Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Neuters thumb
9/10

Хреново встречаете!

Рецензия на фильм «Край»

6203 thumb

Вот уже и забыт, наверное, замечательный фильм «Край», сверкнувший на экранах более полугода назад. Тем не менее, хочется бросить о нем пару слов, так сказать, в защиту отечественного кинематографа.

«Если бы Гитлер 21 июня тяпнул бы самогончика хорошенько, может, никакой бы войны и не было.»

При выборе фильма для просмотра лично у меня бывает немало критериев. Начинается все, как правило, с названия (хотя зачастую намного интереснее фильм с каким-нибудь непонятным европейским названием, неизвестными жанром, сюжетом и

режиссером). Затем идут режиссер, актеры. Если этого хватило, то ни о каких описаниях, отзывах и рецензиях не может быть и речи. В случае с «Краем» хватило режиссера и актерского состава. Поэтому решил взглянуть, стараясь заранее не формировать никакого стороннего отношения к фильму. Бывает, знаете ли, такое настроение под какой-нибудь военный фильм. Причем военный именно в этом смысле, а не в плане грандиозных баталий или длительных перестрелок. Война ведь – это, прежде всего люди, а не туловища с оружием в руках. Не будем судить об исторической достоверности картины, ведь не каждый может похвастаться тем, что лично в 1945 видел, как люди жили. А учебникам истории я вообще не склонен доверять, потому что, сколько людей, столько и мнений. И даже в отношении той жизни они, порой, расходятся.

Взглянем на картину, как на картину.

Игнат (Машков) возвращается с войны в сибирский поселок Край. И с этого момента он встает на тот самый край, с которого большая часть населения уже попадала. Одним из тех, кто ещё держится, является местный «власть» гражданин Колыванов (Горбунов). Фильм начинается настолько сухим, сдержанным и сильным его диалогом с Игнатом, что, впоследствии, не смущает даже то, что за фильм он не раз поменял «окающий» диалект на «акающий», но так и не определился. Остальные жители «можно сказать, предатели Родины, о как», так что Игнат единственный победитель во всех смыслах. Сей титул он и пытается отстаивать весь фильм, и, надо отметить, ему это удается. Как человек военный, благородный русский воин, к тому же победитель, Игнат пытается взять руководство в свои руки и наладить жизнь. И Машкову весьма удается создать образ человека, вернувшегося с длительной войны, заглянувшего в глаза врагу, совершенно отвыкшего от гражданской жизни. Тем более, что жизнь не совсем гражданская, а, скорее, по понятиям, как на зоне. Потому мужская половина населения Игната сразу не взлюбила, за то, что он начальник, за то, что благородный и за то, что победитель. Вообщем, не свой он парень, потому и не в авторитете. И, видимо, у него одного немецкая речь ассоциируется со злом, остальные относятся к ней равнодушно, и, порой, слегка ненавидят, потому что немцы все-таки враги, и потому что нужно что-то ненавидеть. От такой несправедливости, а так же от контузии, у Игната случаются эпилептические припадки. Однако, женская половина о нем другого мнения. Не только, как о благородном воине, но и как о «настоящем мужике». «Чертей в нем больше» да и свидание он способен одним взглядом назначить.

Почти сразу всплывает на поверхность его нездоровая тяга к паровозам. Видимо, война берет свое. И Колыванов назначает Игната машинистом.

Но после гонок с местным, видавшим виды Саркисяном, у Колыванова он тоже начинает вызывать сомнения «В стране голод, а чем мне предателей родины кормить? А ты на паровозах гоняешь!». Угрожая легендарным Фишманом, приезд которого в словах Колыванова предстает Страшным судом, «власть» разжаловала Игната до кочегара. Узнав от Володи (Баширова) о паровозе на острове, Игнат бросается к нему.

После непродолжительного противостояния с немкой, прожившей в паровозе всю Великую Отечественную войну, Игнат с её помощью строит мост и перегоняет паровоз, впоследствии названный Густавом, в поселок.

Враждебно настроенному населению Игнат скромно отвечает взаимностью «У Рейхстага я тебя че-то не видал».

Вот тут и начинается его «очеловечивание». Он видит в немке человека, а местные только слабого врага, на котором можно «оторваться» за все свои беды. И начинается настоящее противостояние одного против всех, в котором, как и полагается, побеждает русская общинность и нелюбовь к власти.

Стоит отметить, что пустого трепа в фильме почти нет. Все фразы выверены и точны. Даже фразы, содержащие ненормативную лексику, не воспринимаются как ругательства, а придают персонажам какой-то объем.

Фильм просто сверкает потрясающими высказываниями, цитировать которые места не хватит.

Игнат, встречавшийся с врагом лицом к лицу и на себе испытавший войну, казалось бы, должен ненавидеть все и всех, однако, он единственный, кто сохранил человечность, в отличие от остальных жителей Края, ослепленных ненавистью не только к врагу, но и к себе самим. Игнат достойно выдержал и это, пожалуй, не менее тяжелое, чем война, испытание и показал, что силен духом тот, кто при любых условиях не теряет человеческого облика. И не всегда враг тот, кто чужой. И не всегда, кто враг, тот не человек.

Этим-то фильм и интересен. И совсем он даже не подражает Голливуду. И вообще, как выясняется, ему не нужно подражать, ибо есть ещё порох в пороховницах.

@ Thu, 14 Apr 2011 21:31:25 +0400

Комментарии к рецензии (12)

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Thu, 14 Apr 2011 21:53:49 +0400

Не пошлО) Вернее, и возразить особо нечего, но что-то не то. Например много места пересказу отведено. И он довольно суховат. Вернее конспектативен mrgreen Если пересказывать - либо веселее, либо так, чтоб проняло)

И, как по мне, 9 для Края многовато) относительно. И термины что он чем-то "сверкает" и пр. в превосходной степени - перебор question2

vSEGAv
  • Кинокритик
  • Sun, 17 Apr 2011 22:39:21 +0400

Взглянем на текст, как на текст.
Не совсем понятен смысл этого набора слов. Вначале автор откровенно стебется над фильмом, но внезапно, наверно, в процессе осмысления того, о чем он собственно пишет, вдруг прозревает до понимания того, что он собственно просмотрел, и выдает положительную концовку в своей рецензии к этой замечательной работе. Если уж автор рецензии начал хулить эту картину, то нужно идти до конца. Или я чего то не понимаю?

borsiknet
  • Зритель
  • Sun, 17 Apr 2011 23:26:08 +0400

неважная рецензия, ни о чём.

Neuters
  • Кинолюбитель
  • Mon, 18 Apr 2011 00:04:54 +0400
Б@н3ай писал:

Взглянем на текст, как на текст.
Не совсем понятен смысл этого набора слов. Вначале автор откровенно стебется над фильмом, но внезапно, наверно, в процессе осмысления того, о чем он собственно пишет, вдруг прозревает до понимания того, что он собственно просмотрел, и выдает положительную концовку в своей рецензии к этой замечательной работе. Если уж автор рецензии начал хулить эту картину, то нужно идти до конца. Или я чего то не понимаю?

Хм. Стебется? Что-то не заметил.

Neuters
  • Кинолюбитель
  • Mon, 18 Apr 2011 00:29:44 +0400
UserZero писал:

Не пошлО) Вернее, и возразить особо нечего, но что-то не то. Например много места пересказу отведено. И он довольно суховат. Вернее конспектативен mrgreen Если пересказывать - либо веселее, либо так, чтоб проняло)

И, как по мне, 9 для Края многовато) относительно. И термины что он чем-то "сверкает" и пр. в превосходной степени - перебор question2

да, так... "пара слов, так сказать, в защиту отечественного кинематографа".
9 - исходя из системы оценок на КК, где многие, не задумываясь, порой, лепят 10. Вот я и влепил 9, вспомнив учительский "Космос как предчувствие". Поэтому много/не много несовсем уместное суждение.
Оттуда же и термины в превосходной степени. Потому как обидно немножко за Державу, когда у нас все фильмы говно и не соответствуют действительности, а в Голливуде все четко, красиво, и абсолютно исторически достоверно.

Vaghir
Б@н3ай писал:

Взглянем на текст, как на текст.
Не совсем понятен смысл этого набора слов. Вначале автор откровенно стебется над фильмом, но внезапно, наверно, в процессе осмысления того, о чем он собственно пишет, вдруг прозревает до понимания того, что он собственно просмотрел, и выдает положительную концовку в своей рецензии к этой замечательной работе. Если уж автор рецензии начал хулить эту картину, то нужно идти до конца. Или я чего то не понимаю?

взгляните на текст как-нибудь по-другому)))
на счет "чего-то не понял", я бы сказал "ничего" )

vSEGAv
  • Кинокритик
  • Mon, 18 Apr 2011 00:48:01 +0400
Алекс Гой писал:

взгляните на текст как-нибудь по-другому)))
на счет "чего-то не понял", я бы сказал "ничего" )

если убрать предпоследнее предложение в моем комментарии, то ваше высказывание, что я "чего то не понял" имеет место быть. Но так вышло, что вопрос был следствием этого предпоследнего предложения, а не высказыванием общего мнения о рецензии вообще.

Vaghir
Б@н3ай писал:

если убрать предпоследнее предложение в моем комментарии, то ваше высказывание, что я "чего то не понял" имеет место быть. Но так вышло, что вопрос был следствием этого предпоследнего предложения, а не высказыванием общего мнения о рецензии вообще.

это просто маленькая, уютная, не претендующая на озарение рецензия) она не превозносит и не опускает фильм. просто стимулирующий текст.
не обязательно, что именно тебя стимулируют именно подобные вещи, но для многих это так. с задачей рецензии текст справляется.

vSEGAv
  • Кинокритик
  • Mon, 18 Apr 2011 21:09:23 +0400
Алекс Гой писал:

это просто маленькая, уютная, не претендующая на озарение рецензия) она не превозносит и не опускает фильм. просто стимулирующий текст.
не обязательно, что именно тебя стимулируют именно подобные вещи, но для многих это так. с задачей рецензии текст справляется.

Возможно, Вы правы, но мое мнение, что тон повествования автора в данной рецензии скорее отталкивает от просмотра фильма, чем стимулирует. Но я редко полагаюсь на чужое мнение, и стараюсь во всем разобраться сам. Просмотрев картину, я не нашел соответствие духовного содержания картины с предоставленной рецензией.

Vaghir
Б@н3ай писал:

Возможно, Вы правы, но мое мнение, что тон повествования автора в данной рецензии скорее отталкивает от просмотра фильма, чем стимулирует. Но я редко полагаюсь на чужое мнение, и стараюсь во всем разобраться сам. Просмотрев картину, я не нашел соответствие духовного содержания картины с предоставленной рецензией.

думаю, потому, что рецензия не затрагивает какие-либо духовные аспекты фильма. анализа-то, как такового, нет. если увлеченно рецензировать, то пищи эта лента может дать страниц на пять)) это если даже не фантазировать, а склеивать очевидное.
здесь же просто - рецензенту понравилось, он описал, как смог, и порекомендовал к просмотру. собственно, это задача-минимум рецензионного текста.

Добавить комментарий