Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bbbear thumb
3/10

Европейский вектор Павла Первого

Рецензия на фильм «Бедный, бедный Павел»

13920 thumb

Фильм - очередной (третий) в серии об Отечественной истории. За Павлом Первым - его играет замечательный актер Сухоруков Виктор, прочно закрепилась репутация "странного правителя": в учебниках истории он всегда представлен как тупой наследник Екатерины, сторонник узких солдатских камзолов, париков и прусских приёмов строя - но Фридриха II, как гениального полководца, восхваляли в то время на все лады во всех странах Европы. Так в чем его винить? Может, для опровержения существующих оценок создан фильм? Оказывается, нет...

В фильме достаточно бегло и кое-что отражено. Но, если честно, то содержание не успевает за изображением: видно, что роскошные кринолины и такие же гренадерские шлемы, просторные залы Павловского дворца и новостройка Михайловского замка затмевают главное - что же сделал государь-император в своем быстротечном правлении? Получается, ничего. И университетский, скажем, бакалавр, так ничего и не узнает из обрывков фраз об истории царской династии: "Матушка сказала", "Я - Петров внук,помазанник божий", и т.п загадки.Под каждым кадром нужно ставить подпись: "Это сын Павла - будущий император Александр Первый, устроивший заговор против отца и низвергший Наполеона". "Это - архитектор Бренна, автор проекта Михайловского замка". И т.п. Герои неузнаваемы. 

Костюмы героев, может, и отражают эпоху, но пошиты отвратительно, особенно женские: у милой любовницы Лопухиной бесформенная юная фигура в этих одеждах, справедливо не возбуждающая никого, кроме Павла І, императрица из-за платья похожа на всех остальных дев и танцовщиц - не отличишь, граф Пален (О. Янковский) меняет парики каждый день и ни один ему не к лицу. Вот с орденами получилось. И с раздачей титулов - барон, вы теперь граф, великий князь - вы теперь император.

Какие-то печальные фигуры появляются в кадре - жены отставных по приказу Павла чиновников с плачущими  детьми, английский лекарь, нарушивший клятву и рассказывающий кто есть Павел (на основании томографических и иных компьютерных обследований?- bbbear.) - "сын алкоголика и блудницы". Зачем и в каких целях? Нет ответа.

Кульминация фильма - убийство Павла, превращена режиссёром в плохо снятую ссору бомжей в дорогих камзолах в строящемся помещении за последний огурец.

А теперь о том, что сделал Павел Первый.

Он ликвидировал льготы и првлегии для дворян, установленные его матерью, Екатериной Великой. И вот что странно: ни один закон, ни одно положение установленное Павлом I не было отменено его сыном Александром I, а большинство законов разработанных Павлом и им введенных просуществовало вплоть до 1917 года.

Но об этом фильм не снимешь, конечно... Скучно.

И это следовало дать хотя бы в завершающих титрах

@ Mon, 29 Dec 2014 19:52:26 +0300

Комментарии к рецензии (87)

vaxmurka

незнаю.. если честно вы фильм не совсем разбили в пух,если так его хотели разбить.

kakapo
  • Кинокритик
  • Mon, 29 Dec 2014 20:54:53 +0300

Плюсану.
Потому что после прочтения хочется вникнуть в моменты истории и попытаться разобраться, кто есть кто.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Mon, 29 Dec 2014 22:32:01 +0300

Я никак не могу соотнести название рецы с её текстом. Причем здесь "европейский вектор"? Это то, что должно было быть в фильме? twisted
_________________
Я же тоже сегодня ничего не пил..., а двоится.

DIONIS08
  • Кинокритик
  • Mon, 29 Dec 2014 23:12:42 +0300

Думается мне, режиссер и не ставил задачу реабилитировать Павла, ему важно было показать противоречивый характер и суть эпохи - Сухоруков и Янковский сделали это блестяще. Сложные отношения между самодержавным отцом и блекленьким сыном, предательство главного советника - все это в фильме есть. А чтобы понять Павла, существуют хорошие документальные фильмы - "Черные мифы о Руси", "Английский след в убийстве императора", ну и книги Боханова того же.

DIONIS08
  • Кинокритик
  • Mon, 29 Dec 2014 23:18:01 +0300
NIKI писал:

Я никак не могу соотнести название рецы с её текстом. Причем здесь "европейский вектор"? Это то, что должно было быть в фильме? twisted
_________________
Я же тоже сегодня ничего не пил..., а двоится.

Европейский вектор автор связывает с оценкой Павла, представленной в фильме, насколько я поняла. Потому что авторами пропаганды против него были именно англичане, а заговорщики - их креатура. Но я не со всем согласна: как по мне, так в фильме Павел как раз очень даже положителен. И главный его указ о трехдневной барщине - сразу звучит с экрана. Сухоруков показал его именно так, как описывали Павла историографы и современники, причем по обе стороны конфликта. А сцена с амнистированными - отличная эмоция, главный нерв фильма.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Tue, 30 Dec 2014 00:00:51 +0300
fairyvendy писал:

Европейский вектор автор связывает с оценкой Павла, представленной в фильме, насколько я поняла. Потому что авторами пропаганды против него были именно англичане, а заговорщики - их креатура. Но я не со всем согласна: как по мне, так в фильме Павел как раз очень даже положителен. И главный его указ о трехдневной барщине - сразу звучит с экрана. Сухоруков показал его именно так, как описывали Павла историографы и современники, причем по обе стороны конфликта. А сцена с амнистированными - отличная эмоция, главный нерв фильма.

Во всей Западной Европе, окромя Австрийской империи, уже давно отменено крепостное право, а Павло Первый его законодательно регламентирует и это называется "европейский вектор"? twisted Забавно вышло.
_________________________
Россияне, не учите вы свою историю как надо. Из всех российских императором, самым что ни наесть проевропейским был именно сын Павла Первого: Александр Первый. Именно он хотел отменить крепостное право полностью во всей России и начал с прибалтийских губерний. Но он так там отменил, что потом туда надо было вводить войска. Его известный закон 1803 года о вольных хлебопашцах, который разрешал дворянам отпускать крепостных на волю по всей России (ведь раньше даже отпустить нельзя было; дворянин отвечал за своего крепостного и вред им учиненный). Потом хотел создать первый в истории России парламент (поручил Сперанскому разрабатывать законопроект). Ввел для всех госчиновников обязательное высшее образование. Хотел создать правительство (даже его не было). Хотел реформировать законодательство. А потом как вспыхнуло восстание декабристов: дал назад. Крепостное оставил, Госсовет стал совещательным органом, а закон про обязательное образование отменили, реформировали только уголовное законодательство чтобы лучше людей сажать, а первое в истории России правительство создал Николай Второй. Вот так вот. Самая большая в мире страна начало ХХ века встречала как феодальное отсталое государство, которая никак не хотела расставаться с крепостничеством. Вот и теперь ваш Глава Конституционного Суда РФ заявляет, что "крепостничество - это скрепа российской нации". Я был в шоке, когда ЭТО услышал от чиновника такого ранга. Как же все-таки вас хотят забросить далеко...назад. twisted
_________________________
Это твоя реальная фотка?

DIONIS08
  • Кинокритик
  • Tue, 30 Dec 2014 00:08:24 +0300
NIKI писал:

Во всей Западной Европе, окромя Австрийской империи, уже давно отменено крепостное право, а Павло Первый его законодательно регламентирует и это называется "европейский вектор"? twisted Забавно вышло.
_________________________
Россияне, не учите вы свою историю как надо. Из всех российских императором, самым что ни наесть проевропейским был именно сын Павла Первого: Александр Первый. Именно он хотел отменить крепостное право полностью во всей России и начал с прибалтийских губерний. Но он так там отменил, что потом туда надо было вводить войска. Его известный закон 1803 года о вольных хлебопашцах, который разрешал дворянам отпускать крепостных на волю по всей России (ведь раньше даже отпустить нельзя было; дворянин отвечал за своего крепостного и вред им учиненный). Потом хотел создать первый в истории России парламент (поручил Сперанскому разрабатывать законопроект). Ввел для всех госчиновников обязательное высшее образование. Хотел создать правительство (даже его не было). Хотел реформировать законодательство. А потом как вспыхнуло восстание декабристов: дал назад. Крепостное оставил, Госсовет стал совещательным органом, а закон про обязательное образование отменили, реформировали только уголовное законодательство чтобы лучше людей сажать, а первое в истории России правительство создал Николай Второй. Вот так вот. Самая большая в мире страна начало ХХ века встречала как феодальное отсталое государство, которая никак не хотела расставаться с крепостничеством. Вот и теперь ваш Глава Конституционного Суда РФ заявляет, что "крепостничество - это скрепа российской нации". Я был в шоке, когда ЭТО услышал от чиновника такого ранга. Как же все-таки вас хотят забросить далеко...назад. twisted
_________________________
Это твоя реальная фотка?

Вы как-то мимо букв читаете. Я написала "в оценке Павла", а не в его политике.

Он не "законодательно регламентировал крепостное право", а сделал первый шаг к его послаблению, запретив работы по выходным дням и ограничив права дворян. А откуда было взяться либерализму Александра? Уж не от бабки ли, которая распустила дворян до того, что те и вовсе перестали работать, а крестьяне - подниматься на бунт?
Самым "проевропейским" был Петр I. А разрабатывать законопроект по парламенту, насколько мне известно, не "Александр поручил Сперанскому", а сам Сперанский как раз предложил.

И что-то я непоняла, это у вас после восстания декабристов Александр "дал ход назад"? biggrin

NIKI60
  • Кинокритик
  • Tue, 30 Dec 2014 00:11:48 +0300
fairyvendy писал:

Вы как-то мимо букв читаете. Я написала "в оценке Павла", а не в его политике.

Он не "законодательно регламентировал крепостное право", а сделал первый шаг к его послаблению, запретив работы по выходным дням и ограничив права дворян. А откуда было взяться либерализму Александра? Уж не от бабки ли, которая распустила дворян до того, что те и вовсе перестали работать, а крестьяне - подниматься на бунт?
Самым "проевропейским" был Петр I. А разрабатывать законопроект по парламенту, насколько мне известно, не "Александр поручил Сперанскому", а сам Сперанский как раз предложил.

И что-то я непоняла, это у вас после восстания декабристов Александр "дал ход назад"? biggrin

А что значит "в оценке Павла"? Блин, все используют сегодня загадочные термины, только им понятные.
___________________________
А как же, сразу как декабристов казнили, было создано всем известное Третье отделение МВД или проще говоря жандармерия.
___________________________
Петро Первый самодур, а не проевропейский политик.
_________________________
Павло Первый запретил крепостничество? Я упал. Читайте его указ 1796 года, которым он сделал крепостными селян Юга Украины, Приазовья и Дона. Это те земли, что были приграничными раньше к Крымскому ханству и там пока людей не трогали, чтобы не сотрудничали с татарами, а как Ханство присоединили к России, с людьми больше никто церемониться не стал.

DIONIS08
  • Кинокритик
  • Tue, 30 Dec 2014 00:18:21 +0300
NIKI писал:

А что значит "в оценке Павла"? Блин, все используют сегодня загадочные термины, только им понятные.
___________________________
А как же, сразу как декабристов казнили, было создано всем известное Третье отделение МВД или проще говоря жандармерия.
___________________________
Петро Первый самодур, а не проевропейский политик.
_________________________
Павло Первый запретил крепостничество? Я упал. Читайте его указ 1796 года, которым он сделал крепостными селян Юга Украины, Приазовья и Дона. Это те земли, что были приграничными раньше к Крымскому ханству и там пока людей не трогали, чтобы не сотрудничали с татарами, а как Ханство присоединили к России, с людьми больше никто церемониться не стал.

Только Александр на тот момент уже лежал в земле. Либо пугал крестьян под маской Фёдора Кузьмича, как сейчас любят рассказывать. А претворял в жизнь реакцию Николай Павлович.

Оценка - это мнение, сформированное теми или иными средствами пропаганды. Против Павла был информационный заговор, выгодный сначала для Екатерины, а потом для англичан, предсказуемо не обрадованных связью Павла с Наполеоном, его посягательствами на Мальту и совместными планами похода на Индию.

Это Вивьен Ли.

dafafa13
  • Кинокритик
  • Tue, 30 Dec 2014 00:18:46 +0300
fairyvendy писал:

Думается мне, режиссер и не ставил задачу реабилитировать Павла, ему важно было показать противоречивый характер и суть эпохи - Сухоруков и Янковский сделали это блестяще. Сложные отношения между самодержавным отцом и блекленьким сыном, предательство главного советника - все это в фильме есть. А чтобы понять Павла, существуют хорошие документальные фильмы - "Черные мифы о Руси", "Английский след в убийстве императора", ну и книги Боханова того же.

Это будущий Александр Первый блекленький сын)?

Не буду даже комментировать "креатуру англичан"

"Против Павла был информационный заговор" - думаю, тоже комментариев не нужно))

Добавить комментарий