Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Кинофорум

ФорумыИнформация, новости, пожелания → Актеры советской эпохи

Сообщения (45)

TEKTONIC
  • Киновед
  • Thu, 20 Jan 2022 17:35:34 +0300

4 жены знаменитого «дяди Коли»

Николай Крючков – легенда советского кинематографа, символ эпохи, «парень из нашего двора», который стал примером для миллионов своих соотечественников.


Николай Крючков и Мария Пастухова

6 января 1911 года родился знаменитый актёр и любимец миллионов советских зрителей Николай Крючков. Он появился на свет в самом сердце Москвы в простой рабочей семье, рано остался без отца и уже подростком трудился на «Трёхгорной мануфактуре» гравёром-накатчиком, параллельно посещая уроки актёрского мастерства при Московском центральном театре рабочей молодёжи. Именно на этой сцене его впервые заметил режиссёр Борис Барнет и пригласил на роль сапожника Сеньки в фильме «Окраина». После успешного дебюта карьера молодого актёра резко пошла в гору — Николай Крючков исполнил главную роль в картине «У самого синего моря», а затем его прославила на всю страну комедия Ивана Пырьева «Трактористы»…

Именно на этих съёмках 29-летний актёр встретил свою первую жену. Начинающей актрисе Марии Пастуховой картина успеха не принесла — сцены с её участием даже не вошли в фильм, зато двадцатилетняя красавица познакомилась с обаятельным, улыбчивым и мужественным Крючковым, который к тому же уже был известным актёром. Чувства разгорелись быстро, и вскоре молодые уже играли свадьбу: со стороны жениха на торжестве было всего два гостя, а вот провожать невесту в счастливую семейную жизнь пришёл весь актёрский курс ГИТИСа. В браке на свет появился сын Борис, однако общий ребёнок семью не спас: спустя шесть лет супруги развелись. Причиной стал роман Крючкова, который закрутился на съёмках «Небесного тихохода».


Николай Крючков и Алла Парфаньяк

Студентка Шукинского училища Алла Парфаньяк играла в этом фильме корреспондентку Валю Петрову. Николай Крючков сразу положил глаз на симпатичную коллегу по площадке, а едва съёмки закончились, повёл новую избранницу в ЗАГС. Алла подарила мужу сына Николая, но любовь оказалась не вечной. Поговаривали, что однажды Крючков застал жену с известным актёром, после чего немедленно подал на развод. Отношения с сыном Николаем были натянутыми, а потом родные люди и вовсе перестали общаться. Алла Парфаньяк нашла своё счастье в браке с актёром Михаилом Ульяновым, да и Николай Крючков в холостяках ходил недолго.


Николай Крючков и Зоя Кочановская

С третьей женой актёр познакомился в Ленинграде, где снимался в ленте «Домой». Ещё до завершения картины Николай Крючков понял, что хочет вернуться домой в Москву только вместе с новой возлюбленной — знаменитой лыжницей Зоей Кочановской. Актёр и спортсменка быстро узаконили отношения, однако отправиться в столицу молодожёнам было не суждено. Спустя всего три месяца после свадьбы Зою Кочановскую сбила машина с военными номерами. Женщина скончалась на руках у мужа, который с тех пор впал в глубокую депрессию, так что друзья всерьёз опасались за его состояние.


Николай и Лидия Крючковы

Чёрная полоса в жизни Николая Крючкова длилась несколько лет. Утешение актёр пытался найти в работе, но прежней энергии и здоровья уже не было. На съёмках фильма «Капроновые сети» Крючков почувствовал себя плохо и несколько дней провёл в гостиничном номере. Всё это время за ним ухаживала ассистент режиссёра Лидия Николаевна. Крючкову на тот момент уже исполнилось 50, и к помощнице, которая была младше на двадцать лет, он поначалу отнёсся настороженно. Зато со временем понял, что той заботы, которой его окружила Лидия, ему так не хватало. Именно она стала верной спутницей актёра на всю оставшуюся жизнь. Крючков с радостью принял и воспитал дочь Лидии от предыдущего брака Эльвиру, так что все были уверены: девочка — его родная дочь. Именно с Эльвирой у актёра сложились самые тёплые отношения, а вот с кровными сыновьями контакт был давно утерян.


Николай Крючков с дочерью Эльвирой

Николай Крючков ушёл из жизни в 1994 году, но наследницы знаменитого актёра до сих пор не могут поделить оставшееся от него имущество. Эльвира стала переводчиком, вышла замуж за хоккеиста Бориса Александрова и родила дочь Екатерину. Екатерина впоследствии окончила МГИМО и родила дочь Анфису. В наследство от Николая Крючкова осталась квартира на Арбате, которая по документам записана на Эльвиру и правнучку Анфису. Однако приёмная дочь актёра попыталась полностью завладеть квадратными метрами, выселив собственную мать и отправив её в психиатрическую лечебницу. За бабушку Лидию Крючкову вступилась внучка Екатерина, но тяжбы за жилплощадь продолжаются и по сей день. Сегодня делом занимается следственный комитет.

back-in-ussr.com

TEKTONIC
  • Киновед
  • Tue, 25 Jan 2022 15:45:00 +0300

"Щит и меч". Как снимали киношедевр

В первой половине 1960-х годов писатель Вадим Кожевников приступил к созданию романа о советских разведчиках. Это было время активного «холодного» противостояния СССР и США, поэтому тема разведки приобрела особую актуальность.


В.М. Кожевников

Далее от автора: Кожевников задумал написать про Рудольфа Абеля. Но после того, как Вадим Михайлович создал несколько глав, он встретился с Абелем, показал ему материал, и Абелю написанное не понравилось. Отдавало «Джеймсом Бондом».
Напомню, что первый фильм «бондианы» с Шоном Коннери вышел на экраны в 1962 году. Ходили слухи, что и в КГБ не одобрили такую злободневную тематику — мол, международная обстановка не позволяет. В итоге, от Абеля в романе остались только имя и фамилия главного героя — А. Белов. Прототипом Белова стал харьковчанин Александр Святогоров. Ну, а Рудольф Абель все-таки попал на экраны кинотеатров, но только спустя полвека — в 2015 году. Стивен Спилберг снял про него блестящий «Шпионский мост» с Томом Хэнксом в главной роли. «Вы не волнуетесь? — А это поможет?»

А Кожевников перенес действие своей книги в 1940-е годы, и она вскоре после выхода стала бестселлером. Здесь и подоспел юбилей — 50-летие не только со дня Великой Октябрьской Социалистической Революции, но и создания ЧК. К пятидесятилетию советской внешней разведки было решено снять фильм, времени оставалось очень мало, а быстрее всего в те годы снимал Владимир Басов. Отойду немножко в сторону и добавлю, что мог у нас быть еще один режиссер, снимавший быстро — Владимир Высоцкий. Когда Говорухин уезжал, то доверял Владимиру Семеновичу съемки отдельных сцен из «Место встречи изменить нельзя», и у Высоцкого камера начинала крутиться уже через пять — десять минут после его появления на съемочной площадке. Позже Высоцкий был утвержден режиссером фильма «Зеленый фургон», но так и не успел приступить к работе.


Здесь и далее кадры из фильма «Щит и меч». Владимир Басов в роли Бруно

Давайте не забывать, что Басов сам воевал, но и во время войны не переставал мечтать о кинематографе и даже наклеил у себя в землянке эмблему «МХАТ». Еще в те страшные дни Владимир Павлович задумал снять хороший фильм о войне. В «Щит и меч» практически нет батальных сцен, боевых действий (разве что бомбежки), но разве этот не фильм про войну?! Кстати говоря, сначала Басов и Кожевников не очень хотели снимать такое кино, потому что фашисты обычно изображались на советском экране карикатурными недотепами. Особенно не хотел Басов. Но им с Кожевниковым все-таки удалось написать сценарий, который потом не подвергся правкам «сверху» (на удивление авторов). Пожалуй, «Щит и меч» стал первым фильмом, где противник показан умным, хитрым и очень опасным. Тем ценнее выглядит победа советской армии в этом страшном противостоянии.


Алексей Глазырин (Штейнглец) и Станислав Любшин (Белов)

На главную роль Александра Белова было несколько претендентов. Юрий Соломин не смог — играл в Малом театре и в другом фильме про советского разведчика (Николая Кузнецова) — «Сильные духом». Александра Белявского посчитали слишком ярким и запоминающимся, а настоящий разведчик должен быть неброским. И тогда Владимир Басов попросил консультантов фильма из КГБ разрешения встретиться с настоящими разведчиками. Это было строжайше запрещено, но Басова все-таки пригласили на одну из вечеринок, где в числе приглашенных были советские секретные агенты (разумеется, режиссеру на них не указали). А на следующий день сообщили Басову, что был там один человек в сером костюме, и режиссер осознал, что запомнил лица всех гостей, кроме этого, в сером, и не смог вспомнить ни его голоса, ни манер, вообще ничего. И тогда Басов понял, каким должен быть настоящий разведчик — неприметным, не запоминающимся. Владимир Павлович отсмотрел множество фото, и остановил свой выбор на Станиславе Любшине.


Валентина Титова в роли Ольги

Жена Басова Валентина Титова сыграла во многих картинах мужа, не стало исключением и ее участие в «Щит и меч». Долго не могли найти актера на роль Генриха Шварцкопфа. И произошло удивительное совпадение (чего только не бывает). Когда Басов со съемочной группой оказался во Львове, в ресторане увидел 23-летнего Олега Янковского, приехавшего туда на гастроли с Саратовским театром, где Олег играл уже пару лет. Титова указала Басову на Янковского, потому что тот был очень похож на молодого арийца. Режиссер отмахнулся, мол, он скорее всего даже не актер. Но дело в том, что исполнителя роли Шварцкопфа к тому времени уже долго искали чуть ли не по всему СССР, и ассистентка режиссера успела снять пробы со многих актеров, в том числе и с Янковского. После этого была встреча во львовском ресторане. И лишь через некоторое время Янковского позвали в Москву на кинопробы. Он, конечно, поехал и Басов узнал в актере незнакомца из Львова. Янковский был немедленно утвержден, и с этого момента началась его блестящая кинокарьера. Впрочем, Басов часто грозился «выкинуть» Олега Ивановича со съемочной площадки — мол, у него и дикция не очень, и в кадре он держится неумело и даже рот открывает неправильно. Но Янковский постепенно всему научился.


Георгий Мартынюк и Станислав Любшин

Одна из самых трагических фигур картины — Алексей Зубов (Алоис Хаген), искренне полюбивший свою жену — немку, и после ее гибели без колебаний пожертвовавший собой. Его сыграл Георгий Мартынюк, в 1964-м снявшийся у Басова в «Метели». Через пару лет Мартынюк первый раз появится на советских телеэкранах в роли Пал Палыча Знаменского. И после этого фактически его кинокарьера будет закончена. Мартынюк до конца жизни с одной стороны радовался, что сумел запомниться зрителям как знаменитый Пал Палыч, но с другой стороны сожалел, что этот образ лишил его многих интересных ролей. А сколько еще блестящих актеров задействовал Басов. Алла Демидова, Всеволод Сафонов, Алексей Глазырин, Людмила Чурсина.


Алла Демидова в роли Ангелики

Закончить фильм к декабрю 1967-го все равно не успели. На Басова давили, угрожали, но он во-первых не хотел халтурить, а во-вторых, «Щит и меч» кроме Калининграда, снимали в Польше и ГДР, и много времени уходило на оформление выездных документов. В качестве декораций служили реальные развалины восточного Берлина. Премьера состоялась в августе 1968-го года. «Щит и меч» стал лидером советского кинопроката — 68,3 миллиона зрителей. Он обошел и «Новые приключения неуловимых» и «Три тополя на Плющихе» и «Зигзаг удачи». «Доживем до понедельника» был признан лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран», но в прокате остался лишь на 16-м месте. Зато журнал назвал Станислава Любшина лучшим актером. Да, было же кино у нас в своё время! Уместно еще раз процитировать широко известный в интернете мем: «С каждым годом советские актеры играют все лучше»…


«Нет ни линии, ни фронта»

Но я вот думаю, вряд ли современной молодежи вообще требуется такое кино. Почитал отзывы о шедевре Басова на одном из современных порталов. У меня волосы на голове встали, что пишут эти школяры:

«Из-за актёрского состава уважаю. А по сравнению с книгой — катастрофа. Столько разрыва в повествовании — ужас»
«Похоже фильм снят по заказу/приказу и смотреть его добровольно получается максимум одну серию»
«Удивительно, что миллионы ходили на это в кинотеатры»
«Какая-то рвань, а не фильм. Ни сюжета целостного, ни хорошей игры актеров, ни музыки нормальной, наконец. С книгой пока, к сожалению, не знаком, но фильм полная *****. И рядом не стоял с теми же „17-ю мгновениями...“ Кто все эти люди? Что происходит? Очень слабое кино. Бросил на третьей серии. Есть много советских фильмов о Великой Отечественной на голову выше этой поделки. Слабо. Очень слабо»

Лично я считаю, что если они так думают, значит еще не доросли. Хорошо, что мы с вами любим, помним и ценим блестящий фильм Басова и не раз будем пересматривать эту великую кинокартину.
В фильме огромное количество персонажей и актеров. Постараюсь вспомнить некоторых.

Станислав Любшин (Белов) — 88 лет. Много снимался в кино в 2000-е и 2010-е

Алла Демидова (Ангелика) — 85 лет. В кино не снимается

Валентина Титова (Нина) — 79 лет. В кино не снимается

Юозас Будрайтис (фон Дитрих) — 81 год. В 2010-е много снимался в кино, ну а его роль в фильме «Классик» 1998 года, озвученная Всеволодом Абдуловым — одна из самых запоминающихся за всю историю пост-советского кинематографа

Олег Янковский (Шварцкопф) — умер в 2009 году, в 65 лет
Георгий Мартынюк (Зубов) — умер в 2014 году, в 73 года
Алексей Глазырин (Штейнглец) — умер в 1971 году, в 48 лет
Альгимантас Масюлис (дядя Шварцкопфа) — умер в 2008 году, в 77 лет
Владимир Басов — умер в 1987 году, в 64 года

back-in-ussr.com

TEKTONIC
  • Киновед
  • Thu, 03 Feb 2022 14:23:19 +0300

Пусть земля тебе будет пухом, Афоня

Леонид Куравлёв без преувеличения великий актер, за свою жизнь сыгравший в 220 картинах. Ему доставались разные персонажи, но в большинство из них он мог добавить неповторимую изюминку: Афанасий Борщев, Шура Балаганов, Жорж Милославский…список можно продолжать и дальше.

Реплики его героев расходились на цитаты, живущие в народе до сих пор. Неудивительно, что Куравлёва одарили любовью и режиссеры, и коллеги по цеху, и, конечно же, зрители.

Но была у него и собственная прекрасная любовная история, достойная стать примером. Свою будущую супругу 9-классник Леонид повстречал на катке и сразу понял, что это его. Не смутил его и тот факт, что Нина была младше на 2,5 года. Дальше всё по канону романтических фильмов: походы в кино, прогулки, разговоры на общие темы и взаимная любовь.

Поступив во ВГИК, Куравлев не проявлял интереса к девушкам, а сокурсники считали его скрытым. Для них стало большим удивлением, что в 1960 году, сразу после окончания института, Леонид женился на Нине.

Большинство своих ролей актер, начавший свой путь ещё в студенческие годы, сыграет после свадьбы. Супруга всегда поддерживал его, а он всегда спешил домой, прослыв из-за этого подкаблучником. Хотя Куравлёв просто хотел проводить больше времени с семьей, ведь жена подарила ему двух детей: дочь Екатерину и сына Василия.

Но в 2012 году Нины Куравлёвой не стало, что, вероятно, стало переломным моментом в жизни знаменитого актера. Оно и понятно – 52 года совместной жизни. Он обвинял в её смерти врачей, не заметивших инфаркт и не оказавших своевременную помощь.

После актер стал замкнутым и стал вести затворнический образ жизни. Он не только перестал появляться на публике, но и периодически вообще не выходил из дома. При этом, любовь к трем внукам и детям он не утратил. Дочь и сын, в свою очередь, пытались оградить отца от назойливых журналистов.

Вот только депрессия всё равно брала верх. Куравлёв заранее позаботился о месте своего захоронения, переделав памятник супруги на Троекуровском кладбище и выбив на нём свое имя без дат. Теперь же они известны.

Прошлым летом родные заметили, что ему стало хуже из-за проблем психологического характера. У него начались провалы в памяти, провоцировавшие неадекватное поведение. Например, он кричал из-за того, что ему показалось, будто в его доме побывали чужие люди. В связи с этим дети приняли решение передать его в пансионат.

Поначалу он радовался часто приезжавшим детям, и проявлял приветливость к медицинскому персоналу. Вот только речь перестала быть связной, и для общения с ним внедрили свой язык жестов. К минувшим новогодним праздникам Куравлев сдал, став равнодушным ко всем и отказывался есть. В начале января он попал в реанимацию Коммунарки с пневмонией.

К счастью, недуг удалось перенести, но психологическое здоровье уже, видимо, было не поправить. Врачи оценивали его состояние как среднетяжелое, поскольку ему диагностировали деменцию и патологию, связанную с головным мозгом.

Ему пророчили, что до конца дней он будет находиться в хосписе им. Миллионщиковой,, ведь домой 85-летнего актера никто не собирался забирать. Правда, медики всё ещё надеялись поднять Леонида Куравлёва на ноги. Хотя, если уж за 10 лет к народному артисту не вернулся интерес к жизни, вряд ли это произошло бы. Согласитесь, печальная судьба для человека, подарившего немало положительных эмоций ни одному поколению россиян.

Но теперь Куравлёв сможет встретиться с той, которую так любил и без которой так и не смог вернуться к полноценной жизни. Вечная память!

back-in-ussr.com

TEKTONIC
  • Киновед
  • Thu, 03 Feb 2022 14:30:07 +0300

Елену Прудникову называли «карьеристкой» и «разлучницей», а она просто хотела женского счастья

Актрисе, которую называли «карьеристкой» и «разлучницей» восьмой десяток. Поздние дети и брак с несвободным известным режиссером.

После выхода на экраны самых первых фильмов с участием Елены Прудниковой «Исполняющий обязанности» и «Вариант «Омега», зрители обратили внимание на молодую актрису, ведь она совсем не затерялась на фоне уже известных коллег Леонида Броневого и Алисы Фрейндлих.
Ну, а роль Кати Татариновой в фильме «Два капитана» стала визитной карточкой артистки. Она принесла ей не только любовь поклонников, но и всесоюзную славу.

Детство и начало карьеры

Елена Прудникова родилась в областном центре донского казачества — городе Ростове-на-Дону. Семья будущей актрисы, как и многие в послевоенные годы, жила скромно. Мама работала медсестрой, а отец простым железнодорожным служащим.
Растить четверых детей было сложно. Семейные походы в кинотеатр были настоящим праздником для всех членов семьи. Но маленькую Лену мир кино просто завораживал. Она уже тогда мечтала, что когда-нибудь и её увидят на экране.
В школьные годы Прудникова увлекалась спортивной гимнастикой, танцами и посещала театральную студию при Доме пионеров. К слову сказать, девочке очень повезло попасть в коллектив к Тамаре Ильинской. Именно у этого педагога когда-то учились Александр Кайдановский и Евгения Глушенко-- будущие актеры, ставшие известными на всю страну.


«Вариант „Омега“

Делала успехи в актерском мастерстве и Леночка. Девочку приглашали участвовать не только в школьных, но и городских культурных мероприятиях. А про её Герду из «Снежной королевы» восторженно писали местные газеты.
Неудивительно, что после окончания средней школы, Лена смело отправилась в столицу осваивать профессию актрисы дальше. Она была уверена в своих силах, и в школу-студию МХАТа поступила с первой попытки.
Конечно, она рассчитывала остаться в Москве, надеясь на распределение в один из столичных театров. Но случилось так, что Прудниковой пришлось вернуться в Ростов-на-Дону, где её с радостью приняли в труппу городского театра.

Театр и кино

Несмотря на ведущие роли и комфортную обстановку в театре, Елене хотелось продолжать карьеру только в Москве, и тогда она обратилась за помощью к своему давнему знакомому и будущему театральному режиссёру Анатолию Васильеву. Тот как раз заканчивал ГИТИС и согласился поставить для подруги несколько отрывков.
Отлично подготовившись, актриса отправилась пробовала свои силы на сцены столицы, но повезло ей только в Театре на Таганке. Юрий Любимов разглядел талант молодой провинциалки и Прудникову зачислили в штат театра.

Практически сразу же ей доверили роль Катерины в «Грозе» Островского, затем она была занята в других не менее значимых постановках, в том числе и в главных ролях. Её партнерами на сццене становились Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Иван Бортник и Вениамин Смехов.
Конечно, на такую красивую девушку сложно было не обратить внимание, и многие коллеги-мужчины пытались ухаживать за Леной, но вот только сама она близко их не подпускала. По ее собственному признанию, в то время её интересовало только творчество и… творчество.


Елена Прудникова на сцене

К сожалению, актрисе пришлось покинуть „Таганку“ не по своей воле. На одном из собраний актриса выступила в поддержку режиссера Анатолия Эфроса, и через несколько дней ей было предложено написать заявление на увольнение.
Но востребованная артистка без работы не осталась. Свои двери для неё распахнул Театр на Малой Бронной, в котором она прослужила почти 40 лет, до самого выхода на пенсию. Но не только здесь Елена Иосифовна нашла свое признание.
В кино Прудникова начала сниматься рано. Сначала это были незначительные роли. Но спустя несколько лет она становится узнаваемой актрисой. Ей удалось сыграть заметные роли в картинах «Берега», «Исполняющий обязанности», «Вариант «Омега» и «Два капитана». Всего на ее счету несколько десятков ролей в популярных тогда картинах.

Личная жизнь

Но кино не только стало частью ее жизни, оно еще и подарило ей встречу с человеком, с которым она вместе уже почти полвека, который полностью разделяет все ее взгляды на жизнь и стал отцом ее детей.
К моменту знакомства актрисы с Андреем Смирновым, последний переживал не лучшие времена. Несмотря на то, что за плечами режиссера уже был один из самых знаменитых военных фильмов «Белорусский вокзал», в его творчестве был откровенный застой, а мелодраму «Осень», где Смирнов снял свою бывшую жену, запретили к показу.


Андрей Смирнов в молодые годы

Не было счастья и в личной жизни. Андрей разводился с женой. Наталья Рудная всячески препятствовала его общению с двумя их детьми. Да и сам процесс расставания был сложным и требовал много сил.
Семейная жизнь Елены с первым мужем тоже не складывалась. Первый брак оказался недолгим. Со своим мужем она дружила еще в школьной юности, но супруг не был в восторге от ее профессии. А после переезда в Москву их семейная жизнь совсем разладилась.


Елена Прудникова и Андрей Смирнов

Прудникова не собиралась бросать любимую работу ради личного счастья, а может быть, это была просто не настоящая любовь?! Настоящая, как оказалось, ждала ее впереди.
Елена и Андрей некоторое время просто общались, а потом поняли, что должны быть вместе. В их совместной жизни было много всяких испытаний. Только после 30 лет артистка впервые смогла стать мамой дочери Аглаи. Еще через 11 лет родила второго ребёнка- сына Алешу.


Елена Прудникова с детьми

Несмотря на запрет бывшей супруги видеться детям с отцом, девочки Дуня и Саша подросли, и стали членами большой семьи Смирновых-Прудниковых.
Авдотья Смирнова стала известным режиссером, сейчас она замужем за политическим деятелем Анатолием Чубайсом. Вторая дочь Александра живет и работает в Англии. Аглая — журналист «Российской газеты». Алексей, окончив режиссерский факультет ВГИКа, снимает кино.


Елена Прудникова сейчас

Елене Прудниковой 72 года, а ее мужу 80 лет. Через три года супруги готовятся отмечать золотую свадьбу.

back-in-ussr.com

TEKTONIC
  • Киновед
  • Mon, 21 Feb 2022 15:46:35 +0300

Георгий Юматов. От всесоюзной славы до тюрьмы

Кто мог предположить в то золотое для актёра время, что пройдут годы — и его практически забудут. И даже в день 70-летнего юбилея о Юматове вспомнит лишь одна газета…

Георгий Юматов родился 11 марта 1926 года в Москве. С ранних лет Жора мечтал о карьере моряка, хотя моря никогда не видел. Для достижения своей цели он сделал немало — отлично учился, увлекался боксом и лёгкой атлетикой. В 1941 году Юматов поступил в военно-морскую школу, откуда и ушёл на фронт в возрасте 16 лет. В 1942 году Жора был зачислен юнгой на торпедный катер «Отважный», а через год уже стал рулевым. В составе Азовской, а потом и Дунайской флотилии участвовал в освобождении Измаила, Бухареста, Будапешта и Вены, за что был награждён офицерским орденом Ушакова. Жоре невероятно везло — много раз он был на грани гибели, но всякий раз удача и провидение спасали его от верной смерти.


Георгий Юматов, 1943 год.

После возвращения в Москву в мае 1945 года Юматов совершенно случайно попадает на съёмочную площадку фильма «Весна». Рассказывают, что знаменитый уже тогда режиссёр Григорий Александров приметил симпатичного моряка в кафе, где обедал с супругой Любовью Орловой. «Попросите молодого человека подойти к нашему столику», — обратился он к официанту. Тот передал просьбу будущей звезде кинематографа, но Юматов лишь недоумённо спросил: «Григорий Александров? А кто это?». Но просьбу режиссера всё-таки выполнил, к столику подошёл и получил эпизодическую роль помощника гримёра в новой картине. Герой Юматова должен был подойти к креслу, в котором сидела Орлова, и спросить: «Разрешите?», после чего стянуть белой лентой волосы актрисы, чтобы они не мешали накладывать грим. Вот и вся роль, но именно после неё и началось восхождение бывшего матроса Жоры Юматова к вершине славы.Кадр из фильма «Весна», 1947 год. Георгий Юматов — в центре.

Когда Сергей Герасимов набирал новый курс во ВГИК, Александров порекомендовал ему прослушать Юматова. Герасимов прослушал и вынес свой вердикт: «Мне его учить нечему!». Он сразу взял одарённого юношу в свою новую картину «Молодая гвардия», в которой снимал почти всех своих студентов. Там же, на съёмочной площадке, Юматов встретил свою будущую жену — Музу Крепкогорскую.

Капризная Муза

Георгий по уши влюбился в весёлую и общительную блондинку, гордость курса, и в 1947 году они сыграли свадьбу с невероятно широким для студентов размахом — на 40 человек.

Семья Музы ранее принадлежала к дворянскому сословию, отец её был музыкантом и аккомпанировал самому Шаляпину. В 30-е годы, во время массовых арестов, отец девушки как бывший дворянин ожидал, что со дня на день придут и за ним. Нервы не выдержали — не дожидаясь прихода сотрудников НКВД, он покончил с собой. Для семьи наступили трудные времена, Музе пришлось подрабатывать лаборанткой, но она ни на секунду не оставляла своей мечты стать актрисой. Ей удалось поступить во ВГИК на курс Сергея Герасимова и сняться в знаменитой «Молодой гвардии». Правда, в роли предательницы Лазаренко. Именно этот факт своей биографии Муза впоследствии считала началом неудач в карьере, да и во всей жизни. Ей казалось, что если бы она сыграла Любку Шевцову (роль досталась Инне Макаровой), всё повернулось бы совсем по-иному и впоследствии её бы ждал оглушительный успех.

Раздражение Муза срывала на муже, любившем её без памяти и выполнявшем любое её желание и каприз. К тому времени карьера Юматова пошла резко вверх, он был очень востребован советскими режиссёрами, но зачастую ставил им условие: вместе с ним в картине должна обязательно сниматься и «Музок» (так Юматов звал жену).

Популярность Георгия к тому времени выросла невероятно. После вышедших на экран в 1956 году картин «Разные судьбы» Леонида Лукова и «Они были первыми» Юрия Егорова к Юматову пришла всесоюзная слава. Гонорары актёра стремительно увеличивались, но все они уходили на прихоти любимой супруги.


Георгий Юматов в фильме «Разные судьбы», 1956 год

Муза не считала денег. Она обожала хорошо одеваться, устраивать бесконечные вечеринки с дорогими закусками и напитками, добывать которые отправляла мужа — знаменитого артиста. «Жорж ещё заработает!» — беззаботно говорила Муза, и муж действительно зарабатывал ещё и ещё. При этом он сам стирал, готовил и убирал — у любящей супруги на это не было ни времени, ни желания.

Георгий очень хотел иметь ребёнка, но желание мужа Музой в расчёт не принималось. «А вдруг в тот момент, когда я забеременею, мне предложат самую главную роль в моей жизни?!» — заламывая руки, плакала она и делала аборт за абортом.

Последний аборт на позднем сроке лишил её навсегда возможности иметь детей. После этого случая Георгий в первый раз серьёзно сорвался и ушёл в запой.

От запоя до запоя

Всенародная слава не всегда и не всем идёт на пользу. Совсем как хоккеисту Гурину из фильма «Москва слезам не верит», Юматову предлагали выпить и знакомые, и незнакомые, и свои, и чужие. «Жора, уважь, не откажи!». Жора уважал и не отказывал. Да и действительная причина выпить всегда находилась — в семье его было не всё благополучно. После истории с последним абортом Георгий не развёлся, но несколько лет прожил с женой врозь.

Любовь и зависть всю жизнь сопровождали Аллу Ларионову. Это был период жизни «в отрыв», время весёлых кутежей в компаниях, время, когда романы с многочисленными женщинами сменялись драками с их мужьями. По словам людей, знавших Юматова, в нём не было никакой рисовки, высокомерия или звёздной болезни, зато была пропасть мужского обаяния и харизмы. Женщины не давали ему прохода, мужчины набивались в друзья и партнёры по кутежам.

Через какое-то время Юматов помирился с Музой, они въехали в большую квартиру возле метро «Аэропорт». На широких просторах кооператива страсть Музы к новым вещам проявилась с новой силой. Вместе с близкой подругой, актрисой Аллой Ларионовой, она пропадала в антикварных салонах, где скупала самые дорогие и оригинальные вещи. Возобновились шикарные вечеринки. Муза приглашала в гости всех, с кем в то или иное время работал её муж, напитки лились рекой. Неудивительно, что срывы Георгия стали случаться всё чаще и чаще.

Муза Крепкогорская в фильме «Москва слезам не верит», 1979 год. Знавшие её утверждают, что в этом фильме актриса сыграла фактически саму себя — настолько героиня по поведению была похожа на саму Музу.

Режиссёры молились, чтобы съёмки их картин пришлись на межзапойный период, но это не всегда удавалось. При съёмках «Белого солнца пустыни» на роль красноармейца Сухова режиссёр Мотыль без проб утвердил Юматова, но предупредил: «Смотри, сорвёшься — отдам роль другому!». Георгий очень хотел сыграть именно эту роль, он даже сам придумал костюм своего персонажа и отдельные реплики. Но незадолго до начала съёмок на машине разбился его друг — режиссёр Курихин. Машину эту для Курихина «пробивал» сам Юматов, и на поминках кто-то из присутствовавших бросил неосторожную фразу: «Если бы не ты со своей машиной — Курихин был бы жив». Георгий не выдержал, «развязал». И лишился такой желанной роли.


Георгий Юматов в фильме «Офицеры», 1971 год

Если на стене висит ружьё…

Его можно смотреть только стоя. История фильма «Офицеры». После оглушительного успеха фильма «Офицеры» в 1971 году, в котором Юматов сыграл одну из главных ролей (красного командира Алексея Трофимова), актёр снялся во многих фильмах. Но ни один из них не принёс ему ни морального удовлетворения, ни успеха. В общественной деятельности он тоже не преуспел — будучи человеком взрывного темперамента и редкой прямолинейности, Георгий не мог найти общего языка в чиновничьей среде. Будучи фронтовиком и имея боевые награды, в ряды КПСС он так и не вступил. Карьера Юматова постепенно пошла на убыль, хотя актёр и снялся в популярных кинокартинах «Петровка, 38» и «Огарёва, 6», вышедших в 1980 году. Достойных предложений больше не было, инфляция «сожрала» накопления, из Театра киноактёра его с женой «попросили». Осталась лишь нищенская пенсия и президентская премия. Георгий и Муза стали продавать вещи из дома, чтобы как-то сводить концы с концами. Юматов сыграл в нескольких незначительных эпизодах, но прежнего успеха они ему не принесли.


Георгий Юматов в фильме «Петровка, 38», 1980 год

Однако в 1994 году Георгий Юматов вновь заставил говорить о себе. 6 марта умерла его любимая собака Фрося, прожившая с ним 11 лет. Георгий позвал дворника-азербайджанца помочь её похоронить. После похорон они поднялись в квартиру, чтобы помянуть четвероногого друга. Нет точных сведений, что же случилось потом. По словам самого Юматова, дворник выразил сожаление, что в Великой Отечественной войне победила не Германия. Актёр сорвал со стены ружьё и выстрелил в упор.

Если бы Георгий Александрович не был бы любимым артистом миллионов зрителей, его бы могли посадить на 10 лет. А так он просидел в «Матросской тишине» около двух месяцев и попал под амнистию к 50-летию Победы. Но этот случай подорвал и без того не самое крепкое здоровье актёра. Врачи обнаружили у Георгия Александровича аневризму брюшной аорты, ему пришлось лечь на тяжелейшую операцию. Через год кровотечение открылось вновь, но от повторной операции актёр отказался.


Фильм «Педагогическая поэма», 1955 год, в ролях (слева направо): Задоров — Георгий Юматов, Карабанов — Юлиан Панич, Макаренко — Владимир Емельянов.

Одно из последних появлений Юматова на телевидении произошло в 1997 году в праздничной программе «Поле чудес» к 9 мая.
Георгия Юматова не стало 4 октября 1997 года. Проститься с ним на Ваганьковское кладбище пришло огромное количество людей. «Я знала, что Жоржик популярен, но не знала, что настолько», — сказала его вдова Муза Крепкогорская.

Только после смерти Юматова Муза наконец осознала, что была всю жизнь за ним как за каменной стеной. Она пережила мужа всего на два года.


Надгробный памятник Георгия Юматова, Музы Крепкогорской и Лидии (матери Музы) на Ваганьковском кладбище.

back-in-ussr.com