Пётр Тодоровский. Невероятная история удивительного человека
26 августа 1925 года родился гениальный советский режиссер, талантливый оператор и композитор Пётр Тодоровский. Его личность прекрасно демонстрируют снятые им фильмы, которые зрители помнят и любят до сих пор. Среди многих его постановок можно выделить такие гениальные картины, как “Верность", «Военно-полевой роман», «Любимая женщина механика Гаврилова» и другие.
Каждая киноработа Тодоровского наполнена добротой, мудростью, любовью и юмором. И это неудивительно, потому что таким же качествами обладал и сам Пётр Ефимович, который располагал к себе каждого, кто хоть раз пересекался с ним. И хотя война оставила неизгладимый след на судьбе Петра Тодоровского, он сумел сохранить эти добрые качества и пронести их через всю жизнь.
История Петра Тодоровского начинается в городе Бобринца, Кировоградской области, Украинской ССР, где прошло трудное детство будущего режиссера. Его родители, Ефим Гильевич Тодоровский и Розалия Цалевна Островская, жили бедно; вот как вспоминал Петр Ефимович то время:
Я знаю, что значит голод. В 1932-м я выбирал из веника пупырышки, толок их с гнилой свёклой. Называлось это «матарженики».
Тодоровский только окончил девять классов средней школы, как началась Великая Отечественная война, и он вместе с родителями эвакуировался в Сталинград. Его отец хватался за любую работу и вскоре он вместе с Петром устроился на электростанцию разгружать уголь. В ноябре 1941 года, из-за наступления немцев, семье пришлось вновь бежать. На этот раз путь их лежал в Новоузенский район Саратовской области, где Пётр с отцом устроились работать в колхоз «Песчаный Мар».
Когда Петру Тодоровскому исполнилось восемнадцать лет, он добровольцем записался в ряды Красной Армии. В апреле 1943 года стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища и с 1944 года командир миномётного взвода, который входил в состав 47-й армии 1-го Белорусского фронта.
Тодоровский участвовал в освобождении таких польских городов, как Варшава, Быдгощ, Щецин, и взятии Берлина. В марте 1945 года Пётр Ефимович был контужен неподалёку от германской коммуны Шёнхаузена, после чего война для него закончилась. Вот как вспоминал об этом непростом времени Пётр Тодоровский:
Война — это четыре года жизни в нечеловеческих, противоестественных условиях. Там было всё — жестокость и несправедливость, романы и смерти, храбрость и трусость, бездарность командиров и героизм солдат, предательство и самопожертвование.
После войны Пётр Ефимович еще какое-то время служил в военном гарнизоне Песочное под Костромой. А после того, как был уволен в запас, начал работать на заводе стеклотары, параллельно он окончил десятый класс и брал уроки рисования. Серьезно задумавшись о своей будущей профессии, в 1949 году Тодоровский поступил во ВГИК, на курсы оператора, которые с успехом окончил в 1954 году, после чего был принят в Кишинёвскую киностудию документальных фильмов.
В качестве оператора он участвовал в съёмках цикла передач для киножурнала «Советская Молдавия». А затем Пётр Ефимович дебютировал в полном метре в фильме 1955 года «Молдавские напевы», где он работал совместно с оператором Радомиром Василевским. В дальнейшем они были главными операторами на легендарной картине «Весна на Заречной улице» (1956).
Этот фильм был мощным трамплином, который дал мне возможность изменить свою жизнь. Он открыл мне дорогу в режиссуру…
Меня номинировали на «Оскар», но к этому я отнёсся спокойно. Наши были в Афганистане, «Аэрофлот» выгнали из Америки, так что я понимал… И ещё была проблема со смокингом. У меня смокинга не было. На “Мосфильме” нашли какой-то из сукна толщиной в два пальца, подогнали. Жара 28 градусов. Все в лёгких смокингах. А я сижу в этой шинели. С бабочкой. Мне не до “Оскара”. Я оттуда выскочил как ошпаренный.”
Пётр Тодоровский и Мира Герман
Второй супругой Петра Ефимовича стала Мира Григорьевна Герман. В этом браке в 1962 году родился их единственный сын Валерий Тодоровский, который в дальнейшем связал свою жизнь с кино. Валерий получил широкую известность в качестве режиссёра, сценариста и продюсера.
Пётр Ефимович Тодоровский ушёл из жизни 24 мая 2013 года в Москве. Ему было 87 лет.
back-in-ussr.com
Борис Андреев. Его любил и народ, и даже Сталин
Почти 40 лет с нами нет Бориса Фёдоровича, а фильмы с его участием до сих пор с удовольствием смотрят зрители нескольких поколений, восхищаются его талантливой, правдивой игрой, и сожалеют, что нет в нашем кинематографе достойной замены этому великому актёру. Одно время его в некоторой степени заменял Виктор Степанов, а сейчас место пусто, вакантно, и даже претендентов не видно…
«Мне кажется, что моя творческая жизнь сложилась очень удачно и интересно — говорил актёр. — Я как бы прожил две жизни. Одна — моя личная жизнь, жизнь человека, вторая — жизнь артиста, художника, жизнь в образах, жизнь в чужой жизни, если можно так выразиться».
Андреев родился в 1915 году в Саратове, семья была простой, рабочей, и он не мечтал о лучшей доле, сразу после окончания семилетки устроился слесарем-электромонтёром на комбайновый завод, пройдя полугодовые курсы. Потом без отрыва от производства учился в школе рабочей молодёжи и в те годы впервые посетил занятия заводского драмкружка, куда его привёл товарищ.
Увиденное неожиданно увлекло Бориса, он записался в группу и стал с радостью учиться актёрскому мастерству и технике речи. Очень скоро руководитель кружка, известный саратовский актёр Иван Слонов, отметил выдающиеся способности рослого парня и посоветовал ему поступить в театральный техникум. Андреев смог сдать экзамены, но учиться с самого начала было трудно – на заводе он работал в три смены, приходилось отпрашиваться, меняться, и зачастую сидеть на уроках после ночной.
Уже через пару месяцев такой учёбы единственным желанием Бориса было выспаться, он хотел спать постоянно и подумывал бросить эту затею. Слонов всё уладил, попросил заводское руководство предоставить Андрееву удобный график, и в оправдание пообещал, что тот станет великим артистом. Коллектив пошёл навстречу, и когда будущий актёр учился на выпускном курсе, его совсем освободили от работы и даже выплачивали стипендию из фондов предприятия.
В 1937 году Борис получил диплом и был принят в труппу Саратовского драматического театра, но там его сразу постигло разочарование, и он пожалел, что вообще убил 4 года на обучение. Дело в том, что каких-либо значимых ролей ему доверять не спешили, а первой работой Андреева стал закулисный лай собаки в постановке чеховского «Вишнёвого сада».
«Я исполнял эту роль в течение сезона, — вспоминал сам Андреев. — Делал я её со всей искренностью души человека, влюблённого в искусство. Я имел признание труппы. Все говорили: «Ах, как замечательно лает и воет эта собака». Сам по природе я был парень довольно озорной, отлично понимал их незамысловатую шутку, но здесь почему-то помалкивал и не приглашал родителей на очередной спектакль по контрамарке».
Вскоре театр отправился на гастроли, и в Москве молодого актёра приметил знаменитый режиссёр Иван Пырьев. Он пригласил Бориса на пробы в свою музыкальную комедию «Трактористы» на роль Клима Ярко, но глядя на могучего парня понял, что ошибался — «Какой это герой-любовник?! Это же шалопутная человеческая особь! Он рожден для роли Назара Думы».
В итоге Андреев был утверждён на роль Думы, а Ярко сыграл Николай Крючков – он, и Пётр Алейников, которому досталась роль балагура и хулигана Савки, стали с тех пор самыми лучшими, закадычными друзьями Бориса. Они и в жизни были балагурами и хулиганами в молодые годы, коллеги очень любили их троицу, и называли её «святой».
«Это была первая его роль в кино, а сыграл он её очень уверенно, профессионально, с чувством меры, нигде не «пережимая», хорошо взаимодействуя с партнёрами. В нём сразу же обнаружился недюжинный актёрский талант» — вспоминал Николай Крючков.
Съёмки фильма проводились по большей части на Украине при участии киностудии им. Довженко, и после завершения работ над фильмом актёру предложили остаться в Киеве и приняли его в штат киностудии. Там он снялся в те годы в таких фильмах, как «Истребители», «Щорс», «Большая жизнь», «Богдан Хмельницкий», а с 1941 года киевская киностудия была эвакуирована, на время войны актёры были причислены к студиям Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Грузии.
Незадолго до начала войны Андреев был арестован за пьяную драку в гостинице «Москва», кроме того, он резко и нелицеприятно высказывался о руководстве страны – его посадили в СИЗО к «политическим» и готовились предъявить обвинение по «расстрельной» статье. Но через несколько месяцев Бориса выпустили, как говорили – по распоряжению самого Сталина, которых благоволил этому талантливому актёру после выхода на экраны «Трактористов».
Про загулы Андреева и Алейникова слагали легенды – говорили, что в «подпитии» Борис Фёдорович становился агрессивен и неуправляем, то витрину магазина разобьёт, то самого Пырьева чуть не покалечил, за то, что тот заставлял его переснять плохо сыгранный дубль. Многие считали, что актёру нельзя пить, это всегда приводило к печальным последствиям, и в итоге именно неконтролируемыми возлияниями Андреев подорвал своё богатырское здоровье – уже в 43 года у него случился первый тяжёлый инфаркт.
За военные годы актёр сыграл много хороших ролей, особенно понравились зрителям созданные им образы в картинах «Два бойца» и «Малахов курган». В 1944 году он приехал в Москву, устроился на киностудию «Мосфильм» и в Театр-студию Киноактёра, продолжил съёмки в фильмах. В конце 40-х он снялся в таких замечательных фильмах как «Сказание о земле Сибирской», «Встреча на Эльбе», «Кубанские казаки», «Падение Берлина», получил две Сталинские премии первой степени и был удостоен звания Народного артиста РСФСР.
В конце 50-х зрители стали замечать, что в творчестве Бориса Фёдоровича намечается новый этап, что это уже совсем не тот шальной и могучий русский богатырь, каким он был в ранее сыгранных фильмах. В 1954 году, в 39 лет он сыграл отца и деда большого семейства кораблестроителя Илью Журбина, воплотил психологически сложный и глубокий образ, но даже тогда это был ещё прежний Андреев. Перемены в его характере начались с картины Георгия Данелии «Путь к причалу», где Борис сыграл боцмана Россомаху.
Как говорил сам Андреев, что он как бы прожил две разные жизни, так и поклонники его таланта увидели двух различных артистов – в 60-х годах это был уже пожилой (хоть ему было чуть больше 45 лет), умудрённый опытом и годами человек. В последующих фильмах он всё больше раскрывался с другой стороны, достигал вершин своего мастерства, стал играть ещё гениальнее и мощнее, особенно оценили зрители его работы в таких фильмах тех лет, как «Дети Ванюшина», «Назначаешься внучкой», «Первый рейс», «Сергей Иванович уходит на пенсию».
С возрастом он стал сниматься меньше, часто отказывался от предлагаемых ролей, отговаривался театральными гастролями и занятостью в Союзе кинематографистов – членом которого и председателем актёрского совета он был с 60-го года. Возможно, сказывались последствия перенесённых инфарктов, возможно, накопленная усталость – именно тогда Борис Фёдорович начал жаловаться жене, что очень устал.
С Галиной Васильевной актёр прожил в счастливом браке больше тридцати лет, родил и воспитал прекрасного сына, ставшего доктором философских наук, профессором Московского университета культуры и искусств. Мало кто тогда знал, что женился Борис на первой встречной, поспорив со своим дружком Алейниковым. А дело было так — Пётр постоянно подшучивал над своим неженатым другом, который был очень стеснительным в отношениях с девушками, и как-то раз, когда они ехали в троллейбусе с киностудии, сказал ему: «Какая дура за тебя пойдёт, за такую глыбу, за лаптя деревенского? Посмотри на себя в зеркало!».
Андреев вспылил, и сказал, что сейчас познакомится с первой же девушкой, которая войдёт в этот троллейбус и женится на ней – на том они и поспорили. Через пару остановок в транспорт вошла Галина, студентка музыкальной академии Гнесиных, и Борис, скрепя сердце, пошёл знакомиться.
Он проводил девушку до дома, попросил телефон, начал ненавязчиво ухаживать. Но вскоре казавшееся таким лёгким дело стало весьма затруднительным – отцом Гали оказался милицейский комиссар, который категорически отказался выдавать замуж за алкаша-актёра любимую дочь.
Борис едва не проиграл спор, спасло его то, что за время совместных прогулок и походов в кино, они с Галей искренне полюбили друг друга и она смогла уговорить строгого папашу.
Они поженились, и спустя некоторое время актёр понял, что и мечтать не мог о лучшей спутнице жизни – Галина отказалась от собственной музыкальной карьеры ради семьи, посвятила себя любимому мужу и единственному сыну. Дома всегда было чисто и тепло, вкусно пахло, и Бориса уже не тянуло проводить время в весёлых компаниях, он стремился больше времени проводить с семьёй.
В начале 80-х жена тяжело заболела, и он старался не отходить от неё, забыв обо всех своих болячках. У Галины обнаружили онкологическое заболевание, но она старалась держаться ради внука, которого очень любила. В апреле 1982 Борис Фёдорович вернулся с гастролей и почувствовал сильнейшее недомогание, но как всегда попытался отшутиться, однако сына насторожили его слова: «Ты знаешь, что-то я устал очень. Наверное, это конец». Отец был ещё достаточно молодой и крепкий, всего 67 лет, поэтому случайное высказывание показалось Борису Борисовичу полнейшей нелепицей.
сын Бориса Андреева
Но буквально через несколько дней ему позвонила мама, сказала, что отец постоянно спит, а когда просыпается, говорит какую-то ерунду, и она решила положить его в больницу. Друзей у актёра всегда было много, и они помогли организовать саму «Кремлёвку», а там родственников успокоили, сказали, что это обычное переутомление, нужен полноценный отдых и хороший уход.
Борис Фёдорович был очень начитанным и эрудированным человеком, он и сам обладал литературным даром и всю жизнь вёл своеобразный дневник – толстую кожаную тетрадь, куда записывал придуманные и услышанные шутки и афоризмы, которые сам называл «охренизмами» или «афористичным романом». Эти записи он взял с собой и в больницу, и там успел пополнить их несколькими уморительными шутками.
Дело вроде бы шло к выписке, в последний раз сын и жена навестили его уже в обычной палате, предвкушали, что скоро заберут домой. Актёр даже проводил их до выхода, несмотря на все возражения, стоял в дверях и смотрел как они уходят. Позже Борис Борисович понял, что это отец в тот момент уходил от них – поздно вечером того же дня им позвонили… В это не хотелось, не возможно было поверить…
Великий русский актёр был похоронен на Ваганьковском кладбище, хоть ему, как народному артисту полагалось Новодевичье. Но своё место на престижном погосте он давно отдал другу Алейникову – ведь у того не было звания, и такие почести не полагались, а Андреев очень любил Петра и устроил ему похороны по высшему разряду…
Борис Андреев и Пётр Алейников в фильме «Трактористы»
back-in-ussr.com
Пётр Вельяминов. 9 лет отсидел в тюрьме, работал на лесосплаве, стал Народным артистом
Сегодня пойдёт речь о жизни и творчестве советского и российского актёра театра и кино, Народного артиста РСФСР Петра Вельяминова, который прославился ролями в таких знаменитых фильмах, как “Вечный зов" и “Пираты XX века", снискав любовь и признание отечественных зрителей.
От автора: Пётр Сергеевич Вельяминов родился 7 декабря 1926 года в Москве, СССР. Его отец был царским офицером, потомственным военным из древнего дворянского рода Вельяминовых, а мать — домохозяйкой. В Гражданскую войну отец Вельяминова воевал в Красной Армии в составе высшего командования. По ложному доносу был арестован в 1930 году, отсидел в сталинских лагерях семнадцать лет. Мать Петра Вельяминова много лет провела в ссылке.
Весной 1943 года шестнадцатилетнего Петра Вельяминова арестовали по обвинению “за участие в антисоветской организации «Возрождение России». Его приговорили по 58-й статье к десяти годам исправительных работ и отправили в пересыльный лагерь в Котласе, Архангельской области. Как позже выяснилось, Вельяминова арестовали по тому же делу, по которому проходил и его отец. Когда Пётр Сергеевич узнал об аресте матери, то он испытал такое сильное потрясение, что даже хотел уйти из жизни.
Семейное фото Петра Вельяминова
В 1952 году Вельяминова освободили, в лагере он провёл более девяти лет. Затем в течение трёх лет будущий артист работал в Абакане на лесосплаве.
Из воспоминаний Петра Вельяминова:
Я — счастливый человек, потому что тяжёлая ситуация не сломила меня. До 50-х годов в лагерях не было разделения на уголовников, дезертиров и политических. Но так получилось, что рядом со мной всегда оказывался человек, который меня спасал. Когда я попал на Урале на строительство гидролизного завода в бригаду малолеток-уголовников, я уже окончательно обессилел — весил 47 килограммов.
Вскоре меня поместили в лазарет. Начальница больницы тоже была москвичкой, и, как оказалось, её дочь училась со мной в одной школе. Благодаря этой женщине я тогда и выжил. Я работал на лесосплаве, бригадиром плотников, нормировщиком.
Нормировщик Кармазин, который “держал” в лагере весь механический завод, говорил мне: “Ну, чего ты пойдёшь в этот джаз? Песенки петь «До свиданья, мама, не горюй»? Занимайся этой профессией, и ты будешь сыт и пьян”. Но я ушёл в оркестр, который сопровождал заключённых на работу, играл на барабане. Музыкальное образование у меня имелось — четыре года музыкальной школы по классу скрипки.
В Абакане Пётр Сергеевич начал выступать в самодеятельности, там же в 1952 году он был принят на ставку актёра в драматический театр. С 1955 года Вельяминов уже работал в Тюменском областном драматическом театре. Затем актёрская судьба заносила Петра Вельяминова в такие города, как Дзержинск, Новочеркасск, Чебоксары, Иваново, Пермь и Свердловск, где он с успехом играл на театральных сценах.
Возможно, Пётр Сергеевич так и остался бы малоизвестным театральным актёром, если бы на него не обратили внимание кинорежиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский, которые увидели Вельяминова в спектакле Свердловского театра. Режиссёры были настолько впечатлены талантливой игрой Петра Вельяминова, что пригласили его на главную роль председателя колхоза Захара Большакова в своей многосерийной драме “Тени исчезают в полдень”.
Премьера этой картины состоялась в феврале 1972 года. Телесериал имел огромный успех в СССР, после чего Пётр Вельяминов был принят в труппу Московского театра “Современник”. в котором он стал одним из ведущих актёров. Через два года Вельяминов стал артистом Театра-студии киноактёра.
После премьеры телесериала “Вечный зов” (1976), где актёр сыграла роль Поликарпа Кружилина, Пётр Вельяминов стал поистине народным артистом, получив признание и любовь миллионов советских зрителей. Но чиновники от культуры не забывали о тюремном прошлом Вельяминова и постоянно напоминали ему об этом. Например, в 1979 году актёра не пустили во Францию, куда поехала советская делегация вместе с фильмом “Тени исчезают в полдень”. Пётр Сергеевич был, что называется, “невыездным” до 1983 года, а затем его реабилитировали.
В дальнейшем Пётр Вельяминов снялся в таких знаменитых картинах, как “Сладкая женщина” (1976), “Версия полковника Зорина” 1978, “Пираты XX века” (1979), “Опасные друзья” (1979), “Отставной козы барабанщик” (1981), “Возвращение резидента” (1982), “Срочно…Секретно…Губчека” (1982) и многих других. В 1995 году Пётр Вельяминов переехал в Санкт-Петербурге, где работал в Академическом театре комедии.
Личная жизнь актёра
Пётр Вельяминов был пять раз женат. Его первой супругой стала актриса Людмила Нюхалова. Они познакомились в Омске и поженились в 1953 году. В этом браке родилась дочь Екатерина, которая стала актрисой Омского ТЮЗа. Через несколько лет совместной жизни Пётр и Людмила развелись.
Петр Вельяминов, дочь Катя, Людмила Нюхалова и её дети от первого брака (справа).
Второй женой актёра в 1963 году стала Галина Гришина. Она родила Петру Вельяминову сына Сергея и дочь Ирину. В 1971 году супруги расстались. Третьей женой Вельяминова была актриса Галина Добровольская. Супруги прожили вместе совсем недолго и развелись. Четвёртой женой актёра была Елена Маневич, художник и дизайнер. Супруги прожили вместе почти десять лет. У Елены от первого брака был сын Михаил, которого Пётр Сергеевич усыновил.
Пётр Вельяминов и Татьяна Танакова
В 1988 году Пётр Вельяминова женился в пятый раз, его супругой стала Татьяна Танакова, которая работала служащей банка. В этом браке детей не было. После регистрации отношений Татьяна покинула работу и стала домохозяйкой.
Пётр Сергеевич Вельяминов ушёл из жизни 14 июня 2009-го в Санкт-Петербурге. Ему было 82 года.
back-in-ussr.com
Михаил Пуговкин. Как он стал актёром и за что уважал Абдулова
— Как так-то, ты, Михаил Иванович, всю страну насмешить можешь, а звания у тебя нет, и квартиры в столице, — говорил Александр Абдулов своему коллеге Михаилу Пуговкину. Они общались на «ты», потому что были давними друзьями. Пуговкин уважал Александра Гавриловича не только за талант и искренность, но и за помощь, которую тот ему оказал.
Дело в том, что в 1991 году Михаил Иванович переехал жить в Ялту – море, тепло – отличные условия для артиста. Однако время было выбрано не очень удачное – все сбережения Пуговкина после краха СССР сгорели, а пенсию актеру Киев назначил такую, что на продукты не хватало.
Через несколько лет Абдулов помог коллеге получить квартиру в Москве через руководство города, хорошую пенсию, звание и работу в собственном киноцентре. Пуговкин говорил, что он счастлив так жить на пенсии. Не случайно после смерти Александра Гавриловича в январе 2008 года Пуговкин попросил похоронить себя рядом с ним, что и было сделано через полгода.
А теперь несколько интересных фактов о Михаиле Пуговкине:
1. В школе будущий актер окончил всего три класса. Потом он перестал ездить учиться в соседнее село и стал помогать родителям по хозяйству.
2. В кино Михаил Иванович пришел в 1940 году, сыграв совсем небольшую роль в фильме Григория Рошаля «Дело Артамоновых» (очень известный в те годы фильм). Сцену с актеров сняли 22 июня 1941 года — в день начала Великой Отечественной войны.
3. В 1958 году Михаил Пуговкин сыграл вора Сафрона Ложкина в фильме Николая Досталя «Дело «Пестрых». Актер долго не мог войти в образ.
Тогда его загримировали под бездомного алкоголика и отвезли на Курский вокзал. Там Пуговкин стал гулять по перрону с подозрительным видом, после чего подсел на скамью к даме багажом. Женщина мигом забрала вещи и быстро ретировалась со своего места, а режиссер подошел и сказал: «Миша, теперь ты в образе».
4. В 1960 году Михаил Пуговкин окончательно уходит из театра и устраивается штатным актером на киностудию «Мосфильм». Он начинает активно сниматься (к концу жизни на счету актера было почти семьдесят ролей), в том числе и у известных режиссеров. К примеру, Леонид Гайдай снял Михаила Ивановича в шести комедиях.
Также актер активно снимался в сказках – «Финист – Ясный сокол», «Огонь, вода и … медные трубы» и «Варвара-краса, длинная коса».
back-in-ussr.com
Уникальный фильм "Гонщик", после которого Леонов устроил Янковского в Ленком
Дуэт Евгения Леонова и Олега Янковского хорошо известен отечественным зрителям по культовому фильму «Обыкновенное чудо». Но не все зрители знают, что за 6 лет до съемок в картине Марка Захарова великие русские актеры уже встречались на съемочной площадке одной необычной и очень интересной драмы.
В начале 1970-х советский постановщик Игорь Масленников скучал без работы. До выдающейся серии фильмов про Шерлока Холмса оставалось еще несколько лет, а в послужном списке Игоря были лишь малоизвестные картины «Личная жизнь Кузяева Валентина» и «Завтра, третьего апреля». В это же время студия Ленфильм собралась снимать производственную ленту «Мы с автомобильного» по сценарию Нины Рудневой и Иосифа Ольшанского и предложила Масленникову поучаствовать в проекте. Ознакомившись с текстом, режиссер пришел в ужас от некомпетентности авторов, но согласился поработать, дабы не растерять «форму» и не сидеть без дела.
Масленников сразу настоял на том, чтобы сценарий был переписан, и занялся этим собственноручно в компании журналиста Юрия Клеманова. Скучная производственная картина мгновенно превратилась в спортивную драму, и постановщик, немного успокоившись, приступил к сложнейшим съемкам. На главные роли позвали не нуждающегося в представлениях Евгения Леонова и молодого актера Саратовского театра Олега Янковского. Также в фильме снялись Лариса Лужина, Армен Джигарханян, Леонхард Мерзин и другие артисты.
— Грубый вы все-таки народ, таксисты, для такого тонкого дела как ралли.
— И нахальные.
— Точно.
Иван Кукушкин и Николай Сергачев — работники московского АЗЛК и гонщики заводской команды, много лет выступающие на автомобиле «Москвич-412». Они участвовали в соревнованиях по всему миру и стали лучшими друзьями, а опытный Кукушкин научил молодого Сергачева азам гоночного искусства. Но все изменил случай в Альпах.
На зимнем турнире сидевший за рулем Кукушкин не справился с управлением и, пытаясь уйти от столкновения с другим автомобилем, не сумел удержать «Москвич» на дороге. Машина — в кювете, гонщики — в больнице. По приезду в СССР Сергачев решает, что Кукушкин в силу возраста уже «не тянет» и уходит от учителя в другую команду перед самым началом престижного ралли «Синий перевал». Общественность в шоке: теперь лучшие друзья будут соревноваться друг с другом. Через несколько дней Сергачев и Кукушкин сталкиваются на «Синем перевале», и ряд напряженных инцидентов на трассе и за ее пределами проверяет мужчин на прочность и порядочное отношение к делу…
— Вот закончим это кольцо, Николай Николаевич, — я всё-таки в Москву позвоню.
— Напомнишь, что ты её любишь?
— Напомню.
— Женщинам нравится, когда напоминают.
Ленинград, Москва, Подмосковье, Таллин, Нарва, Армения, Грузия, Финляндия… За время съемок фильма «Гонщики» группа проехала более 40 тысяч километров, работая в тяжелых условиях. Олег Янковский перед началом проекта вообще не умел водить автомобиль, но под руководством инструктора научился управлять машиной буквально за месяц. Правда, во время съемок в Абхазии произошел неприятный инцидент, и автомобиль, в котором ехал Янковский перевернулся, а сам актер чудом остался жив. После этого режиссер с трудом убедил Олега снова сесть за руль.
Масленников выбрал для «Гонщиков» сложный путь производства, исключающий возможность комбинированных съемок. Постановщик стремился к реалистичности и снимал диалоги «вживую» специальной камерой, закрепленной на корпусе автомобиля. А оператору иногда даже приходилось забираться в багажник, чтобы получить необходимый ракурс. Также большую помощь в съемочном процессе Масленникову оказывали известные мастера гоночного спорта и специалисты ДОСААФ.
Но все технические изыски были бы бесполезны, если бы актеры, исполнявшие главные роли, не смогли убедить зрителей в реальности происходящего. Леонов и Янковский продемонстрировали недюжинное мастерство и то, что сейчас называют «экранной химией». Кстати, сына Ивана Кукушкина здесь играл настоящий сын Леонова — Андрей — и данное обстоятельство тоже сыграло фильму на руку. Но самые лучшие сцены «Гонщиков» именно те, где в кадре одновременно появляются Кукушкин и Сергачев. А финальный эпизод с «открытой» концовкой трогает до самой глубины души.
— Он очень высоко тебя ценит.
— Я что — вещь ваша? «Ценит»…
В итоге Леонов и Янковский настолько хорошо вошли в роль, что на самом деле увлеклись автоспортом и стали друзьями в реальной жизни. Евгению Павловичу настолько понравилось работать с Олегом, что он порекомендовал его Марку Захарову, только что занявшему должность главного режиссера театра Ленком. Захаров впервые слышал фамилию Янковского и специально поехал в Саратов, чтобы посмотреть на молодого актера в спектакле «Князь Мышкин». Игра Олега на сцене впечатлила Марка Анатольевича, и в том же году Янковский начал работать в Ленкоме.
«Гонщики» вышли в советский прокат 2 апреля 1973 года, но кассовым хитом картина стать не сумела. Зато публика навсегда запомнила трогательный фильм, ставший, поистине, уникальным для советского кинематографа. До этого в СССР никогда еще не было лент, посвященных автоспорту. И «первая ласточка» получилась, более чем, удачной.
back-in-ussr.com
Анатолий Папанов. Любимый актёр советского народа
Во время съемок на море он любил заплывать за буйки: «Только здесь я могу говорить о советской власти все, что думаю о ней». Он не был диссидентом, просто хорошо знал, что такое жизнь, что такое личность, и что такое власть.
И за буйки Анатолий Папанов по жизни тоже заплывал не раз – пить – так пить, играть – так играть, любить – так любить. Зрители не раз говорили о нем (это отражено в советской прессе), что Папанов, хоть и играет на публику, но он настоящий. Еще бы – фронтовик, прошедший Великую Отечественную, еще бы не настоящий. Столько преград было на его пути с сцене, что все роли были заслуженными.
Родился Анатолий Дмитриевич 99 лет назад на Смоленщине в семье русского военного и уроженки Польши, которая занималась пошивом платьев. Актерская жилка была у Папанова от отца, который много лет уделял время художественной самодеятельности, поэтому Анатолий с детства знал, что такое сцена.
В 30-е годы семья Папановых перебралась в Москву, где будущий актер устроился литейщиком на шарикоподшипниковый завод, а с 17 лет посещал театральный кружок ДК завода «Каучук». В общем-то там он и «заболел» театральным искусством.
Первую роль в кино Папанов получил в возрасте 15 лет. Она часто был на киностудии, и как- то попал в массовку. Его не обозначали в титрах, однако доподлинно известно, что первые два фильма в биографии Анатолия Дмитриевича – «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году».
И так – 15 лет в массовке. Первая роль с именем Анатолию Папанову досталась только в 1952 году, когда ему было 29 лет. А перед этим была Великая Отечественная война, Папанов ушел на фронт добровольцем.
Там он воевал в звании старшего сержанта, он руководил зенитной артиллерией. Попал под Харьковом в окружение и едва не погиб, но выжил, хотя получил тяжелое ранение в ногу. А потом несколько лет ходил с тростью.
В ГИТИС Анатолия Дмитриевича зачислили с одним условием – нужно преодолеть заметную хромоту, и он справился. В конце 40-х дипломированный актер устроился в Театр Сатиры, где проработал почти 40 лет.
Первую по-настоящему заметную роль в кино Папанову дал Эльдар Рязанов. Это был фильм «Человек ниоткуда» 1961 года. Его слава закрепилась ролью генерала Серпилина в военном фильме «Живые и мертвые», за которую ему дали Государственную премию РСФСР.
С этого момента от предложений не было отбоя, и Папанов выбирал то, что ему нравилось играть. Его диапазон был очень широк – от комедий Леонида Гайдая до военных фильмов «Служили два товарища», «Белорусский вокзал» и многих других.
На счету Анатолия Папанова – больше 70 ролей в кино, а мультфильмов, которые он озвучил – еще больше. Он был из тех людей, которые имели хорошую жизненную закалку и умели оставаться простыми и доступными. Это хорошо чувствовали дети, поэтому актеру доверила озвучивать мультяшных персонажей.
Больше 40 лет актер был женат на актрисе Надежде Каратаевой, в браке родилась дочь Елена – актриса. Не стало актера в августе 1987 года в возрасте 64 лет. Он скончался от сердечного приступа. Через неделю в возрасте 46 лет не стало его друга и коллеги Андрея Миронова.
back-in-ussr.com
Любимый народный артист. Не такой как все...
Популярность актёра Юрия Белова с 1955 по 1965 была огромна. Можно смело сказать, что он был ведущим киноактёром страны в этот период. И что поразительно, у него не было никаких званий, наград, премий. Самой главной его наградой была любовь и память друзей, родных и многочисленных поклонников. И даже сейчас, спустя 30 лет после его ухода, интерес к его творчеству не иссякает.
Всесоюзная популярность к актёру пришла после выхода на экраны кинокомедии Э. Рязанова «Карнавальная ночь», где Белов великолепно сыграл электромонтёра Дома Культуры Гришу Кольцова. Но это был далеко не дебют Юрия Белова в кино. Годом ранее он снялся сразу в трёх кинофильмах в не ставших популярными ролях, да и в том же 1956 году, помимо «Карнавальной ночи», Ю. Белов снялся у В. Ордынского в «Человек родился» и в роли Жени Ищенко в «Весне на Заречной улице».
Первая роль в кино. «Вольница». Курбатов. 1955 г.
Но «Карнавальная ночь» конечно же перевесила все его дебютные работы, открыв совершенно звёздное девятилетие всесоюзной популярности. За период с 1955 по 1964 годы Юрий Белов снялся почти в тридцати кинофильмах, и каждая роль была им замечательно сыграна. На Белова зрители шли в кинотеатры. Он был звездой первой величины, как Николай Рыбников, Леонид Быков, Леонид Харитонов, Георгий Юматов.
Гриша Кольцов. «Карнавальная ночь». 1956 г.
Юрий Белов родился во Ржеве в 1930 году в семье кадрового военного. Из-за этого ему пришлось сменить много мест жительства: Курилы, Владивосток, Калининград. Но везде он сразу становился душой компании, потому что обладал природной коммуникабельностью, легко сходился с людьми и быстро становился заводилой.
Мама Юрия, наблюдая за сыном, сама советовала ему ему ехать в Москву поступать на актёра. Потому что фантазия и талант её сына били через край. Впрочем, была альтернатива — стать писателем. Юрий много сочинял на ходу, а иногда настолько красиво фантазировал, что трудно было отличить вымысел от реальности. Очень талантливый, живой, c необыкновенной способностью к импровизациям, c выдающимися режиссерскими способностями, мягкий, интеллигентный, любимец учеников и учителей. Вот таким тогда был Юрий.
В итоге Юрий пошёл в актёры. Было это в 1950 году. Легко пройдя все туры он был зачислен во ВГИК в мастерскую Б. Бибикова и О. Пыжовой. Вместе с ним на курсе учились Р. Нифонтова, М. Булгакова, И. Извицкая, Т. Конюхова и другие. Этот курс отличался особой звёздностью и какой-то особой трагичностью судеб будущих актёров.
Ярким подарком курсу стало появление на третьем году обучения в их рядах Надежды Румянцевой. Юрий с Надеждой спелись с полувзгляда. Начался их роман. А про их шутки и совместные импровизации долгое время ходили легенды. Действительно, когда они где-то появлялись вдвоём, то сразу начинался «фейерверк».
Впрочем, соединиться в семью таким двум огнеопасным персонажам не удалось. Надежда полюбила другого — однокурсника В. Шурупова. Но на их дружбе не был поставлен крест. Эта удивительная парочка подарила нам две яркие киноработы. Кто не помнит Толю Грачкина в фильме «Неподдающиеся» или водителя-дальнобойщика Славу в фильме «Королева бензоколонки»? Их тандем с Румянцевой в этих фильмах является классикой нашего кинематографа.
Однокурсники Т. Конюхова и Ю. Белов в фильме «Ты не один». 1963 г.
На Юрия Белова стояла очередь из режиссёров, готовых его снимать. Во многом его участие в кинокартинах, даже в маленьких ролях, придавало фильмам особый статус значимости. Юрий Белов удачно снялся в фильмах «Леон Гаррос ищет друга», «Майские звёзды». Это были международные проекты с дружественными странами. Прекрасные образы он дал в картинах «Наш общий друг», где сыграл редиску журналиста Синькина. Самобытным получился его Коля Шлыков в фильме «Ты не один». Запомнились его Аркадий в фильме «Алёшкина любовь» и матрос Рогозин по кличке «Патефон» в кинофильме «Жажда».
Два талантища в кадре — Л. Быков и Ю. Белов. «Алёшкина любовь». 1961 г.
«Жажда». Рогозин- «Патефон». 1958 г.
«Девушка без адреса». 1957 г. Рыбников и Белов.
Не забывал актёра и Эльдар Рязанов, для которого Белов был талисманом удачи. Рязанов снял его и в «Девушке без адреса». Как хорош был его Митя в фильме. Два народных любимца Белов и Рыбников самым органичным образом играют там. Снял Рязанов его и в «Человек ниоткуда», и в «Гусарской балладе», и в «Дайте жалобную книгу». Последней сверхудачной работой в кино у Юрия Белова в фазе его звёздного периода стала главная роль Саши Стрельцова в фильме «Спящий лев». Картина претендовала на повторение успеха «Карнавальной ночи», но в прокате прошла слабо, и фильм вскоре забыли.
«Спящий лев». Саша Стрельцов. 1965 г.
В общем жил-поживал знаменитый актёр Юрий Белов, целые десять лет в ранге звезды, и вдруг сломался. На целых 4 года пропал из кино. Сразу поползли самые нелепейшие слухи. Чего только народ не сочинял. И что он с Гагариным подрался в ресторане, и что публично критиковал советскую власть и обещал, что Хруща скоро снимут, за что его упекли в психушку.
Про психушку информация была точной. Юрий Андреевич действительно туда попал в конце 1964 года. Только причиной был не Хрущёв и пророчески точные фразы в ресторане. Юрий Белов просто надорвался. Психика его не выдержала такого обильного киномарафона и всесоюзной популярности. Похоже попал он в клинику по настоянию своих родных. Они стали замечать странность его поведения в последнее время. У него бывали частые перепады в настроении, от безудержного веселья до уныния и даже депрессии. А краем стала история с суицидом. Спасибо, что вовремя это увидели соседи по коммуналке и смогли Юрия откачать. Ну а дальше пришлось действительно пол-года лечиться в закрытом заведении.
Вероятно, психика актёра была на грани давно. И вот копилось, копилось и накопилось. Юрий Андреевич ведь был актёр невероятной мощи, у порога гениальности. А люди с таким тонким настроем души всегда живут, что называется, на грани.
Но Юрий Андреевич всё же вернулся в большое кино. Начиная с 1968 года опять стал сниматься. Проблемой стало то, что он стал путать и забывать текст. Психотропные препараты сильно воздействовали на его память. Поэтому режиссеры старались давать ему роль с минимумом текста.
Почему-то многие исследователи творчества Юрия Андреевича считают, что он совсем пропал из кино после середины 60-х. Но это неправда. Артист снялся в период с 1968 по 1988 годы почти в 35 картинах!
«Светофор». Ю. Белов, Е. Моргунов, С. Крамаров. 1970 г.
Конечно роли были всё больше маленькие. Сколько милиционеров и таксистов переиграл актёр за это время. Не забыл Белова и любящий его Э. Рязанов, дав ему роль милиционера в «Стариках-разбойниках». Помните, это он отпускает героя Ю. Никулина из КПЗ домой.
А каких двух старшин выдал артист в 70-е годы. Первый — старшина Паращук в фильме «На дальней точке», а другой старшина в фильме «Лето рядового Дедова». Паращук в исполнении Ю. Белова по мощи своей напомнил зрителям Юрия Белова прежнего. Его герой языком чешет — как метлой метёт.
Старшина Паращук. «На дальней точке». 1970 г.
Но во всём этом немаленьком списке ролей артиста, особняком стоит роль деревенского волшебника Василия Назаровича в музыкальной комедии А. Орлова «Стоянка поезда две минуты». Режиссёр вспоминал, как ему говорили, что брать Белова на главную роль опасно: он стал странный, сорвётся, не потянет. Но Александр Орлов рискнул и снял Белова в главной роли. И актёр не подкачал. И фильм получился прекрасным, в котором играет столько звёзд: О. Видов, В. Теличкина, Б. Сичкин, А. Будницкая. Но главной звездой фильма, конечно же стал Юрий Андреевич Белов.
Василий Назарович. Деревенский волшебник. «Стоянка поезда 2 минуты». 1972 г.
«Про Красную Шапочку». Дед. 1977 г.
Последней ролью в кино для актёра стала роль кладбищенского сторожа в фильме «Двое и одна». Это было в 1988 году. Во время работы над этим фильмом актёр уже был тяжело болен.
Перемены в личной жизни Юрия Белова начались только после сорокалетнего юбилея. Во многом годы жизни актёра продлила его жена Светлана Швайко. Светлана была довольно известной актрисой кино, и снялась в полусотне отечественных фильмов. Впрочем роли у неё были небольшие, так что причислить её к звёздам никак не получится. Начало совместной жизни протекало радостно и безоблачно. Супруги много путешествовали, особенно любили ездить к морю на мотоцикле. Вскоре у них родился сын Святослав, который часто болел. Чтобы как-то закалить мальчика, родители отвели ему спальное место на балконе, и шутливо называли его Балконским.
Светлана Швайко. Из фильма «По семейным обстоятельствам». 1977 г.
Во времена перестройки Светлана оставила актёрскую деятельность и стала заниматься бизнесом, открыв кооперативное кафе. Тогда супруги первый раз столкнулись с рэкетом. В итоге бандиты кафе подожгли и навели большой шорох в их квартире. У Юрия Андреевича после визита бандитов опять началась депрессия. Совместная жизнь стала невыносимой, и Светлана забрала сына и уехала к родственникам. Она навещала Белова раз в неделю, убирала и готовила.
«Вот такие чудеса». Член комиссии. 1982 г.
Белов, чтобы не сидеть сиднем, стал заниматься частным извозом на своём «Москвичёнке». Многие пассажиры его узнавали и удивлялись, что такой известный актёр колымит по ночам.
Когда Светлана пришла к Юрию Андреевичу на Новый год, 31 декабря 1991 года, чтобы прибрать в доме и приготовить новогодний стол, она уже не застала его живым. По телевизору как раз в этот момент показывали «Карнавальную ночь» — фильм прославивший его. Приехавшие работники ритуальных услуг, узнав актёра, отказались брать деньги и всё сделали бесплатно.
Светлана покинула этот мир в 1999 году, а сын Святослав долго мытарился, оставшись один, прошёл все круги ада. Во многом выжил благодаря стараниям фонда Ролана Быкова и личного участия в своей судьбе Аллы Будницкой, а потом стал послушником монастыря.
У актёра Юрия Белова была внешность простачка, рубахи-парня, но за этой нарисованной простотой скрывалась тонкая, ранимая душа. Он поражал многих своей начитанностью, эрудицией и философским складом ума. Он был не такой как все. Но его любили и любят уже несколько поколений отечественных зрителей.
back-in-ussr.com
Татьяна Догилева. Развод со вторым мужем, дочь в Америке и алкогольная зависимость
Сегодня будет рассказ о жизни и творчестве знаменитой советской и российской актрисы театра и кино, Народной артистки Российской Федерации Татьяны Догилевой, которая оказала большое влияние на советский кинематограф, и до сих пор продолжает радовать своих поклонников новыми замечательными ролями в кинофильмах и телесериалах.
Татьяна Анатольевна Догилева родилась 27 февраля 1957 года в деревне Ново-Михайловское, Московской области, СССР. Родители Догилевой были простыми рабочими, они трудились на мукомольном комбинате. В школе Татьяна учились на “отлично” и в 1971 году была награждена путевкой в знаменитый лагерь “Артек”. А уже через два года, в числе лучших учащихся, Догилева отправилась в турпоездку в Чехословакию.
С детских лет Татьяна мечтала стать актрисой и когда ей исполнилось 14 лет, она была зачислена в студию юного актёра при Центральном телевидении. В 1974 году, после окончания школы, Татьяна Догилева решила поступить в ГИТИС. Она успешно сдала вступительные экзамены и была зачислена на курс мастера Всеволода Остальского.
После окончания театрального института, в 1978 году Догилева стала актрисой Московского театра имени Ленинского комсомола, которым руководил знаменитый режиссёр Марк Захаров. В 1985 году была принята в Московский драматический театр имени Ермоловой, в котором служила до августа 2012-го.
В кино Татьяна Догилева дебютировала в 1971 году ещё будучи школьницей, снявшись в детском приключенческом фильме “Отдать швартовы!”, исполнив небольшую роль радистки. Затем были роли второго плана и эпизоды в таких картинах, как “Представление начинается” (1973), “Ребята с нашего двора” (1973), “Запасной аэродром” (1977).
В 1978 году Татьяна сыграла свою первую главную роль в мелодраме “Безбилетная пассажирка”, а массовый зритель обратил на неё внимание после мелодрамы Эльдара Рязанова “Вокзал для двоих” (1982), где актриса исполнила роль Марины, дежурной в “Интуристе”. Догилева также запомнилась зрителям в роли пловчихи Светланы, из культовой комедии Михаила Козакова “Покровские ворота” (1982).
Актрису стали узнавать на улицах после знаменитой комедийной мелодрамы “Нежданно-негаданно” (1983), где она исполнила роль сотрудницы сберкассы Жанны Капустиной, которая получила крупное наследство от дальнего родственника. После этой картины у Татьяны Догилевой появилась армия поклонников.
Далее на экраны вышла целая серия популярных фильмов с участием Догилевой, среди которых стоит отметить комедии “Отцы и дети” (1983) и “Блондинка за углом” (1984), а также нашумевшую мелодраму Эльдара Рязанова “Забытая мелодия для флейты” (1987), где актриса предстала в образе медсестры Лиды.
В какой-то момент Татьяна Догилева стала увлекаться алкоголем и в итоге у неё начались проблемы со здоровьем. Во что актриса рассказала в одном из интервью:
Отношения с алкоголем… Я, конечно, не кричу на каждом углу, что у меня они были, но это не секрет. Да, я пила, но, надеюсь, мой пример покажет многим женщинам, что и из этого состояния есть выход. Вокруг женского алкоголизма существует много мифов. Говорят, что он тихий, незаметный, что до поры он не мешает жить. Это неправда. Я начинала пить на каких-то вечеринках, премьерах, а потом долго не могла остановиться.
Из-за этой пагубной привычки карьера Татьяны Догилевой оказалась под вопросом. Из интервью с актрисой:
На съемки, правда, пьяная приходила всего два раза, но из-за этого съемки приходилось переносить. К тому времени все уже знали, что у Догилевой есть такая слабость. И новые роли предлагать перестали. А я все глубже погружалась в эту трясину. Самостоятельно выбраться из нее не могла. В последний раз я сорвалась в феврале 2010 года, перед днем рождения. Я же человек старой закалки, малых доз не признаю. В итоге день рождения я встретила в больнице. Я сама туда попросилась, как и несколько лет назад, когда в буквальном смысле лезла на стену.
Личная жизнь актрисы
В 1970-е годы у Татьяны Догилевой был роман с артистом Юрием Стояновым. Из воспоминаний Татьяны Анатольевны:
На первом курсе я была влюблена в Юрия Стоянова. Он был героем, романтиком с кудрявыми волосами, мастером спорта по фехтованию. Приехал из Одессы, и у него были деньги. Мы вместе играли этюды, вот и влюбились. Через год мы расстались. Он ходил страдающий, но к концу второго курса женился на прекрасной девушке.
Первым супругом Догилевой стал осветитель по имени Александр. Они познакомились на съёмочной площадке кинокартины “Безбилетная пассажирка”. Татьяна и Александр поженились в 1978 году и прожили в браке всего три месяца.
На фотографии: Татьяна Догилева с мужем Михаилом и дочерью Екатериной
Вторым мужем Догилевой стал известный писатель-сатирик Михаил Мишин. Это был достаточно долгий брак. Супруги прожили вместе 18 лет, с 1990 по 2008 год. А затем развелись, причём инициатором развода была Татьяна. Актриса сказала, что она не сумела состояться как жена. В этом браке в декабре 1994 года у супругов родилась дочь — Екатерина Догилева. Сейчас девушка живёт и работает в США, она стала актрисой. Екатерина училась в Кембридже и в Американской академии драматического искусства.
На сегодняшний день Татьяна Догилева не замужем. О своей личной жизни она не любит распространяться. Актриса продолжает активно работать в кино и на данный момент в производстве находится шесть картин с её участием.
back-in-ussr.com
Борис Щербаков. Был героем на экране, а в жизни хотел развестись с женой
Сегодня будет интересная история про жизнь и творчество знаменитого советского и российского актёра театра и кино, Народного артиста Российской Федерации Бориса Щербакова, который прославился ролями героических и сильных мужчин, и снискал любовь и признание миллионов благодарных зрителей.
Борис Щербаков
Борис Васильевич Щербаков родился 11 декабря 1949 года в Ленинграде, в обычной советской семье, его отец был шофёром, а мать работала на заводе. Вот что актёр рассказал в интервью:
В блокаду папа возил хлеб в Ленинград, а мама работала на «Дороге жизни» регулировщицей. Однажды папина полуторка провалилась под лед и начала тонуть, и мама его вытащила — спасла жизнь. Так они познакомились.
Большая семья Щербаковых жила в шестнадцатиметровой комнате в коммунальной квартире на Васильевском острове. Борис Щербаков с детских лет мечтал о кино и когда ему было двенадцать лет, он был отобран кинематографистами на роль Глебки Прохорова в историко-приключенческом фильме “Мандат” (1963). По словам актёра, за исполнение этой роли он получил 480 рублей, что было немалой суммой по тем временам.
После окончания школы, в 1967 году Щербаков пытался поступить в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, но он не смог сдать вступительные экзамены. Тогда Борис решил поступить в Институт культуры им. Крупской на режиссёрский факультет, и его приняли.
Отучившись один год, Щербаков отправился в Москву, чтобы поступить в Школу-студию МХАТ на курс Павла Массальского. Борис опоздал на вступительные экзамены, но когда он при всех преподавателях заявил, что хочет учиться именно у Массальского, Павел Владимирович его прослушал и зачислил на курс. С деньгами у Щербакова дела обстояли неважно и по ночам ему приходилось подрабатывать на одной из станций метро машинистом моечной машины.
После окончания театрального института, в 1972 году Борис Шербаков был принят во МХАТ на ставку актёра, в котором он служил в течение 31 года. В 2003-м Щербаков уволился из МХАТа по собственному желанию.
Всесоюзную известность Борис Щербаков получил благодаря съёмкам в таких популярных картинах, как “Я служу на границе” (1973), “И это всё о нём” (1977), “И снова Анискин” (1977), “День свадьбы придётся уточнить” (1979),. “Следствие ведут ЗнаТоКи” — “Подпасок с огурцом” (1979), “С любимыми не расставайтесь” (1979).
В 1980-е годы Щербаков снимался уже только в главных ролях, среди которых советским зрителям запомнилась роль майора Геннадия Волка в приключенческом фильме “Случай в квадрате 36-80” (1982). Также стоит отметить и одну из лучших ролей Щербакова — лейтенанта Вадима Никитина в двухсерийной военной драме Алова и Наумова “Берег” (1983). За исполнение этой роли Борис Щербаков был награждён Государственной премией СССР.
Среди других актёрских удач Щербакова следует отметить роли в таких знаменитых фильмах, как “Выкуп” (1986), “Воры в законе” 1988 и “Криминальный квартет” (1989), в котором Борис сыграл честного и справедливого сотрудника милиции Петра Сараева.
Личная жизнь актёра
Единственной супругой Бориса Щербакова стара актриса Татьяна Бронзова. Они познакомились ещё будучи студентами школы-студии МХАТ. Несмотря на то, что Татьяна была замужем, Борис был очень настойчив, и спустя несколько лет Бронзова развелась со своим первым мужем ради совместной жизни с Щербаковым. В 1977 году у супругов родился сын Василий Щербаков, который спустя годы окончил МГУ, а в 2006 году стал режиссёром.
Борис Щербаков и его сын Василий
Но в семейной жизни Бориса Щербакова и Татьяны Бронзовой были сложные времена из-за романтических увлечений актёра. Вот что рассказала в интервью Татьяна Бронзова:
Бывало, и из дому Бориса выгоняла, он пытался скрывать свои любовные связи, но я все равно узнавала. И каждый раз прощала, потому что он меня любит…
В начале 1980-х, на съемках мелодрамы “Никто не заменит тебя”, Борис влюбился в молодую актрису Людмилу Нильскую и решил начать новую жизнь. Мы недавно писали про Нильскую, если кому интересно, то ссылку на статью оставим внизу. Из воспоминаний Людмилы Нильской:
После первого съемочного дня он пригласил меня к себе в номер на бокал шампанского. И даже не думал приставать! Мы в основном говорили о своих ролях… Болтали целую ночь, а когда пришла пора расходиться, он неожиданно меня обнял. И я потеряла контроль над собой…
Борис Щербаков и Татьяна Бронзова
Затем Борис Щербаков стал часто ночевать у Нильской и в какой-то момент даже решил развестись с женой. Борис стал требовать у руководства своего театра новую квартиру, объясняя это предстоящим разводом. В театре провели экстренное собрание, на котором было решено вернуть талантливого артиста в семью.
В итоге Нильской позвонил сосед Щербакова – знаменитый актёр Александр Михайлов и призвал разлучницу к совести. Стало известно, что несчастная Бронзова даже хотела уйти из жизни. К счастью, Людмила Нильская отступила и Борис Щербаков вернулся к жене и пятилетнему сыну.
back-in-ussr.com
4 факта о Евгении Моргунове, которые не принято афишировать
Большой и добродушный Моргунов как бутылка «Нарзана» стал незаменимым элементом советской жизни.
Он похож на огромного олимпийского мишку, который неуклюжестью и милотой вызывал лишь веселый смех. Но в жизни актер Евгений Моргунов был совершенно не такой. Вот главные факты, которые Вы не найдете в учебниках.
Стать актером Моргунову помог Иосиф Сталин
Родился Евгений Александрович в 1927 году в рабочей семье и с детства работал на заводе фрезеровщиком. Семья голодала, война с немцами в разгаре, но Моргунов мечтал о карьере артиста, что никак не светила ему с его рабочих низов.
Но смелый парень в 16 лет написал письмо вождю народов о мечте, и попросил Сталина помочь ему. Каково же было удивление родных, когда вождь прислал ему направление в один из московских театров на должность статиста. Очень скоро Евгений Моргунов перевелся во престижный вуз киноактеров ВГИК, так началась его карьера.
Моргунов бесконечно играл один образ. Но именно этого мы и ждали в кино
Заложник одного образа
Моргунова не брали на другие роли после комедий Гайдая. Ничто не могло поломать его веселый образ, даже если бы Моргунов сыграл Отелло, зрители в СССР весело бы хохотали когда он душил Дездемону. А ведь у Моргунова было 112 ролей и только несколько в комедиях Леонида Гайдая. А свой первый фильм, «Молодая Гвардия» в 1949 году, Моргунов прошел вообще в драматичном образе предателя и изменника Родины. Но как говорится, не сложилось и мы помним только яркого хохотуна.
Женщины и Моргунов
Считалось что Евгений став советской кинозвездой, волочился за каждой юбкой. Но то ли Моргунов так таился или слухи ложь, никто так и не опубликовал перечень его мужских побед. Достоверно известно только об одной любовнице — монтажере Свердловской киностудии Татьяне Бурмистровой. Ее актер Моргунов встретил в конце 1950-х годов и добивался долго и безуспешно.
Лишь совместная поездка в Ростовскую область, где Моргунов снимал фильм в качестве режиссера в 1961 году, позволила завершить начатое — созревший плод пал к его ногам. От этой связи родилась дочь, потом уехала из СССР в США вместе с молодым мужем. Мать враждовала с Моргуновым и дочь с ним не общалась.
Евгений Моргунов со 2-й женой и сыновьями. Один трагически погибнет и трагедия тяжело дастся актеру
Также у актера было две законных жены — сначала пожилая, потом молодая и какое-то время они были одновременно. Первая — балерина, не смогла дать ему детей, и после 13 лет брака Моргунов женился второй раз на молоденькой студентке, что подарила ему двух сыновей и была до конца жизни.
Моргунов поругался с Никулиным и Вициным
Знаменитая тройка комедий Гайдая в жизни совершенно не ладила. А Моргунов ругался со всеми — с начальством, с режиссером Гайдаем и со своими партнерами, от которых зависела его карьера, деньги и вся жизнь. Возможно это связано с диабетом, от болезни Евгений Александрович очень страдал с самой молодости.А с Вициным и Никулиным видимо развела несправедливость, его жена рассказывала что к концу жизни они разругались совершенно.
В жизни знаменитая тройка актеров плохо ладила. к концу жизни разругалась
По одной из версий потому что Моргунов публично заявил в интервью: «Работали втроем, а Госпремию получил Никулин!» По другой версии, Моргунов, завидующий успеху Никулина и его дружбе с мэром Москвы Лужковым, благодаря которому тот получил Цирк на Цветном бульваре, вставал у входа в цирк и предлагал москвичам пройти в кабинет Никулина, чтобы улучшить жилищные условия.
Но это видимо сплетни. Мы точно знаем как в конце своей жизни Евгений Моргунов держался под риском лишиться ног и-за прогрессирующего диабета. И несмотря на трагичную потерю сына, которую Евгений Александрович переживал очень тяжело, актер находил в себе силы шутить в больничной палате. «Вы меня отсюда не вынесите! — говорил он врачам. — Я же просто невыносимый!»
back-in-ussr.com