Позавчера сходил в кино на премьеру нового "Терминатора". Говорят, что "Терминатор: генезис" - это начало новой франшизы. Хотя в фильме обыграно и много событий из прежних частей. На афише красовались ещё "Мир Юрского периода" и "Полтергейст". До этого мы смотрели уже нового Робокопа, нового Судью Дредда, даже нового Супермена - Человека Из Стали. Нам уже предлагали "Вспомнить всё" по-новому. Мы ждём новые "X-files".
Много чего "нового" выходит на экраны кинотеатров и появляется на телевизионных экранах.
Всё новое - хорошо забытое старое, переосмысленное в формате 3d. Ощущение, что Голливуд при помощи современных технологий вместе со всем миром реставрирует 80-е, 90-е годы прошлого века, всё чаще апеллируя именно к 80-м, иногда заходя уже в 70-е.
Вот перед нами и новый "Безумный Макс" - "Mad Max: Fury Road" - новый дизельпанковский, антиутопический, постапокалиптический фантастический супербоевик. Режиссёр - Джордж Миллер. Он же снимал "Безумного Макса" в 1979 году. За пять лет до моего рождения..... Помню смотрел "Безумного Макса" на VHS на заре 1990-х. Злодей был колоритен. Его сыграл актёр индийского происхождения по имени Хью Кияс-Берн. Он и сейчас играет архизлодея, диктатора Цитадели по имени Несмертный Джо (Immortan Joe). Правда, Мела Гибсона, игравшего Безумного Макса в 1970-е-1980-е, здесь нет. Главную роль исполняет Том Харди, которого я лично до этого помнил по ролям преступников в "Самом пьяном округе в мире" и "Тёмном рыцаре" (новом "Бетмэне").
Что сказать о самом фильме? Сценарий предельно прост. Его завязку можно уложить буквально в несколько предложений. Макс Рокатански, воин дороги, бывший коп, потерявший семью в кровавой бойне, скитается по постапокалиптической пустыне. Его терзают призраки страшного прошлого и угрозы ещё более страшного настоящего. Собственно в фильме его скитания особенно и не показаны. Вот он кушает скорпиона (ну или двухголовую ящерицу, символизирующую Инь и Янь, - я не разглядел толком, пиво, какгрицца, открывал) около своей машины. Вот он видит призраков. Вот за ним погоня. И вот нам в лицо уже летит разбивающийся вдребезги автомобиль Макса. Он оказывается в плену у монструазных адептов Несмертного Джо, которые считают своего диктатора Богом. Одолеваемый призраками, пытается бежать, но его хватают, откачивают кровь, забирают тачку, превращают его в "тушу". А параллельно боевитая однорукая тётка Фуриоза в исполнении Шарлиз Терон, командир конвоя, снаряжённого Несмертным Джо, уводит жён диктатора и весь конвой. Начинается погоня. В бой буквально рвётся фанатичный боевик Несмертного Джо Накс. В качестве "туши" он берёт в погоню и Безумного Макса, которому, конечно, предстоит вырваться в ходе песчаной бури и схлестнуться со всеми действующими персонажами. Там ещё будет фигурировать много колоритных действующих лиц. Будут и какие-то русскоязычные "дикообразы", ставшие немецкоязычными в нашем дубляже. Будет и харизматичный бухгалтер по прозвищу Людоед со своими подручными. Будут и мутантированные сыновья Джо: карликовый уродец с ногами, растущими из пуза, глядящий в подзорную трубу, и дебильноватый отмороженный здоровяк Риктус Эректус с лицом одного известного австралийского рестлера. Будут и боевитые амазонки, жившие некогда на тех самых Зелёных Землях, к которым стремится мятежная Фуриоза. Покажут во всей красе и жён диктатора, откроет нам личико Гюльчитай эпохи Дизельпанка! Заваруха будет знатная!
Дизельпанк, роуд мови, постапокалиптик, антиутопия - вот 4 кита, на которых держатся все истории про Безумного Макса. Эта история не стала исключением. Фильм буквально переполнен драйвом, экшном, напряжением, динамизмом. Он идёт 2 часа. Но действие развивается настолько быстро, что не успеваешь перевести дух. Мощные спецэффекты, крышесносящие погони на буквально психоделических транспортных средствах, классно поставленные драки и перестрелки - всего этого в фильме в избытке. Сценарная канва идеально подходит для того, чтобы нанизывать на неё крутые сцены. И любители крутых сцен не должны быть разочарованы. Но главное даже не это. Главное, на мой взгляд, заключается в ярчайших панорамных видах, шикарных дизельпанковских-киберпанковских костюмах и гениальном гриме. Описывать всё это бесполезно. Это надо видеть. Надо прочувствовать саму атмосферу пустыни, погони, безумного драйва.И именно поэтому фильм обязателен к просмотру. Зрелищность фильма тянет на двести баллов по стобальной шкале! Гениально! Блистательно! Шедеврально! Великолепную визуализацию отлично дополняет драйвовый саундтрек. В итоге, остаются ярчайшие впечатления и от просмотра в 3 D в кинотеатре, и от просмотра на компьютере. Я, во всяком случае, смотрел и так, и так и был в восторге.
Сильно глубокого подтекста в этом кино искать не следует. Это просто незамутнённый экшн. Но всё-таки некоторые параллели и аллюзии у меня возникли. Например, фанатичные солдаты Несмертного Джо, брутальные и жестокие психопаты, устраивающие отвязное мочилово в пустыне и стремящиеся лишь к тому, чтобы попасть в Вальгаллу и вкусить там "чибургер", у меня вызвали ассоциации с ИГИЛ. Да и обращение целого ряда режиссёров к постапокалиптической тематике второй половины прошлого века и её востребованность сегодня, её пересмотр сквозь призму современности, на мой взгляд, неслучайны. Возрождаются страхи времён Холодной войны и беспредельных 1990-х. Сытое и комфортное начало XXI столетия с его техническими, технологическими и социокультурными инновациями на фоне относительного экономического процветания и политической стабильности сменилось глубочайшими кризисами и деструктивными вызовами во всех сферах. Вглядываясь в сегодняшнюю политическую и экономическую конъюнктуру, анализируя мировые новости, невольно задумываешься: не ждёт ли нас безумный мир Макса Рокатански, Несмертного Джо и Фуриозы? Не окажемся ли мы в пустыне безумия? Или мы уже в ней?
Игра актёров немного теряется за гримом и спецэффектами. Но Шарлиз Терон впечатлила. Ей шикарно удалось перевоплощение в этакую амазонку дизельпанковского мира. Понравился мне и Николас Холт в роли Накса. Его герой переживает по сюжету серьёзные внутренние трансформации. Актёр их очень талантливо для боевика сумел передать. Когда он говорил о своих "корешах" Лари и Бари, и о том, что, если не они его прикончат, то лихорадка, у меня даже слёзы навернулись. Посреди абсолютно безбашенного супербоевика получился драматический, трагический персонаж. А вот Том Харди как-то впечатлил меньше. Он обречён на сравнения с Мелом Гибсоном, а сравнение получается не в пользу Харди. Он отлично сыграл террориста-суперзлодея Бэйна в "Тёмном рыцаре", блестяще исполнил роль неуязвимого гангстера в "Самом пьяном округе в мире", был весьма неплох в нолановском "Начале". Но в роли Безумного Макса, как мне показалось, он не выложился полностью. Ни черта он не безумный. Да и на Макса Рокатански он немного не тянет. Нет огонька в глазах, нет цельного образа, который получился у Гибсона. Шарлиз Тома переигрывает и затмевает только так. А на фоне целой галереи прекрасно загримированных второстепенных персонажей иногда вообще забывается, что фильм про Безумного Макса. Хотя большого раздражения Харди не вызывает. Смотреть на него можно. А, когда его Макс в очередной раз где-нибудь висит на волоске от гибели, ему даже сопереживаешь.
Короче говоря, крутой получился фильмец, психоделический супербоевик. Ярко! Зрелищно! Динамично! В фильме довольно много насилия. Когда у умирающей беременной женщины из живота вырезали плод и стали его публично обсуждать, даже у меня, старого поклонника сериалов HBO, глаза полезли на лоб. Но в целом фильм укладывается в привычные социально одобряемые лекала. Добро побеждает Зло. Хотя и не без нюансов. Сильно впечатлительным людям с неустойчивой психикой, возможно, фильм смотреть не стоит. Не надо в нём искать и глубоких смыслов и какого-то соответствия действия законам физики, механики, логики. Это просто очень зрелищный фантастический блокбастер! Не больше и не меньше! Высокоинтеллектуальные запросы удовлетворяют совсем другие фильмы! Ну и некоторые поклонники Мела Гибсона, конечно, будут плевать и блевать в экран, надеясь попасть в лицо Тома Харди.
Остальным фильм посмотреть стоит обязательно! Лучше всё-таки в 3D и только с нормальной озвучкой, качественным многоголосым переводом и, конечно, с исключительно качественной картинкой!
Подоплёка некоторых отрицательных отзывов мне ясна! Но и рейтинг 8.5 на IMDB вполне заслужен! В массе невероятно расплодившихся сегодня всевозможных ремейков, сиквелов, приквелов и всего тому подобного "Mad Max: Fury Road" смотрится вполне прилично. По крайней, современная визуализация идеи в данном случае заслуживает внимания.
Однажды давным-давно тому вперед – когда мировые державы уже воспользовались своим ядерным оружием по прямому назначению, и на Земле остались только песок, горы, боевые траки и немного воды – жил-был Макс (Томас Харди). Что само по себе совсем не важно, потому что главный герой выполняет здесь ровно ту же роль, какая отводится галстуку на шее прожженного выпивохи на пути в ближайший бар. Главным действующим лицом остается Мать Погоня. Туда – в Зеленые Земли, где намерены скрыться сбежавшие жены Несмертного Джо (монопольного владельца воды и, как следствие, диктатора, или наоборот). И обратно – в Цитадель, когда выясняется, что... (удалено как спойлер).
Джордж Миллер не сидел в режиссерском кресле 17 лет, а франшизу про Безумного Макса он забросил без малого треть века назад, потому традиционная команда «Мотор!» в начале съемок у него, похоже, превратилась в воинствующий клич, которым он пришпоривал съемочную группу: «Мотор! Мотор! Мотор! Мотор!..»
Двигатели впервые взрываются оглушительным ревом уже на второй минуте фильма и не прекращают реветь, выть, скрежетать, плеваться огнем и выхлопными газами до самых титров. Лишь пару раз Миллер тормозит свою фантасмагорическую колонну из беглецов и преследователей, чтобы бережно потратить возникшую «минуту молчания» на укладку тонкого слоя пафоса и сантиментов из многозначительных взглядов и малозначащих реплик главных героев.
Томас Харди, сменивший Мэла Гибсона на посту Безумного Макса, вместо ожидаемого соревнования «Чей Макс безумнее» выводит своего персонажа за скобки всех уравнений и старательно тащит роль, которая, кажется, вообще была прописана в сценарии лишь грубыми мазками - человек-стреляй, человек-жми-на-газ, человек-крути-баранку. Первую треть фильма Харди проводит в железной маске, скрывающую половину лица, но даже сняв ее остается в образе шварценеггера-ван-дамма-сталонне в расцвете сил.
В такой ситуации – скорее вольно, чем невольно – на первый план выходит полуторорукая, бритая, измазанная сажей воительница Фуриоза (Шарлиз Терон). Если бы не название франшизы, главным героем, безусловно, считалась бы она. В отличие от плывущего по течению титульного героя Фуриоза – герой сюжетообразующий. Она идет наперекор судьбе и меняет вполне уютную должность придворного «генерала в юбке» на положение изгоя, помогая гарему Несмертного Джо сбежать из Цитадели в поисках новой, лучшей жизни. Сценарный крен в сторону героини Шарлиз Терон раскрашивает идейную канву картины во все цвета феминизма. «Мы не вещи», - заявляют жены диктатора в ответ на предложение вернуться, подспудно намекая, что в отсутствие мужчин, мир был бы куда более пригодным для существования.
И ошарашенный мелькающими на экране образами зритель (вне зависимости от половой принадлежности) вынужден согласиться с тезисами феминизма по всем пунктам. Мир «Безумного Макса», созданный Миллером в 2015 году, отличается от своих предшественников из 80-х как фильмы-утопии – от диснеевских мультиков. Гипертрофировано все. И все кинематографически прекрасно в своей гипертрофированности. Скалозубый, покрытый тоннами грима и доспехов Несмертный Джо, его ожиревшие до безобразия соратники, беспомощные карлики и изуродованные воины-альбиносы, стремящиеся в Валхаллу, одряхлевшие, но боеспособные старухи-матери, и даже прикованный к бамперу грузовика безумный гитарист, выдающий непрекращающиеся гитарные рифы и время от времени стреляющий залпами огня. Цирк, шапито, паноптикум, мчащийся по пустыне и сея повсюду смерть.
Получив в свое распоряжение новые технологии, Джордж Миллер довел жанр боевика до верхнего предела и где-то даже хватил через край. Его стараниями самая коммерчески прибыльная разновидность отрасли превратилась в «кино не для всех». Ходульная структура многочисленных «трансформеров», «звездных войн» и «аватаров» с их делением на «хороший-плохой» и «наш-не-наш» оказалась погребена под анархическими лозунгами героев фильма борьбы не «во имя чего-то», а исключительно «жизни для». Зрителю трудно самоидентифицироваться, трудно сопереживать. Ему остается только вжаться в кресло и нестись вместе с «Безумным Максом» по бескрайним пескам, не видя никаких ориентиров на сто миль вокруг.
В качестве эпиграфа:
«Сфотай меня, будто я угнала фуру, или Бабушки ищут участок под рассаду» - название аналитической статьи в «Вестнике лесбийского сепаратизма» за июль сорок пятого года после конца света, издательство «Цитадель Фуриосы»
«Безумные Максы» от одного до четырёх – дети Джорджа Миллера. Два первых – плоды любви, третий, судя по всему, ребёнок «по залёту». Четвёртый же «Макс», который в свидетельстве о рождении записан как «Дорога ярости», является тем ребёнком, которого родитель так ждал, так ждал, а он всё, безумный, никак не появлялся. Правда, складывается впечатление, что Миллер ждал мальчика, а появилась девочка.
Конечно, многие отговаривали режиссёра от максодеторождения. Мол, в вашем возрасте это полное безумие. Мол, родовой процесс требует максимального напряжения. А ваши, мол, интимные режиссёрские мышцы поизносились, одряхлели и безвозвратно растянулись. Но Джордж Миллер своим четвёртым «Максом» чётко всем показал, что его родовые мышцы сродни туго натянутым гитарным струнам.
Рекламное отступление №1.
Новинка унисекс парфюмерии – аромат «Эпоха Полураспада»! Адреналин, драйв, мощь! Начальные ноты: дистиллированный экшн, пот, кровь и запах материнского молока, которое ещё не успело обсохнуть на губах… И совсем немного Вальгаллы! Теперь тебя точно запомнят!
Конечно, в «Дороге ярости» кто-то увидит «не то сына, не то дочь», кто-то – «неведому зверюшку». Но для того, чтобы с пониманием прогуляться по «Дороге ярости», четвёртого «Макса» необходимо посмотреть два раза. Первый раз – широко открытыми глазами, полностью отключив то, что многие называют мозгом. Второй – медленно, покадрово. Рассматривая каждый кадр как икону из комикса-откровения. Внимая Новому Завету от Джорджа «Делай ноги» Миллера. Вклеивая каждый кадр в глубины того, что многие называют мозгом. Вклеивая, как марку. Главное – наклеить все марки. Ну, вы поняли.
Рекламное отступление №2.
Музыкальные прогулки с Несмертным Джигурдой Джо! Дизель-ритм-энд-блюз в формате Junkie XL! Класическая школа! Обзорные экскурсии видов эпохи Полураспада под перебор струн слепого гитариста на тюнингованной гитаре! Возьми в руки свой персональный дизель-«Fender-Stratocaster»! Как мантру повторяй слова «Я и песни петь могу, и е… мастер»*! Пусть тебя запомнят!
Именно во время второго просмотра четвёртого «Макса» начнут проступать культурные слои фильма, созданного на основе раскадровки от британского художника-комиксиста Брендана Маккарти в соавторстве с режиссёром Джорджом Миллером.
Взять, к примеру, начальные кадры, на которых Макс Ротански (Том Харди) закусывает ящерицей с двумя головами. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что одна голова этого мутанта как бы голова ящерки-девочки, вторая – ящерки-мальчика. Понятно, что режиссёр намекает зрителю на два начала – женское и мужское, на иньияньность бытия, но не только. Дело в том, что у австралийских аборигенов ящерица – символ супружеской измены и несчастья для семьи. Этим самым Джордж Миллер подготавливает внимательного зрителя к тем событиям, которые и случились в семье Несмертного Джо (Хью Кияс-Бёрн).
С другой стороны, ящерица – символ изворотливости и перерождения. А ведь перерождения в «Дороге ярости» занимают далеко не последние места. И режиссёр первыми кадрами «Макса» №4 прямо с места в карьер на полном ходу везёт внимательного зрителя к будущим перерождениям и Фуриосы (Шарлиз Терон), воительницы Несмертного Джо, и Накса (Николас Холт), адепта Вальгаллы, и непосредственно Макса. После чего валит с ног этого самого внимательного зрителя визуальным великолепием технически совершенного кино. И зритель, потеряв опору под ногами, безвозвратно проваливается в объёмный мир Полураспада. Мир триединства диктатора Цитадели Несмертного Джо, Людоеда и Главного Оружейника. Мир, в котором у каждого своя правда и своя свобода. Впрочем, не столько правда и свобода, сколько, скорее, осведомлённость о них.
Рекламное отступление №3.
Впервые! Философские синема-записки на песке «Безумство как свобода эпохи Полураспада»! Набери в лёгкие больше воздуха – выдохнуть ты сможешь только на финальных титрах «Безумной Илиады»! Пропусти через себя причину и следствие и выпусти на свободу свою природную ярость! Она увидит тебя! Какой чудесный день! Запомни его!
Джордж Миллер в «Дороге ярости» спекулирует на будущем и осмысляет прошлое, перекидывая мосток от «Воина дороги» к «Иствикским ведьмам». А всё для того, чтобы понять в каком настоящем находимся мы.
Создавая совершенную вселенную «Макса» №4, Миллер взял за основу слова писателя-фантаста Уилльяма Гибсона «Будущее уже здесь, просто оно неравномерно распределено».
Кстати, если кто-то считает, что на «Дорогу ярости» нужно настроится, поймать её волну или ритм… Ерунда! Ритм «Дороги ярости» поймает тебя сам и, поймав, накроет тебя необузданной и неудержимой волной смеси бензака, материнского молока и аква-колы. Запомни себя после просмотра «Дороги ярости»!
Рекламное отступление №4.
Для тех, кто верит в любовь! Для тех, кто ещё не ох… то есть, не оглох от «особенностей методики игры на постапокалиптической гитаре в условиях экстремальных температур и всполохов огня»! Мелодрама «Безумный Артур Банга Макс: Долгая дорога в дюнах пустыни Намиб»! Не оттолкнёт ли Макса холод железной руки Фуриосы и сможет ли он расстегнуть её стальной лифчик? Увидит ли зритель, истосковавшийся по дизель-мелодрамам, поцелуй Фуриосы и Макса? Возобладает ли разум Безумного Макса над его болезненной охотой к перемене мест? И даст ли Фуриоса? То есть, дизель-мелодрама про дорогу в намибийских дюнах – даст ист фантастишь практиш гут!
Съёмочная группа в 1700 человек, 120 дней съёмок, 400 часов отснятого материала, 200 музыкальных инструментов для саундтрека, 150 транспортных средств, которые сделаны вручную, 65 артистов «Цирка Солнца», 150 каскадёров одновременно в кадре… И пустошь в сто тысяч квадратных километров. Из всего этого и сделана «Дорога ярости», которая является сакральной сутью кинематографа. Это магия движения. Это ритм. Это… Да что там говорить! Если бы Жан Луи Люмьер, изобретатель аппарата «Синематограф», снял бы под руководством своего старшего брата не прибытие поезда на вокзал Ла Сьота, а, скажем, убытие из Цитадели Фуриосы, то большая часть синефилов до сих пор так и моталась бы под гитарные опусы от Цитадели – к Зелёным Землям, от Зелёных Земель – обратно к Цитадели… Оно и понятно – против магии движения обычные синефилы бессильны. Выживают только безумные.
P. S.
«Фури-фуриоса, протезик на руке… Кто не знает девочку – теперь уж точно все… Случается, что девочка бывает очень грубая… Но не обязательно... Либе, либе… Вальгалла, Вальгалла…» - песня «Фуриоса» дизель-панк-группы «Цитадель и воины Полураспада»
__________________________________________
* - Чистяков Ф. В., «Говнорок»
Кино, которое поражает и надолго остается в памяти. Деликатесы для Kиноманов :)
Хорошее кино не может и не должно поддаваться пересказу.
Это лучшее из того, что вышло с 2015 по 2022 год (по моему скромному мнению)!
Фильмы, которые вызывают эмоции!
Фильмы, которые заставляют радоваться, плакать, смеяться, злиться, восхищаться, восторгаться, сопереживать героям!
Фильмы, которые держат в напряжении!
Фильмы, от которых можно приятно расслабиться!
Эти фильмы точно никого не оставят равнодушным!
Фильмы, которые, на мой взгляд, достойны просмотра.
В этот плейлист я буду добавлять фильмы, которые создают настроение, фильмы, которые хочется смотреть и пересматривать, которые не оставили равнодушными меня и, надеюсь, не оставят и вас.
Как по мне - отличное кино .
Твёрдые 9 баллов .
фильм - фигня. только из-за кучи экшна поставил 5/10
Фильм просо супер, в кинотеатре два ведра попкорна съел, даже не заметил как, сюжет экшен, смотришь не отрываясь, от меня 10, не меньше Дорога этого фильма в избранное!
суть фильма никакая, сам Макс вообще не приделах и никакой роли не выполняет, главный герой - баба! Только постоянные действия спасают фильм и делают его боле менее
Зрелищно, но тупо. Ну и по сюжету совершенно не понятно, откуда у всех этих "людей" такая техника и оборудование.
Отличный боевик! Как в старые добрые времена. В кинотеатре смотрел на одном дыхании.
С нетерпением жду вторую часть. После обилия комп графики понимаешь, что не хватает таких фильмов.
спасибо за оперативность
Зрелищно, но тупо. Ну и по сюжету совершенно не понятно, откуда у всех этих "людей" такая техника и оборудование.
После апокалипсиса бензин будут раздавать каждому и даром.
О! Спасибо за это!
Надо переименовать фильм в "Безумный молочник"