Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Человек с ружьем

Человек с ружьем

Человек с ружьем
  • 7.01017
7.0/10 (30)2

Описание

1917 год. Солдат Иван Шадрин отправляется с фронта в революционный Петроград, с письмом к Ленину. Шадрин и его товарищи верят, что Ленин даст ответы на все вопросы, волнующие рабочих. В то время на Петроград наступает войско генерала Краснова…

Кадры из фильма

кадр из фильма Человек с ружьем - 1 кадр из фильма Человек с ружьем - 2 кадр из фильма Человек с ружьем - 3 кадр из фильма Человек с ружьем - 4 кадр из фильма Человек с ружьем - 5

Рецензии фильма

Janpaul thumb

«Ах, манипулировать мной не сложно, я сам манипулировать люблю…» - Жер Золь, оружейник-мизантроп.

Люди, по сути, делятся на две категории: на тех, кто манипулирует, и на тех, кем манипулируют. Порой особо успешные манипуляторы – особенно те, которые работают в форматах «Справедливость для всех» и «Человечность с большой буквы» - начинают мнить себя мессиями имени Нео и считать, что они пришли навсегда. Правда, в такие моменты к этим самым успешным манипуляторам, как правило, всегда приходит Бертран Артур Уильям Рассел и с неопозитивизмом, прямо с порога, восклицает - мол, кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?! Кто, мол, ложился на мою постель и смял её?! Кто, мол, хлебал в моей кружке Эсмарха? И поделом – как говорят ковбои, бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь тебя…

В далёком 1900 году в Российской империи, в Области Войска Донского, в станице Гундоровской – ныне город Донецк Ростовской области - родился мальчик Коля Стукалов. Коля в юности попал в непростой замес – после Октябрьской революции Донское войсковое правительство отказалось признавать большевиков, но уже к концу февраля 1918 родные места юноши заняла Красная армия и была провозглашена Донская Советская Республика, а уже в марте всё того же 1918 началось восстание казаков против большевиков, в результате которого появилось образование Всевеликое Войско Донское…

Но Коля Стукалов был вьюшошей дальновидным и, видя, что от «Справедливости для всех», равно как и от «Человечности с большой буквы» никуда уже не денешься, записался добровольцем в РККА, сменив, правда, на всякий случай фамилию Стукалов на Погодина. Со временем (напомню, Коля был юношей дальновидным) Нео Погодин понял, что лучше всего в «прекрасном и яростном мире» продаётся слово и рванул в разъездные корреспонденты газеты «Правда». Ряд литературных опытов – «Кумачовое утро», «Простые анапесты о рабочем», «Красные ростки» и всё такое – и вот Николай Фёдорович Погодин уверенно выводит под узды Великолепную Тройку о Вожде -  отличные технологические пьесы «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты» и «Третья патетическая». Взяв за свои творения - по классическим законам постмодерна - и Сталинскую премию, и Ленинскую.

Тут же – всё по тем же классическим законам постмодерна – другой дальновидный творческий человек, а именно Сергей Юткевич (родился тоже в Российской империи, правда, в Санкт-Петербурге, в семье инженера-технолога и выпускницы историко-филологического отделения Высших бестужевских курсов) – с радостью взял на вооружение этого самого погодинского «Человека с ружьём». И правильно – одними ФЭКС** и ЭККЮ***, пусть даже и размахивая манифестом «Эксцентризм» - сыт не будешь. К тому же в «прекрасном и яростном мире» «лениниана» сродни горячим пирожкам с капустой. И режиссёр Юткевич, перехватив у Погодина узды Тройки о Вожде, уверенно рванул в сторону той самой «Справедливости для всех» и «Человечности с большой буквы». И понеслись по кинематографическим точкам G кочкам картины «Человек с ружьём», «Рассказы о Ленине», «Ленин в Польше», «Ленин в Париже»…

Конечно, фильм «Человек с ружьём» заслуживает пристального взгляда. И не только потому, что это первенец кинематографических «лениниан». Дело в том, что Сергей Иосифович Юткевич, будучи настоящим сыном инженера-технолога, замечательно показал, что мотивационная составляющая амбивалентности личности проявляется исключительно в двомодальности, положительно-отрицательной её построении в соответствии с потребностью в аффилиации, которая реализуется как стремление к принятию, с одной стороны, и как страх пренебрежения – с другой.

Режиссёр «Человека с ружьём» чётко показал, что чем сильнее выражена дезинтеграция ценностей (амбивалентность когниций и эмоций), то тем большим напряжением, неустойчивостью и колебаниями они сопровождаются. И что все негативные переживания, раздражительности, тревоги, отчаяния - как непроизвольное воспроизведение событий прошлого, возникающие вследствие интолерантности - побуждают к активной работе интеллекта. Да, побуждают. Однако из-за высокого напряжение интеллект ( или что там у некоторых вместо него) не находит выхода из ситуации, что влечёт, в свою очередь, дальнейшее усиление напряжения. Особенно в условиях манипулирования этим самым интеллектом и итоговым выходом личности на кривую упоротости своих воззрений.

Возможно, современному зрителю многие сцены картины Юткевича покажутся откровенно комичными и нелепыми. Типа сплошные плесневелые штампы, ходульность персонажей,  все эти заводские трубы-броневик-интеллигентный прищур Вождя-революционные матросы-«Братцы! Товарищи! Я разговаривал с Лениным!»-Путиловский завод…

 Но в фильме есть главное: стоит внимательно проследить трансформацию солдата-окопника Ивана Шадрина в активиста «прекрасного и яростного мира», становится понятно: люди, по сути, делятся на две категории - на тех, кто манипулирует, и на тех, кем манипулируют.

Конечно, свободное строение эпизодов, большое количество стремительно проходящих действующих лиц «Человека с ружьём» и нагромождение лишнего, порой совершенно искусственного – типа «сеанса спиритизма» - сбивают зрителя с толку. Да, «Человек с ружьём» - не шедевр и довольно проходная картина, которая только благодаря конъюнктурности была сразу, прямо с момента появления,  записана в разряд классики. Понятно,  ведь молчаливо считалось, что «Человек с ружьём» - это высокохудожественное кино благодаря «правильному» образу Вождя и «правильному» идейному взрослению ГГ…

Но смотреть «Человека с ружьём» нужно, а время от времени, возможно, даже просто необходимо. Дело в том, что первенец Юткевича исключительно ценен. Ценен тем, что, являясь частицей нашей истории, лишний раз доказывает – зря, ох как зря Сократ принял цикуту…

P. S.

«Я восхищаюсь храбростью и мудростью Сократа во всем, что он делал, говорил - и не говорил. Этот насмешливый и влюбленный афинский урод и крысолов, заставлявший трепетать и заливаться слезами заносчивых юношей, был не только мудрейшим болтуном из когда-либо живших: он был столь же велик в молчании… Я хотел бы, чтобы он и в последнее мгновение жизни был молчаливый,- возможно, он принадлежал бы тогда к ещё более высокому порядку умов. Было ли то смертью или ядом, благочестием или злобой - что-то такое развязало ему в это мгновение язык, и он сказал: «О, Критон, я должен Асклепию петуха». Это смешное и страшное последнее слово значит для имеющего уши: «О, Критон, жизнь - это болезнь!»…» - Фридрих Вильгельм Ницше.

__________________________________________________

* - роман Фредерика Бегбедера.

** - «Фабрика эксцентрического актера»,

*** - «Экспериментальный киноколлектив», проект С. И. Юткевича

Комментариев: 51 | Положительных отзывов: 9 | Отрицательных отзывов: 2
Mironistars thumb
Легендарный фильм "Человек с ружьём" - осознанное эстетическое выражение Социалистической реальности в киноискусстве. Рождение, воплощение и становление великого Советского государства. Фильм - фундамент жизненного совершенства Социалистического мировоззрения как принципиально нового образа человеческого мышления - высшего этапа в развитии человечества.
Фильм знаменует пламенную революционную борьбу со старым господским мировоззрением, отжившим свой узурпаторский век. Грядёт новый социалистический мир, который будет построен на
основе справедливости, в условиях истинных свобод и бескорыстных человеческих отношений.
В фильме "Человек с ружьём" отражена целая эпоха Новейшей истории. Это было время, когда зарождалось идейное построение нового Социалистического государства и шла беспощадная борьба за расставание со старым миром буржуазно-монархического деспотизма, поддерживающего классовое неравенство, при котором стало возможным угнетение человека человеком. Кинематографический сюжет фильма наглядно позиционирует основные концепции в становлении и укреплении новой Советской формы общественного сознания
, которая совершенствовалась прямо на ходу, по горячим следам мировых политических событий, с последующими за ними революционными преобразованиями в России, ведущих весь мир человечества к переходу на новую идеологическую ступень развития - Социализм!
Фильм "Человек с ружьем" стал первой картиной выдающегося советский режиссёра театра и кино Сергея Иосифовича Юткевича, которой он открыл "ленинский" цикл в своем творчестве и мировом киноискусстве одновременно. В дальнейшем режиссер снял фильмы "Рассказы о Ленине", "Ленин в Польше" и "Ленин в Париже". В финале картины, в эпизоде выступления Ленина перед бойцами, звучит отрывок из ленинской речи, посвященной четвертой годовщине Октября, которая была произнесена 7 ноября 1921 года на собрании рабочих завода "Электросила". Из этой речи взято и название фильма — "Человек с ружьем". В фильме роль Сталина исполнял Михаил Геловани. Съемочная группа фильма "Человек с ружьем": режиссёр Сергей Юткевич, автор сценария Николай Погодин, в ролях Борис Тенин, Максим Штраух, Владимир Лукин, Марк Бернес, Степан Каюков, Борис Чирков, Серафима Бирман, Николай Крючков, Николай Черкасов и другие. Оператор: Жозеф Мартов. Композиторы: Дмитрий Шостакович, Павел Арманд.
Поздней осенью 1917 года, по случаю заключения мирного договора между Советской Россией и европейскими державами объявленного перемирия, солдат Иван Шадрин (Борис Тенин) едет с фронта домой на побывку. По дороге Иван заезжает Петроград, чтобы повидаться с сестрой Катей (Зоя Федорова) и выполнить важное поручение — передать написанное его однополчанами письмо товарищу Ленину. Неожиданно для себя Иван оказывается в гуще революционных событий, происходящих в стране. Он попадает в Смольный, где повстречал незнакомого человека, с которым поделился своими впечатлениями обо всем том, что сейчас происходит на фронте и в России.
Ленин (вскинув голову, легко дотронулся до ремня винтовки Шадрина): А винтовку бросать нельзя? Как, нельзя?
Шадрин: Боязно бросать, товарищ, не могу ее бросить.
Ленин: Керенский идет на нас с оружием.
Шадрин: Слышу теперь.
Ленин: Каледин на Дону подымает казаков.
Шадрин: Ежели они первые подымутся на народ, то что же...
Ленин: Опять война? Солдат ведь устал?
Шадрин: За что и как воевать, за Дарданеллы воевать никто не будет.
Ленин: Советская власть чужих земель захватывать не собирается, но если царские генералы захотят посадить в России помещиков и капиталистов, то... как вы думаете? Вы сами как думаете?
Шадрин: Тогда пойдем воевать.
Ленин: Воевать надо сегодня... сейчас...
Шадрин: Тогда пойдем воевать сейчас...
Лишь после того, как незнакомец скрылся за дверями одного из кабинетов, Иван узнал, что разговаривал с самим Ильичом Лениным! Эта встреча потрясла и воодушевила солдата, и он, уставший от войны за долгие месяцы пребывания в окопах, вновь пошел воевать. Однако теперь уже он сражался не за царя или временное правительство, а за Советскую власть, встав на защиту колыбели революции от наступающих войск генерала Краснова.
Выход фильма "Человек с ружьем" -  это великое событие в истории Советского кинематографа, наглядная констатация факта очевидного возмужания Советского киноискусства. В этом фильме заложен великий смысл, имеющий колоссальное значение для будущих поколений. Черно-белое изображение знаменитой ленты "Человек с ружьём" ассоциативно переносит зрителя к происходящим событиям Гражданской войны в России, к моментам жестокого противостояния между Красными и Белыми, создавая яркие и впечатляющие картины действительности того времени. Каждая сцена фильма выверена с академической объективностью и точностью. Этот прекрасный фильм, создан талантливыми и просто хорошими людьми, людьми с высшим пониманием морали и чести. Они создали великий и бессмертный образ человека-Большевика, который олицетворяет в себе великую силу добра, сконцентрированную в человеческой воле к истинной Свободе, что даёт ему право на вершение высшего правосудия ради мира на Земле.
С выходом этого замечательного фильма мир наглядно знакомится с ярким торжеством всенародного пролетарского противостояния империалистическим законам, мучителям и угнетателям трудового народа в России. Фильм акцентирует внимание на беспощадном выхолащиванием корней коварного и озлобленного белого офицерства бывшей царской армии, которое, в своём бешенстве пытается повернуть вспять закономерный ход исторических событий путем тотального террора, убийств и диверсий. Белое движение по сути, никогда не имело человеческого лица, но всегда подразумевало безграничность в своих жестоких преступлениях.
Актерская игра завораживает и воодушевляет к свершению подвига во имя Нового Социалистического мира, во имя Человечности с большой буквы. Особое, до глубины души затрагивающее впечатление, производят простые, но мудрые решения главного героя фильма Ивана Шадрина сложных военных вопросов, созданные фронтовыми обстоятельствами . И будьте уверены, что большевистский жизненный кладезь талантливейших людей в России теперь неисчерпаем и будет проявлять, заявлять о себе все чаще и чаще, ибо бесконечно и велико стремление народа понимать, видеть и ощущать те прекрасные условия жизни при Советской власти. После просмотра фильма возникает желание стремиться стать мудрее и непокорнее к современным российским путинским обстоятельствам бытия.
И хочется думать, что в жизни каждого честного человека есть та почетная и неразменная духовная ценность, которую мы видели в революционном подвиге русского солдата Ивана Шадрина.
Конечно, каждый волен выбрать самостоятельно свой духовный жизненный стержень, но лучше Советского никому никогда не найти. Естественно, что выбор, в определённом смысле,  зависит от обстоятельств и от чего-то неуловимо далёкого, скрытого от явного созерцания, но которое стоически формирует мировоззрение каждого человека. Даже в названии самого фильма, смею надеяться, авторами заложена та самая идея рождения и становления нового поколения по-настоящему свободных советских людей, а точнее - в основе фильма положена идея формирования новой ступени духовного развития общественных отношений, как высшего разумного присутствия человека на планете Земля.
Немного о некоторых исторических фактах фильма.
Любопытно, что фильм дважды "восстанавливали". Монтажеры оставили лишь две сцены, где присутствовал Сталин в исполнении блистательного Михаила Геловани, а в 1965 году удалили и их. Так что эта лента существует в трех версиях. Сейчас для просмотра лучше найти первоначальную. Именно после этого фильма стал известен широкой публике актер и певец Марк Бернес. Здесь он сыграл небольшую роль матроса Кости Жигилева, который спел песню "Тучи над городом встали", ставшую известной после выхода фильма(Музыка и слова П.Арманда).
Эпилог.
В фильме достаточно много сложных психологических моментов, которые четко и определённо указывают на очень сложную внутреннюю борьбу, происходящую в  людях в период рождения в них освобождённого  сознания от многовекового господского гнёта. Идет упорная борьба. Это такое прекрасное чувство, наполняющее сознание особой значительностью происходящего, принципиальной стойкостью и решительностью. Каждый момент предвосхищает своей искренней достоверностью. Трудно, очень трудно превозмочь своё угнетённое сознание, такое застоявшееся и веками утрамбованное проявлениями мирового гнёта и насилия, которое рождает как чувство безысходности, так и чувство яростного сопротивления, но, даже понимая момент происходящего действия и отчетливо его контролируя, всё равно порой происходит возврат в то порабощенное веками состояние покорности и готовности выполнить любое приказание от "богом поставленного" над всей твоей жизнью господина, которому стоит только прикрикнуть на тебя и ты на подсознательном уровне восприятия той рабской действительности спешишь тот час выполнить приказание, покорно и без раздумий. Так и произошло с главным героем в фильме Шадриным, когда он упустил золотые погоны. Жизнь в царской России для подавляющего большинства была невыносимой. Огромные поборы и издевательства правящего эксплуататорского самодержавного строя постоянно наносили русскому народу невосполнимый ущерб.
 
Комментариев: 24 | Положительных отзывов: 6 | Отрицательных отзывов: 5
Зайди чтобы добавить рецензию

Плейлисты

  • # 747946 thumb

    Первая мировая или Империи под ударом

    Film126 Followers39 Comment62

    В плейлист вошли фильмы, посвященные войне, приведшей к распаду сразу трех империй: Российской, Германской и Австро-Венгерской, а вскоре и четвертой – Османской, революциям и полному переделу сфер влияния в мире.
    Во время этой войны появилась военная авиация и танки; артиллерия повысила, а кавалерия утратила свое значение; подводный флот стал реальной и очень значительной силой; впервые массово применялось химическое оружие и воздушные бомбардировки городов. Впервые потери мирного населения стали сопоставимы с потерями армий. Во время вой...

    Обновил Profess @ почти 2 года назад.

  • # 810730 thumb

    Полыхает гражданская война от темна до темна

    Film121 Followers34 Comment14

    В плейлист вошли фильмы о гражданской войне в России и установлении Советской власти. Многомиллионные жертвы этой братоубийственной войны, эмиграция многих выдающихся ученых и деятелей культуры нанесли существенный урон государству.

    Обновил Profess @ больше 3 лет назад.

Комментарии к фильму (9)

portnoi
  • Киновед
  • Tue, 25 Sep 2012 21:32:14 +0400

Фильм выложен по запросу Profess excl

Profess
  • Киновед
  • Tue, 25 Sep 2012 23:39:24 +0400
Portnoi писал:

Фильм выложен по запросу Profess excl

Спасибо! punk thumbsup punk

Погоданалето
  • Зритель
  • Wed, 26 Sep 2012 23:18:23 +0400

Искусства тут нет, лицемерие одно. Удовольствия от просмотра нет. Почему рейтинги не минусовые??? Кто вообще делает эти рейтинги?? От балды?

Profess
  • Киновед
  • Thu, 27 Sep 2012 00:08:53 +0400
Pogodanaleto писал:

Искусства тут нет, лицемерие одно. Удовольствия от просмотра нет. Почему рейтинги не минусовые??? Кто вообще делает эти рейтинги?? От балды?

Надо понимать, что каждый фильм соответствует своей эпохе. Ив 80 году, когда не было видеомагнитофонов, его с удовольствием смотрели, тем более, что большинство фильмов по ТВ тогда было на производственные темы.

supergrom-ru
  • Киновед
  • Thu, 27 Sep 2012 13:27:51 +0400
Profess писал:

Надо понимать, что каждый фильм соответствует своей эпохе. Ив 80 году, когда не было видеомагнитофонов, его с удовольствием смотрели, тем более, что большинство фильмов по ТВ тогда было на производственные темы.

ФЛАГ ТОГДА БЫЛ ДРУГОЙ,А ЧТО ХОРОШЕГО В ХОРОНЯЩЕМ СЕБЯ ЗАПАДЕ thumbsdown

Profess
  • Киновед
  • Thu, 27 Sep 2012 16:31:43 +0400
supergrom-ru писал:

ФЛАГ ТОГДА БЫЛ ДРУГОЙ,А ЧТО ХОРОШЕГО В ХОРОНЯЩЕМ СЕБЯ ЗАПАДЕ thumbsdown

Видимо, в том, что такие аватарки не только не запрещены, а даже приветствуются. Политкорректность, однако. mrgreen
А какие фильмы останутся от нашей эпохи? Что можно будет пересмотреть через 75 лет? question2

gfgefc86
  • Киновед
  • Thu, 27 Sep 2012 23:35:05 +0400

Фильм для тех, "кто был пионером". Школоте не понять.

kir-82
  • Кинолюбитель
  • Fri, 28 Sep 2012 00:47:27 +0400
Profess писал:

Видимо, в том, что такие аватарки не только не запрещены, а даже приветствуются. Политкорректность, однако. mrgreen
А какие фильмы останутся от нашей эпохи? Что можно будет пересмотреть через 75 лет? question2

Думаю, через 75 лет кто-то будет яро утверждать, что настоящее кино было только в 2000-х, а современное, 2087 года выпуска, с синтезированными компьютером актерами, квадрозвуком, запаховой дорожкой и полным эффектом присутствия полностью лишено души! mrgreen

kuyu
  • Кинолюбитель
  • Thu, 03 Jan 2013 13:03:29 +0400

Один из советских киномифов, ещё и посредственный.

Добавить комментарий