Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Кинофорум

ФорумыИнформация, новости, пожелания → Актеры советской эпохи

Сообщения (45)

TEKTONIC
  • Киновед
  • Mon, 22 Nov 2021 13:10:50 +0300

Сучка ты крашеная!

На днях могло бы исполниться 86 лет легендарной актрисе советского кино и театра Людмиле Гурченко. Людмила Марковна прожила интересную жизнь и навсегда изменила стандарты в кино: и внешности, и актерской игры. Представляю вам главные цитаты советской дивы, описывающие ее жизнь.

О травмах и потерях: И моральная травма, и физическая очень похожи. Обе хочешь забыть поскорее, как тяжелый сон. Обе вынуждают вести себя и жить по-другому. Обе оставляют рубцы. Обе заставляют постоянно задавать себе вопрос: «болит или не болит?», «прошло или не прошло?» И обе, нанося поражение, удар, потом, впоследствии, приносят победу. Травмы заставляют тебя пережить наивысший пик трагедии и счастья! И когда в роли есть хоть намек на подобное — тебе все ясно, потому что у тебя такой «потолок», такой запас перенесенного!

О нравах: … любовь, верность, преданность, незыблемая вера в идеалы справедливости — это лишь «атрибуты», присущие определенному времени. Времени Прошедшему? Есть, есть еще эти прежние бесценные чувства. Но мало. Это уже дефицит.

О появлении в профессии: Я появилась в профессии, когда обязательной была только положительная система ориентиров. Какие бы ни были ураганы, сквозь них должны прорываться светлое и оптимистичное. Потому сквозь все эти коловращения буду играть, как кричит внутри, но прорываться к свету. Обязательно.

О дипломатии: Наверное, одним из проявлений дипломатии есть умение выждать, когда все вокруг подталкивает к спешке.

О детстве: Посередине комнаты стояла железная печка. Мы сожгли всю деревянную мебель. Мама завидовала тем, у кого была деревянная кровать. А наша железная – не горит. Тепла от печки хватало ненадолго… И опять холод, холод… Из окон дуло. Из щелей балкона дуло. С внутренней стороны окна были сантиметров на десять покрыты льдом. На ночь мы затыкали щели полотенцем или тряпкой, и наутро их уже было не оторвать. Вода в ведре покрывалась за ночь коркой льда. Целыми днями мы лежали с мамой в одежде, набросив на себя все, вплоть до ковровых дорожек. Тулились ближе друг к другу, чтобы согреться, и молчали. Говорить не было сил.

Об имени и отце: Имя свое я получила за два часа до рождения. Испуганный папа отвез маму в роддом, что был на Пушкинской улице, а сам «на нервной почве» побежал в кино. Тогда на экранах с огромным успехом шел американский приключенческий фильм «Акулы Нью-Йорка». В картине было множество дотоле невиданных, неправдоподобных трюков, погонь, выстрелов… Герой фильма, красавец Алан, совершает чудеса – спускается по канату с самолета на крышу несущегося поезда, в котором увозят его похищенную возлюбленную, прелестную Люси. После сеанса потрясенный папа примчался в роддом и срочно передал маме записку: «Лель! Детка моя! Если в меня будить орел, назовем Алан. Если девычка, хай будить Люси».

О театре в жизни: Все мы не можем быть великими и главными. Все не могут играть главные роли. Но все могут быть великими и главными в своих небольших, но ответственных ролях.

О зависти: Если ты талантлив, значит, ты человек полноценный. А полноценный человек лишен зависти. Завидовать нечему. У него своего полно.

О песнях: Постепенно я приходила к убеждению, что петь нужно только о том, что у тебя болит или что тебя очень радует. Когда ты искренне об этом поешь — публика, какая бы она ни была, поймет тебя. Сначала она будет инертной. Это надо не заметить — «гореть» дальше. А потом публика станет с интересом следить за тобой. Вот тут то и надо не упустить момент. Успеть рассказать о себе, о своей боли, о своей любви. А в перерыве спеть про «Пять минут», «штобы дать людям передых». И опять, и опять песни «с блаженством»…

О богатой на события личной жизни: Рассказывать неудобно, но вспомнить, ах, как приятно.

О стрессах и проблемах: Стрессы и неприятности закаляют душу, но подтачивают организм.

О счастье: Знаешь, я думаю, что сейчас на счастье могут надеяться только наивные мечтатели.

back-in-ussr.com

TEKTONIC
  • Киновед
  • Tue, 23 Nov 2021 12:11:11 +0300

Олег Анофриев: знаменитый голос и 65 лет счастливого брака

Олег Анофриев появился на свет в солнечном Геленджике, куда его отца — столичного доктора — каждое лето направляли на работу в прибрежный санаторий.

В семье кроме маленького Олега подрастало ещё два старших брата, воспитанию которых посвятила себя мать-домохозяйка. Когда курортный сезон заканчивался, Анофриевы возвращались в Москву, где и прошло детство будущего актёра.

Подростковые годы Олега Анофриева омрачила война. Вместе с матерью и братьями он провел несколько лет в эвакуации в Свердловске, пока отца не комиссовали по ранению и он не забрал семью обратно в столицу. Однажды юный Олег играл с друзьями во дворе и подобрал с земли гранату, которая взорвалась у него в руках. Мальчик чудом выжил, долго пролежал в больнице, но восстановить правую руку полностью не удалось — травма так и напоминала о себе до конца дней.

Это ранение чуть не поставило крест на всех мечтах Олега Анофриева. Он с детства занимался в драмкружке и обладал вокальными данными, а получив аттестат, отправился штурмовать Школу-студию МХАТ. Здесь ему едва не отказали из-за искалеченной руки: пришлось долго убеждать комиссию, что травма не помешает добиться успеха в актёрской профессии. Олегу удалось произвести впечатление на педагогов и вскоре он пополнил ряды счастливых студентов.

После выпуска Анофриев был направлен по распределению в Центральный детский театр, однако ярких ролей на этой сцене начинающий актёр так и не получил. Первый успех пришёл к Олегу, когда его пригласили в Театр имени Маяковского и утвердили на роль Василия Тёркина в одноимённой постановке. Спектакль произвёл фурор не только на родине, но и за рубежом — во время гастролей в Болгарии актёру даже присвоили звание почётного гражданина города Русе.

В то же время Олег Анофриев дебютировал на киноэкране. Публика полюбила его после роли Савушкина в комедии «Девушка с гитарой», где прозвучала песня «Если сердце надеждой полно...» в исполнении актёра. Затем последовали ленты «Коллеги», «Сказка о потерянном времени», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Под крышами Монмартра», «Будьте моим мужем», «Там, на неведомых дорожках...», «После дождичка в четверг». Во многих лентах Анофриев не только играл роли, но и выступал в качестве композитора или вокалиста. А особую популярность обрела в его исполнении песня «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова».

Уникальный голос Олега Анофриева нашёл широкое применение в озвучивании мультфильмов. Одним из главных детищ актёра стала музыкальная анимационная лента «Бременские музыканты», в которой Олег Андреевич озвучил почти всех персонажей — от Трубадура до Атаманши, а также написал и исполнил ставшие хитами композиции — «Луч солнца золотого», «Песня королевской охраны», «Ничего на свете лучше нету», «Песня разбойников», «Говорят, мы бяки-буки», «Куда ты, тропинка, меня привела?».

В начале 90-х Олег Анофриев дебютировал в качестве кинорежиссёра, сняв фильм «Быть влюблённым» с Галиной Польских, Светланой Немоляевой и Александром Лазаревым в главных ролях. В этом проекте актёр был сценаристом, режиссёром и композитором, однако лента не окупилась в прокате. В карьере Анофриева наступили трудные времена: он почти не снимался в кино, продал московскую квартиру и переехал в деревню. За годы простоя актёр написал книгу «Солдат и балерина», где были собраны стихи и тексты песен его сочинения, а также воспоминания об актёрах, режиссёрах, исполнителях, с которыми ему довелось работать.

В жизни артиста была лишь одна любимая женщина, с которой он прожил больше шестидесяти лет. С врачом Натальей Отливщиковой он познакомился во время отдыха на море — обстоятельства той судьбоносной встречи актёр описал в своём рассказе «Любовь-тоска». Они поженились в 1955 году, а вскоре на свет появилась дочь Мария. Она пошла по стопам матери и стала врачом, а родителям подарила трёх внучек. Однако больше всего Олег Анофриев радовался появлению на свет правнука — первого мальчика в роду за восемьдесят лет. Наследника назвали Олегом в честь знаменитого деда, а сам актёр написал по этому поводу стихотворение: «От Олега до Олега ровно 80 лет».

На протяжении всей жизни Олег Анофриев страдал от ишемической болезни сердца. Первый инфаркт он перенёс ещё в 35 лет — тогда актёру сделали аортокоронарное шунтирование и он смог восстановиться. Олег Анофриев дожил до преклонного возраста — он скончался в 87 лет. В память об актёре его именем была названа одна из улиц в Геленджике, а к 90-летию со дня рождения на его могиле установили памятник в виде грампластинки работы художника Александра Балаяна.

back-in-ussr.com

TEKTONIC
  • Киновед
  • Tue, 23 Nov 2021 12:22:21 +0300

Валентин Никулин. Всю жизнь рвался из СССР, а когда это удалось, то в итоге вернулся домой

Не все знают, что известный актёр Валентин Никулин имел высшее юридическое образование. После окончания юрфака МГУ в 1957 году его, как отличника учёбы приняли на работу в Московскую коллегию адвокатов.


«Процесс» (1989)

И вроде бы его ожидало блестящее будущее, так как в 60-70-х годах работа адвоката была одной из самых престижных и оплачиваемых профессий. Но, к удивлению не только коллег, но и своих друзей, Никулин отказался от престижного места работы и пошел в студенты Школы-студии МХАТ.


«Путь к причалу» (1962)

Скорее всего, сказались творческие гены, так как его отец работал театральным драматургом, а мать была пианисткой, солисткой московской филармонии. Да и сам Валентин с удовольствием играл в студенческой самодеятельности.


«Долг» (1977)

На последнем курсе театральной студии Валентина приметил Олег Ефремов, который набирал актёров в своей «Современник». Поэтому сразу после получения диплома Валентин Никулин оказался в этом театре и чуть позже вошел в костяк труппы. С самого начала Ефремов доверил ему роли первого плана в своих постановках: «Три сестры», «На дне», «Провинциальные анекдоты», «Возможная встреча».


«Баллада о Беринге и его друзьях» (1970)

Уже через два года Никулин участвовал во всех спектаклях театра и ежедневно выходил на сцену. Это сильно ограничивало его возможность работы в кино, но даже в таких условиях ему удавалось периодически сниматься.
В 1965 году Алексей Баталов, оценив талант Никулина на сцене «Современника», пригласил его в свой фильм «Три толстяка» и потом об этом ни разу не пожалел. В интервью Баталов сказал, что Никулин сыграл доктора Гаспара намного полнее и красочнее, чем он мог предположить.


«Три толстяка» (1966)

Но настоящий успех пришел к актёру после исполнения роли Павла Смердякова в фильме Ивана Пырьева «Братья Карамазовы». Скупой на похвалы Иван Александрович Пырьев назвал Никулина: «человек-интонация», что было высшей оценкой от великого режиссёра.



«Братья Карамазовы» (1969)

От друзей актёра было известно, что Валентин Юрьевич частенько критиковал художественные советы и считал их элементами советской цензуры. Мол, в художественном смысле эти советы непрофессиональны и только мешают настоящему творчеству. Было и такое, что он делился с друзьями своей мечтой когда-нибудь оказаться за рубежом, чтобы пожить и поработать в свободном обществе. Близкие ему говорили, что за такие мечты можно и попасть в «места не столь отдалённые», а он отшучивался, мол, и так ощущаю себя как в тюрьме.


На сцене театра «Современник» в спектакле «Три сестры» (1990).

И вот настали времена, когда у него, наконец, появилась возможность уехать. В 1991 году Валентин Никулин со своей супругой Мариной Ганулиной эмигрировал в Израиль. Как ему тогда казалось, что навсегда.
За границей у актёра всё складывалось неплохо. В те годы в Израиль перебрался популярный советский актёр Михаил Козаков, на пару с которым они играли русскоязычные антрепризы и участвовали во всех русскоязычных постановках израильского театра «Гешер».
Но ностальгия и тоска по Родине не отпускали ни того, ни другого. Сначала в 1996 году в Москву вернулся Михаил Козаков. А через полтора года билет в один конец из Тель-Авива в Москву купил и Валентин Никулин. Ему даже на этой почве пришлось развестись с женой, которая категорически отказалась покидать Израиль.
В конце девяностых Россия не очень приветливо встретила обоих. Козакову удалось создать в Москве свой театр антрепризы, с которым он имел определенный успех у публики и выступал до своей кончины в 2011 году.
А вот Никулину вначале достойной работы не нашлось. Редкие второстепенные роли и нечастые эпизоды в телесериалах, это всё, на что он мог рассчитывать в конце девяностых.


«Сыщики-2» (2003)

Но в начале нулевых он поставил свой неплохой моноспектакль «Друзей моих прекрасные черты» и несколько лет успешно выступал с ним на самых разных площадках, пока у него не диагностировали рак, от которого он и скончался в 2005 году.
Перед смертью он назвал свой отъезд в Израиль ошибкой, но о которой он не жалел. По сути, он повторил слова Михаила Козакова о том, что всем мечтающим о «сладком зарубежье» надо обязательно немного пожить за границей, чтобы раз и навсегда изжить из себя это желание, и понять, что Родина тебе всё-таки дороже.

back-in-ussr.com

TEKTONIC
  • Киновед
  • Tue, 23 Nov 2021 15:53:00 +0300

Наши любимые актрисы: Людмила Хитяева

Людмила Ивановна Хитяева (род. 15 августа 1930, Нижний Новгород, СССР) — советская и российская актриса, телеведущая. Народная артистка РСФСР (1983).
Звезда фильмов «Тихий Дон», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Поднятая целина», «Финист — Ясный Сокол» и др.

Биография

Отец — Иван Яковлевич Хитяев, инженер, во время Великой Отечественной войны работал на секретном заводе. Мать — Вера Ивановна Хитяева, работала военным врачом первого ранга.
В 1952 году Людмила Хитяева окончила Горьковское театральное училище и стала актрисой Горьковского театра драмы им. М. Горького.

На горьковской театральной сцене её заметил известный писатель Анатолий Рыбаков и рекомендовал режиссёру киностудии им. М. Горького Исидору Анненскому, искавшему исполнительницу на главную роль в своём фильме «Екатерина Воронина» (1957), которая и стала её дебютом в кинематографе.
С 1962 года Людмила Хитяева — актриса киностудии им. М. Горького.
С 31.03 по 30.05.2014 года вела (была соведущей телепроекта) ток-шоу «Дело ваше» на Первом канале.

back-in-ussr.com

TEKTONIC
  • Киновед
  • Tue, 23 Nov 2021 16:00:48 +0300

Игорь Нефедов - актёр, который хотел уйти красиво

Он мог бы по-прежнему выходить на сцену, сниматься, учить студентов. Но, начав за здравие, Игорь Нефедов кончил за упокой…

Его выкормила Людмила Крылова

О таком «стартовом капитале» многие и не мечтают. Папа— Вячеслав Нефедов — был однокурсником Олега Табаковаи какое-то время дружил с ним (оба родом из Саратова). Более того, первая жена Табакова — Людмила Крылова— выкормила Игоря, когда у Нины Нефедовой пропало молоко… Но вскоре родители Игоря расстались. Мальчика отдали бабушке с дедушкой.
Позже Нина по старой дружбе привела 13-летнего сына в театральную студию Табакова. «Посмотрю, но ничего не обещаю», — сухо ответил Олег Павлович. Тем не менее мальчика принял. При его же поддержке Игорь поступил на курс Табакова в ГИТИС. И после пяти лет в Центральном детском театре перешел к учителю в «Табакерку», где тут же получил ведущие роли. Для Игоря Табаков был, по сути, вторым отцом. И Олег Павлович относился к Нефедову как к сыну.


Игорь Нефедов в фильме «Пять вечеров» 1978

Известным киноактером Игорь стал в 18 лет, дебютировав в картине Никиты Михалкова «Пять вечеров» с подачи все того же Табакова. В 20 он сыграл у Абдрашитова в «Охоте на лис», спустя еще два года — у Сергея Соловьева в фильме «Наследница по прямой». А в 1985 году имя 25-летнего актера попало в Советскую энциклопедию кино. По тем временам — неслыханный успех! Критики говорили о Нефедове с придыханием, писали больше, чем о других молодых актерах.
Планка была столь высока, что после трех успешных работ Нефедов тщательно выбирал роли. От многого отказывался. И в какой-то момент… остался практически не у дел. Ничего приличного уже не предлагали, приходилось соглашаться на «что-нибудь».


Владимир Гостюхин (слева) в роли Виктора Белова и Игорь Нефедов в роли
Беликова на съемках фильма «Охота на лис» режиссера Вадима Абдрашитова.

«Давай пошутим — поженимся»

Невостребованность наложилась на проблемы в личной жизни. По мнению мамы Игоря, ему фатально не везло с женами.
Первый раз Игорь женился на балерине Большого театра Алине Кочетовой. Но не прошло и года, как супруга влюбилась в другого, а позже эмигрировала в Америку. Второй женой стала актриса Елена Казаринова. Они были знакомы давно, вместе играли в «Табакерке». Но, влюбившись, Игорь пришел к мужу Елены и попросил «отдать» ее. Звучит как плохой анекдот. Но такой была вся жизнь Нефедова.
«Давай пошутим — поженимся», — сказал он Лене. 1 апреля 1987 года они шикарно «пошутили» в ресторане «Арагви». И, говорят, несколько лет были счастливы. Дочь Лены от первого брака Игорь воспитывал как свою: маленькой девочке не сразу сказали, что Игорь — неродной отец. А он даже хозяйство все взвалил на себя. Очень любил готовить, принимать гостей. Молодой семье выделили трехкомнатную квартиру. Жить бы да радоваться…
Но с работой становилось все хуже. Игорь начал прикладываться к бутылке, мог опоздать на репетицию, даже сорвать спектакль. Табаков многое прощал ему. Но и его терпение не было безграничным…
Кинематограф 1990-х спасти ситуацию не мог. Только усугубил. Не стесняясь, Игорь звонил режиссерам, но слышал: «Пока для тебя ничего нет. Надо подождать».
Он ждать не мог. Депрессия не давала полноценно жить, работать, любить…


Игорь Нефедов (слева) в фильме «Авария — дочь мента» (1989)

Притворялся, что тонет

В марте 1993 года на гастролях «Табакерки» в Японии Игорь опоздал на репетицию. Табаков вышел из себя, снял Нефедова с роли и ни разу не дал ему сыграть. За все 45 дней. Хотя афишами с его портретом был оклеен весь Токио. На замену пришел никому тогда не известный молодой Евгений Миронов. Когда театр вернулся в Москву, Олег Павлович лишил Игоря гастрольного гонорара и на несколько месяцев — зарплаты.
Состояние Нефедова ухудшалось. Испортились отношения с женой. Игорь все чаще говорил о смерти.
Спустя годы, когда уляжется боль, все начнут искать причины раннего ухода Игоря. Будут говорить о проблемах в кинематографе и невостребованности. Об увлечении водкой и испортившихся отношениях с Табаковым. Лена обвинит во всем Олега Павловича. Мама Игоря — Лену (по слухам, у нее появился любовник). Но никто, никто не захочет заглянуть глубже. Ведь проблема была в нездоровье Нефедова. Депрессия — это не пустяк. Это психическое расстройство. А у Игоря оно осложнялось суицидальным мотивом.
Когда ушла первая жена, он страшно переживал, пытался вернуть ее. А когда понял, что это невозможно, решил покончить с собой. К счастью, забыл закрыть дверь: Андрей Смоляков успел вытащить коллегу из петли.
Однажды на берегу Москвы-реки собралась компания, а Игорь взобрался на мост и стал кричать. На море притворялся, что тонет. Дома ложился и задерживал дыхание. Хорошо выпив, неизменно повторял: «Рано или поздно я покончу с собой». И даже вбивал в потолок крюки. Лена перестала обращать на эти выходки внимание. А зря. Ей бы отвезти мужа к врачу. Но она была уверена, что тот, кто говорит о самоубийстве, никогда его не совершит. Хотя даже разговоры о нем — уже свидетельство болезни.


Игорь Нефедов, «Наследница по прямой» (1982).

Яркий взлет — быстрое падение

В ноябре 1993 года Табаков отстранил Нефедова от репетиций нового спектакля за неделю до премьеры. Это стало последней каплей…
С Леной они решили пожить отдельно. Игорь скитался по друзьям, но часто приходил к жене и дочке. 1 декабря он сыграл Почтмейстера в «Ревизоре», о котором многие потом говорили как о лучшем спектакле Нефедова. А поздно вечером с коллегой Сергеем Шеховцовым пришел к Лене. Хотел помириться, вернуться домой. Но там, по словам матери актера Нины Евгеньевны, был мужчина… Сама Казаринова и ее дочь Лиза потом отрицали это категорически. Лена уверяла, что не хотела расставаться с Игорем. И даже восприняла его уход в другой мир как предательство: «Он же знал, как нам с Лизой будет плохо...»
Накануне гибели Игорь признался Лене, что ходил к Табакову и «все ему сказал». Видимо, это было решение уволиться из театра.
Они сидели всю ночь. А в шесть утра Игорь собрался в магазин. Лена надела ему капюшон, затянула веревочки. Он поцеловал ее… как никогда прежде. И стал спускаться по лестнице…
А потом она нашла его в подъезде покончившим с собой. И подумала, что муж снова решил напугать ее. Или пошутить.
Андрей Смоляков у гроба только и смог сказать: «Какой же ты дурак...» Табаков договорился об отпевании, хотя это против канонов церкви. Снял с репертуара спектакль, в котором не дал Нефедову сыграть. А актеры целый месяц потом разговаривали в «Табакерке» шепотом.
Яркий взлет. Быстрое падение. Вот и все 33 года…
Спустя 19 лет инсульт и острый лейкоз не оставили Лене ни малейшего шанса продолжать жить. Ее похоронили рядом с Игорем.
Дочь Елизавета Кюблер стала актрисой.

back-in-ussr.com

TEKTONIC
  • Киновед
  • Tue, 23 Nov 2021 16:10:44 +0300

Почему пропала с экранов актриса Людмила Касаткина?

«Было у нас середняцкое хозяйство: корова с теленком, лошадь с жеребенком, три овцы, три поросенка, двадцать кур. В один день у нас все это забрали», — так рассказывала Людмила Касаткина о своем раннем детстве, когда она вместе с семьей жила в селе Володарском Смоленской области.

Голод, холод и война

Тогда им всем пришлось бежать — чтобы не сослали в Сибирь как раскулаченных. Добрались до Москвы. Там после долгих хождений по инстанциям родители четверых детей получили комнатку в 12 квадратных метров в подвальном помещении, куда свет попадал сквозь единственное малюсенькое окошко, находящееся на самом верху стены.
Касаткина часто рассказывала, что потом она узнала историю этого дома в Борисоглебском переулке. Когда-то он принадлежал князьям Оболенским. Правда, в подвальном закутке сами князья никогда не бывали. Там челядь складывала ненужное старье.
Маленькая Людочка смотрела в малюсенькое окошко под потолком, видела, как мимо топали мужские ботинки или женские туфли, и мечтала о сцене. Правда, девочка хотела быть не актрисой, а балериной. В 5 лет родители отдали ее в хореографическую школу. Люда была тонкая и звонкая — она постоянно не доедала, потому что у родителей не хватало денег. А в хореографии нагрузки были будь здоров. И однажды девочка упала в обморок прямо на занятии. С тех пор она больше не посещала хореографическую школу.
А потом началась война. Когда об этом объявили по радио, Люда была у бабушки под Можайском. Она собрала вещи и хотела добраться до города, чтобы оттуда уехать к родителям в Москву. Но поезда отменили, Люда с другими людьми пешком добралась до Можайска. Она была на вокзале, когда заметила знакомые очертания — женщина металась по перрону. Это была мама. Люда кинулась к ней с криком. Оказывается, мама поехала за дочерью, как только узнала о начале войны. Но в Можайске ей сказали, что доехать до места назначения не представляется возможным. И только чудом они встретились. И вдвоем добрались до Москвы.
А там снова начался голод. Но люди поддерживали друг друга. Для детей были организованы занятия в Студии художественного слова при дворце пионеров. Есть хотелось безумно, и только в студии, разучивая пьесы и читая стихи, Люда на время оставляла мысли о еде. В 1943-м Касаткина подала документы в ГИТИС. Уже после окончания войны она попала в Театр советской армии, который стал ее вторым домом — там актриса прослужила больше чем полвека.

Народная артистка РСФСР Людмила Касаткина в роли Марии Гавриловны Савиной в спектакле «Элегия».

Некиношная внешность

Поначалу Касаткину не очень привечали в кино. У актрисы была некиношная внешность — слишком круглое лицо, слишком острый нос. Только благодаря счастливой случайности Касаткина попала на широкий экран. В Ленинграде собирались снимать фильм «Пять леопардов». Режиссер искал актрису, похожую на циркачку. Когда он увидел пробы Касаткиной, тут же понял, что главная героиня для картины, впоследствии переименованной в «Укротительницу тигра», была найдена.
На экране кажется, что актриса когда-то на самом деле была дрессировщицей, так бесстрашно она общалась со своими хвостатыми подопечными. На самом деле Людмила до ужаса боялась тигров. Но она тренировала свою волю, не показывала хищникам страх. Она была настолько уверена рядом с ними, что потом ей предложили на самом деле стать дрессировщицей тигров. Касаткина предпочла остаться в своей профессии. Фильм «Укротительница тигров» имел ошеломляющий успех, его даже показали во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля. Говорят, что в исполнительницу главной роли влюбился даже Жерар Филип.


Людмила Касаткина, «Укротительница тигров», 1954 г. Кадр из фильма

Касаткину за границей приняли, в следующий раз, в 1962-м году, ей присудили приз за лучшее исполнение главной женской роли в картине «Укрощение строптивой» на кинофестивале в Монте-Карло.
Касаткина сыграла 25 ролей в художественных фильмах. Но к кинематографу она стремилась не так рьяно, как к театральной сцене. Она всегда называла себя театральной актрисой. «Я навсегда влюблена в театр», — признавалась актриса.
Однажды любимая актриса пропала с кино и телеэкранов, она перестала приходить на встречи со зрителями. Оказалось, что у Касаткиной была диагностирована болезнь Альцгеймера. С каждым месяцем ее память становилась слабее и слабее. Также актриса постоянно кашляла — тяжелая жизнь в детском и подростковом возрасте, голод, холод, постоянное пребывание в подвале сказались на здоровье, хронический бронхит однажды перешел в воспаление легких. Касаткина много дней провела в больнице. Ее не стало в феврале 2012. Она скончалась через 11 дней после смерти супруга, режиссера Сергея Колосова.

back-in-ussr.com

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 03 Dec 2021 13:52:41 +0300

Почему ушла из кино эта красотка?

Бывают такие актрисы, которым стоит сыграть одну-единственную роль, и они навсегда остаются в сердцах зрителей. Пожалуй, именно такой актрисой и была Наталья Вавилова.

Ее кинокарьера, такая стремительная и такая короткая, насчитывает всего два десятка работ. Многим из нас эта миловидная девушка с большими печальными глазами и загадочной улыбкой запомнилась по фильму «Москва слезам не верит». Старшие коллеги предрекали актрисе большой успех. Но нелепая случайность перечеркнула ее будущее в отечественном кино.

Кинематограф по воле случая

Наталья – коренная москвичка и была пятым, самым младшим ребенком в семье. Ее отец работал дипломатом, и младшая дочь до поры до времени была уверена, что пойдет по стопам родителя. Но судьба распорядилась иначе. Вавиловы проживали неподалеку от «Мосфильма». Однажды 14-летнюю Наташу приметил ассистент режиссера Юлии Солнцевой, которая искала девушку-подростка для своей драмы «Такие высокие горы». Наташа успешно прошла кинопробы и была утверждена на роль.
Новость о том, что их дочь станет сниматься в кино, родители девушки восприняли без восторга. Но отговаривать не решились. Пусть, мол, дитя потешится. Лишь бы не слонялась по улице без дела. Но через два года Наталью позвали в другой крупный проект. Молодой режиссер Владимир Меньшов готовился к съемкам своего дебютного фильма «Розыгрыш». В фильм уже был утвержден совсем еще юный Дима Харатьян. Идеально подошла и Вавилова. Несмотря на то, что это была всего лишь ее вторая работа в кино, Наталья отлично справилась с задачей. Далее последовала еще пара ролей.

Девушке очень понравилась работать на съемочной площадке, нравилась атмосфера съемок. И она захотела стать актрисой. Тут-то родители и воспротивились решению дочери. Они запретили ей ездить на киностудию. Похлопотали насчет курсов дипломатов, хотели помочь поступить в престижный вуз. Но Наталья уже определилась с будущей профессией, и никакие разумные доводы на нее не действовали. А ведь как показала ее дальнейшая жизнь, родители-то оказались правы.

Родители были против, но Баталов уговорил!

Тем временем Владимир Меньшов начинал свой следующий большой проект – «Москва слезам не верит», которому суждено было стать вехой в истории советского кинематографа. И снова позвал Вавилову на одну из ключевых ролей. Конечно же, Наталья согласилась. На съемки она ездила втайне от родителей. Но однажды об этом узнал отец. В семье разразился большой скандал. Все передвижения непутевой дочери глава семейства взял под личный контроль.

Из-за этого съемки будущего шедевра застопорились. Но тут в дело вмешался актер Алексей Баталов. «Он же Гога, он же Гоша, он же Жора» явился собственной персоной к актрисе домой. Вавиловы оторопели, когда на пороге квартиры увидели звезду советского кино. Долго уговаривать родителей знаменитому актеру не пришлось. При виде Баталова те быстро сменили гнев на милость и отпустили дочь на съемки. В итоге фильм, как мы знаем, стал кинохитом, Меньшов получил «Оскара», а Наталья Вавилова стала известной на всю страну.
После этого родители разрешили заниматься дочери тем, что ей действительно нравилось. И Наталья успешно поступила во ВГИК. Ее карьера шла в гору. «Вторжение», «Ученик лекаря», «Мой избранник», «Поезд вне расписания», «Бармен из «Золотого якоря» – актриса ярко себя проявила в каждом из этих фильмов.

Выпала из седла

А потом наступил 1986 год. Наталья получила главную роль в кинокартине «Николай Подвойский». По сюжету, главная героиня должна была ездить верхом на лошади. Вавилова добросовестно осваивала навыки верховой езды, два месяца тренировалась на ипподроме. Однако на съемках произошел несчастный случай. Актрисе дали больного и неподготовленного коня. Едва она запрыгнула в седло, животное тут же ее сбросило. При падении Вавилова серьезно травмировала спину.
Режиссер проекта Юрий Борецкий убедил ее не предавать происшествие огласке, пообещав дождаться выздоровления. На деле – тут же заменил ее на другую актрису. По сути, выбросил из фильма. Пока Наталья проходила лечение и восстанавливалась, съемки картины продолжались без ее участия.

Она так и не смогла простить человеческую подлость. К счастью, на помощь пришел любимый супруг – режиссер Самвел Гаспаров. Когда Наталья выздоровела, он повез жену в многомесячное путешествие по Европе. Вдали от столичной суеты она понемногу оправилась от шока.
А когда супруги вернулись домой, Гаспаров попытался вернуть жене уверенность на съемочной площадке. Режиссер снял ее в своем остросюжетном фильме «Стервятники на дорогах». Позже Наталья сыграла в телефильме «Дело Сухово-Кобылина». Но моральная травма оказалась гораздо сильнее физической. Этот фильм стал для актрисы последним. Вавилова перестала сниматься и навсегда ушла из профессии.

Осталась совсем одна

Самвел Гаспаров стал первым и единственным мужем актрисы. В кинематограф он попал так же случайно, как и сама Наталья. Жил в Грузии, в молодости трудился дальнобойщиком. А когда его бросила первая жена, то уехал покорять Москву. Здесь он встретил режиссера Михаила Ромма. Тот и посоветовал ему поступать во ВГИК. Гаспаров без особых трудностей поступил на режиссерский факультет, а его однокурсником стал будущий оскароносец Владимир Меньшов.


С режиссером Савелом Гаспаровым они жили счастливо много лет

Вавилова познакомилась с Самвелом Гаспаровым на съемках фильма «Москва слезам не верит». Завязались романтические отношения. Не стала помехой даже разница в 21 год. А позже пара зарегистрировала брак. Общих детей у них не случилось. Зато Наталья очень подружилась с дочерью Самвела от его первого брака – Ниной, а позже – с его внуками Серго и Кетино.

Когда у Натальи случилась личная драма, Самвел повел себя как настоящий мужчина. Все финансовые вопросы в семье он взял полностью на себя. Обеспечил своей любимой жене безбедную жизнь. Стал настоящим-ангелом-хранителем для Натальи. Они построили большой дом на Рублевке. Вавилова занялась домашним хозяйством. Увлеклась садоводством, выращивала цветы. До поры до времени жизнь складывалась замечательно. Но в 2019 году супруг Натальи Вавиловой серьезно заболел. Дом на Рублевке пришлось продать и переехать в квартиру на окраине Москвы. А весной 2020 года Самвела Гаспарова не стало. На седьмом десятке Наталья осталась совсем одна.

back-in-ussr.com

TEKTONIC
  • Киновед
  • Tue, 07 Dec 2021 13:45:37 +0300

Советские кинозвёзды, которым удалось отметить золотые свадьбы

Длительные браки среди актёров, да и вообще среди людей творческих специальностей являются редкостью. К сожалению, это издержки профессии, когда творец должен постоянно испытывать эмоциональные встряски, которые чаще всего случаются в личной жизни при смене супругов. Но не все большие артисты ищут такие «лёгкие пути к вдохновению». О некоторых из них я расскажу ниже.
От автора: Итак, топ наших знаменитых кинематографических пар, которые отпраздновали свои золотые свадьбы:

Галина Мшанская и Олег Басилашвили.

Среди рекордсменов по длительности семейной жизни из здравствующих поныне первое место занимают эти знаменитые актёры. И если про Олега Валериановича рассказывать излишне, то про его супругу Галину Евгеньевну читатели знают гораздо меньше.

Галина Мшанская всю жизнь проработала на телевидении. Журналист, автор и телеведущая популярных передач, в последние годы занимала пост шеф-редактора отдела художественных программ ГТРК «Культура». С будущим мужем познакомилась на работе на записи телеспектакля. В этом году у семейной пары бриллиантовая свадьба (60 лет)!

Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей.

Эта кинематографическая пара разделяет первое место с союзом Мшанской и Басилашвили. В этом году у них тоже бриллиантовая свадьба. Хотя история их взаимоотношений тянется уже 63 года!

Актриса и кинооператор познакомились еще студентами ВГИКа, и сблизило их не кино, а любовь к волейболу. Они оба были капитанами своих студенческих команд и познакомились на волейбольной площадке. Но позже выяснилось, что у них гораздо больше общего, чем только любовь к спорту.

К слову, любовь к волейболу они пронесли через всю свою жизнь, и поныне являются заядлыми волейбольными болельщиками.

Людмила Гладунко и Борис Токарев.

В этом году у этой пары 52-я годовщина семейной жизни. Хотя знакомы супруги уже 59 лет! Они познакомились на съёмках фильма, когда им обоим было по 15 лет. С тех пор они всегда были вместе, а сразу после окончания ВГИКа (были однокурсниками) они поженились.

Два года назад в интервью Борис Васильевич рассказал журналистам, что был период в их жизни, когда семья находилась на грани развала.

Но им удалось сохранить не только семейные отношения, но и чувства друг к другу, и это стало главным залогом их длительного брака.

Инна Чурикова и Глеб Панфилов.

Золотую свадьбу эти прославленные артисты отметили в прошлом году. Хотя у Глеба Анатольевича это был не первый брак, и когда в 1970 году они с Инной Михайловной поженились, у него уже подрастал 13-летний сын Анатолий от первого брака.
Этот творческий союз подарил отечественному кино настоящие шедевры: «В огне брода нет», «Начало», «Прошу слова» и еще с десяток популярных кинокартин.

Супруги и сегодня продолжают активно работать. В августе этого году состоялась премьера нового фильма Глеба Панфилова (он и сценарист, и режиссёр) «Иван Денисович». А Инна Михайловна проводит уже свой 46-й сезон на театральной сцене Ленкома и продолжает сниматься в кино.

А еще золотые свадьбы среди наших знаменитых актёрских пар успели отметить: Людмила Касаткина и Сергей Колосов, Вера Алентова и Владимир Меньшов, Светлана Немоляева и Александр Лазарев, Анастасия Вознесенская и Андрей Мягков, Жанна Болотова и Николай Губенко.
В этом году исполнилось 64 года браку Александра Анатольевича Ширвиндта и Натальи Николаевны Белоусовой.

Но так как супруга знаменитого артиста не имеет отношения к кинематографу, я не стал их указывать в этом списке.

back-in-ussr.com

TEKTONIC
  • Киновед
  • Thu, 09 Dec 2021 15:16:45 +0300

Валентина Теличкина. Настоящая русская женщина

Валентина Ивановна Теличкина у нас одна. Она не такая как все, она своеобычная. Глубокая, без дна. У неё многоэтажный талант. Удивительная и неповторимая. Невероятной красоты актриса, человек очень широкой души. Настоящая русская женщина. Русский самородок.
Она очень много снималась в кино. Режиссёры выстраивались в очередь к ней, и уже с очень молодых лет она могла выбирать у кого сниматься, а у кого нет. Кто может похвастаться подобным? Единицы.

Она была последним, поздним ребёнком в большой, крестьянской семье, дважды раскулаченного Ивана Теличкина. Родилась когда её родителям было за сорок. С юных лет проявился её уникальный, самородный талант. Еще учась в школе на нижегородчине, в селе Красное, она руководила сразу тремя кружками: танцевальным, актёрским и кружком художественного чтения.


В. Теличкина — слева, с сестрой.

Удивительно легко, с первой попытки поступила во ВГИК, в мастерскую к В. Белокурову. Училась прилежно, как учатся все девушки, приехавшие из провинциальных сёл и деревень, знающие цену труду. Так одержимо училась Катюша Савинова, так училась и Валя Теличкина. Никаких романов и любовей. Долгое время отказывалась от стипендии, не понимая как можно брать деньги за такое святое дело как учёба.
Первый раз её сняли в кино Усков и Краснопольский в фильме «Таёжный десант», в 20 лет. Как она там красива и грациозна. С точёной талией и высокой девичьей грудью, с длинными, красивыми ногами, с густыми волосами. Как она там мастерски танцует и вообще двигается в кадре. Как ведёт глазами…

А потом была роль надолго определившая её судьбу. Это была Валя Королькова в герасимовском «Журналисте». Сергей Аполлинарьич выбрал Теличкину на эту роль неслучайно, ибо следил за ней давно. Знал и чувствовал её актёрский потенциал. Он обрисовал ей Королькову, как меланхоличную, немного надменную, знающую себе цену медлительную натуру. Он встретил её прототип в продуктовом магазине за прилавком, обрисовал задачу Вале Теличкиной. Та быстро подхватила его идею оперевшись на собственные воспоминания. В работу над ролью она включила манеры своей подруги юности. У подруги была удивительная реакция. Когда ей что-либо рассказывали, то она мрачнела, тяжелела и создавала такой тяжёлый фон, что хотелось скорей договорить, отойти в сторону и выдохнуть. И тут подруга вдруг эмоционально включалась. Причём на позитиве. А потом опять впадала в своё привычное, мизантропическое состояние. Вот это всё и смогла двадцатидвухлетняя Теличкина филигранно изобразить в кадре.
В итоге вторая роль Валентины Теличкиной стала поистине звёздной. И Герасимов и коллеги-актёры и критика были в восторге от игры юной актрисы.


Валя Королькова. «Журналист». 1967 г.

Дальше были сплошь удачные и запоминающиеся роли в кино у маститых режиссёров. У Бориса Яшина в «Осенних свадьбах», у Э. Рязанова в «Зигзаге удачи», у знаменитого Эльдара Шенгелая в «Необыкновенной выставке». Потом пошли повторные приглашения. Роль Сани Ермаковой у Б. Яшина в «Первой девушке» или как её называют в фильме «первый девичий элемент в уездном масштабе», повторная роль у С. Герасимова в «У озера». Опять Валя Королькова. Только уже как журналист на Байкале. С теми же манерами и тем же темпераментом.
А потом была роль Валентины в звёздном фильме Г. Панфилова «Начало». Кто ж из на не помнит её фразы «А меня Иван Сидорыч Нефертити назвал», «Да нельзя мне целоваться… слаба… млею». Трио подружек так слаженно поющих «Вот кто-то с горочки спустился» в лице Чуриковой, Теличкиной, Степановой — было просто изумительное. Ни у кого не было и грамма сомнения, это девушки из одного села. Из одного гнезда. Необычайно родственные души.


«Начало». Таня, Прасковья и Валентина.

А ведь изначально роль Валентины писалась под Нонну Мордюкову. Но режиссёр смог всё переделать под трио одногодок.
Потом это же трио Глеб Панфилов снял в «Вассе». Только они уже не пели вместе, а играли строго по своей канве роли. Причем Валентине Ивановне досталась сложнейшая роль, скрытной и коварной Анны Оношенковой. И стоит сказать она сыграла эту роль просто виртуозно.
К началу 80-х годов Валентина Теличкина была настоящей звездой нашего кинематографа. За её плечами уже было три десятка непростых, разноплановых ролей. Она сыграла и в комедии Л. Гайдая «Не может быть», невесту Володьки Завитушкина. Тут вполне раскрылся комедийный талант актрисы. И роль продавщицы в «Пять вечеров» у Н. Михалкова, Валентина Ивановна она сыграла великолепно.


«У самого чёрного моря». 1975 г.


«Пять вечеров». 1979 г.

Также публика запомнила её в фильме «Портрет жены художника». Красива она там, и просто обворожительна. По этой роли её многие помнят и сейчас.
Хорошая роль парикмахерши получилась у Теличкиной в фильме «Встретимся у фонтана». И сильная, драматичная роль жены Степана в фильме Г. Чухрая «Трясина».
Валентина Ивановна так хорошо и свежо всегда выглядела (и продолжает выглядеть), что практически не исчезала с экрана долгие годы. Редкий случай, когда актриса больше 50 лет в кино играла в своё удовольствие, фактически без длительных пауз. Количество её киноработ достигло нынче числа 85. Причём половина из них — главные роли.

Что касается личной жизни, то Валентина Ивановна вышла замуж в 35 лет за архитектора Владимира Гудкова. Правда к этому моменту молодые почти 10 лет прожили вместе. Причиной официального брака стала беременность актрисы. Она родила сына, которого назвала в честь отца Иваном.
В 90-х годах у актрисы открылся новый талант. Она стала рисовать. Картины В. Теличкиной яркие и солнечные, чем-то похожие на неё саму. Валентина Ивановна часто провидит персональные выставки своих художественных произведений.


В.И. Теличкина на своей персональной выставке.

В новом веке она стала немало сниматься в кино. И уже новое поколение молодых зрителей её знает как маму Саши Белого из «Бригады» и маму Сергея Есенина. А потом еще сыграла и маму Н.В. Гоголя.


«Бригада». 2002 г.

Особо удалась актрисе роль Пани в фильме «Любовь — не картошка». Чем-то героиня была похожа на саму Валентину Ивановну. Твёрдая, решительная женщина из деревни. Как она сама говорила, что не стань я актрисой вот такой бы Паней и жила в своей деревне.
В 2017 году состоялась премьера фильма «Большой». В драме, рассказывающей об успешном пути провинциальной балерины. Там Валентина Ивановна сыграла директора хореографического училища. Её героиня не очень приятная дама, но роль опять же сыграна ею прекрасно.
А за последние пару лет актриса сыграла двух бабушек в фильмах «Журавль в небе» и «Два силуэта на закате».


Прекрасно выглядит актриса в свои нынешние годы.

Сегодня в свои 75 лет Валентина Ивановна чувствует себя абсолютно счастливым человеком. Она по прежнему прекрасно выглядит, скромна и трудолюбива. Она всё также востребована в профессии. Жизнь вне кино оказалась для неё не менее важной чем жизнь в кино. У неё получилось отыскать свою золотую середину. Актрисе одной из немногих из числа актрис удалось совместить профессию и личную жизнь, не потеряв при этом ни любви зрителей, ни простого женского счастья.
Валентина Ивановна — она из тех самых русских женщин которые по глубине чувств своих и эмоций несравнимы ни с одной женщиной мира. Они молчать умеют по-особенному, и любить и быть преданными. Любить всю жизнь, страстно и нежно.
Её неторопливая манера речи, неподражаемая, спокойная, почти терапевтическая, много лет ласкает нам слух. Её созданные экранные образы — часть нашей культуры.
Красиво, по-женски мудро проживает актриса свою жизнь. Не нажила врагов, не наследила нигде, ни в каких хрониках и историях не ославилась. И дай Бог ей и дальше оставаться востребованной и счастливой.

back-in-ussr.com

TEKTONIC
  • Киновед
  • Wed, 15 Dec 2021 13:26:25 +0300

Муравьева расстроена, Ельцин в гневе, а Абдулов просто пропал...

Забавные факты о фильме «Самая обаятельная и привлекательная».

В 1985 году на советские экраны вышел замечательный фильм Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная», ставший одной из лучших кинолент года.
Это много позже исполнительница главной роли, гениальная Ирина Муравьева скажет, что довольна ролью и фильмом в целом. А тогда, во время подготовки к съемочному процессу, актриса безапелляционно заявила: сценарий плох, роль простушки неоригинальна, да и сама идея так себе.
Но Геральд Бежанов был настойчив, он караулил Ирину Вадимовну у театра, просил ее супруга повлиять на решение актрисы. И она согласилась.

Неожиданные проблемы принес режиссеру актер Александр Абдулов, который посреди съемок сказался больным, а сам укатил с театром на гастроли на Сахалин. Руководство «Мосфильма», узнав об этом, потребовало наказать актера, вплоть до его замены в фильме. Но Бежанов пошел на принцип – не трогайте актера, иначе остановлю съемки. Он никого не видел больше в роли Володи. В итоге руководство киностудии отступило.
Неожиданное отсутствие — не единственная проблема Абдулова на съемках фильма. Он, как и Татьяна Васильева, мог спокойно не выучить слова своей роли, пытаясь спасти ситуацию импровизацией, которую режиссер не терпел.
Не раз потом Бежанов жалел, что не взял на роль Сусанны Инну Чурикову или Любовь Полищук, которые пробы не прошли. Из-за неурядиц в итоге режиссер заработал микроинфаркт, из-за чего проект на месяц закрыли.

Самой примерной на съемках фильма была Ирина Муравьева – она всегда знала, что и как играть, текст и не опаздывала.
Из-за относительно небольшого бюджета для такого фильма (всего 500 тысяч рублей) проходную снимали на одном из заводов, коридоры конструкторского бюро – в НИИ, а квартиры и комнату для сотрудников выстроили в павильонах киностудии. Командировочный городок сняли прямо в Москве, а поезд — под Москвой на кольце для тестирования вагонов.
Интересно, что именно в этом фильме сыграла совсем небольшую, но первую роль актриса Вера Сотникова, а на саксофоне партию исполнил будущий известный эстрадный исполнитель – Владимир Маркин.

Опять же, из-за небольшого бюджета актеры носили собственную одежду, исключение было сделано для героя Михаила Кокшенова, для которого сшили костюм.
В фильме есть момент, из-за которого режиссер Геральд Бежанов столкнулся с серьезным недовольством Партии. Дело в том, что в фильме поднята тема фарцовщиков, герой Игоря Ясуловича в сторону героини Муравьевой, которая была одета совсем неказисто: «Ты кого привела? Она что, с Урала?».

Это вызвало недовольство партийных лидеров Свердловской области во главе с Борисом Ельциным, который имел большое влияние в Москве, где уже занимал ряд постов. В итоге режиссер написал письмо с извинением перед Партией и уральскими женщинами.
Фильм пользовался большим успехом у зрителей: его посмотрели 45 миллионов зрителей. Отзывы критиков были восторженными.

back-in-ussr.com