Джон Форд
John Ford
- Средний рейтинг фильмов: 8.42
- Дата рождения: 1 Feb 1894
- Дата смерти: 31 Aug 1973
- Имя при рождении: John Martin Feeney
- Место рождения: Кейп-Элизабет, Мэн, США
Американский кинорежиссёр и писатель, крупнейший мастер вестерна, единственный в истории обладатель четырёх «Оскаров» за лучшую режиссуру.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/194930/
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0000406/
Джон был тринадцатым, последним ребенком в семье ирландского иммигранта, владельца салуна. Окончив колледж в Портленде, Джон устроился в рекламный отдел обувной фабрики, а в 1913 году приехал в Голливуд к брату Френсису, который был актером и режиссером у Томаса Инса.
Джон работал реквизитором, администратором, статистом (снимался у Гриффита в «Рождении нации»), наконец, стал ассистентом брата, взявшего псевдоним Форд. Таким образом, Джону посчастливилось стать свидетелем первых шагов вестерна. Он успел еще послушать рассказы чуть не последнего из знаменитых шерифов — Вайета Ирпа, приезжавшего навещать своих друзей-ковбоев.
В 1917 году Джон снял свой первый вестерн «Прямой наводкой». «Единственное, что меня интересует, — говорил режиссер много лет спустя, — это фольклор Дальнего Запада. Мне всегда хотелось показать эту страну по-настоящему, почти документально». Взяв псевдоним Джон Форд, он снимал вестерны с участием популярных ковбоев.
В период с 1917 по 1924 год Форд поставил около 50 фильмов. Громкий успех принесла ему лента «Железный конь» (1924), в которой рассказывалось о строительстве в конце 1860-х годов железной дороги Сан-Франциско — Нью-Йорк. Фильм снимался на натуре в Неваде. В массовых сценах участвовало более пяти тысяч статистов. Форд задействовал 2 тысячи лошадей, 10 тысяч техасских быков и 300 бизонов.
Перемены в творчестве Форда тесно связаны с изменениями в стране, происшедшими в годы кризиса. Джон открывает Америку простых людей, своих современников. Немалое значение имела для режиссера встреча с Дадли Николсом, по сценариям которого он поставит четырнадцать картин.
Первый значительный фильм Николса и Форда — «Потерянный патруль» (1934). Это трагическая история маленького британского отряда, заблудившегося в пустыне и постепенно истребляемого арабами. Критика отметила красочное изображение однообразного пути по пескам, простые характеры солдат, внутреннее драматическое напряжение.
Поистине мировую славу Форду принес «Осведомитель» (1935) — экранизация рассказа ирландского писателя О`Флаэрти. Джон добивался этой постановки в течение пяти лет. Ему дали всего 218 тысяч долларов и трехнедельный срок. Итак, Дублин, осень 1922 года. Действие «Осведомителя» начинается вечером, когда на улицах зажигаются фонари, и кончается на рассвете. Изображение размыто, смазано, словно окутано туманом или табачным дымом; музыка основана на народных ирландских мотивах. В центре внимания не повстанцы, а предатель, доносчик Джайпо. Финал картины символичен — смертельно раненный, Джайпо вползает в церковь и умирает возле распятия. «Мало найдется фильмов, столь выдержанных от начала до конца в едином ритме и настроении, — пишет киновед Ежи Теплиц. — Дадли Николс и Джон Форд нашли в кинематографическом языке, в изобразительной и звуковой палитре идеально точные выразительные средства, чтобы рассказать мрачную, как туманная и ветреная ирландская ночь, историю измены, наказания, раскаяния и прощения».
В «Осведомителе» снималась группа ирландских актеров, однако на роль Джайпо был приглашен американец Виктор Мак-Лаглена, удивительно подходивший к этой роли по своей творческой индивидуальности и типажным данным.
Вопреки предсказаниям, «Осведомитель» получил не только высокую оценку критики, но и признание зрителей. Премию «Оскар» получили Виктор Мак-Лаглен — за лучшее исполнение главной мужской роли, Джон Форд — за режиссуру, Дадли Николс — за сценарий и Макс Стейнер — за музыку.
Джон Форд женился раз и навсегда — на Мэри Мак-Брайд Смит в июле 1920 года, у них родились сын Патрик и дочь Барбара. По воспоминаниям Патрика, отец отличался суровым нравом «Общение с отцом сводилось у меня к фразе «Да, сэр». Однажды я сказал «Нет, сэр» и надолго потерял его расположение».
В 1939 году Джон Форд вернулся к любимому жанру его «Дилижанс», поставленный по рассказу Хейкокса, открыл эру эпического вестерна. Правда, продюсеры долго не давали согласия на этот проект, считая, что вестерн изжил себя. Почти весь фильм дилижанс с пассажирами преследуют индейцы. «Я всегда пытаюсь рассказать о некой человеческой ячейке, группе самых разных людей, которых судьба свела вместе, и они объединились против некой общей опасности», — говорил Форд, добавляя, что ему крайне интересно поведение героев в минуты опасности.
В «Дилижансе» банкир Гейтвуд показан демагогом и трусом; продавец спиртного Пикок, которого все принимают за проповедника; кроткий человек, профессиональный шулер Хэтфилд оказывается рыцарем и жертвует жизнью ради дамы; беспутный пьяница доктор Бун демонстрирует мужественность и человечность. Проститутка Даллес у Форда — лирическая героиня, тоскующая о своей погубленной жизни и возрождающаяся благодаря любви к преступнику, ковбою Ринго Киду. В последнюю минуту подоспевает помощь, герои прибывают в город, и начинается типично вестерновский финал Кид (Джон Уэйн) убивает троих врагов, а затем уезжает вместе с Даллес, отпущенный добрым шерифом.
«Дилижанс», как и восемь других фордовских фильмов, снимался в Долине Монументов, в индейской резервации Навахо, на границе штатов Аризона и Юта. Характерный ландшафт древней террасы настолько слился с именем режиссера, что ее стали называть Долиной Форда. По поводу этого фильма кинокритики разных стран сошлись во мнении и провозгласили «Дилижанс» лучшим вестерном в истории кино.
Значительным был и другой фильм Форда того времени - «Юный мистер Линкольн» (1939). Сергей Эйзенштейн отмечал, что картине присуща «поразительная гармоничность всех слагающих его частей». Источники этой гармонии — в народном и национальном духе; образ Линкольна (Генри Фонда) был трактован в духе фольклора.
В начале 1940-х годов Форд поставил своего рода трилогию — «Долгий путь домой», «Табачная дорога» и «Как зелена была моя долина», посвященную матросам, разоренным фермерам и шахтерам. Форд любил и понимал простых людей, ему были интересны их чувства и мысли, надежды и разочарования. Он сделал предметом высокого искусства их бедный быт и простые лица, на которые горе и заботы наложили свою печать.
«Долгий путь домой» — экранизация (по сценарию Дадли Николса) четырех одноактных пьес Юджина О`Нила, действие которых было перенесено из Первой мировой войны во Вторую. Герои фильма — матросы небольшого судна «Гленкорн», перевозящего боеприпасы. Гибель угрожает членам экипажа; в этой ситуации с предельной ясностью раскрываются их души.
Важное место в трилогии занимает картина «Табачная дорога» по роману Э. Колдуэлла, показавшая крайнюю степень народной нищеты и вызванное ею моральное падение людей.
И наконец, «Как зелена была моя долина» по Р. Луэллину — печальная лирическая повесть об умирании целого края, шахтерского Уэллса. Показывая распад семьи, Джон Форд полон ностальгии, тоски о прошлом, когда долины были зелены, а семьи шахтеров жили счастливо... Гриффит и Майер назвали этот фильм и «Гроздья гнева» (1940) произведениями «социального реализма». Кстати, американские киноакадемики удостоили обе картины премий «Оскар» за лучшую режиссуру.
В 1942 году Джон Форд был мобилизован в кинослужбу военно-морского флота. Он снял документальные ленты «Битва за Мидуэй» (1942, премия «Оскар»), «Это наша общая война», «7 декабря» (1943, премия «Оскар») и художественный фильм об американцах в первые дни боевых действий на Филиппинах «Их было не вернуть» (1945). Во время войны Джон получил тяжелое ранение и потерял глаз.
В мирное время Форд вернулся к своему любимому жанру. Классической ясности и простоты достигает он в вестерне «Моя дорогая Клементина» (1946). В фильме воссоздан один из легендарных эпизодов биографии шерифа Вайета Ирпа — сражение с бандой Клентона.
В 1948 году на американский экран вышел еще один вестерн Форда «Форт Апач», где Джон Уэйн создал запоминающийся образ сержанта американской армии. Многолетняя дружба Форда и Уэйна была скреплена общностью мировоззрения. И тот, и другой были консерваторами. Но если Форд исповедовал умеренный консерватизм, то Уэйн принадлежал к той категории патриотов, которых журналисты окрестили «ястребами».
Герой «Форта Апач» наделен многими достоинствами. Он готов служить, не требуя для себя привилегий. Он жалеет аборигенов и даже пытается остановить кровопролитие между армией и дикарями, выступив в роли парламентера.
Настоящей сенсацией стала комедия «Тихий человек». Это забавная история о том, как американский боксер (Уэйн) возвращается к себе на родину в Ирландию и влюбляется в местную девушку (О`Хара). Однако ему приходится иметь дело с местными традициями и обычаями, о которых он успел подзабыть. Прекрасные пейзажи, снятые в цвете, чудесная музыка Виктора Янга делают фильм радостным и живым. Форд и актеры, в основном ирландского происхождения, трудились над картиной с большой любовью.
«Тихий человек» получил премии «Оскар» за режиссуру и операторскую работу, номинации за лучший фильм, мужскую роль второго плана (Мак-Лаглен), сценарий, работу художников и звук. Картина была удостоена международной премии кинофестиваля в Венеции.
Джон Форд не терпел возражений. В связи с этим вспоминается фильм «Мистер Робертс» (1955), в котором морского лейтенанта играл Генри Фонда, блиставший в этой роли на сцене. Образ был для актера слишком близким, и поправки Форда вызвали у него протест. Дело едва не дошло до драки. В результате заканчивал фильм Мервин Ле Рой.
В 1956 году Форд сделал пленительную и странную картину, попавшую позже в список лучших фильмов всех времен, — «Отправившиеся на поиски». Главный герой Итон (Джон Уэйн) клянется найти похищенную индейцами племянницу. Поиски растягиваются на долгие пять лет... В этом вестерне Форд и Уэйн достигают высот жанра. Картина вызвала много подражаний; был снят аналогичный телесериал с подобным сюжетом.
Когда Форду было далеко за шестьдесят, он вновь снимает вестерны «Кто убил Либерти Вэланса» (1962) и «Осень чейеннов» (1964) по роману Мэри Сэндоз. Этими фильмами Джон Форд прощается со своим прошлым. Он, создавший Ринго Кида, прекрасно понимал, что время его прошло. Новому вестерну понадобились другие герои. Символично, что эпопею «Осень чейеннов» венчает счастливый финал к индейцам приезжает глава местной администрации, вызванный армейским капитаном, раскуривает с вождем сигару и разрешает чайеннам поселиться там, где они хотят.
Разумеется, и последняя картина Форда — «Семь женщин» (1966) — сделана в любимом жанре. До конца жизни он представлялся так «Меня зовут Джон Форд. Я снимаю вестерны».
В 1971 году Питер Богданович посвятил ему документальный фильм «Поставлено Джоном Фордом», использовав фрагменты из картин режиссера, интервью с его ближайшими сотрудниками и другие документы. Киноакадемия удостоила Форда почетного «Оскара» за творческую карьеру (1973).
«Последний раз я видела его, когда он болел и уже не вставал с постели — да, он умирал, — вспоминала актриса Кэтрин Хепберн. — Жесткий, он любил своих друзей и ненавидел своих врагов, любил Ирландию, любил кино, любил свои хиты, обожал свои провалы. Капризный, упрямый, непреклонный, высокомерный и большой друг. И... ой какой опасный враг...»
Он умер 31 августа 1973 года. «С восхитительной легкостью Джон Форд умел смешить публику, умел вызывать у нее слезы. Ему не удавалось только одно — навеять на нее скуку!» — писал Франсуа Трюффо.