Режиссёр: Анджей Вайда
Актеры: Вацлав Застшежиньский, Адам Павликовский, Станислав Мильский, Игнацы Маховский, Збигнев Сковроньский, Барбара Крафтувна, Зофья Червиньска, Виктор Гротович, Тадеуш Калиновский
посвящается бабушке моей
Зачем ты в мир пришел? Что пепел скрыл от нас?
А вдруг из пепла нам блеснет алмаз,
Блеснет со дна своею чистой гранью?
Должно быть, “Пепел и алмаз” — это военная драма. Наверное, он о тяготах военного и послевоенного времени в Польше и — с некоторыми допущениями — не только в ней. Возможно, он про идеологию, и про политику, и про пропаганду. Судить не мне. Однако, фильм польского режиссера Анджея Вайды можно с уверенностью рассматривать как иносказательную притчу о судьбе одного человека. Притчу, полную аллегорий, с горьким привкусом одиночества и смерти... Притчу про пресловутый винтик, попавший в жернова войны, безжалостно перемолотый в труху и выкинутый на свалку жизни.
Сюжетная канва фильма охватывает события буквально нескольких дней в самом конце Второй Мировой Войны. Германия уже объявила о своей капитуляции. Польша начинает готовиться к тому, чтобы восстать из пепла. В это пограничное время двум польским солдатам-ополченцам из армии Крайовой отдается приказ устранить важного коммунистического функционера, товарища Щуку, который едет строить коммунистический рай в разоренной войной и обескровленной Польше. Один из ликвидаторов — бывший студент варшавянин Мачек выполняет приказ. Но убиты не те люди. Вместо заказанных коммунистов Мачек со своим другом и командиром убивают невинных рабочих с цементного завода. Щука уплывает на банкет в честь дня Победы. Следом за ним отправляется и Мачек, чтобы во что бы то ни стало завершить задание.
Экзистенциальная драма, разыгранная в одном отеле в день, когда закончилась война. Где битва между условными добром и злом выходит за рамки материального мира, и как водится, перемещается в иные плоскости — сердца человеческие. На короткий миг трагическому герою-бунтовщику и одиночке Мачеку посчастливится заглянуть в глаза своего призрачного счастья — будущего, где нет одиночества, вины и потерь, от которых щемит сердце. В полумраке местного бара он встретит Кристину, миловидную официантку. И мимолетные чувства к девушке внесут смуту в его четкие идеологические планы. И Идея на время уступит место чему-то настоящему, что положит на чашу весов — любовь и жизнь, противопоставив их смерти и тлену. Предложив выбор.
Безукоризненно выстроенные красивые эффектные и концептуальные кадры, простые, но верные и подходящие каждой мизансцене слова, аутентичная тем годам музыка, всеобщая камерность — все это позволяет считать фильм Вайды настоящим искусством, которое вне времени. Тонкие символы пронизывают кинополотно и бьют наотмашь. То ли Бергман, то ли Тарковский. Хрупкая фиалка, равнодушно выкинутая в мусорный бак. Перевернутое распятие и сломанный каблук, как будто нужно остановиться. Полуразрушенная церковь и едва видные строки на камне. Дождь, смывающий грязь и копоть, следы прошлого. Полонез, сыгранный нестройно и фальшиво, потому что оркестр не знает нот. Фарс и пир во время чумы, фейерверк, сливающийся с выстрелами. И белые простыни, что полощутся на ветру, знаменуя не то смерть, не то новый чистый лист жизни.
Война оставила после себя тысячи покалеченных душ и исковерканных судеб. Имена многих и многих забыты и похоронены во времени. Но подобные фильмы и сейчас трогают неподдельно своим трагизмом и пронзительностью. Наверное, все-таки не зря я посмотрела его. Особенно в преддверии 70-летия со Дня Победы.
Уважаемые Кинокопильщики!
В этом плейлисте Вы найдете фильмы, которые были упущены на КК по той или иной причине. Этот плейлист сформирован по моим заявкам.
Список из лучших фильмов, снятых на языке, отличном от английского. Составлен по версии журнала Empire. Документальные фильмы в него не включались.
Нет на КК:
Песнь дороги/Pather Panchali (1955) Индия
Непокоренный/ Aparajito (1957) Индия
Мир Апу/Apur Sansar (1959) Индия
Десять/Ten (2002) США
Каникулы господина Юло/Les vacances de Monsieur Hulot (1953) Франция
Туки-Буки/Touki Bouki (1973) Сенегал
Родной край: хроники Германии/Heimat - Eine deutsche Chronik (1984) (сериал) Германия
Десять лодок/Ten Canoes (2006) Австралия
Мать Индия/Mother Ind...
Фильм добавлен по запросу dariy.
Фильм добавлен по запросу dariy.
Огромное спасибо!
Шедевр Анджея Вайды! Спасибо!
Обложка, я подумал "Новые приключения Шурика", пока не увидел год выпуска. Кино, кстати достойное.
Обложка, я подумал "Новые приключения Шурика", пока не увидел год выпуска. Кино, кстати достойное.
точно Шурик
точно Шурик
Талантливейший польский актер с трагической судьбой. В 1996 году признан зрителями лучшим польским актёром всех времён.
На Шурика похож тем, что брюнет и почти все время носит очки (из-за болезни глаз вынужден был сниматься в затемненных очках), а больше - практически ничего общего.
Талантливейший польский актер с трагической судьбой. В 1996 году признан зрителями лучшим польским актёром всех времён.
На Шурика похож тем, что брюнет и почти все время носит очки (из-за болезни глаз вынужден был сниматься в затемненных очках), а больше - практически ничего общего.
Пардон... Если мне не изменяет память, Шурик был блондином Так что общего еще меньше
Пардон... Если мне не изменяет память, Шурик был блондином Так что общего еще меньше
Насколько я поняла, имелся в виду вот этот Шурик:
Талантливейший польский актер с трагической судьбой. В 1996 году признан зрителями лучшим польским актёром всех времён.
На Шурика похож тем, что брюнет и почти все время носит очки (из-за болезни глаз вынужден был сниматься в затемненных очках), а больше - практически ничего общего.
ну воот ) нас улыбнуло на минутку, а ты загнала нас в суровую реальность
Талантливейший польский актер с трагической судьбой. В 1996 году признан зрителями лучшим польским актёром всех времён.
На Шурика похож тем, что брюнет и почти все время носит очки (из-за болезни глаз вынужден был сниматься в затемненных очках), а больше - практически ничего общего.
Может польский еврей, не знаешь? Играет польского еврея, как в "бесславных ублюдках" Тарантино.