатых флажков на капоте. Но уже автомобили гаража Джона Кельвина Кулиджа, руководившего страной с 1923-го по 1929-й, заметно изменились. Достаточно вспомнить Buick 24, нашпигованный радиоаппаратурой, дабы президент всегда оставался на связи с кабинетом.

Первый созданный по заказу президента автомобиль — Lincoln Sunshine Special. По сути, это заказной кузов от фирмы Brunn & Company на шасси стандартного Lincoln серии K

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 15 Jun 2013 00:47:37 +0400

Вы, наверное, уже заметили, что поначалу парк правительственного гаража отличался пестрой палитрой марок, среди которых время от времени попадались машины зарубежных брендов. «Фу, как непатриотично!» — решили в Вашингтоне, и к началу 30-х годов на роль транспорта номер 1 претендовала лишь продукция американского автопрома: Packard, Hudson и Plymouth, но все чаще Cadillac или Lincoln.

После вступления США во Вторую мировую Франклин Делано Рузвельт пересел из красивого, но лишенного бронезащиты Sunshine Special в морально устаревший, но безопасный как сейф Cadillac 341A, конфискованный у самого Аль Капоне!

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 15 Jun 2013 00:49:38 +0400

Так, 31-й президент США Герберт Гувер, несмотря на страшное обнищание народа, вызванное Великой депрессией, без стеснения раскатывал на 16-цилиндровом Cadillac с кузовом от фирмы Fleetwood. А вот первым автомобилем, сделанным специально по заказу правительственного гаража и, между прочим, с учетом пожеланий сотрудников ФБР, стал уникальный Lincoln Sunshine Special. Элегантный кабрио-лимузин появился в гараже Франклина Делано Рузвельта в 1939 году. Впрочем, по нынешним временам не такой уж это был и «спешел». По сути 12-цилиндровый красавец отличался от обычной стоковой модели наличием сирены, громкоговорителя, радиостанции, ну и, конечно же, заказным кузовом. Кроме того, Lincoln получил более широкие пороги и ручки на кузове, чтобы охранникам из эскорта было за что держаться, сопровождая машину. Но ни о каком бронировании и речи не шло!

Впрочем, порой Рузвельт совершал поездки и на самых обычных автомобилях. На снимке президент США (рядом с шофером) в салоне кабриолета De Soto S8 1941 года во время посещения завода Boeing

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sat, 15 Jun 2013 00:51:45 +0400

Неудивительно, что сразу после нападения японцев на Перл-Харбор и вступления США во Вторую мировую секретная служба, всерьез озаботившаяся безопасностью президента, настояла на том, чтобы Рузвельт сменил автомобиль. Из элегантного кабриолета Sunshine Special президент пересел в бронированное брюхо Сadillac 341A, в свое время конфискованного не у кого-нибудь, а у самого Аль Капоне! Пусть для начала 40-х машина, созданная еще в 1928-м, смотрелась слегка архаично, зато 12-цилиндровая колесница короля гангстеров оснащалась соответственно статусу своего легендарного владельца: пуленепробиваемые стекла толщиной в три с половиной сантиметра, бронированные плиты в дверях и даже, как поговаривают, специально оборудованный тайник с автоматическим оружием. Береженого бог бережет, знаете ли...

Гэри Труман, 34-й президент США, и один из его служебных автомобилей Cadillac 75 Fleetwood