Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Moviefan us thumb
10/10

Следствие ведёт Петер Гринуэй: Тайны Ночного Дозора

Рецензия на фильм «Тайны «Ночного дозора»»

9613 thumb

Я очень люблю работы Рембрандта ван Рейна, знаменитого Голландского художника и гравёра 17 века, и считаю его одним из величайших художников в истории. Я могу часами любоваться его картинами, восхищаясь множеством оттенков коричнего цвета, который преобладает в его палитре, контрастом света и теней, таинственным свечением, которое исходит от каждой картины, придавая часто далёким от совершенства лицам его моделей глубину, значительность и прелесть. Его картины излучают тёплую целительную энергию. Я поражаюсь совершенству композиций, которое

делает его картины, а также рисунки и гравюры на удивление кинематографичными, а самого художника, предтечей современного искусства кино. 

В течение многих лет, я восхищаюсь фильмами Питера Гринуэя, профессионального художника, сменившего кисть на кинокамеру, обладателя уникального стиля, автора одухотворённых, оживших кино-полотен, создателя грандиозных и прекрасных экранных празднеств. Решение Гринуэя о создании фильма, посвящённого Рембрандту и его самой таинственной картине, Ночной Дозор (1642),  гордости Рейксмузеума в Амстердаме, привело к рождению его лучшего фильма, который я с радостью и благодарностью помещаю в число моих самых любимых. 
 
Тайны Ночного Дозора (2007) идёт 135 минут, но я просто не могла отвести глаз от экрана и не хотела, чтобы фильм закончился. Помимо того, что он, как и следовало ожидать потрясающе красив, он охватывает столько тем и событий, и делает это с таким блеском, что у меня просто дух захватывало. Фильм исследует тайну известной картины, которую историки Искусства пытаются решить в течение 300 лет и которая явно намекает на  нераскрытое преступление, совершённое во время написания картины. Согласно версии Гринуэя, Рембрандт раскрыл убийство и зашифровал разгадку в деталях огромного группового портрета "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга", которая широко известна под названием Ночной Дозор.  Соотвествуют ли находки и выводы Гринуэя исторической действительности? Фильм не даёт точного ответа, но следить за расследыванием создателя фильма исключительно интересно. Фильм также воссоздаёт монументальное и в то же время интимное полотно жизни и эпохи великого Живописца в стиле, который сам Рембрандт, я думаю, оценил бы. Одна из главных причин моей любви к фильму, это то, что он глубоко меня тронул. Тайны Ночного Дозора - фильм не только интеллектуальный, острый, сатирический, великолепный и изящный, это меня как раз совсем не удивляет , но также нежный, страстный, полный любви и сожалений, возвышенный и земной. 
 
Я и не подозревала, что влюблюсь безоглядно в экранного Рембрандта, некорректного, громкоголосoвого простолюдина, сквернослова, сластолюбца, независимого, всматривающегося пристально в ночь и чувствующего цвета на вкус и на ощупь ( превосходная работа Мартина Фримэна, он даже похож на Рембрэндта внешне), и приму его как истинного Рембрандта - Художника, работы которого я люблю столько лет. 
 
Невозможно описать всё, что предлагает Ночной Дозор. Красота и секс, любовь и похоть, интриги, тайны, политические игры, преступления и жестокость, отчаяние и нежность, алчность и сожаление, проникновение во все стадии творческого процесса, через которые проходит гений, сложные отношения между творцом и его творением и мистическая связь между ними, когда творение может радикально изменить дальнейшую судьбу создателя - это всё есть в фильме, который сам по себе -драгоценное произведение искусства. Говорить о нём можно бесконечо. Как всегда у Гринуэя, в фильме много остроумных и изящных ссылок к произведениям искусства, в данном случае, к холстам Рембрандта. Мне бы хотелось упомянуть, как мастерски обращается Гринуэй к теме женщин, которых Рембрандт любил, и которые вдохновили его на создание самых проникновенных и задушевных картин. 
 
Его первой музой была Саския ван Ойленбург (Eva Birthistle), его жена, любовь, родственная душа, о которой он сказал "Она была мне близкой и родной. Мне казалось, что я знал её всегда и нуждался в ней всю мою жизнь". Мы видем Саскию в образе Минервы, богини мудости в начале фильма, как на одной из картин художника. Позже, после смерти Саскии, подругой Рембрандта становится Герти Диркс (Jodhi May), с которой у художника была бурная плотская связь на протяжение шести лет. Рембрандт подарил Герти некоторые драгоценности, принадлежавшие Саскии и изобразил её в образе Данаи ожидающей Зевса, проникшего к ней в образе золотого дождя. В одной из сцен фильма, обнажённая Герти протягивает руку к Рембрандту, в точности повторяя позу Данаи со знаменитой картины из Петербургского Эрмитажа...
 
Хендрикье Стоффельс (Emily Holmes), последняя любовь Рембрандта, практически выросла на глазах художника, в чьём доме она начала работать служанкой будучи девочкой-подростком. Хендрикье позировала Рембрандту в образе Флоры и Вирсавии. Одна из моих наиболее любимых картин с Хендрикье, это Женщина, купающаюся в Ручье из Лондонской Национальной Галереи. В одном из эпизодов фильма, Хендрикье, одетая только в длинную белую рубашку, приподнимает её точно таким же движением, как и её тёзка на картине. Я воспринимаю эти ссылки на искусство Рембрандта как дорогие подарки от создателя фильма благодарным зрителям. В фильме их сотни. 
 
Умышленно театрализированная манера, в которой Тайна Ночного Дозора поставлена, может вызвать несогласие у части зрителей. Я же нашла её единственно правильной для фильма, который не вписывается в рамки определённого жанра, но взял лучшее у многих жанров и получился оригинальным и неповторимым. Гринуэй не собирался ставить биографический фильм. По его мнению, высказанному во время интервью, включённому в дополнительные материалы на ДВД, который я смотрела, только две темы достойны постоянного изучения и все его фильмы это вариации двух тем, секса и смерти.   Возможно. Я не буду спорить, но для меня, Ночной Дозор - это лучший фильм - биография, который я видела. Благодаря таким фильмам, как Тайна Ночного Дозора, я продолжаю верить в будущее киноискусства. Все, что я жду от Фильма, я нашла в Ночном Дозоре, а сколько секретов по-прежнему остались скрытыми и требуют, что бы я пересматирвала его снова и снова? Этот фильм -триумф Питера Гринуэя. Сможет ли его создатель превзойти свой триумф? 
 
Перевод с английского моего ревю на фильм Nightwatching (2007)  - imdb.com, amazon.com. Netflix.com
@ Wed, 01 Jun 2011 05:56:33 +0400

Комментарии к рецензии (20)

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Wed, 01 Jun 2011 09:47:53 +0400

На сей раз Вы вняли нашим советам и отзывам и опубликовали достойный развернутый текст о фильме тоже весьма достойном и оригинальном. Со вздохом сожаления вычеркиваю этот фильм Гринуэя из своих планов на будущее, так как вполне согласен с Вашим анализом, посему ставлю (+)!

TEKTONIC
  • Киновед
  • Wed, 01 Jun 2011 11:44:48 +0400

И вот у нас уже свой Набоков. Вы пишите рецензии на английском и на русском. А как воспринимает аудитория Ваши тексты на английском ? Я думаю, если его написать на английском, а потом перевести на русский, текст получится более осмысленным. На каком языке Вы думаете ? Я живу на Украине. У меня родной язык украинский и думаю я на украинском. А потом уже выражаю свои мысли на русском. Рецензии плюс (+). thumbsup

vonZorn
  • Зритель
  • Wed, 01 Jun 2011 14:08:31 +0400

Мне только вчера уважаемый Барс рекомендовал этот фильм к просмотру, а тут раз - и рецензия хорошая с пылу с жару. Очень кстати.
Написано тепло, на высоком эмоциональном подъёме. И это правильно.

A0903
  • Р.Модератор
  • Wed, 01 Jun 2011 16:02:45 +0400

Вот уже лучше, уже пошел процесс))) так держать!

ThomasRim
  • Киновед
  • Wed, 01 Jun 2011 18:38:39 +0400

Лучше) Разве что чудовищно скучно.) Реца напоминает накрахмаленную, изящно подрагивающую супругу Франкенштейна, всю такую "си-си, композиция, театрализация", а "художник как предтеча киноискусства" - это такой неряшливый шов на черепной коробке, без которого, конечно, кое-как сшитая барышня тут же бы разошлась, но выглядела хотя бы чуть менее антинаучно) в общем, объем в любые его проявлениях - явно не твое, автор)

moviefan_us
ThomasRim писал:

Лучше) Разве что чудовищно скучно.) Реца напоминает накрахмаленную, изящно подрагивающую супругу Франкенштейна, всю такую "си-си, композиция, театрализация", а "художник как предтеча киноискусства" - это такой неряшливый шов на черепной коробке, без которого, конечно, кое-как сшитая барышня тут же бы разошлась, но выглядела хотя бы чуть менее антинаучно) в общем, объем в любые его проявлениях - явно не твое, автор)

Вы знаете, когда я в первый раз услышала это мнение, "художник как предтеча киноискусства", оно мне тоже показалось небесспорным, но не вызвало такого отторжения, как у Вас. Может быть, потому, что Питер Гринуэй высказал его в документальной версии "Тайн Ночного Дозора", которая называется Rembrandt's J'Accuse (200cool. В самом начале фильма, рассказывая о том, как у него возникла идея "расследовать" улики, зашифрованные на полотне Рембрандта, Гринуэй вкратце говорит о том, что его привлекло в творчестве Голландского мастера. Вот тут-то я и услышала о "кинематографичности" Рембрандта и то, что он - предтеча киноискусства. Вы это категорически не приемлите - у меня нет проблем с Вашим мнением. Вот только Ваши броские и хлёсткие убийственные эпитеты и сравнения как-то тоже в сон вгоняют - не Ваше это, критик.

ThomasRim
  • Киновед
  • Wed, 01 Jun 2011 20:03:16 +0400
Je ne regrette rien писал:

Вы знаете, когда я в первый раз услышала это мнение, "художник как предтеча киноискусства", оно мне тоже показалось небесспорным, но не вызвало такого отторжения, как у Вас. Может быть, потому, что Питер Гринуэй высказал его в документальной версии "Тайн Ночного Дозора", которая называется Rembrandt's J'Accuse (200cool. В самом начале фильма, рассказывая о том, как у него возникла идея "расследовать" улики, зашифрованные на полотне Рембрандта, Гринуэй вкратце говорит о том, что его привлекло в творчестве Голландского мастера. Вот тут-то я и услышала о "кинематографичности" Рембрандта и то, что он - предтеча киноискусства. Вы это категорически не приемлите - у меня нет проблем с Вашим мнением. Вот только Ваши броские и хлёсткие убийственные эпитеты и сравнения как-то тоже в сон вгоняют - не Ваше это, критик.

Теория кино Гринуэя, при всем моем уважении, - это ахинея разной степени спелости) факт очень известный) к примеру, в его представлении, кино уже давно умерло (1983 год, кажется), а он заново изобрел изобразительный кинематограф. эту теорию Гринуэй неоднократно подчеркивал, в том числе и во время его приезда в Москву) зал, состоявший в основном из Германов и Сокуровых, а также студентов, хохотал до упаду, конкретно дезориентировав почтенного англичанина) и что такое, кстати, "предтеча киноискусства"? Люмьеры ничего не говорили о Рембранте) равно как и Мельес) и почему эту очевидно бредовую идею ты считаешь нужным постулировать как непреложную истину, прикрываясь авторитетом Гринуэя?) реально оч интересно)
"сам дурак" )) блин, это же так ново thumbsup

moviefan_us
ThomasRim писал:

Теория кино Гринуэя, при всем моем уважении, - это ахинея разной степени спелости) факт очень известный) к примеру, в его представлении, кино уже давно умерло (1983 год, кажется), а он заново изобрел изобразительный кинематограф. эту теорию Гринуэй неоднократно подчеркивал, в том числе и во время его приезда в Москву) зал, состоявший в основном из Германов и Сокуровых, а также студентов, хохотал до упаду, конкретно дезориентировав почтенного англичанина) и что такое, кстати, "предтеча киноискусства"? Люмьеры ничего не говорили о Рембранте) равно как и Мельес) и почему эту очевидно бредовую идею ты считаешь нужным постулировать как непреложную истину, прикрываясь авторитетом Гринуэя?) реально оч интересно)
"сам дурак" )) блин, это же так ново thumbsup

Да нет, я не постулирую, но она меня как-то подвигла внимательнее на картины Рембрандта посмотреть с точки зрения компоновки, света с тенью, помещения источника освещения. Показалось интересно. Может быть, Рембрандт, не только один художник, мысль о котором наводит на истоки кино. Тут же другие, изученные Гринуэем в голову приходят: Вермеер, Де Ла Тур, Караваджо. Потом, говорить можно разные вещи, но в результате, кино Гринуэй делает всегда визуально интересное. Некоторые его фильмы я вообще умом понять не могу, но смотрю и наслаждаюсь. Он ещё сказал что-то вроде того, что "последние сто лет мы не кино делаем, а текст иллюстрируем" - тоже категорично, но есть в этом доля истины

fjlsdfkvl
Je ne regrette rien писал:

Да нет, я не постулирую, но она меня как-то подвигла внимательнее на картины Рембрандта посмотреть с точки зрения компоновки, света с тенью, помещения источника освещения. Показалось интересно. Может быть, Рембрандт, не только один художник, мысль о котором наводит на истоки кино. Тут же другие, изученные Гринуэем в голову приходят: Вермеер, Де Ла Тур, Караваджо. Потом, говорить можно разные вещи, но в результате, кино Гринуэй делает всегда визуально интересное. Некоторые его фильмы я вообще умом понять не могу, но смотрю и наслаждаюсь. Он ещё сказал что-то вроде того, что "последние сто лет мы не кино делаем, а текст иллюстрируем" - тоже категорично, но есть в этом доля истины

Подкупает Ваша всамделишняя, ни смотря ни на что вежливость)

moviefan_us
Bars2009 писал:

На сей раз Вы вняли нашим советам и отзывам и опубликовали достойный развернутый текст о фильме тоже весьма достойном и оригинальном. Со вздохом сожаления вычеркиваю этот фильм Гринуэя из своих планов на будущее, так как вполне согласен с Вашим анализом, посему ставлю (+)!

Уважаемый Барс, а почему две рецензии не могут соседствовать рядом? Я ещё не все правила изучила, но, по-моему видела на сайте фильмы с несколькими рецензиями. Ваша будет замечательная

Добавить комментарий