Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Dafafa13 thumb
10/10

Спектакль человеческой души

Рецензия на фильм «Персона»

3525 thumb

Не правда ли, эта картина поначалу обескураживает, спутывает ваши мысли? Она давлеет над сознанием своей неординарной структурой, отсутствием явных подсказок, нарочито неровными скачками повествования, обманчивой бессвязностью. Но любой проницательный взгляд заметит, что это загнанный в рамки кино театральный спектакль (минимализм в пейзажах и интерьерах, частые крупные планы лиц актеров). С этой позиции и стоит смотреть на все сцены, оценивать их как очередную ступень, набор вопросов, приближающий всех нас к пониманию связки режиссерских

идей.

 

Давайте взглянем в самое начало – запинающийся шелест пленки, паук, ребенок, убийство ягненка, распятие. Эти несколькосекундные кадры перегружены Бергманом, и поэтому их нельзя огульно ассоциировать с первым, что приходит на ум. Запинающийся бег пленки – это спонтанность движения души и в то же время абсурд, присущий человеческой природе, предопределенность, паук – страх перемен и самоосмысления, ребенок – одиночество и безответность. Агнец и распятие не несут никакой религиозной окраски, это олицетворение жертв и страданий в контексте человеческой жизни. (Подумайте, чем, по-вашему, являются дальнейшие сцены с мальчиком?) Уже сквозь вступительные титры режиссер демонстрирует конкретную цель картины, ее центральный стержень.

 

Людьми во многом двигают недоступные полному обзору бессознательные позывы, и любые поступки, совершаемые нашим «Я», могут войти в резонанс с этим огромным участком нашей личности и вызвать тяжелейшие последствия (эпизод на сцене). В фильме этот поступок – отрицание, которое, питаясь неконтролируемым страхом, переросло в замкнутость и апатию. Но это не последний психологический аспект картины, также открыты проблемы выбора, желания, борьбы, отношений…

 

Главные действующие лица ленты – женщины Альма (медсестра) и Элисабет (актриса). Главные выразительные средства – мизансцена и диалог. Стоит подчеркнуть, что каждая из женщин является отдельной личностью, а не абстрактным собирательным образом. А вот их общение и конфликты служат иллюстрацией двух противоположных состояний сознания, дорог, по которым идут люди, спором, который Бергман ведет внутри себя самого. Это самая важная составляющая фильма, поиск равновесия, переосмысление мира…

 

Но картина многослойна, и мы коснулись лишь одной стороны. Очень интересным является непосредственное взаимодействие персонажей. Здесь есть все: гармония, обида, познание, нежность, отвращение, стыд, отторжение, любовь, сочувствие, гнев, отчаяние. Элисабет не может произнести даже слова, она, в силу глубокого кризиса личности, не способна что-либо выразить (это подтверждает сказанное ею в конце слово). Альма постоянно растет над собой, постигая все лучше личность и мотивы Элисабет, она развивается, хоть этот процесс и несет постоянные страдания. Она извлекает свое духовное содержимое, и у нее есть мужество не отвести взгляд. Именно она и чувствует всю гамму перечисленных выше эмоций. На самом деле, помогая актрисе, она помогает именно себе. В конце ленты Альма с легкостью смотрит в застывшую жалкую душу Элисабет, ее финальные слова специально повторяются дважды. В конце остается лишь послевкусие от былого восторга (эпизод у зеркала, эпизод с разрезанной рукой). Помните сцену со слиянием двух половинок лиц? Она является носителем ключевой идеи этого слоя фильма – восприимчивость является обязательной частью сознания, без которой неминуема деградация.

 

Еще один слой – это мысли самого Бергмана (эпизод с мужем, книгой, беседа врача и Элисабет). Это режиссерские выводы о людях, искусстве  и жизни, они ироничны и грустны. Эпизоды с горящим человеком и фотографией метафорично указывают нам на роковые ошибки, которые из слабости может совершить каждый, на наказание, которое за них следует. Ряд сцен (они четко видны) употребляются и в начале, и в конце, указывая на невозможность перемен (альтернативный вариант).

 

Лента не есть набор абстракций. Это гамма сложных психологических коллизий, и режиссер дает нам постигнуть их самостоятельно, потому что иначе не будет толку. Язык картины невероятно богат. Здесь есть вопросы, но есть и ответы. Хоть на пару минут откройте глаза – и вы будете вовлечены в этот идущий по кругу спектакль человеческой души.

Посвящается Вредине.
 

@ Thu, 07 Apr 2011 22:45:07 +0400

Комментарии к рецензии (102)

Still_S
  • Зритель
  • Tue, 12 Apr 2011 02:22:21 +0400

да лан рубята, халас. Не о том уже спорите.

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 12 Apr 2011 02:31:09 +0400
Алекс Гой писал:

"По душе", отчасти, верно. Но это такой хитрый дуализм.

Приписывать чисто отрицательную функцию, как мне кажется, это недооценивание. Я тоже не думал, что гей-украинец будет реально пол-ночи взывать к гомобогам под аркой клуба, а вот поди ж ты - настойчивый юноша оказался.

Я бы обратил внимание, скорее, на неспособность пациента отодвинуться от точки сборки собственного Я и обозреть картину в целом. Например, заявление "отвалите" из уст того, кто сам и троллит тему, явно подсознательно искреннее (как тролль, он не хочет, чтобы от него отвалили, но, как часть дискуссии, понимает, что аргументы кончились еще поста три назад). Но осознания того, что это удовольствие должно быть взаимным, не наблюдается. Пациент искренне старается нас оскорбить, и искренне оскорбляется сам. Это так мило, что иногда хочется подарить ему что-нибудь шоколадное)
Добавим к этому варварское владение куртуазным категориальным аппаратом (минеты-менуэты) и навязчивый маньеризм (который, правда, под нашим благотворным влиянием стал разбавляться здоровой матерщинкой). Все это указывает на умеренный возраст пациента, находящегося в стадии перехода от познавательного к рефлексивному периоду развития личности. В районе 21-24 психологических лет. Возможно, это желаемый возраст, а возможно - переживаемый) На психологический возраст может влиять выраженный гендерный феномен. А может и не влиять))

Подкупает искренность. Чем хорош данный тролль - в нем ничего не бесит)

У него были даже моменты, когда он трезво оценивал ситуацию.
Согласен, дуализм на лицо. Вот интересно, он и в жизни разговаривает так, как пишет?

А вот маты у него какие-то картонные. Типа нарочно в ответ на наши, он их, кажется, наугад выбирает.
Может в жизни его все тупо динамят? А тут он не задрот, а, вроде как, утонченный знаток кино и т. д.
Он и правда умиляет - чем больше нервничает, тем больше маньеризма, прям шкала обиды)). Это как аттракцион - кинул монетку, и он во всю крутится). Насчет возраста - он и сам говорил, что в школе учится(думаю этому факту можно вполне поверить). Я тут три категории троллей придумал с определениями и примерами. Наш подпадает под определение наивного тролля(такие, действительно, не бесят).

У нас в универе тоже был фрик один. Стремноватый такой, худой паренек - умничал, неадекватным прикидывался. Сначала его стебали все, а потом привыкли и как-то перестали замечать).

Vaghir
dafafa13 писал:

У него были даже моменты, когда он трезво оценивал ситуацию.
Согласен, дуализм на лицо. Вот интересно, он и в жизни разговаривает так, как пишет?

А вот маты у него какие-то картонные. Типа нарочно в ответ на наши, он их, кажется, наугад выбирает.
Может в жизни его все тупо динамят? А тут он не задрот, а, вроде как, утонченный знаток кино и т. д.
Он и правда умиляет - чем больше нервничает, тем больше маньеризма, прям шкала обиды)). Это как аттракцион - кинул монетку, и он во всю крутится). Насчет возраста - он и сам говорил, что в школе учится(думаю этому факту можно вполне поверить). Я тут три категории троллей придумал с определениями и примерами. Наш подпадает под определение наивного тролля(такие, действительно, не бесят).

У нас в универе тоже был фрик один. Стремноватый такой, худой паренек - умничал, неадекватным прикидывался. Сначала его стебали все, а потом привыкли и как-то перестали замечать).

Стремление оскорбить объект исследования не добавляет тебе объективности, надо сказать)
Исследователь должен обладать холодным умом. А то ты, похоже, тоже искренне оскорбился))
Ведь "тролль" - это "аватар", электронная личность, полностью ассоциировать которую с её первопричиной не имеет смысла, иначе троллинг удался.
Ты пытаешься оскорбить аватар, что заведомо невозможно. Однако, хозяин аватара настолько сильно ассоциирует себя с ним, что оскорбляется за него, и оскорбляет в ответ от его имени, интерпретируя свое Я в то, каким бы оскорблял аватар) Маразм крепчает в обе стороны, и на выходе, порою, шедевральная ахинея) А порою, конечно, детсадовские пшики, за что всем "неуды".
Что касается "учится в школе", я очень сильно в этом сомневаюсь) Этакий король Матиуш Первый)

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 12 Apr 2011 02:55:56 +0400
Алекс Гой писал:

Стремление оскорбить объект исследования не добавляет тебе объективности, надо сказать)
Исследователь должен обладать холодным умом. А то ты, похоже, тоже искренне оскорбился))
Ведь "тролль" - это "аватар", электронная личность, полностью ассоциировать которую с её первопричиной не имеет смысла, иначе троллинг удался.
Ты пытаешься оскорбить аватар, что заведомо невозможно. Однако, хозяин аватара настолько сильно ассоциирует себя с ним, что оскорбляется за него, и оскорбляет в ответ от его имени, интерпретируя свое Я в то, каким бы оскорблял аватар) Маразм крепчает в обе стороны, и на выходе, порою, шедевральная ахинея) А порою, конечно, детсадовские пшики, за что всем "неуды".
Что касается "учится в школе", я очень сильно в этом сомневаюсь) Этакий король Матиуш Первый)

Да нет, это кажется из-за формулировки вопросов и выводов.
Я не подразумевал никаких оскорблений.
Мой ум холоден.

Лично я не ассоциирую полностью. Но если наш тролль искренен в своих словах, то его линию поведения нельзя назвать специально созданной зарание(хотя кто знает).

Да, у всех здесь аватарки и ники, но по тому, что люди тут говорят, можно отчасти понять, какие они на самом деле(хотя я может и ошибаюсь). Довольно различимы тролли, которые рисуются, которые провоцируют и которые потакают, иногда все вместе. В реале этого тоже полно.

На мой взгляд их цель - заставить кого-то "повестись" на их жесты(хотя ты прав в том, что они притворяются другими людьми больше остальных). И если кто-то тут, к примеру, ведет себя как му*к, то это в любом случае компрометирует владельца аватара. В повседневности ему не сойдет это с рук, а здесь - на здоровье, нет никаких регуляторов, кроме самого себя(бывают, конечно, ситуации - поп*ли, разбежались, без обид). Если тебя обламали, раскритиковали(без троллинга) и т. п., то говорить, что все идет в адрес аватара и цепляться за анонимность - самообман.

Мы все кем-то хотим быть, но сказанное на сайте нельзя отменить под предлогом того, что это, мол, просто образ). Нет аватара и хозяина, это один человек. Другое дело, если мы видим только одну его сторону - садоводы сидят на сайте садоводов, и хрен его знает, кто есть кто. Но иногда сказанного достаточно, чтобы сделать выводы.

А про однокурсника я добавил по анологии твоего примера с геем.

зы: я слышал, у тебя вышла книга в прошлом, кажется, году. Скажи, она только в России выходила тиражем?

Vaghir
dafafa13 писал:

Да нет, это кажется из-за формулировки вопросов и выводов.
Я не подразумевал никаких оскорблений.
Мой ум холоден.

Лично я не ассоциирую полностью. Но если наш тролль искренен в своих словах, то его линию поведения нельзя назвать специально созданной зарание(хотя кто знает).

Да, у всех здесь аватарки и ники, но по тому, что люди тут говорят, можно отчасти понять, какие они на самом деле(хотя я может и ошибаюсь). Довольно различимы тролли, которые рисуются, которые провоцируют и которые потакают, иногда все вместе. В реале этого тоже полно.

На мой взгляд их цель - заставить кого-то "повестись" на их жесты(хотя ты прав в том, что они притворяются другими людьми больше остальных). И если кто-то тут, к примеру, ведет себя как му*к, то это в любом случае компрометирует владельца аватара. В повседневности ему не сойдет это с рук, а здесь - на здоровье, нет никаких регуляторов, кроме самого себя(бывают, конечно, ситуации - поп*ли, разбежались, без обид). Если тебя обламали, раскритиковали(без троллинга) и т. п., то говорить, что все идет в адрес аватара и цепляться за анонимность - самообман.

Мы все кем-то хотим быть, но сказанное на сайте нельзя отменить под предлогом того, что это, мол, просто образ). Нет аватара и хозяина, это один человек. Другое дело, если мы видим только одну его сторону - садоводы сидят на сайте садоводов, и хрен его знает, кто есть кто. Но иногда сказанного достаточно, чтобы сделать выводы.

А про однокурсника я добавил по анологии твоего примера с геем.

зы: я слышал, у тебя вышла книга в прошлом, кажется, году. Скажи, она только в России выходила тиражем?

только в России.

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 12 Apr 2011 03:03:52 +0400
Алекс Гой писал:

только в России.

О чем она?
Найти ее в продаже там можно еще?

Vaghir
dafafa13 писал:

О чем она?
Найти ее в продаже там можно еще?

Она об истории развития интернет-порнографии в России. Её можно купить в Питере и Москве в бумажном варианте, или скачать в доредакционном варианте с торрентов.

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 12 Apr 2011 03:55:48 +0400
Алекс Гой писал:

Она об истории развития интернет-порнографии в России. Её можно купить в Питере и Москве в бумажном варианте, или скачать в доредакционном варианте с торрентов.

Серьезно что ли? На такие темы книг я еще не читал...
"История развития интернет-порнографии в России" и есть название?
У меня друг в Питере живет, может мне ее там купить, вот я и спросил, спасибо.

Я там несколько мыслей по поводу аватаров и владельцев добавил в предыдущий коммент,
если тебе интересно - просмотри.

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Tue, 12 Apr 2011 08:47:42 +0400
Алекс Гой писал:

Стремление оскорбить объект исследования не добавляет тебе объективности, надо сказать)
Исследователь должен обладать холодным умом. А то ты, похоже, тоже искренне оскорбился))
Ведь "тролль" - это "аватар", электронная личность, полностью ассоциировать которую с её первопричиной не имеет смысла, иначе троллинг удался.
Ты пытаешься оскорбить аватар, что заведомо невозможно. Однако, хозяин аватара настолько сильно ассоциирует себя с ним, что оскорбляется за него, и оскорбляет в ответ от его имени, интерпретируя свое Я в то, каким бы оскорблял аватар) Маразм крепчает в обе стороны, и на выходе, порою, шедевральная ахинея) А порою, конечно, детсадовские пшики, за что всем "неуды".
Что касается "учится в школе", я очень сильно в этом сомневаюсь) Этакий король Матиуш Первый)

Вот что-то подсказывает мне, что ты не до конца искренен в том, что сам никогда не оскорбляешься и не обозляешься) другое дело - в какой форме это проявляется, это уже другой вопрос. Чем больше развит интеллект, тем изощреннее и изворотливее.

Ассоциировать свою "маску" в интернете со своим "я" - это разве контролируемый процесс? Мне кажется это подсознательно. За себя говорю, по крайней мере. Разве тебе "ничто человеческое не чуждо"? wink

Мы ассоциируем аватарку с "Я", как следствие оскорбляемся или обозляемся, а дальше - опять же в разных формах проявляется:

- я, к примеру, слепо защищаю свое произведение (точку зрения) как самка своего детенышаmrgreen
- а ты подвергаешь оппонента/врага/подзащитного/пациента более тщательному "анализу" wink

***

А про украинца под аркой - это к чему? Или про кого lolЯ потерял логическую нить ариадны)

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Tue, 12 Apr 2011 09:03:15 +0400

К дафафа:
"Согласен, дуализм на лицо. Вот интересно, он и в жизни разговаривает так, как пишет?"

А это о чем говорит? eekЯ в жизни вообще не так разговариваю, как пишу. И даже больше скажу: в разных ситуациях, в разном обществе по-разному разговариваю.

Заговаривая с незнакомой женщиной в театре, я не применяю свой обычный стиль как со своими приятелями во дворе и на работе) Я говорю грамотнее, но медленнее оттого что приходится напрягаться mrgreen И в рецензии и комментариях совсем разный стиль)

Добавить комментарий