Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Персеполис

Persepolis

Персеполис (Persepolis)
  • 7.14784
7.1/10 (91)1

Описание

Детство маленькой иранки Маржани проходит под нескончаемые лозунги, схватки, бойни и революции. Трагическая история Ирана — шахский режим, Исламская революция, война с Ираком — показаны глазами девочки-подростка. День за днем запутывающуюся в политической жизни страны, но активно отстаивающую свою позицию, Маржани от греха подальше родители ссылают в безмятежную Вену. Но Европа жестока к выходцам с Востока. Пережив презрение, унижения, нищету, голод, травлю, она возвращается домой…

Награды

Состав исполнителей

Режиссёр: Венсан Паронно, Маржан Сатрапи

Актеры: Даниэль Даррьё, Франсуаз Жеросм

Кадры из фильма

кадр из фильма Персеполис (Persepolis) - 1 кадр из фильма Персеполис (Persepolis) - 2 кадр из фильма Персеполис (Persepolis) - 3 кадр из фильма Персеполис (Persepolis) - 4 кадр из фильма Персеполис (Persepolis) - 5

Рецензии фильма

Grannatt thumb

Каждый на личный выбор имеет право.
И ты никого не слушай – решай сама.
Кто его знает, что лучше: почёт и слава
или свобода, посохи и сума.
Если ты станешь сильной, упорной, смелой…
да что уж – и так такая! И всё – легко.
Господи, как я удивительно повзрослела –
где-то на пару жизней. Или веков.

Анна Окерешко

     Что вам известно об Австрии? На этот вопрос случайная выборка из персонажей «Персеполиса» предлагает ассоциации, с помощью которых строится короткая визуальная цепочка: императрица Сисси и Моцарт, поедающие торт Захер.

     А что вы знаете об Иране? Заметно поднапрягшись, воображение выдаёт разномастный триптих. Часть сказочно-романтическая: пери, чья спрятанная от посторонних глаз красота угадывается по единственному доступному для обозрения признаку – волоокости, томно гадает на стихотворных строках из Хайяма, Саади или Хафиза. Часть лакированная: бритоголовый представитель одной из династии -идов в качестве ходячей рекламы золотых украшений, пирсинга и маникюра (пользуясь случаем, хочу передать привет и признательность команде «300 спартанцев» за несмертный, как полковник Джо Мур, бьюти-образ Ксеркса). И часть от масс-медиа: фанатичный моджахед уже не с книгой, а с ядерной боеголовкой под мышкой. Три резиновых кита, или Стереотипы правят бал!

     Внушать вам мысль, что титулованный анимационный «Персеполис» монументален почти так же, как творение Нестора-летописца, и строг настолько же, насколько вышедший годом позже «Вальс с Баширом», я не стану. Фильм посвящён исканиям одной семьи и взрослению, однако изолироваться от событий, происходящих в эпоху перемен, невозможно. Они составят концентрированный фон для автобиографической истории, рассказанной сначала со страниц печатного комикса, а затем – с экрана. И вышло бы всё, наверное, чересчур унылым и депрессивным, похожим на суровый минималистичный плакат, если бы не потрясающее остроумие и мастерство рисовки создателей этого графического романа – Маржан Сатрапи и её французского соавтора Венсана Паронно.

     Две темы: свободы/несвободы и семейных ценностей – как чёрная и белая нити проходят сквозь сюжет картины.

     Иран второй половины XX века. Родители девочки балансируют на грани между соблюдением законов и открытым бунтом, в пику неугодному режиму устраивая «алкогольные вечеринки». Её дедушка был «принцем и коммунистом», дядя идёт тем же курсом. Сама она, недолго повитав в облаках, где роились мечты о должности пророка и регулярно велись откровенные тет-а-теты с Аллахом, унаследует вольнолюбивый дух своих близких. Пластинки «Bee Gees», «Iron Maiden», куртка с самодельной надписью «Punk is not ded», чтение Бакунина, дружба с отъявленными альтернативщиками – это малая толика способов протеста против тоталитарной системы. Оказавшись в Австрии, она едва не умрёт от тоски по дому. По возвращении в родные пенаты обнаружит, что стала за это время «своей среди чужих, чужой среди своих» и достигла точки невозврата, ибо:

…сумев отгородиться от людей, 
я от себя хочу отгородиться. 

(Иосиф Бродский)

     Можно долго разглагольствовать о свободе человека вне зависимости от строя, но реальность издаёт свои законы. В государстве, где больницей управляет бывший мойщик окон, а 14-тилетнему парню вручают ключ от рая, чтобы завлечь его на фронт; где сторонники новой власти наблюдают за тобой даже по ночам, жить без оглядки не получится. «У свободы всегда есть цена, которую стоит заплатить…» Заплатит её и Маржан…

     Разница двух миров - закрытого, консервативного Ирана и раскрепощённой Европы - ярче всего выступает в сцене внутри аэропорта, когда женщина-европейка сочно красит губы у зеркала в дамской комнате, а иранка тщательным образом повязывает хиджаб, герметично упрятывая под него волосы.

Свобода – 
это когда забываешь отчество у тирана, 
а слюна во рту слаще халвы Шираза, 
и, хотя твой мозг перекручен, как рог барана, 
ничего не каплет из голубого глаза. 

(Иосиф Бродский)

     Богатая фантазия, непоседливость и любопытство маленькой Маржан раздвигают границы чёрно-белой палитры. И вот ты уже не замечаешь, что вылепленные из хлебного мякиша лебеди плывут по двуцветным полоскам одеяла. Или какого оттенка небо, когда дядя Ануш в позе Байрона окидывает взглядом просторы далёких стран с высоты гранитного утёса. Неоднородность фактуры и детальная разработка предметов дополняются чётко продуманным перевесом светлой цветовой гаммы над тёмной, и наоборот, в зависимости от характера изображаемого. Например, в тяжёлые моменты девушку, как в воронку, затягивает чёрный цвет; в радостные он поспешно отступает. По-настоящему живописны ломаные отражения палок фонарей в лужах, коробки-дома городского пейзажа, деревья, каждое из которых награждено не только неповторимыми листьями, но и характером. Тончайше, словно в технике граттажа, прорисован национальный орнамент на одежде шаха.

     Когда автор показывает нам стиляг по-ирански, процесс подростковых преображений, разъярённый выход в университет с исполняемой для поддержки духа, пусть и мимо нот, «Eye of the Tiger» или развенчивает неудачную любовь №2, делая это утрированно-карикатурно, сложно удержаться от смеха. А лепестки жасмина, светлячки-напоминалки о бабушке, которые невесомо порхают между титрами в начале и в конце фильма, или парящее среди звёзд авто с влюблёнными, напротив, настраивают на лирический лад.

     Бабушка – вообще особенный персонаж в повествовании. С непременной ниткой жемчуга на шее и упругим бюстом (секрет озвучен по ходу фильма!), элегантная, острая на язык, курящая, с фамильной родинкой на лице. Но это – внешние атрибуты. На самом деле бабушка Маржан – её голос совести, надежда и опора, цемент родовой конструкции. Она играючи умеет всё расставить по полочкам, навести порядок и вокруг себя, и в душе внучки. Ей одной позволено жёстко упрекнуть юную девицу за эгоизм или утешить, когда «любовная лодка разбилась о быт», ироничной фразой: «Первая свадьба – репетиция перед второй!» И незаметно напитанность истории политикой, скелетами в касках, обысками, бомбёжками уступает место неизбывной человеческой мудрости и юмору – наиболее действенному средству несогласия с тем, что мы не в силах изменить…

     Хотя я не люблю советовать и сама редко прислушиваюсь к чужим советам, те, что дают Маржан её родные, указывают нахождение человека в мире, исходя из системы личных координат. (Не зря Маржан и её мать во французской и английской озвучках говорят голосами Кьяры Мастроянни и Катрин Денёв.) Папин: «Никогда не забывай, кто ты и где твои корни!» Дяди Ануша: «Всегда нужно помнить о семье!» И бабушкин, предостерегающий внучку от подлецов и спорных действий: «На злые поступки их толкает собственная глупость. Не обращай внимания на их гадости, поскольку нет ничего хуже, чем горечь и месть. Ты должна всегда оставаться верной себе».

     Что я теперь знаю об Иране? Из него родом талантливая и многогранная Маржан Сатрапи, которая идёт по жизни, напевая:

Rising up, straight to the top
Had the guts, got the glory
Went the distance, now I'm not gonna stop
Just a man and his will to survive*

     И, конечно, не только это.

 

     * Вновь поднимаюсь – и прямо к вершине.
       Посеял мужество, пожал славу.
       Прошёл свой путь, и не собираюсь останавливаться.
       Просто человек с его волей к жизни.

       (Из песни «Eye of the Tiger» группы «Survivor»)

Комментариев: 12 | Положительных отзывов: 34 | Отрицательных отзывов: 0
Зайди чтобы добавить рецензию

Плейлисты

  • # 854840 thumb

    Путь к себе

    Film115 Followers158 Comment3

    Фильмы, которые дают пищу душе и разуму.

    Теги: религия, буддизм, просветление, личностный рост, доброта.

    Обновил Ging @ около 2 лет назад.

  • # 827545 thumb

    Лучшие фильмы, что я видел в своей жизни.

    Film425 Followers122 Comment14

    Фильмы, которые мне больше всего понравились.

    Мой любимый фильм это Таксист. Остальные фильмы пополняются по мере просмотра.

    Теги: комедия, драма, триллер, мистика, криминал, ужасы, боевик, спорт, военный, мелодрама, комикс, необычное кино, оскар, шедевры кинематографа, детектив, вестерн история, культовое кино

    Обновил miklop @ больше 2 лет назад.

  • # 839713 thumb

    105 лучших фильмов мирового кино

    Film93 Followers19

    Список из лучших фильмов, снятых на языке, отличном от английского. Составлен по версии журнала Empire. Документальные фильмы в него не включались.
    Нет на КК:
    Песнь дороги/Pather Panchali (1955) Индия
    Непокоренный/ Aparajito (1957) Индия
    Мир Апу/Apur Sansar (1959) Индия
    Десять/Ten (2002) США
    Каникулы господина Юло/Les vacances de Monsieur Hulot (1953) Франция
    Туки-Буки/Touki Bouki (1973) Сенегал
    Родной край: хроники Германии/Heimat - Eine deutsche Chronik (1984) (сериал) Германия
    Десять лодок/Ten Canoes (2006) Австралия
    Мать Индия/Mother Ind...

    Теги: empire

    Обновила southsea @ около 3 лет назад.

Комментарии к фильму (24)

vasiavasilich
  • Кинокритик
  • Wed, 28 Jul 2010 18:01:19 +0400
vasiavasilich
  • Кинокритик
  • Wed, 28 Jul 2010 22:10:02 +0400

"Персеполис", анимационный фильм в стиле комикс созданный по одноимённой автобиографической новелле французской писательницы иранского происхождения Маржан Сатрапи получил ряд наград (приз жюри Каннского фестиваля, премию "Сезар" за лучший дебют и лучший адаптированный сценарий) после выхода в прокат. Официальные же власти Ирана оценили работу иранских политических иммигрантов и французского режиссёра как "неправдоподобный взгляд на достижения и результаты великой Исламской революции".

Всем приятного просмотра.

Mafon2
  • Зритель
  • Thu, 29 Jul 2010 03:52:58 +0400

Один из моих любимых

BenFisher
  • Зритель
  • Thu, 29 Jul 2010 09:38:38 +0400

Интересно

Ivan-korykov
  • Новичок
  • Fri, 30 Jul 2010 01:04:33 +0400

А етот мультфильм без цвета? surprised

vasiavasilich
  • Кинокритик
  • Fri, 30 Jul 2010 01:50:26 +0400
Ivan-korykov писал:

А етот мультфильм без цвета? surprised

Это артхаусный мультфильм, они иногда бывают без цвета. Впрочем, чтобы определить цветной м/ф или нет можно посмотреть на скриншоты (под торрентом).

x6x
  • x6x
  • Зритель
  • Fri, 30 Jul 2010 12:27:30 +0400

Очень понравился мульт!

30_fps
  • Зритель
  • Fri, 30 Jul 2010 14:27:23 +0400

я конечно извиняюсь... но это занудная чушь для эмо каких-то..

Grimmace696
  • Зритель
  • Mon, 02 Aug 2010 01:29:58 +0400
Дима писал:

я конечно извиняюсь... но это занудная чушь для эмо каких-то..

Как и все что относится к артхаусу это НЕ для любителей действий, погонь, стрелялок и убивалок с искрометным юмором.
А для любителей подумать над просмотренным очень даже ничего, да и смотрится очень легко thumbsup

marus7a
  • Зритель
  • Tue, 10 Aug 2010 08:28:37 +0400

классный мульт, получила огромное удовольствие smile
кстати озвучка отличная

Добавить комментарий