Самые хмурые люди с утра несут самые звонкие мусорные пакеты
Супер-депрессивный мастер “чернухи”, режиссёр-Василий-Сигарев, снял новогоднюю комедию. Это уже отличная шутка за триста. “Люди уходили из зала, дети плакали”, как написал один недовольный, обманутый в своих ожиданиях кинолюбитель. Но Василий-то всегда честно предупреждает своего зрителя, что кино у него авторское, не жанровое. “Страна Оз”, несмотря на обманчиво сказочное название, это не Ёлки-3. Так что пишите жалобу на себе, если проморгали рейтинг 16+ и ничего не знаете о Сигареве и Трояновой.
Конечно, определённая сказочность, в фильме присутствует, хотя и странная эта сказка, с непонятным концом. Новогодние приключения одной девочки по имени Лена и её случайные встречи с разного рода липкими упырями. Но и без волшебных помощников не обошлось. Одинокий женский человек в розовых варежках бродит по ледяному городку, как в царстве Снежной Королевы, пытается из четырёх букв Ж, О, П и А сложить слово “Счастье”. Летит в машине прямо в сугроб, как Фея убивающего домика (крак-крак!), едет с несвоим Тотошкой в пустом троллейбусе, вглядываясь в заиндевевшее стекло.
Я припал головой к окошку — о, какая чернота! И что там в этой черноте — дождь или снег? Или просто я сквозь слёзы гляжу в эту тьму?*
Ленка-Ленка, острые коленки. Куда ж ты идёшь в чёрной ледяной ночи, вдоль заснеженной трассы? Хоть бы ты колготки тёплые надела! Куда несут тебя эти хрустальные башмачки на рыбьем меху по дороге ВЖК? К обоссанному ларьку изумрудного города? Да нет, в Шамбалу, в твою Малую Лялю, где не умолкают птицы, ни днём, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин. В босоногое детство на даче, к бабушкиным рукам, наливающим суп из куриных лап, к первому поцелую у куста жимолости. Но нет туда возврата, и не будет никогда. Что Малая Ляля, что Петушки, что моё Пушкино - это не место, это состояние. Состояние, где всё, как надо, где всё хорошо и правильно, где ты сама - малая ляля. А в него не придёшь, если идти назад. Так что разворачивайся, и только вперёд. Дорогу осилит идущий.
«Если хочешь идти налево, Веничка, — иди налево. Если хочешь направо — иди направо. Всё равно тебе некуда идти. Так что уж лучше иди вперёд, куда глаза глядят…»
Да и нечего тебе делать на улице Торфорезов, где два пьяных идиота (Баширов и Ильенков) ждут своего Годо. Ты ж не Годо, ты - Ленка Шабадинова с русской фамилией. Замороженный уральский пельмень на холодном балконе по соседству с отрубленной свиной башкой. А чё такова-та? И нечего тебе делать со всякими похотливыми бардами-навальнятами, диванными воинами из страны ЛДПР, проститутками-снегурками и торговками Авоном. Тут-то Василий, конечно, развернулся и свернулся во всей своей язвительной красе, показав такие жуткие характеры, уродливые и омерзительные в абсолютной достоверности. Натурально Стивен Кинг и Ларс фон Триер, страх и ненависть в Екатеринбурге.
Ведь в человеке не одна только физическая сторона; в нем и духовная сторона есть, и есть — больше того — есть сторона мистическая, сверхдуховная сторона. Так вот, я каждую минуту ждал, что меня посреди площади начнет тошнить со всех трех сторон.
Вот и Сигарева стошнило (это надо понимать метафорически, конечно) со всех трёх сторон: с физической, духовной и сверхдуховной. Соединив сатиру с лирикой, терри-гиллиамовский сюрреализм с абсурдом низменных реалий российской глубинки, замешал крутой коктейль, смешной и грустный, забористый и неожиданно чистый (несмотря на обилие говна и матершины), как Слеза комсомолки. Чудеса Страны ОЗ чередуются с травмами Страны Ноль-Три (03/0,3), мечты о шабли с желаньем насрать любовнику на коврик. Цитируемость ясных заявлений сближает с лучшими образчиками бессмысленного и беспощадного русского кино, такими как ДМБ, Даун Хаус, Особенности Национальных. Градус самоиронии зашкаливает. Грамотная картинка и музыкальный ряд радуют натренированный глаз и ухо. Прекрасные актёры как бы безразлично вытягивают из себя жилы, так что пепел Станиславского стучит в сердце. Хочешь, смотри этот фильм с начала до конца, хочешь - с конца до начала, не хочешь - вообще не смотри.
Когда тебя нет, мальчик, я совсем одинок… Ты понимаешь?.. Ты бегал в лесу этим летом, да?.. И наверное, помнишь, какие там сосны?.. Вот и я, как сосна… Она такая длинная-длинная и одинокая-одинокая-одинокая, вот и я тоже… Она, как я, — смотрит только в небо, а что у нее под ногами — не видит и видеть не хочет… Она такая зелёная и вечно будет зелёная, пока не рухнет. Вот и я — пока не рухну, вечно буду зелёным…
*Здесь и далее курсивом - “Москва-Петушки”
@ Thu, 21 Jan 2016 20:37:54 +0300
И песенка.
Очень понравилось!!
Меня в первый раз не торкнуло, я даже комм оставил под фильмом типа "и чо?". А через несколько дней потянуло пересмотреть. И знаешь, то ли настрой был другой, то ли доходит до меня поздно, но я прямо сиял весь)))
Петушки в тему!
Очень понравилось!!
Меня в первый раз не торкнуло, я даже комм оставил под фильмом типа "и чо?". А через несколько дней потянуло пересмотреть. И знаешь, то ли настрой был другой, то ли доходит до меня поздно, но я прямо сиял весь)))
Петушки в тему!
Вооот, наш человек! Видела твой камент и удивилась ему весьма. Но теперь всё стало на свои места.
Я тоже туповатый зритель, мне раза 2 нужно посмотреть, чтоб всё понять и прочувствовать. С первого раза, помню, мне было очень грустно и безнадёжно (ну, это потому, что сама была грустна и безнадёжна). А со второго раза - тоже засияла.
И это же немного для тебя написано - ну вот этот курсив и "паетические" вставки. Не нравится вам моя аналитика - вот вам моя лирика.
Вооот, наш человек! Видела твой камент и удивилась ему весьма. Но теперь всё стало на свои места.
Я тоже туповатый зритель, мне раза 2 нужно посмотреть, чтоб всё понять и прочувствовать. С первого раза, помню, мне было очень грустно и безнадёжно (ну, это потому, что сама была грустна и безнадёжна). А со второго раза - тоже засияла.
И это же немного для тебя написано - ну вот этот курсив и "паетические" вставки. Не нравится вам моя аналитика - вот вам моя лирика.
нам и аналитика, и лирика нравицца!!
"Васька, или Встречи на Университетской набережной". Цикл лекций Жана "Серотонина" Поля о принципах построения варолиевых мостов. Часть 1.
В качестве эпиграфа: "Ехал Годо через Оз-дель-Рио. Видит Годо - Петушки..." - из песни не очень известного ебургского барда Симулякра Беккета.
В дебютной картине Василия Сигарева "Волчок" есть замечательный образ воды, льющейся из колонки. Изначально оператор подаёт данное действие в формате весеннего ручья. Да так подаёт, что зритель аж купается в чистоте и светлых бликах воды. И вдруг - раз! Оказывается, это просто из колонки течёт вода. После этого визуального символа Василия я вспомнил следующее:
"Владимир: Кем был, тем и останешься.
Эстрагон: Выше головы не прыгнешь."
Прошли годы, и Василий понял, что выше головы всё-таки прыгнуть можно. После чего воздвиг в кучу дерьма корявое древко с флагом надежды, сняв пронзительно светлый фильм "Страна Оз". Именно благодаря этому и появился фантастический текст Какапо, в котором лиризм соединил классическую философию с философией инобытия, иронию - с философией существования, метафизику - с постмодернизмом.
Бывает так, что слушаешь чью-то песню и понимаешь, что её автор - это ты. Вот так и с текстом Какапо. Такое впечатления, что его написал я. И дело не в абсолютной осмысленности и законченности текста. И не в том, что данный текст является безусловным шедевром. Дело именно в тех эмоциях, которыми пропитан каждый акр текста Какапо. Как любил говорить мой дед, Жан-Жак Трансмиттер, поэтику отдельных авторов можно понять, только перейдя на их язык. Или став одним из персонажей их текстов. В конце концов - соавтором. Только тогда можно потрогать идейную напряжённость этих авторов.
Песенка к первой части.
"Васька, или Встречи на Университетской набережной". Цикл лекций Жана "Серотонина" Поля о принципах построения варолиевых мостов. Часть 2.
В каждом из нас есть немного Куценко. Помню, мой дед, Жан-Жак Трансмиттер, вводя понятие КЧ - "куцый человечишко", или "куценко", вызвал целый переполох как среди адептов ЧД - "человека, находящегося в процессе дефекации", так и среди адептов ВЧ - "витрувианского человека". Но именно "куцый человек" сподвиг ББГ на написание песни про двух "куцых", известной как "Два Тракториста". И тут хоть триста, хоть не триста, но...
Конечно, кто-то увидит в тексте Какапо исключительно вот это: "Все ваши путеводные звёзды катятся к закату, и если и не катятся, то едва мерцают. Я не знаю вас, люди, я вас плохо знаю, я редко на вас обращал внимание, но мне есть дело до вас: меня занимает, в чем теперь ваша душа, чтобы знать наверняка, вновь ли возгорается звезда Вифлеема или вновь начинает мерцать, а это самое главное. Потому что все остальные катятся к закату, а если и не катятся, то едва мерцают, а если даже и сияют, то не стоят и двух плевков..."
Да, есть. Но есть там и вот это: "Один смеётся в глаза этому миру, а другой плачет на груди этого мира. Одного уже вытошнило, и ему хорошо, а другого только ещё начинает тошнить. А я - что я? я много вкусил, а никакого действия, я даже ни разу как следует не рассмеялся, и меня не стошнило ни разу. Я, вкусивший в этом мире столько, что теряю счет и последовательность, - я трезвее всех в этом мире; на меня просто туго действует... " Почему же ты молчишь?" - спросит меня Господь, весь в синих молниях. Ну, что я ему отвечу? Так и буду: молчать, молчать... Может, все-таки разомкнуть уста? - найти живую душу и спросить, сколько времени?.."
Карочи, читайте Какапо. Ибо она Настоящая.
Песенка ко второй части.
"Васька, или Встречи на Университетской набережной". Цикл лекций Жана "Серотонина" Поля о принципах построения варолиевых мостов. Эпилог.
"Пианино – лишь топливо..."
Если бы не реца - прошла бы мимо фильма. А так, взгляд зацепился и нога споткнулась. Специфический текст, мдаа... и даже без матерщины созвучен фильму ))
а я тоже хотел на него написать рецензию. И таки напишу.
рецензии безусловный плюс, именно она, рецензия, своим звонким эпиграфом заставила посмотреть кино.
Более того, именно эпиграф заставил определить-таки свое отношение к фильму, который захотелось пересмотреть через пару дней после просмотра.
Но не пересмотрела. Так дошло: а кино-то так себе. ИМХО, разумеется.
Теперь по порядку. Верите, нет - по барабану звонкость утреннего мусорного пакета. А вот самые хмурые люди в детстве иногда собирают бутылки в парках. Потом вырастают, становятся звонкими смешливыми девчонками в дерзких красных шарфах. Они дерзкие до работы и ни разу не стесняются просить помощи. Они говорят - я хочу с вами работать.
Лена из страны ОЗ знает две фразы - у меня сестра копчик сломала и где находится улица торфорезов. И режиссер утопил персонажа, как котенка в ведре. Потому что через 20 лет с Леной будет все тоже.
Режиссер (дай бог ему здоровья за это) пригласил в фильм Баширова, который стабильно последние 25 лет играет профессионально нестабильного элемента. По-другому не может, не хочет - не важно. Получился этакий маркер - определитель: не надейтесь увидеть другое. Лена, как актер Баширов, останется Леной.
Если режиссер хотел научить, как топить котят, то фильм удался.
Но, повторюсь, рецензия классная. Она звонкая и искренняя. Спасибо.
Сейчас я поняла, что фильм могу не пересматривать.