ПРИЗРАК В ДОСПЕХАХ
МАНГА
В этот раз серия постов посвящена вселенной «Призрак в доспехах» и приурочена к выходу первой ее экранизации (именно фильма, а не аниме). «Призрак в доспехах» (на родине сего творения, в Японии, еще использовалась приставка «Спецподразделение по предотвращению захвата оболочки», но при адаптации под Америку все упростили, что естественно, а там и покатилось, т.к. большинство манги, к большому сожалению, на русский язык переводится уже с английского перевода, за очень редким исключением). Так о чем это я? «ПВД» - достаточно старая научно-фантастическая манга автора Масамунэ Сиро, изданная аж в 1991 году и с тех пор ставшая культовым, причем не только в среде поклонников аниме, произведением, превратившись в целую вселенную, состоящую не только из самой манги, но и из полнометражных ее аниме-воплощений, сериалов, игр, всевозможного фансервиса (вроде фигурок, одежды и т.д.), а теперь – и фильма.
Сюжет может Вам напомнить о многих произведениях жанра киберпанк. В недалеком 2029 году (в 1991 году он таким близким еще не казался) сети и компьютеры развились до того, что появилась возможность создавать высокотехнологичных киборгов с полной интеграцией в Сеть. Главная героиня Кусанаги Мотоко - киборг, с человеческим разумом внутри кибернетического тела, майор Девятого отдела, созданного для спецопераций правительства. В Сети объявляется некий таинственный хакер по прозвищу «Кукловод», манипулирующий людьми через ту же Сеть, заставляя их действовать в его интересах.
Здесь прослеживается один из главных страхов и конфликтов произведения – потеря самоидентификации. В мире, где посторонний человек может полностью захватить над тобой контроль и даже изменить твои воспоминания и личность, вопрос сохранения собственного «я» стоит особенно остро. Кроме того, часто проявляются фобии¸ связанные с тем, что люди теряют связь со своей личностью, будучи уверенными, что их воспоминания – искусственно созданы и внедрены им насильно. На поимку «Кукловода» направляют Девятый отдел. Но не все так просто, как кажется. Кукловод оказывается совсем не тем, кого они ожидали найти, а в деле оказывается замешана политика.
Отзывы о манге часто разнятся. Кто-то говорит, что это одна из самых насыщенных манг, что они читали. Сложная и многомерная, что в плане рисунка, что в плане сюжета и сеттинга. У персонажей свой особенный стиль рисовки, присущий 80-90-м годам, с часто крайне детализированными чертами лица, но при этом гипертрофированно сексуальными женскими телами (которые не особо парясь демонстрируют во всей красе, в некоторые моменты настолько откровенно, что это может тянуть уже даже не на эротику, а на чистой воды порнографию. Ниже я разместил пару подобных моментов, помягче, но если вам нет 16 – пшли вон!
Бэкграунды прорисованы очень подробно, равно как и всяческие шумы - взрывы, удары. Вообще, манга очень интересно смотрится, особенно в наше время, когда упрощение рисунка стало очень популярно. Многие жалуются на затянутость сюжета в первых главах, на то, что манга долго «раскачивается» и только постепенно начинает раскрывать свой потенциал главе к 4-5, когда многие уже могли бросить ее читать. Ну что, им же хуже – скажут те, кто дождался активной фазы. Поведение персонажей местами выглядит откровенно комедийно но это не мешает манге являться суровым боевиком. В отличие от последующих аниме-продолжений, Кусанаги тут в силу эмоциональности строит рожицы, одну забавнее другой, да и вообще - работает за деньги, а не за идею, из-за чего порой доходит до смешного. По ходу дела освящается много технических аспектов, касательно "Призрака", сети и не только, отчего читать порой было нудновато.
Зато юридическая часть во второй половине - политические дебаты (упоминаются к слову Сирия и террористы) и судебное заседание читаются бодро и свежо, а философские разглагольствования о человечестве и жизни от Кукловода так и вовсе поражают многих читателей в самое сердце. В последней главе автор разъясняет значение тех или иных фраз, терминов и деталей сцен. Это самый настоящий авторский мануал-путеводитель по его же манге, насколько детально мангака проработал свой мир, начиная от государственных аспектов Японии и заканчивая питанием киборгов, ссылаясь при этом на науку, религию и политику.
ПРИЗРАК В ДОСПЕХАХ
АНИМЕ, 1995
На волне популярности оригинальной манги от 1992 года, в году 1995 был выпущен полнометражный аниме-фильм «Призрак в доспехах». По сравнению с мангой, он стал куда более мрачным и философским произведением, хотя фирменные жесткие и жестокие боевые сцены никуда не делись. При этом, атмосфера киберпанковского будущего окрасилась в болезненно-депрессивные цвета, стала более давящей и менее красочной, нежели в оригинале. Майор Кусанаги уже не строила забавные рожицы и работала за деньги, а куда больше была озабочена проблемой самоидентификации.
Сюжет в своей основе остался без изменений, но вокруг него вырос абсолютно новый скелет, что неудивительно – впихнуть целую мангу в один полнометражный фильм, причем не самый длинный по хронометражу – задача попросту немыслимая. Поэтому, историю пришлось капитально перекраивать, ужимать и логически связывать различные оставленные фрагменты, чтобы не потерять общую логику повествования. Действие фильма происходит все в том же в антиутопическом будущем. К 2029 году, благодаря повсеместно распространившимся компьютерным сетям и кибер-технологиям, практически все люди вживили себе разнообразные нейронные имплантаты. Но кибер-технологии принесли и новую опасность для человека: стал возможным так называемый «взлом мозга» и ряд других преступлений, связанный непосредственно с ними.
Давно разыскиваемый хакер, которого прозвали Кукловодом, начинает вмешиваться в политику, и тогда «9-й Отдел» Бюро Общественной безопасности, оперотряд полиции, оснащенный по последнему слову техники, получает приказ расследовать это дело и остановить Кукловода. В погоне за ним возникает вопрос: что делает человека человеком и кто такой Кукловод в этом мире, где граница между человеком и машиной почти незаметна?
Для своего времени фильм стал революционным по части графики. Например, в нем использовался прием замедленной съемки, позже использованный в фильме «Матрица» (создатели фильма — братья Вачовски — открыто утверждали (см. документальный фильм «Создавая „Матрицу“»), что вдохновлялись при создании «Матрицы» этим аниме, что также подтверждается неоднократным, почти буквальным повторением кадров из аниме в фильме). Музыка к фильму по-настоящему завораживает и на 100% соответствует видеоряду. Полная национального колорита и в то же время – технического звучания, она как бы подчеркивает картинку, в которой традиционализм тесно переплетается с хай-теком. Несмотря на то, что произведение получилось, мягко говоря, не для всех, на мировом рынке это аниме является одним из наиболее популярных.
Аниме, кстати, даже обсуждали на передаче «Закрытый показ» с Гордоном, где анимешников схлестнули с ядреными мракобесами и маразматическими «совками», которые с трясущимися головками и горящими глазами рассказывали про то, что раньше было лучше и вообще – это все для малолетних дебилов. Первый канал такой Первый.
ПРИЗРАК В ДОСПЕХАХ
АНИМЕ, 2004
В качастве продолжения оригинальной экранизации манги, в 2004 году была выпущена еще одна полнометражка по миру «Призрак в доспехах», под названием «Невинность». Режиссером и сценаристом фильма стал Мамору Осии. Ребята не стали изобретать велосипед и сделали сюжет аниме тесно связаным с мангой-первоисточником Масамунэ Сиро. Фильм создан студией Production I.G, которая так же произвела оригинальный фильм и спин-офф телесериал «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex» (что уже является знаком качества, так как сериал получился просто великолепным, но о нем позже).
Для того чтобы фильм лучше продавался за пределами Японии, к оригинальному названию был добавлен номер 2 - Ghost in the Shell 2: Innocence, что делало жирный такой намек, что это именно сиквел. Наряду с фильмом, была опубликована книга «Ghost in the Shell 2: Innocence: After the Long Goodbye», которая должна была послужить приквелом к «Невинности». В целом, технологии за девять лет с момента выхода первого фильма шагнули достаточно далеко вперед, поэтому новое аниме смотрится более современным, но слегка за счет этого подрастеряло ламповую нуарность первого фильма. Как продолжение оно весьма достойный продукт. Впрочем, в линейке GITS пока нет особенно уродливых проектов в принципе, так что к просмотру я его все-таки бы рекомендовал даже ярым фанатам первого фильма.
Сюжет логически продолжает историю первой части. 2032 Год. Майор Кусанаги бесследно исчезла на просторах мировой сети. Но «9-й Отдел» по-прежнему выполняет свою работу, под руководством Бато. Становится известно о случаях убийства гиноидами, самоуничтожающимися после этого, своих владельцев. Бато лично выходит остановить одного из них, но гиноид совершает самоубийство, в процессе взывая о помощи. Бато и Тогуса решают разобраться в причинах столь необычного явления, и расследование приводит их на фабрику гиноидов, где все не так просто, как кажется. Фильм был тепло принят публикой и критиками, хотя и не снискал славу первой части.
ПРИЗРАК В ДОСПЕХАХ
АНИМЕ-СЕРИАЛ
Вполне логичным развитием вселенной «Призрак в доспехах» после создания манги и полнометражки стал полноценный аниме-сериал из двух сезонов под названием «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (Stand Alone Complex). Сериал был создан компанией Production I.G и демонстрировался с 2002 по 2003 год. Второй сезон с названием «Ghost in the Shell: S.A.C. 2nd GIG» шел с 2004 по 2005 год. Оба сезона состоят из 26 серий каждый и дополнены мини-сериалом «Tachikoma Specials» или «Дни Татиком» (это такие разумные «танки»). Два сезона сериала завершает полнометражный анимационный фильм «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — Solid State Society».
ЧАСТИЧНЫЕ СПОЙЛЕРЫ
Аниме-сериал нарушает последовательность повествования, заданную как оригинальной мангой Сиро, так и фильмом Мамору Осии 1995 года «Ghost in the Shell». События сериала начинаются в 2030 году, через шесть лет после «Инцидента со Смеющимся Человеком». За шесть лет до начала основных действий аниме неизвестным хакером был похищен президент крупной корпорации, производящей микромашины. Отличительной чертой хакера становится манера взламывать все видеоустройства (в том числе и кибермозги свидетелей) на «глаза» которым он попадается и с их помощью скрывать свое лицо под приметной эмблемой «Смеющегося человека» с цитатой из романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Через некоторое время после инцидента сразу несколько крупных корпораций подвергаются провокациям с использованием этого символа. «Смеющийся человек» быстро становится популярным в сети, хотя больше и не заявляет о себе.
– опенинг первого сезона. – полная версия песни из опенинга первого сезона. Да, вы не ослышались, поют по большей части на русском, и нет, это не перевод, это оригинал.Эти события уже готовы стать историей, но в Управлении МВД до сих пор работает группа, расследующая дело «Смеющегося человека». Один из детективов, не доверяя своим коллегам, пересылает часть материалов Тогусе, и в тот же вечер погибает при подозрительных обстоятельствах. Его смерть и расследование «Девятого отдела» по материалам, которые он передал, становятся причиной коррупционного скандала в высших чинах Управления. А во время скандальной пресс-конференции в игру вновь вступает «Смеющийся человек».
Во втором сезоне в Японии появляется группа «11», которая выступает за то, чтобы беженцам на острове Дэдзима в бухте Нагасаки были даны права. Их идеология основана на фиктивном эссе Патрика Сильвестра «11». Их лидер — Хидэо Кудзэ. «Девятый отдел» занимается обезвреживанием группы «11» и наведением порядка в Дедзиме. Главный противник «Девятого отдела» — Кадзундо Года — создатель фиктивного эссе «11» и советник премьер-министра Японии по военной разведке. Дело осложняется личными проблемами Мотоко Кусанаги: Кудзэ, ее противник, оказывается тем самым мальчиком, который когда-то значил для нее очень много.
– опенинг второго сезона. – полная версия песни из опенинга второго сезона. И да, здесь тоже есть по-русски, это такая фишка сериала.Действие полнометражки Solid State Society происходит через год после событий, описанных во втором сезоне сериала, и Мотоко Кусанаги уже покинула 9-й отдел Бюро Общественной безопасности (БОБ), который за это время разросся до команды из 20-ти полевых оперативников во главе с Тогусой. Сотрудники 9 отдела сталкиваются с несколькими странными случаями, которые приводят их к главному подозреваемому, высококлассному хакеру с ником Кукольник.
Во время расследования пути Бато и Мотоко пересекаются. Она предупреждает его о том, что если он приблизится к обществу Solid State (Обществу обеспечивающее стабильность государства), то он умрет — «раскинет мозги, как они». Как выяснилось потом, это общество было создано для использования ментальных ресурсов стариков (Kifu Aged), подключенных к здравоохранительной системе наблюдения, которая поддерживала их жизнь, пока они не умрут естественной смертью. Также подключенные к системе могли заботится о сиротах или детях из неблагополучных семей, обретая смысл для жизни и завещая этим детям свое имущество после смерти. Однако детей стали похищать, чтобы сделать частью системы Solid State. Официальные лица ничего не подозревали об этом. За всем этим и стоял Кукольник, создавший инфраструктуру похищения детей и промывки мозгов им и их родителям.
СПОЙЛЕРЫ КОНЧИЛИСЬ
Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — Tachikoma Specials - бонусный мини-сериал созданный по технологии CGI, прилагающийся к DVD-версии Ghost in the Shell: Stand Alone Complex. Фактически каждая минутная серия является скетчем по мотивам соответствующей серии оригинального сериала. Основными и единственными героями этих юмористических зарисовок являются Татикомы — минитанки 9-го Отдела, оборудованные искусственным интеллектом. Все действие этого мини-сериала происходит в белом пространстве, схожим с «конструктором» из «Матрицы».
Сериал нарисован красиво, бережно по отношению к пропорциям человеческих тел и реалистичным чертам лиц. Т.к. с момента выхода первого полнометражного аниме прошло 7 лет, компьютерной графики стало достаточно много, но она не режет глаз и органично вписывается в картинку обоих сезонов. Сериал подкидывает и комедийные, и весьма драматические моменты, радует хорошо прописанной детективной линией и является по сути отличным шпионским детективом в рамках киберпанк-вселенной. Любителям конспирологических теорий – смотреть однозначно.
ПРИЗРАК В ДОСПЕХАХ
АНИМЕ-СЕРИАЛ, ПРИКВЕЛ
В наше время стало достаточно популярно знакомить новых зрителей со старыми персонажами и франшизами, производя перезапуски. И я скажу, что очень рад тому факту, что с «Призраком в доспехах» так не поступили, потому что это было бы долбанным кощунством. Не знаю, кто все-таки решил снимать вместо перезапуска приквел, но низкий ему за это поклон. Ghost in the Shell: Arise - пятисерийная OVA (так же выпущенная в виде сериала из 10 эпизодов) которая является «переделкой» с новым дизайном персонажей.
Кому-то не понравилась новая рисовка, в которой майор стала слишком уж девчачьей, в пику своим весьма соблазнительным формам из манги и первых фильмов-сериалов, кто-то наоборот, нашел решение о смене дизайна свежим решением, позволившим авторам более полно проявить инициативу при создании своего творения, а не идти по проторенной дорожке. Не знаю кто как, а я отношусь к этому творению вполне лояльно.
Сюжет рассказывает о событиях, произошедших в 2027 году, что по хронологии происходит до фильма 1995 года. В Ньюпорт-Сити взрывается бомба, убивая торговца оружием, у которого могут быть связи с таинственной организацией 501. Сотрудник службы безопасности Арамаки нанимает военного хакера Мотоко Кусанаги помочь ему разобраться в этом деле. Но детектив Тогуса, расследующий серию убийств проституток, которые, как он полагает, связаны с происшествием, полагает, что Кусанаги сама – преступник. Кроме того, за Кусанаги следит и полковник из организации 501. Фактически, мы с вами видим то, с чего начинался 9-й отдел, как встретились оригинальные персонажи, как сложился их коллектив.
В «Arise» обновлен не только дизайн персонажей, но и группа сэйю. Но для нашего рынка, это в общем то должно пройти достаточно незаметно, т.к. те времена, когда аниме смотрелось практически только с субтитрами уже миновали и большая часть «новичков» смотрит его уже дублированным, либо не смотрит вовсе. Хотя лично я все равно предпочитаю субтитры, и мне новые голоса не показались какими-то ужасными и ломающими образ персонажей. В общем, если вы лояльны к приквелам и готовы увидеть знакомых героев в новом прочтении – сериал для вас.
ПРИЗРАК В ДОСПЕХАХ
ИГРЫ
Логичным шагов в развитии вселенной стало и появление компьютерной игры по ее мотивам. Или даже игр, потому что на данный момент их как минимум две (лень искать больше, если найдете – поправите меня). Первая вышла еще в дремучем 97 году и нынешним ньюфагам незнакома. Называлась она, собственно, Ghost in the Shell, и главные роли в ней были озвучены теми же актерами, что и в одноименном фильме 1995 года, несмотря на то, что они не связаны напрямую сюжетом.
Сюжет игры и художественное оформление были написаны и созданы Масамунэ Сиро, создателем оригинальной манги. Сюжет разворачивается вокруг действий членов девятого отдела, их расследованием и сражением против «Фронта освобождения человечества». Игрок управлял татикомой - мобильным боевым роботом.
Игра получила преимущественно положительные отзывы. Особенно были выделены графика, анимация и музыка, а также необычная механика передвижения по стенам. Однако, достаточной критике подвергся утомительный и однообразный игровой процесс и низкая сложность. Через 15 лет после релиза Game Informer добавили Ghost in the Shell в список лучших игр, основанных на манге или аниме.
Кроме этой игры, существует Ghost in the Shell Online – командный шутер от студии Neople, на счету которой Action/MO Dungeon Fighter Online и MOBA Cyphers. В основу этой игры легла все та же вселенная «Призрак в доспехах». Правда, глубокой философии и интригующего сюжета, как в оригинальный научно-фантастической манге, ждать здесь не приходится. Игра взяла от мира киберпанка только внешний вид локаций и персонажей, а все остальное – достаточно типичный онлайновый шутер, без особых претензий, т.к. конкурентов в этом сегменте более чем достаточно. Здесь вы встретите всех основных героев манги: Мотоко, Бато, Исикаву, Сайто и других. Причем каждый персонаж имеет свой уникальный набор умений, включая увеличение скорости, урона, скрытность и многое другое.
Насколько я знаю, у игры прошел открытый бета-тест, причем достаточно удачно, но относительно прочих подобных проектов, даже успешно провалившихся на фоне дебильного Overwatch – практически незаметно. Тем не менее, в игровой прессе был сделан достаточно обильный вброс информации о том, насколько игра ништякова, хардкорна, красива и т.д., что наводит на мысль о том, что это либо недооцененный шедевр, либо проплаченная агрессивная реклама.
В сети появился новый трейлер "Лиги справедливости", в которой, судя по всему, создатели решили подкорректировать серьезность вселенной DC и внести в нее нотки юмора. Судя по трейлеру, шуток они все-таки завезли, но вот насколько удачно все будет объединено?