10 самых нелепых запретов в мире
фото AFP / East News
Запрет на продажу кукол Барби (Иран)
Купить и подарить дочери любимицу миллионов, куклу Барби, больше не могут иранские родители. Виной этому вступивший в силу запрет на продажу в стране знаменитой игрушки от компании Mattel. Длинноногую блондинку объявили несоответствующей исламским традициям еще в 1996 году, но до 2012 году игрушку не изымали с прилавков магазинов. Заменить по-прежнему популярную среди иранских детей американскую куклу попытались в 2002 году. Тогда в продаже появилась пара Сара и Дара — исламский вариант Барби и Кена. В соответствии с иранскими традициями Сара была одета в скрывающую фигуру одежду и платок. Правда, большой популярности среди покупателей кукла завоевать не смогла.
10 самых нелепых запретов в мире
изображение Diomedia
Запрет на смерть (Норвегия)
Чего, казалось бы, уж точно невозможно запретить человеку, так это умереть. Но и на это смогли наложить запрет власти Норвегии. Вернее, речь идет об одном отдельно взятом городе Лонгйир, который располагается на архипелаге Шпицберген и является самым северным поселением в мире, число жителей которого превышает тысячу человек. Запрет умирать в Лонгйире связан с тем, что из-за условий вечной мерзлоты людей здесь не хоронят. В промерзшей земле тела покойников прекрасно сохраняются и служат приманкой белым медведям. При изучении тканей похороненного в 1917 году местного жителя было обнаружено, что сохраниться нетронутым удалось даже вирусу гриппа. В связи с этим любого тяжело заболевшего или получившего опасную травму обитателя Лонгйира немедленно переправляют на Большую землю. То же самое происходит и с телами скоропостижно скончавшихся в городе людей.
10 самых нелепых запретов в мире
фото фото Diomedia
Запрет на ожирение (Япония)
Одной из глобальных проблем XXI века врачи называют ожирение. По данным на 2011 год, болезнью страдали более 10% мужчин и более 15% в мире, причем с каждым годом число людей с лишним весом только увеличивается. Острее всего проблема ожирения стоит в США, где им страдают более 30% граждан. Не обошла она стороной и Японию, жители которой традиционно славились своей худобой и миниатюрностью. Бороться с проблемой власти Страны восходящего солнца решили на государственном уровне при помощи запретов. Так, в 2008 году в Японии вступил в силу закон, обязывающий все компании и муниципалитеты ежегодно измерять объем талии своих сотрудников в возрасте от 40 до 74 лет. Максимально допустимым был определен объем талии 85 см для мужчин и 90 см у женщин. Тем, кто выйдет за эти пределы, будет рекомендовано похудеть. Если же сделать этого самостоятельно не удастся за полгода, то гражданин будет принудительно отправлен на специальные курсы правильного питания.
10 самых нелепых запретов в мире
фото REUTERS
Запрет писать SMS на ходу
Запрет писать SMS на ходу в прошлом, 2012 году, ввели власти небольшого американского городка Форт-Ли в штате Нью-Джерси. Вернее, штрафовать за подобное решено было в рамках действующего в городе закона об «опасном хождении». Введение запрета было продиктовано соображениями безопасности на дорогах. За несколько месяцев в городе под колесами автомобилей оказались 20 пешеходов, причем полиция полагает, что в большинстве случаев они были сами виноваты, чрезмерно отвлекшись написанием сообщений. Наказывать пешеходов, находящихся на тротуаре, не будут. А вот те, кто решит написать сообщение, выйдя на проезжую часть, будут вынуждены заплатить солидный штраф — $85. Интересно, что введение запрета имеет научное обоснование. В одном из университетов Нью-Йорка был проведен эксперимент, в рамках которого волонтерам, которые смотрели только в свой телефон, было предложено пройти по тротуару. В итоге ни один из них не смог двигаться ровно по прямой.
Обман зрения: сколько мы недоедаем
«2 по цене 1», «Покупай больше, плати меньше», «20% бесплатно»... Производители неустанно пытаются найти новые пути к кошельку покупателей. Это неудивительно. По итогам 2010 года российский оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табак, вырос на 5,1% после падения годом ранее. Казалось, экономика восстанавливается: население перестало экономить на самом главном — еде. Однако в последующие два года продажи росли немногим более чем на 3%. В первом квартале 2013 года этот показатель составил 1,6%.
Тренд последних лет — экономия на объемах. С советских времен мы привыкли к тому, что в стандартном пакете 1 л молока или сока, бутылке — 1 л растительного масла, пачке — 200 г сливочного масла, а в стандартном бумажном «кирпиче» — 1 кг муки, соли или сахара. Теперь же стандарт все чаще становится исключением. Подробности в галерее Forbes.
Молоко и молочная продукция
Уже несколько лет купить литр молока непросто: большинство производителей стали «недоливать» около 5-7% от этого объема. Крупнейшие в России производители молочной продукции — «Вимм-Билль-Данн» (в 2011 году приобретен PepsiCo; бренды «Веселый молочник», «Домик в деревне») и объединенные «Danone-Юнимилк» («Простоквашино», «Летний день», «Активия» и др.). Их совокупная доля рынка — около 50%.
В PepsiCo объясняют «недолив» кризисом: доходы населения упали, а сырье и энергоресурсы продолжали дорожать. «Поэтому производители вынуждены были пойти на незначительное уменьшение объемов и веса продуктов, чтобы по-прежнему предлагать покупателям продукты по оптимальной цене», — говорится в ответе российского подразделения компании на запрос Forbes. В Danone — «особенностями упаковки (запущена еще в 2006 году), в которую технологически невозможно налить больше».
На вопрос, не вводят ли покупателей в заблуждение, представитель Danone в России говорит, что «информация о литражности в 930 мл достаточно хорошо визуализирована на упаковке». В PepsiCo добавляют: «Вся информация о продукте — на упаковке, поэтому выбор за потребителем».
Обман зрения: сколько мы недоедаем
Соки
Больше половины российского рынка соков, как и молочной продукции, контролируют транснациональные компании: PepsiCo («Любимый», J7, «Я», «Фруктовый сад», «100% Gold» и др.) и Coca-Cola («Добрый», Rich, «Да!», «Моя семья»). Поэтому «уменьшение объемов» коснулось и соков.
Представитель Coca-Cola в России однако замечает, что объем соков серии «Моя семья Premium» связан «с технологическими особенностями упаковочного оборудования», а «вся остальная продукция [компании] выпускается в упаковках 1 л». По данным официального сайта компании, в форматах 0,95 л и 1,93 л представлены также соки «Да!»
Обман зрения: сколько мы недоедаем
Сливочное масло
Если для приготовления яблочного пирога или песочного печенья вам потребуется 180 г сливочного масла, то нет проблем: сегодня производители фасуют его именно в таком весе. А если все-таки 150 г или 200 г, то придется прибегнуть к помощи глаза.
Обман зрения: сколько мы недоедаем
Шоколад
«Цена ниже» — гласит слоган на лицевой стороне обертки шоколада Alpen Gold (производитель Kraft Foods). С одной стороны звучит заманчиво, с другой – лукаво: вслед за ценой «похудела» и сама плитка шоколада с привычных 100 г до 90 г. Причина та же — кризис. Согласно проведенным компанией исследованиям, потребители часто сообщали, что предпочли бы чуть меньшую по формату упаковку как альтернативу изменения стоимости продукта, говорит представитель Mondelez International (до октября 2012 года — Kraft Foods).
В отличие от производителей, например, молочной продукции и соков, производители шоколада только начинают осваивать новые маркетинговые ходы. Пока стандартная плитка шоколада других известных производителей, например, «Бабаевский» или «Аленка», по-прежнему весит 100 г.
Обман зрения: сколько мы недоедаем
Подсолнечное масло
Крупнейшие производители растительного масла в стране ГК «Юг Руси» («Золотая семечка», «Аведовъ», «Злато») и «Астон» («Волшебный край», «Затея») также фасуют свою продукцию по 0,9-0,95 л. Это касается брендов экономсегмента — «Светлица» и «Юг Руси» (для каждой компании соответственно). «Астон» выпускает «Светлицу» с середины 2009 года. В ГК «Юг Руси» на запрос Forbes не ответили. Продукцию конкурентов — Bunge («Олейна», Ideal, «Масленица») и ЭФКО («Слобода») — пока по-прежнему можно купить объемом 1 л.
10 самых нелепых запретов в мире
фото Fotobank
Запрет расплачиваться мелкими монетами
В начале февраля стало известно, что канадский Монетный двор прекращает чеканить самую мелкую разменную монету в один цент. Заявление об отказе от пенни было сделано еще год назад, а причиной послужила стоимость производства монеты, которая превысила ее номинальное значение. Несмотря на то, что пенни был в обороте с 1858 года, расстаться с ним канадцам, возможно, будет не так обидно, ведь в стране существует запрет расплачиваться мелкими деньгами. Продавец может отказать покупателю, если тот придет в магазин с мешком монет. Закон Currency Act был введен в Канаде еще в 1985 году. Согласно ему, монетами в 1 цент можно оплатить покупку не дороже 25 центов, монетами в 5 центов — не более 5 долларов, монетами номиналом от 10 центов до 1 доллара – не более 10 долларов. Что же касается мелких банкнот, то купюрами в 1 доллар можно расплатиться за товар не дороже 25 долларов.