Рецензия - спекуляция на человеческих чувствах in classic. Так знач икона Богородицы во второй части трилогии - это не дохристианский символ богини-матери Кибелы? Просто у меня возникли смутные подозрения по поводу того, что некоторые рецензии на данный фильм писаны с одного и того же "промо-источника."
Думаю, к дохристианским символам Богородица вряд ли имеет какое-либо отношение. На мой взгляд, это иллюстрация невозможности сломить дух народа, его волю. Можно разрушить храм-страну, материальную оболочку. Но до тех пор, пока народ не утратил своей корневой системы, попытки одолеть его обречены на неудачу.
Рецензию писал сам - честное пионерское. "Промо-источником" не пользовался
Как много правильных, красивых и добрых слов о картине, которая совершенно этого не заслуживает.
С Вашего позволения не поставлю ни "+", ни "-". Сказано про фильм было уже много, копий сломлено тоже немало, добавить нечего.
Это Ваше? http://nikitabesogon.livejournal.com/6222.html?thread=16662350 Вы, как я понимаю, большой поклонник позднего Михалкова?
vanofacer (revived)- в принципе - да. Образ Богородицы , как и многие христианские символы, возводятся к язычеству. А что вкладывал в этот образ Никита свет Сергеевич - это ему только ведомо.
У меня дядька - реставратор. Пошел он к НСМ, с просьбой поддержать реставрацию церкви 17го века, которая разваливалась на глазах. НСМ посмотрел на него и спрашивает: А в СМИ это будет освещаться? Нет, говорит дядька, СМИ не привлекается. Ну тогда мне там делать нечего - ответил православный аристократ.
Да, это писал я. Скажу откровенно... Посмотрев "Предстояние", был просто ошарашен и выбит из колеи. Мое первое впечатление было резко отрицательным. Более того, я имел неосторожность высказывать его вслух своему товарищу прямо в кинотеатре громче, чем это позволено приличиями прямо во время просмотра фильма. И это при том, что, как вы изволили выразиться, я действительно являюсь поклонником творчества в том числе и позднего Михалкова ("12", "Сибирский цирюльник" ). После просмотра 3-й части трилогии и пересмотра 2-й мнение претерпело изменения и обрело нынешний вид.
Хм... Отказал в содействии... Я бы не стал делать из этого поспешных выводов. Выходит, что если человек объявил себя православным, то непременно обязан по первому зову браться за все внешне благотворительно-созидательные проекты. Человек он публичный. На сколько мне известно, сфера его деятельности не сводится исключительно к кино. Так что ресурс времени ограничен. В этом свете будет логично предположить, что целесообразно выбирать проекты, приносящие не только моральное удовлетворение, но и пользу по совместительству. Приведу личный пример. У меня заканчивается отпуск, времени осталось совсем немного. Поступило несколько предложений по поводу того, как это время провести. Я выбрал отнюдь не самое богоугодный и, возможно, должный вариант, а наиболее полезный для себя. И соврать при этом пришлось. Бывает и так . А вы так никогда не поступаете?
Минус. Это не рецензия на фильм, это тема для обсуждения. Всё что вы написали следуетт вынести за рамки рецензии, а посему за рецензию - минус.
И в качестве отступления, раз уж вы написали.
У русского народа в последнее время присутствует мания преследования. Для того чтобы не вырождаться, нужно оставаться самим собой, и совершенствоватьс. Необходимо обогащать себя морально и физически, много учиться, понимать суть проичходящего, и просто делать своё дело на своём каждом конкреттном месте. Вот когда дворники будут мести улицы, а учёные изучать, вот тогда и будет процветание нации. Иными словами "Разруха, она в головах!"
По поводу русского народа - не несите популярную нынче в молодежных кругах чушь!. *Все буде Ок, позитифф рулит, ты только будь собой, развивайся, учись, совершенствуйся и самое главное ходи с улыбочкой!!* Только по факту улыбочка гвинпленовская получается...
К Dtraum: Я больше скажу - весомая часть "инструментария" раннего христианства, как то: философия-богословие(особенно апологетическое), символика, худ. творчество - базировалась на языческих наработках. По-моему, это вполне логично)) Но это только инструментарий. Суть же была совершенно, качественно новая! Индийские и прочие божественные Триады и рядом не стояли. А в случае с Кибелой, так вообще - никакого даже инструментария не вижу. Даже такое качество как "материнство" у Богородицы как в иконографии, так и в богословии совершенно отлично от оного у Кибелы. И традиции изображения никогда не пересекались. Так что, тезис по поводу образа Богородицы, корнями уходящего в языческую символику, в частности символику Богини-Матери - это чушь, изрядно притянутая за уши к правде.
К zelia-6385: Хочу сказать, что общая интенциональность мне, конечно же, понравилась - все-таки из одной "банды", как я вижу)). И удар достойно держите. Но тем не менее, представленной лубочности и барочности (в прямом и перен. смысле) Православия во 2 и 3 фильме УС НСМ это не отменяет. Не так говорят о покаянии, вычурно и с прибауточками на "сытом лице". Вообще, шутовство какое-то получается. Уж если "Остров" некоторая часть общественности критиковала, то реакция с УСом более чем логична, если кто-то даже и увидел там вселенские мысли о Грехе и Покаянии.
Центральным персонажем трилогии является комдив Котов. Персонаж сложный и многогранный, можно сказать собирательный, вся глубина которого раскрывается только по завершении повествования. В первой части киноэпопеи перед нами уверенный в себе человек, средоточие силы, воли, юмора и темперамента. Он лихим кавалерийским наездом разгоняет танковую часть, осмелившуюся нарушить спокойное течение жизни маленького подмосковного рая. Он любящий нежный муж. Женщина рядом с ним не может чувствовать неуверенности, незащищенности (с какой завистью всматривались в экраны представители сильного пола). Особенно трогательна линия его взаимоотношений с дочерью. Котов не просто хороший отец. Он является для своей дочери средоточием всего самого доброго и светлого в ее еще таком маленьком мире. Она дарит ему свою искреннюю, чистую, бескорыстную любовь, на которую способны исключительно дети. И тем пробуждает в нем самом беспредельную любовь, делает его по-настоящему счастливым человеком. Рядом с дочерью герой гражданской войны светится изнутри. Именно Наде суждено стать той соломинкой, которая поддержит Котова во времена грядущих испытаний (имя, между прочим, очень метафорично). Комдив – патриарх большого семейства. Во всем чувствуется его руководящая роль. Она не довлеет над домочадцами, т.к. обличена в форму шуток, подтруниваний и розыгрышей. Но вся домашняя жизнь вращается исключительно вокруг него, ничто не ускользает от внимания Котова , любое изменение настроения не проходит не замеченным. Таким образом, наш герой не может не вызывать симпатий. У него попросту нет слабых мест. Этакая идеальная хрустальная фигура атланта. В нем нет изъянов, ни единой трещинки.
Но тут в тихую заводь вторгается Митя. Он часть этой семьи, и потому легко вписывается в безмятежную семейную атмосферу. Игры становятся еще веселее, звучит легкая музыка, раздается смех. Но все это иллюзорно. В воздухе витает напряжение. Недоброе ощущают все, но вежливо молчат в ожидании. Митя - противник Котова (на первый взгляд). Именно через него мы узнаем о нашем атланте нелицеприятные вещи, и на фигурке появляются первые трещинки (женщину, оказывается, он попросту отнял у нынешнего нежданного гостя). Обуревают первые сомнения. Уже в третьей части устами Сталина раскрывается темная сторона героя. Оказывается, холодная голова и горячее сердце не соседствовали с чистыми руками. На этих руках была кровь тысяч невинных. И тут трещинки превращаются в разломы и вот уже хрустальный гигант рухнул в пыль. Перед нами предстает ГРЕХ во всей своей мерзости и глубине. Но все в мире подчинено высшей силе. И за ГРЕХОМ неизменно следует ВОЗДАЯНИЕ. Тут необходимо упомянуть, что у Мити на душе тоже «не птички поют». У него свой ГРЕХ. И он тоже вынужден платить по счетам.
В трилогии нет «хорошего» и «плохого» парня. Митя и Котов – есть части одного целого, и посему не могут существовать друг без друга, их судьбы - одно. Это не персонажи голливудского боевика, а сложные образы. В обоих есть и зло, и добро. И в результате борьбы этих начал добро и понимание чего-то более ценного, чем взаимная ненависть все же одерживает верх. Не случайно в последствии Митя оказывается ангелом-хранителем комдива. Он спасает не только его самого, но и самых дорогих ему людей. Без опеки Мити Котов не смог бы пройти своего Пути. Он бы попросту погиб… Котов в свое время (атака штрафбата) тоже не остался в долгу.
Итак, карты на стол. В моем понимании фигуры Котова и Мити глубоко аллегоричны. Вместе они представляют собой не что иное, как русский народ. Вернее две его части, ибо в силу определенных причин целое было разделено. На примере двух этих персонажей написана картина испытаний, выпавших на долю великого народа. ГРЕХ Котова (простого народа) в утрате корневой системы и предательстве своего пути. За развеселой удалью Котова кроется зияющая пустота ГРЕХА. «А я Родину люблю»,- как сильно это звучало. А Митя (интеллигенция, белая эмиграция) не любит? Любит! Вот только беда в том, что то, во что Родина выродилась, еще не научилось любить в ответ.
ВОЗДАЯНИЕ настигло комдива в зените славы, и посему удар был так силен и ошеломляющ. Гигант оказался абсолютно беспомощен. Ведь тот фундамент, который так надежно защищал его от угрызений собственной совести (криков истерзанной души), был по мановению неведомой силы вмиг разрушен. Он искал и не мог найти оправдания своим действиям. То, во имя чего он разрушал и убивал, отторгало его. Он остался с совестью один на один. А в этом поединке она всегда побеждает. С этого момента начинается тернистый путь ИСКУПЛЕНИЯ и ПОКАЯНИЯ. У Котова было отнято все, что он любил: идеалы растоптаны, семья (как он думал) расстреляна, ведь он их предал. Чувство вины заставляло искать смерти. И поэтому после чудесного (а ничто в мире не происходит случайно) освобождение бросался в самое пекло войны. Когда Лунин спросил его о причине отказа от перевода в строевую часть, то был ошарашен встречным вопросом: «А для чего жить?» Но претерпевая все страдания и невзгоды, через душевные и физические муки, через собственное горе и горе ближнего, через отчаяние истерзанной войной страны он становится человечнее, многое осознает, в его простых словах появляется мудрость личности, со смирением несущей свой заслуженный крест. Но это не смирение перед испытаниями, это смирение пред Богом и его справедливой карой.
Переходя к ассоциации Котова с русским народом, хочу подчеркнуть, что мудрость народа (явный признак ПОКАЯНИЯ) проявляется в его единении, сплочении, ощущению себя единым целым. Люди перестают чувствовать себя представителями некой страты (политики, олигархи, дипломаты), элитарного клуба («звезды»
и т.п. Смерть и горе уравнивает всех. И вот когда это ощущение приходит, то народ становится великим. И никакие невзгоды не в состоянии его сломить. Путь ИСКУПЛЕНИЯ для русского народа был очень трудным и тернистым, и Отечественная война оказалась не последним его этапом. Сейчас мы живем во времена ПОКАЯНИЯ. И все зависит только от того, найдем ли мы в себе силы его принести.
Котов свое ПОКАЯНИЕ принес. Он нашел в себе силы отпустить жену и встретить свою судьбу на поле боя за общее благо. Это уже был не человек, выпускающий клубы отравляющего газа на тамбовских крестьян, не красный командир, топивший своих соотечественников в море и рубящий священника шашкой. Он больше не смотрел свысока. Он был частью народа: «Как же я тебя отпущу, меня самого никто не отпускает». И в этом он обрел силу, и была она много больше той, которая остановила танки на колхозном поле. Она смогла поднять безоружный близоруких людей на подвиг.
Что ж, Котов покаялся и получил свое ПРОЩЕНИЕ. Как я уже писал в начале статьи, Надежда всегда жила в его сердце. И пусть вокруг говорили, что дочь мертва. Но любящее сердце обмануть нельзя. И в самые тяжелые моменты жизни лодочка снова плыла по реке и усатый гигант таял в объятьях детских ручонок. Дочь снова увидела отца. И не сломленного политзаключенного, не ищущего смерти солдата штрафбата. Это снова был ОН. Как в таком забытом детстве. ОН снова пришел и спас, одним движением воли вырвал у смерти родное дитя. Это ли не награда отцу?!
А вот получим ли свое ПРОЩЕНИЕ мы – еще вопрос вполне открытый. Ведь без ПОКАЯНИЯ его не бывает. Сейчас мы разделены границами и тщеславие одних политических лидеров, встречаясь с глупостью других, разъединяет нас все больше. Только в единстве наша сила и спасение.