Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Twelve thumb
10/10

Холоны капиталистического чистилища

Рецензия на фильм «Револьвер»

772 thumb

«Величайший враг спрячется там, где вы меньше всего будете его искать»

Юлий Цезарь, 75 г. до н. э.

«Единственный способ стать умнее - играть с более умным противником»

Основы шахмат, 1883 г.

«Первое правило бизнеса — защищайте свои инвестиции»

Этикет банкира, 1775 г.

«Войны нельзя избежать, ее можно лишь отсрочить — к выгоде вашего противника»

Никколо Макиавелли, 1502 г.

 

Четвертая по счету полнометражная лента Гая Ричи, порядком

разочаровавшего своих поклонников мелодрамой "Унесенные", начинает удивлять буквально с первого кадра. Впрочем, очень быстро становится ясно, что длинноволосый Джейсон Стэйтем — это только легкая разминка перед методичным разрушением сложившихся коннотаций и стереотипов. Можно, конечно, сколько угодно иронизировать, называя данный фильм вольной экранизацией "Цитат великих людей", но если побороть негодо­ва­ние, выз­­ван­ное оскорбительным нежеланием автора оставаться эпигоном, то, возмож­но, удастся прий­ти к куда более ценным выводам. К тому же здесь все не так слож­но, как кажется на первый взгляд.

 

Даже если вы не читали "Государя"1, никогда не слышали о Клайде Монро2, понятия не имеете о "Бессмертной партии" Рубинштейна3, а Цезарь для вас — это еда или ком­пью­терная игра, то "Револьвер" все равно имеет шанс попасть в цель, ибо требует он в первую очередь не эрудиции, а честности перед самим собой и наличия чувства юмора. Как бы то ни было, это кино нужно посмотреть хотя бы потому, что оно — бесценный учебник как по монтажу изображения, так и по оформлению аудиоряда. Использовать словосо­четание "музыкальное сопровождение" применительно к работам англичанина неу­мест­но, поскольку музыка у него диктует не только темпоритмику повест­во­ва­­ния, но зачастую и само содержание.

 

Динамичные и ненавязчивые мелодии периодически уступают место за кадром самым настоящим шедеврам, а Гай начинает соревноваться с Джимом Джармушем в умении снимать клипы, внедряя их в ткань художественного произведения. Он неоднократно прибегает к комбинации с резким переходом вперед и быстрым возвращением к точке отправления, превращая таким образом то, что еще секунду назад было настоящим вре­ме­нем, в flashback. Линейный монтаж разбавляется параллельным монтажом двух хро­­ноло­ги­чес­ки продолжающих друг друга эпизодов, что, с одной стороны, отделяет фабулу от сю­же­та и, соответственно, вносит дополнительную интригу, а с другой — зна­чительно усиливает ощущение целостности кинополотна.

 

Эти незамысловатые, но оригинальные и крайне действенные "монтажные скрепы" смяг­чают эклектизм инструментария, который проявляется чуть ли не в каждой состав­ляющей, а иногда и вовсе перетекает в синкретизм. Наплевав на всякие "Догмы-95"4 и другие манифесты, ограничивающие арсенал кинематографиста, режиссер без стес­не­ния использует и закадровый голос, и внутрикадровые надписи, и элементы "условного театра" Мейерхольда, и даже мультипликацию, обыгрывая все не только стилис­ти­че­с­ки, но и драматургически. Это не из тех картин, в которых нет ничего лишнего, а из тех, в которых абсолютно любая гипербола смотрелась бы уместно.

 

Перефразируя реплику главного героя, можно сказать, что "Револьвер" — это фильм, ак­ку­ратно зажатый в этическом плане между "Матрицей" и "Бойцовским клубом", од­нако тут постановщик, прекрасно понимая, что черт кроется в деталях, создает свою аб­с­трактную реальность не с помощью каких-то грандиозных компьютерных эф­фек­тов, а благодаря нюансам: в мире Джейка Грина только 12-13-долларовые купюры; все автомобили, номера которых, кстати, скрыты черными табличками, марки "Cadillac"; в здании есть двенадцатый и четырнадцатый этажи, но отсутствует тринадцатый, а пе­ри­фе­рийное пространство снято в приглушенном освещении. В совокупности эти мел­кие детали создают атмосферу ирреальности окружающей среды.

 

Вместо фирменных юмористических диалогов Ричи радует нас визуализированными анекдотами, среди которых язвительный анимационный привет Квентину Тарантино и встреча гангстеров в величественном помещении, интерьер которого подозрительно напоминает Сикстинскую капеллу. К каждому неоднозначному элементу, допус­ка­ю­ще­му диаметрально противоположные толкования, прилагается чисто английская ух­мыл­­ка, которая не дает понять, говорит ли автор серьезно или же из­девается. Рас­суж­дая об обществе потребления, которое даже ад превратило в первоклассный солярий, Ричи переходит от Паланика к Бодрийяру, но разрабатывает собственную, интуитивно и эмпирически понятную холархию капиталистического чистилища, холоны которой объединяются алчностью.

 

Три раза заканчивая фильм, он три раза его драматургически грамотно продолжает, отвечая на одни вопросы и усложняя другие. Данную ленту можно рассматривать и как претенциозный криминальный триллер, и как экзистенциальную притчу, и даже как солипсистическую трагикомедию, но в любой ипостаси она будет оставаться "камнем в ботинке"5. Да, "Револьвер" раздражает так же, как логотип спортивной фирмы, вшитый в пиджак вечернего костюма, он удивляет больше компании "четких пацанов", слуша­ю­щей в беседке "Nisi Dоminus" Вивальди, и обескураживает не меньше установлен­но­го в церкви электрического подсвечника со встроенным банковским терминалом. А все для того, чтобы доказать правоту Сартра, сказавшего однажды, что ад — это другие. Ричи утвердительно кивает головой, добавляя от себя, что порой другие — это мы.

 



1 Трактат Макиавелли.

2 Финансист, автор "Этикета банкира".

3 Шахматная партия, сыгранная между Акибой Рубинштейном и Гершем Ротлеви в 1907-м году.

4 Манифест Ларса фон Триера, написанный в соавторстве с Томасом Винтербергом.

5 Триер говорил, что кино должно беспокоить зрителя так же, как камень в ботинке.

 

@ Sun, 08 Feb 2015 15:07:02 +0300

Комментарии к рецензии (35)

TWELVE
  • Кинокритик
  • Sun, 08 Feb 2015 21:09:31 +0300
dafafa13 писал:

И что ты имеешь ввиду под "зажатый в этическом плане между матрицей и бк".
Необычная фраза с большим количеством интерпретаций. Или это была работа на публику)?

в рецензии я все написал)

dafafa13
  • Кинокритик
  • Sun, 08 Feb 2015 21:25:44 +0300
TWELVE писал:

в рецензии я все написал)

Со скрипом, на мой взгляд, влазит "этический" в это предложение, поскольку далее в нем - про тех. нюансы и концепцию). Я поэтому спрашивал.

Может, все-таки, "в концептуальном плане" ?

TWELVE
  • Кинокритик
  • Sun, 08 Feb 2015 21:50:05 +0300
dafafa13 писал:

Со скрипом, на мой взгляд, влазит "этический" в это предложение, поскольку далее в нем - про тех. нюансы и концепцию). Я поэтому спрашивал.

Может, все-таки, "в концептуальном плане" ?

нет, во-первых, "Револьвер" допускает солипсистическое толкование, ведь и толстый и тонкий, и Сэм Голд, и вообще все остальные могут восприниматься в качестве интроспекций ГГ, во-вторых, внутри ГГ идет борьба, которая сначала проявляется через внешние обстоятельства

rozadavletova

Вот это анализ! + конечно же!
Лишь один момент - "в каждом составляющем" - там слово не пропущено ли или опечатка? Или до меня не дошло? ))

dafafa13
  • Кинокритик
  • Sun, 08 Feb 2015 21:58:38 +0300
TWELVE писал:

нет, во-первых, "Револьвер" допускает солипсистическое толкование, ведь и толстый и тонкий, и Сэм Голд, и вообще все остальные могут восприниматься в качестве интроспекций ГГ, во-вторых, внутри ГГ идет борьба, которая сначала проявляется через внешние обстоятельства

Понял, о чем ты. Видишь, все-таки неочевидное было предложение).

TWELVE
  • Кинокритик
  • Sun, 08 Feb 2015 22:02:50 +0300
РозАЛекС писал:

Вот это анализ! + конечно же!
Лишь один момент - "в каждом составляющем" - там слово не пропущено ли или опечатка? Или до меня не дошло? ))

слово пропущено, спасибо) исправлю)

TWELVE
  • Кинокритик
  • Sun, 08 Feb 2015 22:05:09 +0300
dafafa13 писал:

Понял, о чем ты. Видишь, все-таки неочевидное было предложение).

вообще про такие фильмы сложно писать, чистый психоаналитический постмодерн: не или/или, а и/и)

dafafa13
  • Кинокритик
  • Sun, 08 Feb 2015 22:19:48 +0300
TWELVE писал:

вообще про такие фильмы сложно писать, чистый психоаналитический постмодерн: не или/или, а и/и)

Согласен.

Вообще, три твоих последних текста - скачок вперед. Читая, понимаешь, что автор не прекращает свое развитие. Чтение подобных текстов здесь - чуть ли не единственное, что мотивирует меня писать собственные рец.

Короче, well done)

TWELVE
  • Кинокритик
  • Sun, 08 Feb 2015 22:22:06 +0300
dafafa13 писал:

Согласен.

Вообще, три твоих последних текста - скачок вперед. Читая, понимаешь, что автор не прекращает свое развитие. Чтение подобных текстов здесь - чуть ли не единственное, что мотивирует меня писать собственные рец.

Короче, well done)

спасибо большое, похвала в развитии - самая ценная похвала)

Chevaist
  • Киноакадемик
  • Mon, 09 Feb 2015 09:21:06 +0300

+ Сравнение с Джармушем зацепило)

Добавить комментарий