Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Fjlsdfkvl thumb
10/10

Апология

Рецензия на фильм «Брестская крепость»

6965 thumb

Не великий  фильм  о  Великой войне  (И. Угольников)

А скупа все-таки славянская слеза.  Широка натура русского человека, так что  в ней,  как в бездонном колодце тонут  и слезы,  и видимые переживания,  и всякий пафос. Внутренне богатство  за внешней скудостью.  Сикорский  удивлялся   живости и живучести  славянского характера, притом  что  «русский довольствуется  простой внешностью, не ищет удобств…» И  фильм А. Котта

– это точное отражение  русской ментальности. И смотреть его надо не под пиво или поп-корн. Иначе это просто оскорбление самого себя …, если ты русский, конечно. Но это так, лирическое отступление.

Неоднозначность  в оценках фильма может говорить только об одном – мы подсели на голливудское.  Голливуд на завтрак, обед и ужин – такое меню приводит к несварению умов. Не поймите меня неправильно, я не охаиваю американский кинопром ( я и сам благодарный потребитель),  но согласитесь – сравнивать «Спасти рядового Райана» и прочее  с «Брестской крепостью», это все равно, что гадать: что в русском  квасе от  американской колы. И если мы не проводим аналогии сознательно, то делаем это подсознательно. Потому молодежи,  привыкшей уже к американской патетике, кажутся серыми и не достойными внимания советские фильмы про войну.

А  «Брестская крепость» - это в первую очередь советский фильм.  С советскими лицами  и  небом  эпохи СССР.  С  претензией  на  документальность. При подготовке  сценария, помимо  «Брестской крепости» Сергея Сергеевича Смирнова  были проштудированы  сотни архивных  документов,  дневников и прочего. Говорить про ляпы в этом фильме  -  это уподобляться иезуиту,  изобретающему очередную казуистику. Я поверил создателям. Поверил   в правдоподобность,  жестокую,  неприглядную, как простреленная каска, не говорю уже про смысл, правильность и ценность фильма.

Это кино наше. Вся якобы  «не динамика»,  «чрезмерная панорамность», от того, что фильм наш. Это наследие советских режиссеров и операторов, которые в те (еще не далекие) времена изображали и акцентировали знаковые, эмоциональные  моменты  крупными планами. И сейчас такие приемы могут  показаться  несколько наивными, о чем я говорил  выше. Что ж, может быть. Но искренность картины не страдает от этого, потому что фильм относит нас в иную эпоху с иными категориями.  И герои в нем наши,  а не забугорные  прототипы. Не коммандос,  а скупые на слезу «русские  герои». Герои, до конца верящие, даже когда верить казалось было уже не во что. На всем протяжении и  чуть ли не до последних  кадров  зритель слышит:

-  Я крэпость..., я крэпость, веду бой. Держу оборону, жду подкрепления.

Эта фраза, красной нитью проходящая  через весь сюжет, есть неопровержимое свидетельство веры советских солдат. Веры в то, что «свои» никогда  не оставят,  что «все-таки прорвемся», что «все будет хорошо». Можно сказать, что советский солдат верил и надеялся, и это отчасти секрет русского  героизма.

Почему русского, а не советского? Да потому что Родина тогда была одна и не было деления на «черный/белый».  Были русские, воевавшие за свое Отечество, и были  враги - фашисты. И об этом фильм.

Вместо эпилога:
«Знамя, отданное мне Кижеватовым, я сохранил, как и свою память…и веру. Я и теперь продолжаю верить, и ты верь. Они живы, все, о которых я тебе рассказал, и те, про кого мало знаю. Все они живы…, где-то…»

@ Sat, 05 Mar 2011 18:15:51 +0300

Комментарии к рецензии (39)

Profess
  • Киновед
  • Sun, 06 Mar 2011 00:11:38 +0300

"Советские фильмы о ВОВ - тоже не абсолютный эталон для меня. Есть плохие и немало. Искренне стараюсь быть объективным."

Согласен, но есть фильмы совершенно недооцененные. Например, "В небе ночные ведьмы". Прекрасный фильм, который не увидишь по телевизору в человеческое время и не скачать хорошего качества. А этот фильм очень близок к "В бой идут..." confused

fjlsdfkvl
Лис писал:

Ну, что вы, Игоря, прям с Михалковым на одну полку... ейбога...
Хорошую идею вовремя реализовал, собрал знакомых и незнакомых, продюсеров и режиссеров со сценаристами...
Перцу, такого горячего, как у Михалкова, в Угольникове никогда не было, поэтому и получилось хорошо, но не так, как бывало у НМ, и ляпы не такие жуткие, как в последнем его опусе...
Такое все... более-менее знакомое и профессионально сделанное.
Но уж ваш эпиграф...
Ну будут дети вместо книг о Крепости, смотреть этот фильм. И верить. И правильно. Но на мой взгляд - маловато как-то, вторично. Да и откуда нашему поколению такое, как Герман или Бондарчук родить... Хотя - хз, операторов снимавших современные войны - я знаю, а вот сценаристы, прошедшие сами через мясорубку, что-то не ...
Не знаю... Надо детям в школе сочинение задать - *Достал ли фильм до сердца?* А там видно будет...

Маловато?! А что ж не "маловато" и не вторично тогда? И неужели, чтобы снять достойный фильм о героях "былых времен" надо обязательно пройти через "мясорубку"? Согласен, преемственность поколений нарушена, опыт дедов забывают, стараются забыть и в этом нам помогают. Ну и что? Надо опускать руки?

fjlsdfkvl
UserZero писал:

Я прочитал, когда услышал, что это действительно может быть упомянутый футбольный комментатор. Я помню его с 9 класса))) Считаю неглупым человеком, с чувством юмора, не лишенным здорового сарказма.

Рецензия прекрасная. Он грамотно изложил все то, что у меня шевелилось в виде малосвязных впечатлений. Под каждым словом могу подписаться.

Под каждым словом, говоришь.. А ведь совсем недавно уверял меня, что сравнивание Райана и Брестской крепости тебя " покоробило [twisted] "...

draiff

Неоднозначность в оценках фильма может говорить только об одном – мы подсели на голливудское. Голливуд на завтрак, обед и ужин – такое меню приводит к несварению умов. только за эту фразу уважуха и респект по жизни... +

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Sun, 06 Mar 2011 01:29:57 +0300
Кржемилек писал:

Под каждым словом, говоришь.. А ведь совсем недавно уверял меня, что сравнивание Райана и Брестской крепости тебя " покоробило [twisted] "...

Чего? eekУверял? Тебя??? Ссылку или цитату приведи.

fjlsdfkvl
Дед Пыхто писал:

Неоднозначность в оценках фильма может говорить только об одном – мы подсели на голливудское. Голливуд на завтрак, обед и ужин – такое меню приводит к несварению умов. только за эту фразу уважуха и респект по жизни... +

Брат, ты меня радуешь...Брат, потому что на одной волне - в последнее время меня заколебали требованиями доказательств, ссылок, сносок и проч. Хорошо, что пока не просят доказывать целесообразность любви к Родине.

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Sun, 06 Mar 2011 01:38:48 +0300
Кржемилек писал:

Брат, ты меня радуешь...Брат, потому что на одной волне - в последнее время меня заколебали требованиями доказательств, ссылок, сносок и проч. Хорошо, что пока не просят доказывать целесообразность любви к Родине.

Не брат ты мне, а если мне "мои" высказывания как контраргумент приводишь, будь любезен подкреплять это. А то детский сад получается. Смешно даже mrgreen

***

Заколебал ты себя сам. Не я ж из пальца высасываю мифические высказывания mrgreen И тебя не заставляю это делать.

fjlsdfkvl
UserZero писал:

Чего? eekУверял? Тебя??? Ссылку или цитату приведи.

< А откуда вообще мысли, что этот фильм сравнивают с голливудскими? В т.ч. с Райаном, который кстати не кокакола, а хороший фильм, а в русском квасе - не квасные ли патриоты?))) Тем более подсознательно : twisted : > - не твои слова?

fjlsdfkvl
UserZero писал:

Не брат ты мне, а если мне "мои" высказывания как контраргумент приводишь, будь любезен подкреплять это. А то детский сад получается. Смешно даже mrgreen

***

Заколебал ты себя сам. Не я ж из пальца высасываю мифические высказывания mrgreen И тебя не заставляю это делать.

Я тоже так думаю. Так что давай не будем разводить песочницу.

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Sun, 06 Mar 2011 01:43:18 +0300
Кржемилек писал:

< А откуда вообще мысли, что этот фильм сравнивают с голливудскими? В т.ч. с Райаном, который кстати не кокакола, а хороший фильм, а в русском квасе - не квасные ли патриоты?))) Тем более подсознательно : twisted : > - не твои слова?

А где тут сказано, что сравнение "крепости" с "Райаном" меня коробит, и тем более, что я тебя "уверяю"? Я спросил откуда мысли о сравнении, притом назвал "Райана" хорошим фильмом. Ээээ? У тебя богатая фантазия mrgreen

Добавить комментарий